КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВОПРОС № 18
этнос как исторически сложившиеся на определенной территории устойчивую совокупность людей, обладающими общими качествами, особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознание). Ряд ученых, например, Ю.В. Бромлей, рассматривают этнос как социокультурное явление, как общность, обладающую этническим самосознанием, т.е. обладающими общими чертами, стабильными особенностями культуры и психологического склада, сложившиеся на определенной территории. По мнению Л.Н. Гумилева, этнос биологические понятия, феномен биосферы, целиком относящиеся к явлениям природы. Отсюда следует, что главенствующим в отношениях между этносами является человеческий фактор, а соцкультурное воздействия малоэффективно. Однако, исторический опыт человечества, в особенности, последних десятилетий опровергает такой тезис. Во всем мире сейчас проживает около 5000 народов, причем более 90% из них находятся в составе многонациональных государств. Роль национального фактора за последнее время значительно возросла: она неоднозначна в разных частях мира. Европа демонстрирует миру одновременно два процесса: экономическое и политическое сближение в Западной Европе и суверенизацию Восточной, где во многом национализм определяет политические движения. Однако эти процессы носят отнюдь не абсолютный характер. Распад В это же время в Европе удалось преодолеть ряд межнациональных конфликтов существовавших столетия: спор об Эльзасе с Лотарингией между Таким образом, можно отметить, что этнические процессы носят пульсирующий характер: разделительные процессы, при которых национальное развитие и размежевание протекает очень бурно, чередуется и соседствует с объединительными, при которых идет консолидация или даже слияние близких по языку и культуре этносов в один. Близким к объединительному, но не тождественному является процесс ассимиляции, при котором происходит слияние этнического меньшинства с числено преобладающим этносам. В рамках многонационального государства находится межэтническая интеграция, т.е. экономическое, социальное и другие формы взаимодействия сложившихся этносов в рамках общей государственности. В бывшем СССР процессы сближения и интеграции носили во многом односторонний характер, реакцией на него стало обособление этносов во имя самосохранения. Современная политология определяет национальный вопрос как проблему неравноправных национальных отношений и борьбу за их социально-политическое и социально-эконмическое разрешение. Национальные отношения пронизывают все структуры общественных отношений, поэтому любая проблема общественной жизни может принять национальную окраску. Национальный вопрос является продолжением социальных условии развития этноса, а национальный вопрос совокупность проблем, связанных с взаимодействием этносов в многонациональном государстве, а также условиями свободного развития этносов. Итогом пути к конституционному решению национальных проблем в современном мире в 19 веке, который сопровождался двумя мировыми войнами, многими гражданскими войнами и актами национальной вражды, стали следующие выводы: национальные споры должны решаться на основе переговоров законным путем; национализм ни разу не привел к благосостоянию граждан, но почти всегда приводил к войне; наиболее эффективен путь решения национальных проблем за счет компромисса. К трудным путям снятия национальной принадлежности относятся попытки предъявить этническое первородство в качестве доказательства права на территорию (до сих пор имеются попытки использовать такое право в спорах в Государство должно создавать максимальные условия для свободного развития этносов и формирования национальной терпимости, используя при этом системы воздействия средствами массовой информации, законодательные акты и т.п. Демократические принципы разрешения национального вопроса могут определить так: -право наций на самоопределение (хотя нередко это противоречит другому принципу международного права-права на территориальную целостность государства); -автономия, под которой понимается широкое внутреннее самоопределение для компактно проживающим этноса; -приоритет права личности; -равноправие этносов проживающих на одной территории. Существуют определенные государственно-правовые формы решения национального вопроса; они заключаются в: - создании автономных образований в рамках унитарного государства -создании федеративного государства (Индия, Швейцария и др.) В современном мире национальное государство по-прежнему остается основной формой политической организации. поэтому в сравнительных политических исследованиях оно и рассматривается как базовая аналитическая единица. Принятый в современной сравнительной политологии способ характеристики национального государства предполагает выделение четырех этапов его развития В европейских странах развитие национальных государств началось в 16-17 столетиях. Главными составляющими были: Правители многих молодых независимых государств сталкиваются с проблемами, мало отличающимися от занимавших их европейских коллег два-три столетия назад. Традиционные племенные вожди сопротивляются усилиям по центализации не менее отчаянно, чем когда-то феодальная знать Франции или русские удельные князья. В итоге во многих развивающихся странах государство так и не устоялось, а правительственные органы испытывают острый диффицит дисциплины и независимости от трайбалистских интересов чиновников. Чудовищная коррупция и самовластие чиновников, использующих государство для своего личного обогащения,- вовсе не редкие черты современных развивающихся стран. Иногда такое государство называют Даже во многих европейских странх процесс национального строительства до сих пор не завершен. Можно выделить социальные сдвиги, в решающей мере споспособствовавшие развитию борьбы за политическое участие. К числу таких сдвигов относятся: На последнем этапе своего развития национальное государство сталкивается с проблеммами распределпения, т.