Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Древнейшие типологии форм правления




Формы правления.

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ - в теории государства и права и в конституционном праве понятие, характеризующее структуру, порядок образования и организацию высших органов гос-ной власти и установленный в данном государстве порядок отношений между ними. Ф.п. определяется прежде всего организацией верховной гос-ной власти. Главным, определяющим признаком Ф.п. является статус главы государства (выборный и сменяемый или наследственный). В зависимости от этого различают 2 основные Ф.п. - монархию и республику.

 

Аристотель:

Властвует в пользу Общего блага(правильная форма) Личного блага(неправильная форма)
Один монархия тирания
Несколько аристократия Олигархмя
Все (или как можно больше) Хорошая демократия (полития) Плохая демократия

Платон:

Аристократия (идеальный тип), тимократия (в нее вырождается аристократия с появлением частной собственности и делением людей на рабов и свободных. Такое государство будет вечно воевать), олигархия (в нее вырождается тимократия. Этот строй основан на имущественном цензе, у власти только богатые, бедняки отстранены от власти., в низ зреет ненависть против алчных и никчемных богачей, приводящая к перевороту в государстве и установлению демократии), демократия (опьяняет свободой, чрезмерная свобода обращается в чрезмерное рабство, из нее вырастает ее противоположность - тирния), тирания (наихудшая форма правления, где царят беззаконие, произвол и насилие).

Полибий выделял 6 форм государства, которые в порядке их возникновения и смены занимают следующее место в рамках полного их цикла: царство – тирания – аристократия – олигархия – демократия – охлократия.

Царство – с течением времени вождь – самодержавец незаметно и естественно превращается в царя. Царская власть становится наследственной, со временем цари перестают заботиться о подданных, а вместо этого предаются излишествам, что вызывает ненависть, недовольство и зависть подданных, вследствие чего царство превращается в тиранию.

Тиранию Полибий характеризует как начало упадка власти. тирания – время козней против властелинов. При чем козни эти исходят от людей благородных и отважных, не желающих переносить произвол тирана. При поддержке народа эти благородные люди свергают тирана и учреждают аристократию.

Постепенно аристократия вырождается в олигархию, при этой форме царят злоупотребления властью, корыстолюбие, беззаконие, стяжательство. Успешное выступление народа против олигархов приводит к наступлению демократии. При жизни первого поколения учредителей демократии высоко ценятся свобода и равенство, но постепенно толпа привыкшая кормиться за счет чужих подачек, выбирает себе в вожди отважного честолюбца, а сама устраняется от государственных дел, демократия вырождается в охлократию.

Охлократия - наихудшая и последняя форма государства с точки зрения кругооборота. она вырождается в царство.

Цицерон.

Критерии различения форм государственного устройства он усматривал в «характере воли» тех, кто правит государством. В зависимости о числа правящих он различал 3 простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократия) и народную власть (демократию).

Все эти простые формы, по Цицерону, несовершенны.

Наилучшей формой правления Цицерон считает смешанную форму, которая образуется путем равномерного смешения положительных свойств 3 простых форм.

Цицерон выступал за строй сенатской республики.

 

Распределение полномочий между органами государственной власти как основа типологии форм правления. (см. ниже)

Республика, ее типы и разновидности.

Респу́блика (лат. res publica, «дело народа») — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (или государственными органами) на определённый срок. В настоящее время из 194 государств мира более 140 являются республиками.

Классификация республик связана с тем, каким именно образом осуществляется государственная власть и кто из субъектов государственно-правовых отношений (президент или парламент) наделён большим количеством полномочий.

Парла́ментская респу́блика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. При такой форме правления правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль и др.). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.

В полномочия парламента, помимо законодательства, входит контроль за правительством. Кроме того, парламент обладает финансовой властью, поскольку он разрабатывает и принимает бюджет государства, определяет пути социально-экономического развития, курс внутренней, внешней, а также оборонной политики государства.

Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления. Это и является главным видом контроля парламента за исполнительной властью.

В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует по три представителя от каждой области, избранных областными советами. В Федеративной Республике Германия президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. В парламентских республиках выборы могут быть также и всеобщими, например, в Австрии, где президент избирается населением сроком на 6 лет.

При этой форме государственного правления говорят о «слабом» президенте. Обшие направления деятельности, которыми, порой, конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрассигнует акты президента.

Тем не менее, глава государства при такой форме правления обладает определенными серьезными полномочиями. Он обнародует законы, издаёт декреты, награждает, имеет право роспуска парламента, формально назначает главу правительства (только главу партии или блока партий победившей на выборах), является главнокомандующим вооружённых сил, имеет право амнистировать осуждённых.

Президент, являясь главой государства, не является здесь главой исполнительной власти, то есть правительства. Премьер-министр формально назначается президентом, но это может быть только глава фракции, имеющей парламентское большинство, и необязательно глава победившей партии. Как уже замечено выше, важной особенностью парламентской республики является то, что правительство правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием парламента.

 

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.

Отличительные черты президентской республики:

1. внепарламентский метод избрания президента (либо населением — Беларусь, либо коллегией выборщиков — США),

2. неепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент.

Президент является и формально и юридически главой правительства (пост премьер-министра отсутствует как, например, в США), или он назначает главу правительства. Правительство несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку,

В целом, при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентарной республикой (является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку), но в президентской республике часто президент лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента).

 

Президентские республики распространены в странах Латинской Америки. Эта форма правления встречается также в некоторых странах Азии и Африки. Правда, подчас в этих странах власть главы государства на деле выходит за конституционные рамки, и, в частности, латиноамериканские президентские республики неоднократно характеризовались исследователями как суперпрезидентские.

 

Смешанная республика (также может называться полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) — форма государственного правления, находящейся между президентской и парламентарной республиками

С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).

Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1155; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.