Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этнические общности




Эта модель обладает заметными отличительными достоинствами. Однако существуют риски, которые могут вызвать конфликты и усугубление конфликтных отношений в международном пространстве.

· Суверенность государств и анархичность международных отношений определяет в настоящее время закрытость и недоверие, а также дилемму, перед которой вновь оказалось человечество, - дилемму безопасности.

· Превосходство и игра мускулами несет новые риски и потенциальную угрозу безопасности и может привести к новым конфликтам, т.е. если результат конфликта «нулевая сумма» т.е. кто-то выиграл, а кто-то однозначно проиграл, то это не решает проблемы, а только усугубляет ее.

«ideal politic»- во главу угла ставит все международные акты и документы, подписанные государствами-членами ООН и других международных организаций. Прежде всего это Декларация прав человека (1948 г.), Заключительный Хельсинкский акт (1975 г.), основные пункты Устава ООН и т.д. Это направление предполагает определение правового пространства в конфликтных отношениях между сторонами и признание, а самое главное - исполнение ими этих норм, которые будут регулировать любые конфликтные отношения в рамках международного права. Критикуя принципы этого направления, многие ученые подчеркивают, что только идеалисты и либералы думают, что люди будут жить в гармонии благодаря природе, закону и морали.

Кетрин Барнс (Институт по разрешению конфликтов, Лондон) определяет следующие компоненты этого подхода;

· Совместные организации по безопасному развитию (система региональных организаций, система организаций ООН).

· Сохранение и развитие системы международных режимов (правовых, торговых, транспортных, экономических и др.).

· Признание и приверженность общечеловеческим нормам и ценностям.

· Торговая независимость и сотрудничество.

· Демократический мир и развитие гражданского общества.

· Сохранение мира и развитие концепции безопасности.

· Добросовестное выполнение государствами норм международного права.

 

«conflict resolution»- учитывает ограниченность первого и второго направления. Данный подход предполагает всесторонний анализ конфликтных отношений, выявление глубинных причин конфликта, работу медиаторов, изучающих, ценности, потребности и нужды участников конфликта и через диалог и политические механизмы формулирует оптимальный подход, модель и формулу решению конкретной возникшей проблемы. Отличительной чертой этого подхода является то, что здесь учитываются интересы всех сторон, тогда как в подходе «real politic» часто учитываются интересы только сильной стороны, а другой часто «слабой», обладающей меньшими ресурсами не учитываются. Данный подход по отношению к каждому конкретному конфликту предполагает разработку специальной модели, которая бы делала вопрос о его разрешении возможным и долгосрочным.

Джон Бертон [14] (США)

Он выделяет три общие распространенные разновидности конфликтных отношений: споры, острые разногласия и собственно конфликты.

споры - стороны имеют общие интересы и цели, но не существует согласия в области методов их достижения: типичным является нарастание напряжения вследствие неадекватного уровня знаний, неправильного восприятия или различий в приоритетах.

Споры могут быть разрешены в результате успешного менеджмента, включающего улучшение уровня коммуникации и решения проблем.

острые разногласия - интересы и цели сторон несовместимы. Поскольку ситуация сводится к победе или поражению, стороны могут стремиться к достижению соглашения. Острые разногласия не перерастают в конфликт, когда у сторон есть выбор и авторитет, признаваемый ими и способный разрешить спорную ситуацию. Во внутриполитических разногласиях это, может быть, например, конституционный суд, в разногласиях между государствами - нормы международного права.

конфликты - включают ситуации с наличием не подлежащих обсуждению потребностей, достижение договоренности по которым невозможно, как, например, убежденность в том, что противная сторона угрожает идентичности, безопасности или выживанию. Разрешение конфликтов, по Дж. Бертону, требует действий по удовлетворению глубоких потребностей сторон.

Другой американский ученый - С. Митчел дает характеристику конфликтной ситуации следующим образом. В центре конфликтных отношений, по его определению, находится проблема, и в процессе конфликта стороны проявляют определенное отношение как к самой проблеме, так и к стороне, для которой эта проблема тоже представляет определенный интерес. Эти отношения находят свою реализацию в конфликтном поведении сторон. Этот казалось бы очень несложный треугольник подчас бывает совсем не легко разрешить.

Границы возможного в конфликтных отношениях, по мнению того же Дж. Бертона, характеризуются следующими составляющими, и при анализе их можно применять ко всем сторонам конфликта. Вкратце их можно охарактеризовать как

позиции - желания, высказанные партиями;

цели - то, что они хотят получить в конечном итоге;

интересы - то, что они хотят на самом деле, и мотивация, лежащая в основе их целей;

ценности - это важные для партии верования и принципы, а также влияние, которого они хотят достичь, и почему;

потребности - это основные требования человеческого развития и человеческого достоинства. Например, выживание, признание идентичности, безопасность - если возможность удовлетворения основных человеческих потребностей блокирована, это станет главным источником глубоко укоренившегося конфликта.

Горизонтальные и вертикальные полит.конфликты:

Внутриполитические конфликты разделяют на позиционные(горизонтальные) и оппозиционные(вертикальные).

Субъекты позиционных конфликтов-полит.институты, организации осуществляющие власть и руководство в рамках данной системы(в разных ветвях власти,институт.федерал.власти, субъектах федерац.)Предмет конфликтов- отдельные элементы полит.системы и полит.правящих кругов,не соответствующие интересам и целям системы, отдельным группам правящих сил. Это частные конфликты, их разрешение ведет к частным изменениям в полит.власти.

Субъекты оппозицион.конфл- это с одной стороны властвующие элиты и выражающие их интересы партии, гос.институты,организации, лидеры,с другой-организации представляющие подвластные массы, полит.активные группы выступающие против существ.власти. Предмет конфликта-существующая гос.власть в целом. Разрешение конфликта-смена правящего режима.

По направленности конфликты(просто конфликты, а не политич.конфликты!) делятся на "горизонтальные", "вертикальные" и "смешанные". К "горизонтальным" относятся такие конфликты, в которых не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг другу. К "вертикальным" конфликтам от- носятся те из них, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены и "вертикальные" и "горизонтальные" составляющие

Междисциплинарный и адисциплинарный подход в современной конфликтологии:

АДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД (в конфликтологии) — в отличие от междисциплинарного подхода, не признает никаких границ знаний и предполагает целостное понимание феномена социального конфликта. Предложен основателем резолюционистского направления в конфликтологической мысли Дж. Бертоном, который призывал при анализе конфликтности современных общественных процессов исходить из синтеза отдельных отраслей знания. В каждом конкретном случае конфликта А. п. помогает определить, каким д. б. приемлемый уровень анализа, единица анализа и какие общественные науки в своей совокупности являются наиболее подходящими для его адекватного понимания и разрешения

Междисциплинарный подход -Особенность междисциплинарного подхода состоит в том, что он допускает прямой перенос методов исследования из одной научной дисциплины в другую. Перенос методов, в этом случае, обусловлен обнаружением сходств исследуемых предметных областей. Следует отметить, что, для сохранения границ дисциплинарных коробок, в междисциплинарных исследованиях всегда присутствуют «ведущая» и «ведомая» дисциплины. Все результаты, даже те, которые получены при помощи методологии «ведомой» дисциплины, интерпретируются с позиции дисциплинарного подхода «ведущей» дисциплины. Поэтому междисциплинарный подход предназначен, прежде всего, для решения конкретных дисциплинарных проблем, в решении которых какая-либо конкретная дисциплина испытывает концептуальные и методологические трудности.

Всеобщие и часные политические конфликты:

В политологическом аспекте наиболее значимые конфликты те, что одновременно охватывают все уровни социальной и политической структуры, затрагивают и вовлекают максимально возможное в конкретных условиях число участников (всеобщие конфликты).

Частные полит.конфликты -это конфликты затрагивающие единичные полит. и соц. структуры и косающиеся ограниченного круга участников.

Явные и латентные полит.конфликты: Явный п.к.-это конфликт характери­зующийся тем, что его последствия совпадают с целями, которые про­возглашали и преследовали оппоненты конфликта. Например, если правительство России, начиная военные действия с чеченскими бан­дитскими формированиями, заявило об их ликвидации и на самом деле добилось этого. Явная функция конфликта — это также победа шахтеров в их конфликте с администрацией, если они преследо­вали именно эту цель.

2 Скрытые (латентные) п.к.— такой к., когда его последствия обнаруживаются лишь с течением времени и который в определенной степени отличаются от намерений, ранее провозгла­шенных участниками конфликта. Латентные функции могут выра­жаться также в том, что его последствия вообще могут оказаться неожиданными и не отвечающими целям участников конфликта. Так, никто из участников Чеченского конфликта не предполагал, что в ходе его будут уничтожены установки по переработке нефти, которых в республике было большое количество, и в результате возникнет опасность экологической катастрофы не только в Чечне, но и за ее пределами.

Глобальные, межгосударственные, региональные и локальные полит.конфликты:

В зависимости от уровня участников полит.конфликт может быть: межгосударственным(субъект- государства и их коалиции);региональные (субъекты- региональные политич.силы) С. Хантингтон «региональные- т.е на уровне этнических отношений);локальными и глобальными(С. Хантингтон «столкновение цивилизаций» на уровне цивилизаций) по уровню формирования и проявления

Конфликты с нулевой и ненулевой суммой: А.Г. Здравомыслов выделяет два вида конфликтов; конфликт с нулевой и конфликт с ненулевой суммой.

С нулевой -урегулирование невозможно, т.к. ценности не совпадают, выигрыш одной стороны равен проигрышу другой, в итоге сумма выигрышей оказывается нулевой.

Так, гражданские войны он считает ситуацией с нулевой суммой или близкой к ней, как и конфликты, связанные с территориальными спорами или определением статуса той или иной территории -например, конфликт в Нагорном Карабахе или Боснии в начале 90-х

Итог конфликта с ненулевой суммой проявляется, когда нет очевидного победителя и в итоге каждая сторона признает интересы противников. Чаще всего это проявляется в ситуации, когда стороны идут на компромисс. Так, например, итогом конфликта в Таджикистане стало заключенное между противоборствующими сторонами соглашение о мире. В результате в стране было создано коалиционное правительство.. Также он выделяет конфликты с отрицательной суммой -когда нет ни победителя, ни побежденного. Наиболее яркий пример – гипотетический: глобальный ядерный конфликт, который заканчивается глобальным уничтожением обеих сторон.

Функции политического конфликта: позитивные и негативные: Под функцией, конфликта понимаются определенные в тех или иных временных рамках последствия или направленность его воздействия на общество в целом или на отдельные сферы жизнедеятельности.

Особенностью функций конфликтов является то, что проявляются они впоследствиях, по завершению конфликта. Функции-последствия политического конфликта: · политические;· экономические;· военные;· экологические;· демографические.

Функции конфликта могут быть позитивными и негативными.

К позитивным можно отнести:

-функция разрядки напряженности между антагонистами. Конфликт играет роль "последнего клапана", "отводного канала" напряженности. Общественная жизнь освобождается от накопившихся страстей;

-коммуникативно-информационная и связующая функция. В ходе столкновения стороны больше узнают друг друга, могут сближаться на какой-либо общей платформе;

-стимулирующая функция. Конфликт выступает движущей силой социальных изменений;

-содействие формированию социально необходимого равновесия. Своими внутренними конфликтами общество постоянно "сшивается воедино";

-функция переоценки и изменения прежних ценностей и норм общества.

К негативным функциям конфликта можно отнести следующие:

-угроза раскола общества;

-неблагоприятные изменения во властных отношениях;

-раскол в малоустойчивых социальных группах и международных организациях;

-неблагоприятные демографические процессы и др.

Возможности предотвращения(предупреждения) политических конфликтов:

Предупреждение конфликта — это деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на ту или иную сторо­ну, тот или иной элемент общественной системы. Естественно, что такая деятельность представляет собою активное вмешательство управляющего субъекта (одной или обеих сторон предполагаемого конфликта) в реальный процесс общественных от-ношений людей, в их взаимодействие в различных сферах жизни

Предпологает:

1. прогнозирование конфликта. Без обоснованного прогноза воз­можной конфликтной ситуации нельзя и предупре­дить ее появление. Прогноз — это представление о будущем конфликте с определенной вероятностью указания места и времени его возникновения. (определение противоречия, обусловливающего дан­ную проблемную ситуацию, которая может поро­дить конфликт, противоречие, выражаемое в про­блеме, суть причина возможного конфликта., выявление тенденций изменения данной ситуации, развития противоречий и раскрытия проблемы.-описание собы­тийного ряда, т.е. совокупности событий, проявля­ющих проблему во взаимодействии субъектов, а также прослеживание объективной последователь­ности и взаимосвязи событий, анализ прин­ципов и норм функционирования данной системы (подсистемы), временного и пространственного фак­торов ее изменения, а также социально-экономичес­ких, политических, идеологических и социально-пси­хологических условий).

2.формулиро вания прогностической модели и оценка ее досто­верности т.е.выработка тех или иных вариантов ожидаемых проявлений конфлик­тной ситуации.

3. осуществление согласования позиций и интересов противоречивых субъектов в пространстве их соци­ального единства, согласия по более важным воп­росам общественной жизни.

Стратегия предотвращения конфликтов включа­ет систему деятельности, совокупность этапов и ме­тодов управления конкретным процессом противо­речивых взаимоотношений общественных субъек­тов. Различаются этапы частичного и полного предотвращения конфликтов: Частичное пре­дотвращение становится возможным при условии блокирования действия одной из причин данного конфликта и ограничения его негативного влияния на интересы противоборствующих сторон. Страте­гия полного предотвращения предполагает нейтра­лизацию действия всего комплекса детерминирую­щих конфликт факторов, что и позволяет направить взаимодействие субъектов в русло их сотрудниче­ства во имя реализации совпадающих интересов.

Предотвращение социальных конфликтов воз­можно при наличии соответствующих ресурсов: эко­номических, политических, социальных, идеологи­ческих, правового обеспечения.

Стадии развития полит.конфликта: предконфликтная, конфликтная и послеконфликтная:

Всякий конфликт в собственном смысле слова может быть пред­ставлен тремя этапами: 1) начало, 2) развитие, 3) завершение. К собственно конфликту примыкают еще два периода: 1) предконфликтный и 2) послеконфликтный.

Таким образом, общая схема динамики конфликта складывается из следующих периодов:

1) предконфликтная ситуация (латентный период)-это возможность. А не действительность конфликта, который вызревает постепенно, по мере развития и обострения противоречий т.е. есть реальная возможность возникновения конфликта, но она еще может быть разрешена бесконфликтным путем;

2) открытый конфликт (собственно конфликт)если не удалось разрешить предконфликтную ситуацию «мирным» путем, то ситуация переходит в открытый конфликт. Противоречия уже не возможно не замечать.каждая сторона открыто защищает свои интересы.Каждый их субъектов пытается привлечь на свою сторону как можно больше союзников, средств давления на другую сторону, разные ресурсы(администр, политические.материал). Ни одна из сторон не хочет идти на уступки или компромис:

А) инцидент (начало конфликта) т.е. случай инициирующий открытое противоборство сторон, надо отличать от повода- это то конкретное событие, которое служит толчком, предметом к началу конфликтных действий. При этом оно может возникнуть случайно, а может и специально придумываться, но во всяком случае повод еще не есть конфликт. В отличие от этого инцидент — это уже конфликт, его начало.

Например, Сараевское убийство — убийство наследника австро-венгерского престола Франца-Фердинанда и его жены, осуществ­ленное 28 июня 1914 г. (по новому стилю) в городе Сараево, было использовано Австро-Венгрией как повод для развязывания Первой мировой войны. Уже 15 июля 1914 г. Австро-Венгрия под прямым давлением Германии объявила войну Сербии. А прямое вторжение Германии 1 сентября 1939 г. в Польшу — это уже не повод, а инцидент, свидетельствующий о начале Второй мировой войны.

Б) эскалация (развитие) конфликта - это ключевая, самая напряженная его стадия, когда происходит обострение всех противоречий между его участника­ми и используются все возможности для победы в противоборстве., Среди основных моментов, характеризующих этап эскалации конфликта, можно выделить в первую очередь следующие:

I) созданиеобраза врага;

II) демонстрацию силы и угрозу ее применения;

III) применение насилия;

IV) тенденцию к расширению и углублению конфликта.

В) завершение конфликта- Это последний этап открытого периода конфликта. Он означает любое его окончание и может выражаться в коренной перемене цен­ностей субъектами противоборства, появлении реальных условий его прекращения или сил, способных это сделать.;

3) послеконфликтный период- когда ликвидируются основныевиды напряжен­ности, отношения между сторонами окончательно нормализуются и начинают преобладать сотрудничество и доверие. Однако завершение конфликта не всегда приводит к миру, случается так, что завершение экономич.конфликта провоцирует политический и т.д.

.

Методы и формы урегулирования полит.конфликтов в «традиционной теории конфликта»(Р.Дарендорф)

Формы регулирования п.к(Дариндорф).: 1) переговоры - создание органа, в котором конфликтующие стороны регулярно встречаются с целью ведения переговоров по всем острым темам, связанным с конфликтом, и принятия решений установленными способами;

2) посредничество - привлечение третьей стороны и соглашение сторон от случая к случаю выслушивать посредника и рассматривать его предложения;

3) арбитраж - либо добровольное обращение к третьей стороны, но обязательное исполнение ее решений, либо обязательное обращение, но добровольное принятие решения;

4 ) обязательный арбитраж - находится на грани между регулированием и подавлением. И обращение и исполнение решения обязательно.

Методы разрешения конфликтов (Дариндорф)1) насильственное подавление 2) “отмена” конфликтов.

Т.о., разрешение конфликтов невозможно, возможно только их регулирование. Этот вариант предполагает ряд условий: - конфликт признается двумя сторонами неизбежным, целесообразным и оправданным; - манифистирование, т.е. создание конфликтных групп; - принятие участниками “правил игры”(типовых соглашений, конституций, уставов), в соответствии с которыми они желают разрешать свои конфликты.

 

Следует отметить, что понятия «завершение конфликта» и «раз­решение конфликта» не тождественны. Разрешение конфликта есть частный случай, одна из форм завершения конфликта, и выражает­ся в позитивном, конструктивном решении проблемы основными участниками конфликта или третьей стороной. Но помимо этого формами завершения.