е. с вопросом о том, каким образом и в какой степени правительсвенные решения воздействуют на распределения материальных и других ресурсов. Будучи в извесном смысле вечным, этот вопрос приобретает первоочередной характер лишь тогда, когда пройдены этапы государственного строительства и участия. Федеративное государство представляет собой объединение самостоятельных государств, имеющих свою конституцию, верховные органы власти, законодательство и гражданство. При этом все эти признаки переносятся на общефедеративный уровень. Конфедерация является союзом независимых госсударств на основе договора, при этом отсутсвует общая территория и гражданство. В рамках конфедерации происходит лишь объединение в отределенных областях: внешняя политика, военная политика. Органы власти могут отменять решения конфедерации на своей территории. Таким образом, если федерация- это объединение суверенных государств, являющихся субъектами одного единого многонационального госсударства, то конфедерация не обладает таким качеством субъектов и является рыхлым, аморфным союзом, необходимым в условиях неустойчивости и конфликтности существования этносов на одной территории. Проблемы национального устройства СССР всегда была очень важной: на территории бывшего СССР проживало 128 этносов, составляющих 40 наций, около Национальные отношения внутри Российской федерации характеризуются многликостью и усилением центробежных явлений. Это становиться понятным, если оценить тот факт, что в течении многих десятилетий шло разрушение индификации этносов за счет унификации и абсолютизации тенденций к сближению наций. Серьезный анализ проблем этносов был невозможен, а национальные отношения сводились к классовым. Движение к свободе сопровождается появлением многих разъединительных процессов, в ходе котрых идет разрушение весьма длительных культуных, экономических и иных связей между этносами. Будущее россии может быть связанно лишь с объединением этих этносов, проживающих в России, но с объединением доброврльным, гибким, учитывающим тот существующий факт суверенизаций республик и автономий. Попытки игнорировать национальные образования вообще, создание унитарного госсударства, как и попытки утверждения понятий “коренной нации” и подчинения всех интересов, в т.ч. интересов личности, национальному интересу в узком его понимании способны привести к катастрофе и страну, и нации, и их лидеров. Поскольку существует серьезный объективный, прежде всего экономический интерессохранения целостности России, дополненный длительной исторической традицией, то разединительная тенденция как выражение стремления этносов к возрождению, может обрести созидательное начало на основе нового баланса интересов и баланса сил.
Блок 2. История политической мысли и философские вопросы в политической науке
19.Политическая онтология: учение о политическом бытии Природа мира политического. Место политической сферы в структуре общества. Политическая онтология античности. Политическая теология. Креационизм и эсхатология средневековой политической философии. Обособление мира политического и изменение парадигмы политической онтологии. Конфликтность как сущностная конструкция политического бытия в классических политических теориях. Постмодернистские трактовки политического бытия. Интегративная роль политического. Понятие пространства и его значение для политического знания. Структура политического пространства. Цивилизационный подход к политическому пространству (теории Н.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби). Проблема «Восток – Запад». Развитие представлений о времени в истории философии. Циклическая и линейная модели политического времени. Эсхатологизм и финализм в политической философии. Проблема «конца истории». Прерывность и непрерывность политического времени. Неравномерность временных параметров политических изменений. Временная последовательность и детерминация. Революционный и реформистский подходы к политическому времени. 20. Политическая аксиология: политические ценности, проблема справедливости и равенства в политической философии Понятие политических ценностей. Политические ценности в системе социальных ценностей. Соотношение политических ценностей и политических норм. Политические идеалы. Политическая утопия. Философские основания политического утопизма в трудах Платона, социалистов-утопистов, марксистов. Философские основания тоталитаризма. Цели и средства в политике. Н.Макиавелли и «макиавеллизм». Проблемы справедливости и равенства в политической философии. Философские основания представлений о справедливости и равенстве у Конфуция, Платона, Аристотеля, Ж.-Ж.Руссо, К.Маркса. Теория либеральной справедливости Дж.Ролза: общественное благо, частный интерес, равные возможности. Индивидуализм и коллективизм, альтруизм и эгоизм с точки зрения политической философии. Основные принципы, ценности и идеалы «открытого» и «закрытого» обществ: политическая аксиология К.Поппера. Ценности либерально-демократической политической философии
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 894; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |