Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Суверенитет, его структура и типы




Признаки государства.

Современная концепция нации-государства.

Целью политики в нации-государстве является утверждение единой, мощной идентичности сообщества как членов нации и граждан государства. Для этого государство проводит гомогенизирующую ассимиляторскую политику в области образования, культуры и языка. В сфере электоральной политики автономистские партии не рассматриваются как партнеры по коалиции, а сепаратистские партии либо объявляются вне закона, либо маргинализируются. Примеры подобной модели – Португалия, Франция, Швеция, Япония. Такая политика облегчается, если в государстве в качестве культурной общности с политическим представительством мобилизована лишь одна группа, которая видит себя единственной нацией в государстве.

Сравнивая модели «нации-государства» и «государства-нации», Альфред Степан (американский политолог, соавтор Линца)_ строит следующий ряд оппозиций:

1. приверженность одной «культурной цивилизационной традиции» против приверженности более чем одной такой традиции, но с условием, что приверженность разным традициям не блокирует возможности идентификации с общим государством;

2. ассимиляторская культурная политика против признания и поддержки более чем одной культурной идентичности;

3. унитарное государство либо мононациональная федерация против федеративной системы, часто асимметричной, отражающей культурную разнородность.

В других работах Степан также отмечает, что для модели «нации-государства» более характерна президентская, а для «государства-нации» – парламентская республика.

1. особый аппарат управления социальными процессами – профессиональные управленцы, занимающиеся руководством и регулированием общественных отношений.

2. строго ограниченная территория - законы, правила, нормы действуют только на этой территории

3. высшая власть (суверенитет)

4. легальное применение силы. Государство обладает монополией на физическое принуждение отдельных граждан, групп, организаций к выполнению его решений.

5. монопольное право на денежную эмиссию и и взимание с населения различных налогов и сборов, которые используются для материального поддержания социальной организации жизни.

6. гражданство.

 

Теория национального или государственного суверенитета сформировалась вместе в концепцией государства-нации. Еще Ж.Боден говорил о том, что государство без суверенитета немыслимо. Суверенная власть не зависит от какой-либо иной власти, и наоборот все остальные власти зависят от нее, берут от нее свою легитимность.

Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела.

Различают суверенитет внутренний и внешний. Внутренний – право и полномочия повелевать всеми людьми обитающими на национальной территории, как гражданами данного государства так и не гражданами. Внешний суверенитет призван обеспечить территориальную целостность и невмешательство во внутренние дела страны со стороны внешних сил.

Кроме того суверенитет делится на: народный, национальный, государственный.

 

Государственный суверенитет - состояние государства, при котором она самостоятельно определяет свою внутреннюю и внешнюю политику.

Изначально понятие «суверенитет» возникло как определенная характеристика государства, его атрибут. Суверенитет всегда связывали с государственной властью, он выражал ее способность быть в обществе абсолютной независимой силой.

Государственный суверенитет имеет точное содержание и рамки применения. Он констатирует следующие его моменты:

- суверенитет только исключительно характеризует государственность, выделяя и подчеркивая ее отличие от других общественных явлений.

- суверенитет связан с волей народов, населения государственно оформленной территории.

- суверенитет является объективной реальностью, не требующей чьего-либо утверждения, но предполагающей использования его в качестве основы других государственно-правовых явлений.

Абсолютного государственного суверенитета нет, и быть не может, ибо на современном уровне цивилизации в условии единого мирового хозяйства неустранимые взаимозависимости государств по экономической, экологической, гуманитарной и многим другим линиям.

Народный суверенитет означает, что именно народ осуществляет свою власть самостоятельно. Именно народ является единственным источником государственной власти. Он осуществляет ее как непосредственно, так и через представительные органы в формах и пределах установленных Конституцией. Суверенная воля народа является определяющей для выработки и проведения курса внутренней и внешней политики.

Именно народ узаконивает государственную власть и осуществляет контроль за их деятельностью. Для этого используются перевыборы должностных лиц, которые получают от народа мандат на пребывание в должности.

Народный суверенитет является первичным по отношению к государственному суверенитету, однако он может быть реализован лишь при условии существования государственного суверенитета.

Суверенитет нации выражается в возможности нации распоряжаться своей судьбой, самоопределятся в экономической, государственной, духовной сферах.

Нацией является историческая общность людей, складывающейся в процессе формирования их территории, экономических связей, языка, культуры.

Концепция “мягкого суверенитета ” (еще один вид суверенитета)

В межгосударственных отношениях происходят ограничение суверенитета в пользу международного права, пересмотр прежних постулатов о незыблемости границ, признается возможность их изменения, региональная интеграция, делегирование функций от государств-наций международным организациям. Все эти факторы приводят к ограничению и “размягчению” суверенитета.

После 11 сентября центральным в новой американской стратегии построения безопасного мира является понятие государств-неудачников, или, вернее, неудавшихся государств (failed states). Речь идет о странах вроде Афганистана, Сомали или Йемена, где государство распалось и не может поддерживать порядок, а потому становится источником терроризма, наркоторговли или незаконной миграции.

Британский министр иностранных дел Джек Стро пишет в "The Financial Times: "Мировой порядок, выстроенный после второй мировой войны, не приспособлен для решения проблемы failed states". Послевоенный мировой порядок и сделал возможным появление failed states, объявив священным принцип неизменности существующих границ и необратимости раз обретенного суверенитета. До этого проблема решалась за счет "естественного отбора": неэффективные государства – как в мире бизнеса – распадались или поглощались более сильными соседями.

Содержание "Монтеррейского консенсуса" показывает, что Запад выбирает другой подход к проблеме суверенитета – новое столетие будет веком "мягкого" суверенитета, выросшего на концепции гуманитарных интервенций 90-х гг. Объявляя государственность основой экономического прогресса, Запад тем самым гарантирует незыблемость государственного суверенитета и неизменность сегодняшнего "административно-территориального деления" мира. Запад подтверждает, что существующие сейчас failed states будут реанимированы и сохранятся как государственные образования. Но сохранение принципа незыблемости суверенитета парадоксальным образом неизбежно означает отмену принципа неограниченности суверенитета: реконструировать failed states можно только грубо нарушая их суверенитет, вводя на их территорию войска, навязывая им выборы и западную модель политического устройства. Более того, увязывая финансовую помощь с политическими реформами, Запад фактически не оставляет странам третьего мира выбора: в перспективе те из них, которые откажутся от таких реформ (а значит, и от финансовой помощи), будут объявлены failed states.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2891; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.