Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трудовое обучение умственно отсталых школьников




Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с нарушениями интеллекта

Первый этап обучение реализуется в 0-4 классах. Направлено на формирование первоначального трудового опыта.

Задачи: 1) формирование знаний о материалах, с которыми учащиеся будут работать. 2) коррекция интеллектуальных и физических недостатков, развитие мелкой моторики. 3) обучение правилам поведения на уроках. 4) обучение знаниям об устройстве и назначении ряда инструментов. 5) формирование организационных умений и навыков в том числе по организации рабочего места. 6) выполнение учащимися различных заданий. 7) ознакомление с профессиями. 8) проведение трудовой и моторной диагностики. 9) изучение индивидуальных трудовых особенностей. Коррекционные задачи: 1)развитие умения ориентироваться в задании. 2) развитие умения анализировать образцы и их графическое изображение. 3) осуществление контроля за выполнением. 4) развитие умения сравнивать. 5) развитие ориентироваться в пространстве.

Второй этап профориентационный (обучение в 5-ом классе).

Задачи: 1) адаптация учащихся к измененным условиям обучения, переход к самостоятельной деятельности под строгим контролем и с помощью учителя – предметника. 2) отбор учащихся по видам трудового обучения с учетом их возможностей, уровня развития интеллектуальных способностей.

Третий этап профессиональное обучение в школьных мастерских (6-8-е классы) – это активное обучение труду, которому надо учится как и всякому др. виду творческой д-ти. В состав трудового обучения входит формирование системы рабочих движений, трудовых навыков со словесной основой их организации. Трудовое обучение должно быть направлено на формирование у детей системы умственных действий в процессе труда: пользоваться различного рода инструментами, спланировать порядок рабочих операций, производить разметку, контролировать свою работу.

Четвертый этап это профессиональное трудовое обучение в 9-10-х кл. с производственной практикой. Направлено на подготовку шк-ов к работе по определенной проф. Квалификационный экзамен на присвоение начального разряда по изучаемой в шк. проф. Экзамен состоит из теорет. и прак. части. На этом этапе формируются мотивы тру. д-ти, потребность тудится, а шк. выполняет при этом задачу включения уо в общественно полезный производственный труд.

Пятый этап – производственное обучение он завершает трудовую подготовку, учащиеся должны овладеть навыками близкие к квалификации рабочих. Обучение протекает в условиях производственной практики. (столярное дело, слесарное, картоножно-переплетное дело, швейное, сельскохозяйственное, строительное)

Исследования в области специальной психологии и педагогики (О.К.

Агавелян, П.В. Валиева, В.А. Вяренен, Л.И. Даргевичене, Н.Л. Коломинский,

А.Н. Магомедова, Д.М. Маллаев, Ж.И. Намазбаева, П.О. Омарова), показали,

что наличие психофизического дефекта отрицательно влияет на развитие меж-

личностного общения и нормативного поведения, приводят к существенным

недостаткам в формировании представлений об окружающих людях и в уста-

новлении полноценных контактов с ними.

Специфика нарушений процесса социальной адаптации учащихся кор-

рекционных образовательных учреждений обусловлена трудностями поведения

(О.К. Агавелян, Г.Г. Запрягаев, М.А. Малинаускене), недоразвитием смысловой

стороны речи, являющейся основным средством общения (В.А. Вяренен, В.И.

Лубовский, Р.К. Луцкина, В.Г. Петрова, П.О. Омарова), особенностями само-

восприятия и самооценки (Ч.Б. Кожалиева, Ж.И. Намазбаева, Н.Л. Коломин-

ский), особенностями восприятия и понимания личности других людей (О.К.

Агавелян, П.О. Омарова).

Проблема социальной адаптации детей с

Успешное социальное развитие умственно отсталого ребенка в отличие

от детей с нормальным интеллектом не может проходить стихийно и спонтан-

но, а требует специальной организации этого процесса в условиях коррекцион-

ных образовательных учреждений VIII вида и семейного воспитания в нацио-

нальных образовательных.

При этом требуется определенная перестройка образовательного процес-

са в соответствии с предлагаемым нами принципом социализирующего воз-

действия, предполагающего использование возможностей учебных предметов и

школьной психологической и социально-педагогической службы в максималь-

ном развитии социального интеллекта умственно отсталых школьников. При-

влечение родителей к процессу социального развития умственно отсталого

школьника с использованием различных форм работы с семьей (создание роди-

тельских клубов, психолого-педагогических консультаций, включение родите-

лей в работу детских групп психолого-педагогической коррекции общения и

межличностных отношений, тренинги гармонизации детского родительских

отношений) способствует более успешной социализации учащихся коррекци-

онных образовательных учреждений VIII вида.

В условиях коррекционно-образовательного учреждения VIII вида необ-

ходима организация работы по социализации воспитанников по четырем ос-

новным векторам воздействия: ребенок, учитель, родитель, среда. Дополни-

тельным фактором, объединяющим эти векторы, является их результирующее

взаимодействие.

Важную роль при реализации этих задач играет социально-

педагогическая и психологическая служба школы.

В работе педагога-психолога с умственно отсталыми учащимися можно

выделить следующие направления социализирующего воздействия:

1. Диагностика общения и поведения учащихся. Целью диагностического

обследования является выявление факторов, приводящих к возникновению со-

циально-дезадаптивного поведения (помимо основного дефекта – умственной

отсталости) ребенка и нарушений процесса его социальной адаптации.

2. Целенаправленное психолого-педагогическое воздействие, направлен-

ное на оптимизацию процесса социальной адаптации и использующее различ-

ные формы индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей и социа-

лизирующей работы.

3. Работа с родителями, направленная на повышение родительской ком-

петентности и коррекцию детско-родительских отношений, что необходимо для

создания благоприятных условий для развития и образования детей.

4. Работа с психолого-педагогическим коллективом и создание оптималь-

ной образовательной среды, которая предполагает рассмотрение умственно от-

сталого учащегося не как объекта психолого-педагогического воздействия, а

как субъекта взаимодействия с собственной личностной активностью и резер-

вами психического и социального развития.

Мы предполагаем, что национальная школа имеет определенный резерв

психолого-педагогической поддержки семьи ребенка с ограниченными воз-

можностями здоровья. Обращение к национальным и народным традициям,

специфике воспитания в национальной школе позволит оптимизировать каче-

ство психолого-педагогических услуг, оказываемых такой семье.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 3080; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.