Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Послевоенное возрождение школьного краеведения




Краеведческое движение в Белоруссии, прерванное Великой Отечественной войной (1941-1945 гг.) и фашистской оккупацией страны, возобновляется сразу же после окончания войны.

Оно развивается по двум направлениям:

- государственное краеведение – восстановление и начало деятельности научно-исследовательских институтов, вузов, музеев, библиотек, тематических экспедиций АН БССР)

- школьное краеведение – изучение близлежащей местности школой, находящейся в этой местности.

В 1945г. проходил съезд учителей Белоруссии, который призвал педагогические коллективы республики снова ввести в практику обучения и воспитания молодого поколения такие формы и методы краеведческой работы, как экскурсии, прогулки, поиск и изучение местных памятников истории, собирание фольклора, предметов культуры и искусства, создание краеведческих кружков, музеев.

Большое значение для изучения края имеют школьные краеведческие кружки, которые позволяют организовать систематическое изучение края по определенной программе и с постоянным составом школьников.

В начале 50-х гг. историко-краеведческие кружки существовали при Пружанской СШ № 2, Гродненской железнодорожной СШ № 45, Волковыских СШ № 2 и педагогическом училище и других школах.

Интересную краеведческую работу проводил исторический кружок Сутковской СШ Лоевского р-на Гомельской обл., под руководством учителя истории. Члены кружка собирали материалы о революционном движении в Лоевском р-не, о деятельности Лоевской группы РСДРП, о партизанском движении на территории р-на в годы ВОВ, принимали участие в археологических раскопках, проводимых в Лоевском р-не Институтом истории материальной культуры АН БССР, совершали походы по историческим местам. Юные краеведы собрали ценный материал по истории своего края, разнообразные вещественные памятники, положившие начало школьному краеведческому музею. Многие экспонаты были переданы Гомельскому областному историко-краеведческому музею.

На базе исторических кружков и в результате поисково-исследовательской деятельности, проводимой в походах и экскурсиях, были созданы историко-краеведческие музеи и уголки в Юровичской СШ Калинковичского р-на Гомельской обл., Валевской СШ Кореличского р-на Гродненской обл., Лоевской СШ и др.

С 1960 г. школы перешли на новые программы, которые строились на краеведческой основе. Передовые учителя республики стали широко применять на уроках фактический материал из истории своего села, района, города, характеризующий достижения материальной и духовной культуры белорусского народа. Постепенно в работу по использованию краеведческого материала в преподавании истории стали включаться все школы Белоруссии.

Весомый вклад в краеведение внесли пионеры и школьники республики. Только в 1937-1974 гг. они установили 3455 ранее неизвестных имен воинов Советской Армии, партизан и подпольщиков, выявили 125 воинских могил, организовали уход за 2073 братскими захоронениями, открыли 1750 новых музеев, комнат и уголков. Благодаря их поискам, 1700 боевых наград нашли своих адресатов.

Большую работу по пропаганде поисковой деятельности пионеров и школьников проводят школьные музеи. В 1958 г. в Белоруссии их было свыше 400, в 1973 году насчитывалось 3,5 тыс. музеев, уголков и залов, посвященных жизни и деятельности В.И.Ленина, около 3 тыс. музеев и комнат революционной, боевой и трудовой славы, свыше 1 тыс. мемориальных музее, 2,5 тыс. историко-краеведческих музеев и кружков. В школьных музеях проводились торжественные линейки и пионерские сборы, прием в пионеры, комсомол, уроки мужества, ленинские зачеты, встречи с ветеранами войны и труда, тематические и обзорные уроки по истории и другим учебным дисциплинам. Начиная с 1958 г. ЦК ЛКСМБ и Министерство просвещения республики начали проводить республиканские смотры школьных музеев, многие из них получили право называться народными.