Основные методы разрешения конфликтов: 1. Метод избегания конфликта. Но избегание конфликта не означает его фактического разрешения, т.к. само противоречие, лежащее в основе конфликта противоборствующих сторон, остается.2. Отрицание или подмена конфликта, способ отношения к конфликту, когда ему дают возможность тлеть и перемещают в другую плоскость. Например, политический деятель, ведущий избирательную кампанию, чтобы набрать максимум голосов должен избегать четкой позиции по реальным противоречиям и руководствоваться такими сценариями, которые способствуют более широкомуобъединению и ведут к согласию между политическими субъектами.3. Метод конфронтации. Обязательно выдвигает на авансцену политики явно неразрешимый антагонизм во всей его грубой неприкрытости. Но конфронтация же может вести к кризису и крушению политического режима. 4. Метод откладывания конфликта. Сдача "на милость победителя" – действие довольно распространенное в практике политической борьбы. Следует отметить тот факт, что сторона, сдавшая свои позиции, по мере накопления сил и изменения ситуации в ее пользу, как правило, делает попытку вернуть утраченное в прошлом. 5. Примирение сторон на основе сближения их позиций и интересов через посредника. В роли посредника могут выступать согласительные комиссии, менеджеры по конфликтам, отдельные политические деятели или страны (в межгосударственных конфликтах). Этот метод разрешения конфликтов зафиксирован в Гаагской конвенции 1907 года. На американском континенте действует несколько договоров о мирном разрешении споров. На африканском континенте действуетПротокол Комиссии по посредничеству, примирению и арбитражу Организации Африканского Единства. 6. Третейское разбирательство или арбитраж. Считается, что этот метод имеет существенные недостатки, т.к. его применение может привести лишь к затягиванию конфликта на долгие годы. 7. Переговоры, которые необходимы для того, чтобы избежать применения насилия. Они возможны, когда между сторонами имеется хотя бы минимальная сфера совпадающих интересов.Очевидно, что одним из главных условий согласия (консенсуса) является терпимость соперников друг к другу, инакомыслию.

Политический конфликт как форма политического изменения:

Д.Локвуд и Дж. Галдторп как неомарксистские теоретики конфликтологии:

Теория международных конфликтов:

Конфликт и консенсус в современных общественных процессах(С.М. Липсет):

 

17. Межэтнические отношения как предмет политологического анализа

Этнические общности: сущность, социально-историческая природа и основные типологические разновидности. Понятийный аппарат анализа этнических общностей. Дискуссии о соотношении категорий «этническое» и «национальное» в научной литературе 90-х годов: исходные методологические ориентации и позиции сторон. Теоретические образы «этнокультурной нации» и «нации как согражданства» («гражданской нации»). Феномен межэтнических отношений в ракурсах этносоциологии и политологии. Соотношение систем социальной стратификации и этнической дифференциации. Качественное состояние полиэтничных обществ. Смысловое взаимодействие понятий «национальная политика» и «этническая политика» («этнополитика»). Предмет этнополитологии. Объекты этнополитического исследования. Категории и понятия этнополитологии. Методы исследования. Место этнополитологии в структуре политического знания.

1. Межэтнические отношения как предмет политологического анализа

Этнические общности: сущность, социально-историческая природа и основные типологические разновидности. Понятийный аппарат анализа этнических общностей. Дискуссии о соотношении категорий «этническое» и «национальное» в научной литературе 90-х годов: исходные методологические ориентации и позиции сторон. Теоретические образы «этнокультурной нации» и «нации как согражданства» («гражданской нации»). Феномен межэтнических отношений в ракурсах этносоциологии и политологии. Соотношение систем социальной стратификации и этнической дифференциации. Качественное состояние полиэтничных обществ. Смысловое взаимодействие понятий «национальная политика» и «этническая политика» («этнополитика»). Предмет этнополитологии. Объекты этнополитического исследования. Категории и понятия этнополитологии. Методы исследования. Место этнополитологии в структуре политического знания.

ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ (в этнографии) - исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией; термин "этническая общность" близок понятию "народ" в этнографическом смысле.

Этническая общность, этнос, исторически сложившаяся устойчивая группировка людей - племя, народность, нация. Основные условия возникновения Этническая общность - общность территории и языка - выступают затем и в качестве её главных признаков. Нередко Этническая общность складываются и из разноязычных элементов (например, многие нации Америки). Дополнительными условиями сложения Этническая общность могут служить общность религии, близость компонентов Этническая общность в расовом отношении или наличие значительных метисных (переходных) групп. В ходе этногенеза, под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определенных природных условиях и других причин, формируются характерные для Этническая общность черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик. У членов Этническая общность появляется общее самосознание, видное место в котором занимает представление об общности их происхождения. Внешним проявлением этого самосознания является общее самоназвание - этноним. Сформировавшаяся Этническая общность выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путём преимущественно этнически однородных браков и передачи новому поколению языка, культуры, традиций, этнической ориентации и т. д. Этническая общность подвержены изменениям в ходе этнических процессов - консолидации, ассимиляции и т. п. Для более устойчивого существования Этническая общность стремится к созданию своей социально-территориальной организации (в классовом обществе - государства).

В Советской этнографии была выдвинута идея иерархии этнических общностей, связанная с тем, что один человек может принадлежать (причислять себя) одновременно к нескольким этническим общностям, одна из которых полностью включает в себя другую. Например, русский может считать себя донским казаком и одновременно славянином.

· элементарные этнические единицы (микроэтнические единицы)

К этому уровню, главным образом, относится семья - элементарная общественная ячейка, которой принадлежит немалая роль в воспроизводстве этноса. Так же к этому уровню можно причислить человека (этнофора), как непосредственного носителя этнических свойств.

· субэтнические подразделения

Субэтносы занимают промежуточное положение между микроэтническими единицами и этносами.

· основное этническое подразделение

Это и есть собственно "этнос".

· макроэтнические общности или метаэтнические общности

Макроэтническая общность - образование, охватывающее несколько этносов, но обладающее этническими свойствами меньшей интенсивности, чем включаемые в неё этносы. Выделяются следующие макроэтнические общности: метаэтнополитические, метаэтнолингвистические, метаэтноконфессиональные, метаэтнохозяйственные и т.д.

В советской школе этнографии в русле дуалистической концепции этноса была принята следующая градация этносов в широком смысле (ЭСО), впоследствии эта градация была перенесена на этнос вообще:

· Род - группа людей, которая основана на кровных связях.

· Племя - этнос эпохи первобытно-общинного строя или периода его разложения.

· Народность - окончательно не сформировавшееся сообщество людей, объединённых общим пространством, культурой, языком и т.д., в котором ещё присутствуют значительные внутренние различия.

· Нация - в настоящее время чаще всего используемое понятие в этнографической литературе. Соответствует развитому индустриальному и постиндустриальному обществу с сильной самоидентификацией. При этом в советской этнографии было принято деление на социалистические и капиталистические нации, которое в результате крушения социалистической системы потеряло смысл.

 

Предмет этнополитологии. Предмет этнополитологии — это генезис этнических, этнонациональных, межэтнических, этнокультурных отношений в системе социально-политических процессов, институтов, влияние этнического и этнонационального фактора на политическую власть, идеи, политико-правовые нормы, отношения власти, деятельности политических учреждений, партий и движений в сфере этнонациональных отношений.

Этнополитология изучает этнические общности и этнические процессы (этнонациональные, этносоциальные, этнокультурные, этноконфессиональные, межэтнические) в системе политических, политико-правовых и властных отношений, процессов и институтов (государств, партий, международных надгосударственных политических организаций и других).

Предмет этнополитологии имеет двоякую природу, причем разные авторы и школы расставляют разные акценты:

1) этнические факторы политического процесса, участие, роль и место этнических общностей в политическом процессе и политических отношениях;

2) политику государств, партий и других политических институтов по отношению к этническим общностям, политическое влияние на этнические процессы.

Методы исследования. Этнологический, этнографический, социологический, политологический, нормативно-ценностный, функциональный, системный, сочетание анализа и синтеза, исторического и логического моделирования и т. д. Этнический, этнографический уровни — это предмет этнологии. А социологический, политологический уровни в большей степени становятся предметом этнополитологии. Этническое в ходе активного участия в социально-политических процессах все в большей степени подвергается социализации и политизации. И в этом плане обретает статус этнонационального, скажем так, этнической нации. В дальнейшем или в своем становлении, или в содружестве с другими этнонациями она формируется в политическую нацию, нацию-государство. Все эти уровни следует учитывать и не противопоставлять друг другу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.