Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гражданское общество в незападных социумах




Критика марксистами питалась очевидными противоречиями самой прозападной версии ГрОб. (В США чернокожие американцы только к середине 1950-х гг. были признаны в качестве полноправных граждан)

Обсуждение всех этих явных противоречий дало толчок не только к пересмотру классической концепции гражданского общества, но и к глубоким сомнениям в возможностях ее дальнейшего существования => возникновение принципиально новой постмодернистской концепции ГрОб + феминистская литература.

Изучение процессов перехода от авторитарных форм правления к демократии в Латинской Америке, в странах Центральной и Восточной Европы также стимулировало тенденцию к «переоценке ценностей» в постмодернистском направлении.

Возможны различные ГрОб для различных времен и обстоятельств. М. Леонтьев: в ГрОб нет ничего существенно демократического, и поэтому сама концепция одновременно апеллирует как к представителям маргинализированных социальных движений, так и к демократическим элитам.

Классическая модель ГрОб была объявлена постмодернистами «статичной» и ей была противопоставлена «модель участия», выдвигавшая на передний план «позитивные права» граждан — участников массовых движений и коллективных действий, свойствами которых являются мобильность, творчество, продуктивность, ассоциация, жизненность.

В транзитологической литературе ГрОб - развитие политических институтов, приобретение конституционных прав (протестные организации, как польская «Солидарность», венгерский «Демократический форум» стали рассматриваться в качестве основных элементов рождающегося ГрОб).

Социализм советского типа не признавал и был несовместим с существованием легитимных форм автономных организаций, представлявших экономические, социальные и культурные интересы. «Организованная безответственность» плановой экономики, старые партии и массовые организации не были носителями такого типа политического образования, который способствует выявлению, артикуляции и организации индивидуальных и групповых интересов, независимых от государства. Но либеральные демократии, о стремлении создать которые декларативно заявляли сменившие коммунистов новые правительства, не могут функционировать вне таких независимых организаций, формирующих многообразные интересы общества и участвующих в разработке и принятии политических решений. Профсоюзы, частные организации, независимые СМИ отсутствовали в соц обществах.

Исключение составляли столицы и крупные города, где традиции университетского образования и развитая система массовых коммуникаций способствовали возникновению заинтересованных групп. В результате мирные революции в странах Центральной и Восточной Европы (а в дальнейшем и в России) возглавлялись и осуществлялись не каким-то новым восходящим социально-экономическим классом, но небольшой политической контр-элитой. Протестующие массы — рабочие и служащие играли некоторую роль только в весьма короткий период массового народного протеста и драматического «поворота власти» в 1989—1990 гг.

Стратегия «мирной революции» и либеральных реформ, ориентированных на создание «нормального» западного общества, опиралась на своеобразную интеллигентскую мифологию: легитимность новой системы обеспечивалась легендой о диссидентах как моральной и культурной элите общества. Проведение «неолиберальных реформ» сверху изначально предусматривало жесткую запрограммированность узко-групповых интересов => новая элита не смогла обрести прочных позиций в обществе и функционировала как изолированный «политический класс». Реакцией на такую форму элитарной политики стала враждебность народа ко всякой партийной политике.

 

40 Выборы и избирательная система в России

Избирательный процесс в России. Избирательные системы. Современная избирательная система в России. Механизм проведения выборов. Функции выборов. Технология избирательной борьбы. Особенности выборов в России. Электоральное поведение граждан. Политические предпочтения. Политическая культура России: традиции и современность. Политическая культура и политический процесс. Составные элементы политической культуры России: познавательный, нравственно-оценочный, поведенческий, ценностные отношения. Основные традиции политической культуры России. Патернализм в политической культуре. Типы политических культур в современной России. Своеобразие политической культуры в Российской Федерации




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.