Наряду с известными, проверенными формами краеведческой работы в республике применялось немало новых форм:

- дни и недели революционной и боевой славы,

- создание патриотических клубов,

- создание школьных научных товариществ,

- проведение вечеров, посвященных знаменательным и памятным датам, - организация лекториев, кинолекториев,

- организация конкурсов на лучшую организацию шефской работы над памятниками,

- организация конкурсов на лучшее освещение в печати, по радио и телевидению военно-патриотической темы, вопросов охраны, пропаганды и использования памятников истории и культуры и т.д.

 

№56 Послевоенное возраждение туристического краеведения в республике в 40-50гг. 20в.

Летом 1946 г. по инициативе московских пионеров и школьников тысячи учащихся страны совершили путешествия по родному краю. Походы и экскурсии вылились в массовое движение краеведов по изучению истории СССР, ее неисчерпаемых природных богатств.

Весной 1947 г._B БССР был создан Республиканский совет по организации и проведению походов и экскурсий, в который вошли виднейшие ученые Белоруссии, представители ЩК ЛКСБ, Министерства просвещения БССР. Совет наметил ряд республиканских маршрутов, связанных с изучением Историко-археологических памятников края, героической борьбой белорусского народа с иностранными захватчиками в далеком прошлом, в годы гражданской и ВОВ. Они были опубликованы в газетах «Піянер Беларусі» и «Зорька». Была издана специальная карта с обозначением исторических мест, природных богатств, промышленности Белоруссии. Отдельные маршруты были разработаны Могилевским институтом усовершенствования учителей, Минским Дворцом пионеров, органами народного образования и Домами пионеров на местах.

Совет министров БССР местные органы власті оказать юным краеведам всяческую помощь в организации и проведении походов и экскурсий. На эти цели правительство республики выделило свыше 500 тыс. рублей и 3,5 тыс. продовольственных пайков. 250 участникам республиканских маршрутов предоставлялись спортивная одежда, обувь, лагерные палатки.

Летом 1947 г. в походы и экскурсии по родному краю отправились свыше

100 тыс. пионеров и школьников Белоруссии.

Дальнейшему развитию школьного краеведения способствовали:

-постановление Министерства просвещения БССР от 12 апреля 1948 г. «О задачах учителей и органов народного образования в организации путешествий пионеров и школьников по родному краю в 1948 г.»

-постановление Коллегии Министерства просвещения БССР «О состоянии и мерах улучшения преподавания истории и Конституции СССР в школах Барановичской и Витебской областей» от 11 декабря 1947 г.».

Эти документы обязывали заведующих отделов народного образования, директоров школ, детских домов развернуть совместно с комсомольскими и пионерскими организациями активную работу по подготовке к летним походам и экскурсиям, шире применять наглядность на уроках истории и конституции, чаще практиковать экскурсии в исторические музеи, места исторических событий.

К 1949 г. в одних только Многодневных походах на большие расстояния участвовало свыше 30 тыс. школьников Беларуси. Краеведы собирали коллекции для школ, делали зарисовки, описания, записывали воспоминания участников революции, героев войны и труда. Итоги походов и экскурсий обсуждались на республиканских, областных и городских слетах пионеров, юных туристов, учительских семинарах, в педагогических коллективах. Вопросы изучения родного края широко освещались по радио, в местной и республиканской печати. Одной из интересных форм изучения истории нашей Родины_стали республиканские экспедиции пионеров и школьников по родному краю, организуемые Министерством просвещения TTCCR,_ ЦК ЛКСМБ, Республиканским советом пионерской организации им. В.И.Ленина. Они были посвяўены знаменательным и памятным датам в истории страны и республики и являлись составной частью Всесоюзных экспедиций и походов комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа. С 1957 по 1977 гг. в БССР было проведено 9 республиканских экспедиций пионеров и школьников под названиями: «По партизанским тропам», «По дорогам семилетки», «Заветы Ленина — в жизнь», «По дорогам героев», «Дорогами к победе».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.