КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Охрана памятников истории и культуры в БССР
Изучение древних памятников требовало надежной охраны их от разрушения. Правительство царской России не могло положительно решить такую важную проблему, потому что непреодолимой преградой в этом деле было право на личную собственность. Судьба памятников, которые находились на территории помещичьих земель, целиком зависела от самодовольства их владельцев. Не существовало государственного списка памятников, нигде не было досконально сформулировано, какие памятники необходимо охранять, какие объекты считать историческими памятниками и т.д. Существовавшие до революции указы 1893 и 1899 гг. по охране памятников не подкреплялись общегосударственной системой охраны, не введены были и юридические санкции за разрушение памятников. Деятельность императорской археологической комиссии и немногочисленных товариществ по охране и сохранению памятников древности и искусства была ограниченной и не давала необходимых результатов. Сразу же после образования Советского государства принимаются меры для сохранения исторических и культурных ценностей, создается единая общегосударственная система охраны памятников истории, культуры и природы. Декреты и постановления Советского правительства распространялись на всю территорию страны, в том числе и на Беларусь. До 1925 г. контроль за охраной памятников в Белоруссии осуществлялся Наркоматом образования, затем Институтом белорусской культуры, где на базе научно-экспертной комиссии была основана комиссия по охране памятников древности, культуры, искусства и природы как орган административно-руководящий и одновременно научно-исследовательский. Возглавил комиссию президиум в составе Н.И.Мороза и И.А.Сербов, в ее состав вошли представители тех секций, и комиссий Института белорусской культуры, деятельность которых была связана с названными памятниками, а также представители Наркомобразования, Наркомзема, Главархива, Госмузея и всех круг БССР. Опираясь на постановление Совета Народных Комиссаров БССР от 5 июля 1926 г., комиссия развернула работу по изучению и охране памятников, которые находились на территории Беларуси, и тех, которые оказались за ее границами в период военных действий. С помощью анкет, корреспонденций, экспедиций был собран материал о памятниках прошлых лет, создано их техническое и научное описание и списки по округам. К 1927 г. на территории республики комиссия зарегистрировала 270 памятников, из которых 198 зданий, городищ, замчищ, курганных могильников, 26 памятников искусства и 46 памятников природы – заповедников, заказников, ботанических садов и парков. Были найдены некоторые предметы белорусской культуры, эвакуированные летом 1919 г. из Минска и Гомеля в Москву, экспонаты Минской художественной выставки, которые были вывезены в 1920 г. белополяками. Весной 1928 г. комиссия охраны памятников из Инбелкульта была переведена в Главнауку при Наркомобразовании БССР. Возглавил работу комиссии председатель Главнауки С.М.Некрашевич. Поле деятельности комиссии расширилось. Она получила возможность вместе с заинтересованными учреждениями организовывать экспедиции для выявления новых памятников и их изучения в целях популяризации деятельности по охране культурного наследства, выдавать брошюры и книги. но эти возможности не были реализованы, потому что комиссия фактически в 1930 г. прекратила свою деятельность в связи с репрессиями ее руководителя и некоторых членов (Некрашевич, Левданский – были расстреляны). В 30-е г. правительство Советской России приняло череду постановлений, направленных на дальнейшее укрепление системы государственного контроля за охраной памятников истории и культуры, в том числе «Об организации межведомственного комитета по охране памятников древности, истории, революции и искусства». Была создана специальная правительственная комиссия, которая должна была создать список памятников древности, истории, революции и искусства и определить возможности их реставрации и реконструкции. Но нужно отметить, что если законодательство об охране памятников было прогрессивным и достаточно обозначенным, то осуществление его на практике ожидало лучшего. На местах не существовало постоянного надзора государственных органов за сохранностью памятников, что нередко приводило к их вспахиванию крестьянами или уничтожению в итоге строительных работ.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |