Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Музееведение




Материалы по истории родного края хранятся в государственных архивах и музеях. Существует целая научная дисциплина, МУЗЕЕВЕДЕНИЕ или МУЗЕОЛОГИЯ, которая изучает историю музеев, их общественные функции, теорию и методику музейного дела.

МУЗЕЙ - (от греч. музеум – храм муз), научно-исследовательские или научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.

Типы музеев:

- научно-просветительские,

-исследовательские,

-учебные.
Профили музеев:

-Исторические,

-технические,

-сельскохозяйственные,

-естественно-научные,

-искусствоведческие,

- литературные,

- мемориальные,

-комплексные,

-краеведческие и др. возникли в 15-16 вв.

Особое место в системе краеведческих исследований занимают народные историко-краеведческие музеи, создаваемые при сельских советах, колхозах, совхозах, дворцах и домах культуры, клубах, предприятиях, и других учреждениях по инициативе краеведов и при их непосредственном участии. К ним тесно примыкают историко-краеведческие музеи школ, училищ, техникумов. Все они создаются и работают на общественных началах,

являются центрами, где концентрируются материалы, собранные краеведами. Их задача – собирать, хранить, изучать, и экспонировать памятники истории и культуры края в целях воспитания и образования учащейся молодежи и школьников.

Сложились следующие профили историко-краеведческих музеев:

-историко-революционные,

-боевой и трудовой славы,

-мемориальные,

-истории учебных заведений,

- промышленных предприятий,

-колхозов,

-совхозов,

Чаще всего создаются музеи комплексного профиля, отражающие в своей экспозиции историю края, с древнейших времен до наших дней, его хозяйство, культуру, природные условия. В отдельных случаях выбирается более узкий профиль – археологический, этнографический, литературный, художественный.

Музей открывается при наличии собранных краеведами коллекций подлинных памятников истории и культуры, на основе которых создана экспозиция музея определенного профиля, актива, способного проводить воспитательную и культурно-просветительскую работу среди населения при помощи музейных экспонатов, помещения и минимально необходимого оборудования, обеспечивающего сохранность и условия для показа собранных коллекций.

В феврале 2007 г. у нас в техникуме был открыт музей истории создания Минского техникума предпринимательства. Приказ об его открытии был издан директором техникума Борейко Г.С. Материалы музея рассказывают об истории создания техникума, его первых выпускниках, педагогах, о современной жизни учебного заведения. В 2008 г. выпускник программного отделения Каменко А.В. создал виртуальный музей МТП.

Музеи учебных заведений отличаются от остальных музеев тем, что вся их деятельность включается в общий план учебно-воспитательной работы школы (училища, техникума). Основным признаком музея является наличие коллекций подлинных материалов, которые дают возможность с необходимой полнотой раскрыть события, факты, явления. Не все собранные материалы можно использовать в экспозиции музея, а только те, которые достаточно полно могут отразить основные вопросы темы.

В связи с этим необходимо различать основной и вспомогательный фонды музеев. К основным фондам относят:

- вещественные памятники,

- памятники письменности,

-изобразительные материалы.

Все они невозместимы при утере или порче.

Вспомогательный фонд образуется при создании музея и служит средством пояснения подлинных памятников или используется для их замены (диаграммы, схемы, диорамы, панорамы, муляжи и т. д.).

Для планомерной работы по организации музея создается общественный совет (оргкомитет), состоящий из актива краеведов, который на первом заседании выбирает заведующего, ответственных за отдельные разделы работы музея, определяет обязанности каждого члена совета, утверждает план работы.

 

№20 «ЛЕТОПИСИ, ХРОНИКИ И АННАЛЫ КАК ИСТОЧНИКИ О ДАЛЕКОМ ПРОШЛОМ БЕЛАРУСИ XII- н.XVII вв. ХРОНИКИ И ДНЕВНИКОВЫЕ ЗАПИСИ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ XV- XVIII вв»

Некоторые данные по истории 14-16 вв. можно извлечь из записок, дневников, путевых заметок современников, а также иностранцев, проезжавших через Беларусь. Особый интерес представляет «Дневник Новогрудского подсудка Федора Евлашевского (1564-1604), в котором зафиксированы записи переговоров между литовской и польской шляхтой по вопросу унии ВКЛ с Королевством Польским, материалы, отражавшие борьбу униатов и католиков, бытовые зарисовки из жизни служилой шляхты.

В записках и дневниках иностранцев (Гейденштейн Р Записки о Московской войне (1578-1582), Олеарий Дневник путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно) содержаться некоторые сведения о природных условиях, путях сообщения, внутренней торговле, о нравах. Но к ним нужно подходить осторожно.

Польские романтики, и среди них сам Мицкевич, были усердными читателями Мацея

Стрыйковского (1547—1582), автора объемистого труда «Хроника польская, литовская, жмудьская и всероссийская, коя ранее никогда не была на свете издана», посвященного прошлому восточных областей и порубежных стран. Стрыйковский долго служил в войсках на рубеже Московского царства, путешествовал, посетив Турцию, Грецию и Болгарию. О странствиях Стрыйковского свидетельствуют его польские стихи, в которых упомянуты реки Фракии и Фессалии. Стрыйковский был талантливым рассказчиком. Сведения его о Литве, Московии и Украине пестрят легендарными подробностями. Видимо, книга Александра Гванини «Описание европейской Сарматии», изданная в Венеции в 1583 г., не что иное, как итальянская обработка хроники — «Мореплавания и путешествия Стрыйковского». В обработке Гванини повествование о Литве и Руси Стрыйковского стало широко известно на Западе и оказало влияние на дубровницкого историка славян Мавро Орбини в начале XVII в.

Итак, готовится к изданию книга Мацея Стрыйковского "О началах, истоках, деяниях славных рыцарских народа литовского, польского, жмудского, русского". Одно из первых целостных описаний истории Литвы, Белоруссии, Польши и России от древнейших времен до наших дней. В течение 17 и 18 веков служила одним из основных учебных пособий по истории Руси, Польши, Литвы.

Это будет первое за историю России издание произведений польского средневекового историка. Подробно описана история Литвы, Белоруссии, Украины, России с доисторических времен до конца 15-го века. Представляет из себя одну из первых целостных компиляций истории Великого Княжества Литовского.

Мацеем Стрыйковским (ок.1550 - ок. 1595) было написано множество произведений, среди которых основное место занимают два главных: "Хроника польская, литовская, жмудская, русская", повествование доведено до 70-х годов 16-го века, изданная в Польше трижды, причем в первый раз в 1582 году в Кенигсберге еще при жизни автора, в последний раз в Варшаве в 1846 году, и "О началах, истоках народа литовского, польского, русского, жмудского", написанная в 1578 году и изданная лишь к 400-летию с момента написания в 1978 году в Варшаве. Второе произведение представляет из себя хронологически более короткий вариант, в котором повествование доведено до 1506 года. Польский историк XVI века Мачей Стрыйковский при создании своих трудов широко использовал русские летописи

Из актовых материалов первостепенное значение для краеведов имеет архив ВКЛ «Литовская метрика» и Актовые книги княжества (1516-1831), документальные материалы комиссии литовской казны (1607-1799), Главного литовского трибунала – высшего судебного органа ВКЛ (1615-1811) и Главного литовского суда (1797- 1831). В них содержатся сведения, отражающие политическое, социально-экономическое и культурное развитие Беларуси с 16 и до конца 18 веков (законодательные акты, пожалования земельных владений и должностей, утверждения земельных сделок и завещательные распоряжения, судебные приговоры, разнообразные документы, связанные с арендным пользованием, выдачей денежных сумм, документы дипломатического характера – листы к иностранным правительствам, наставления и ответы послам, обязательства государств, публицистические, мемуарные, ораторские, художественные, народно-поэтические произведения).Важными источниками по истории края являются жалованные грамоты (привилеи). Они выдавались великими князьями литовскими и королями Речи Посполитой церковным и светским феодалам на земельные владения, освобождения от уплаты налогов, открытие ярмарок и торгов в частновладельческих городах и местечках, на постройку новых городов и местечек с правом их заселения, на взимание пошлин и т.д. Городам Беларуси - Минску, Могилеву, Витебску, Полоцку, Бресту, Гродно, Слуцку, Пинску и др. предоставлялись привилеи на самоуправление по магдебургскому праву. Большое значение для характеристики экономического и политического развития городов и отдельных территорий Беларуси имеют различные хозяйственные документы (ревизии, писцовые книги, инвентари), актовые книги городских магистратов, документы таможенного делопроизводства, материалы камеральных и экономических примечаний к типографическим картам, составленные офицерами Генерального штаба в связи с воссоединением Беларуси и России. Эти документы дают возможность определить количество дворов и населения в том или ином городе и деревне, положение сельского и городского населения, об их занятиях, вероисповедании, одежде, установить размер земельных наделов, число торговых лавок, цехов, мануфактур, объем выпускаемой ими продукции, состояние внутренней и внешней торговли, характер привозимых на рынок товаров, районы их производства и сбыта и т. д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.