Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В.71. Качество. контроль качества




Качество — это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые требования. К объектам относятся: продукция, услуги, труд, производственные процессы, качество жизни.

Проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество - комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др.

Важней составляющей всей системы качества является качество продукции.

Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000. Эти стандарты установили четкие требования к системам обеспечения качества, положили начало сертификации систем качества.

Стандарты ИСО - жесткая ориентация на потребителя при строгом соблюдении культуры производства. Качество можно представить в виде пирамиды.

Качество Качество фирмы Качество работы Качество продукции

Показатель качества — это характеристика степени пригодности продукции удовлетворять определенные потребности. Признак продукции - это качественная или количественная характеристика любых ее свойств или состояний. Номенклатура показателей качества зависит от назначения продукции. Она должна давать возможность определять количественные характеристики ее свойств и обеспечивать возможность оценки уровня качества. Показатели качества имеют наименование и численное значение, их классифицируют по пяти признакам:

1. по количеству характеризуемых свойств:

-единичные показатели;
-комплексные показатели;

-интегральные показатели.

2. по характеризуемым свойствам:

- показатели функциональной и технической эффективности (производительность станка);

-конструктивные показатели (габариты);

-показатели состава и структуры (процент серы в коксе);

-показатели надежности (срок службы);

-показатели экономичности (себестоимость, цена, рентабельность);

-гигиенические показатели (освещенность, температура);

-антропометрические показатели (соответствие конструкции изделия размерам и форме тела человека);

-физиологические показатели;

-психологические показатели;

-эстетические показатели;

-показатели технологичности (удельная трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость, изготовление и эксплуатация);

-показатели стандартизации и унификации;

-патентно-правовые показатели (характеризуют степень патентной чистоты и защиты изделий и технических решений);

-экологические показатели;

-показатели безопасности;

-показатели транспортабельности (соответствие изделий условиям транспортировки, требование специального транспорта, тары или отсутствие их).

3. по способу выражения:

-в натуральных единицах;

-в стоимостных единицах.

4. по этапам определения:

-прогнозные показатели;

-проектные показатели;

-производственно - эксплуатационные показатели.

5. по форме выражения:

-абсолютные показатели;

-относительные показатели;

-удельные показатели.

Контроль качества является одной из важнейших функций управления качеством. Контроль качества - деятельность, включающая проведение измерений, экспертизы, испытаний, оценки одной или нескольких характеристик объекта, и сравнения полученных результатов с установленными требованиями. Его проводят на всех стадиях создания и существования продукции (проектирование, производство, эксплуатация, потребление) и по всем его видам (товары, услуги, процессы).

В связи с необходимостью контроля качества были разработаны методы сбора, обработки и анализа информации о качестве. Контроль качества независимо от совершенства применяемых для этого методик предполагает прежде всего отделение хороших изделий от плохих. Естественно, что качество изделий повышается за счет выбраковки некачественных изделий.

Современные фирмы сосредотачивают внимание не на выбраковке брака, а на его предупреждении, на тщательном контролировании производственного процесса и осуществляют свою деятельность в соответствии с концепцией "регулирование качества". Виды контроля делятся на две большие группы: -виды технического контроля; -виды статистического контроля.

Технический контроль - это поверка соответствия продукции или процесса установленным требованиям. На предприятиях он проводится органами технического контроля. Виды технического контроля можно классифицировать по следующим признакам:

1.По этапам процесса:

• Входной контроль;

• Операционный контроль;

• Приемочный контроль.

2.По полноте охвата:

• Сплошной контроль;

• Выборочный контроль.

3.По связи с объектом контроля во времени:

• Летучий контроль;

• Непрерывный контроль;

• Периодический контроль.

4.По возможности последующего использования продукции:

• Разрушающий контроль;

• Неразрушающий контроль.

5.По использованию средств контроля:

• Измерительный контроль;

• Регистрационный контроль;

• Органолептический контроль.

6.По проверке эффективности контроля:

• Инспекционный контроль.

7.В зависимости от исполнителя:

• Ведомственный контроль;

• Государственный надзор.

8.По уровню технического оснащения:

• Ручной контроль;

• Механизированный контроль;

• Автоматизированный контроль;

• Автоматический контроль.

Все эти виды контроля в той или иной степени воздействуют на ход технологического процесса и корректируют его.

9.По типу проверяемых параметров и признаков качества:

• Контроль геометрических параметров;

• Металлографический контроль;

• Функциональный контроль;

• Контроль дизайна.

При любом виде контроля должна быть методика или инструкция его проведения с подробным описанием технического оснащения процесса контроля, действия контролера, способа фиксирования результатов и использование их в управлении качеством.

Большую роль в обеспечении качества продукции играют статистические методы, целью которых является исключение случайных изменений качества продукции. Такие изменения вызываются конкретными причинами, которые надо установить и устранить. Статистические методы получают все большее распространение благодаря развитию ЭВМ. К ним относятся:

Метод расслоения - показатели качества «расслаивают» по факторам, затем
определяют степень влияния того или иного фактора на качество.

Графики используют для установления зависимости количественных величин и их
изменений во времени.

Диаграмма разброса строится как график зависимости между двумя параметрами.

Диаграмма Порето позволяет наглядно представить величину потерь в
зависимости от различных дефектов и сосредоточить внимание на тех, которые
приводят к большим потерям.

Причинно-следственная диаграмма применяется при анализе дефектов,
приводящих к наибольшим потерям.

Контрольная карта - разновидность графика, в котором отмечены допустимые
границы, разброс характеристик в нормальных условиях течения процесса. Выход
за пределы допустимых границ требует анализа причин и принятие мер.

Гистограмма представляет собой столбчатый график и применяется для
наглядного изображения распределения значений показателей по частоте,
повторяющихся за определенный период времени.

Многие из оценок качества продукции вытекают из самих особенностей сбора информации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.