Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология переживания





статья "Переживание" в словаре Петровского, Ярошевского, Ф.Е. Василюк "Психология переживания"

Психологический словарь определяет переживание как:

  1. любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как собственной жизни;
  2. наличие стремлений, желаний и хотений, представляющих в индивидуальном сознании процесс выбора субъектом мотивов и целей его деятельности и тем самым способствующих осознанию отношения личности к происходящим в ее жизни событиям;
  3. форма активности, возникающая при невозможности достижения субъектом ведущих мотивов его жизни, крушения идеалов и ценностей и проявляющаяся в преобразовании его психологического мира, направленном на переосмысление своего существования (ближе к взглядам Василюка).

Далее по книге Василюка "Психология переживаний".

Традиционно в психологии переживание понималось как переживание-созерцание (непосредственная данность психических содержаний сознанию). Василюк предлагает рассматривать переживание-деятельность.

Переживание возникает вследствие критической ситуации. Критическая ситуация – это ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и т.д.).

Переживание – это борьба против невозможности за создание ситуации возможности реализации жизненных необходимостей. Переживание – это некая восстановительная работа, оно направлено на обеспечение психологической возможности реализации жизни. Это экстремальный жизненный процесс.

Возможность=осмысленность жизни, невозможность=бессмысленность.

Переживание – продуктивный процесс, особая работа по производству смысла.

На уровне бытия переживание – это восстановление возможности реализации внутренних необходимостей жизни; на уровне сознания – обретение осмысленности.

Переживание – это деятельность, т.е. самостоятельный процесс, соотносящий субъекта с миром и решающий его реальные жизненные проблемы (а не психическая функция). Переживание реализуется внешними (меняют сознание субъекта и его психологический мир) и внутренними (например, эмоции, восприятие – феномены перцептивной защиты, мышление – рационализация, внимание – защитное переключение внимания) действиями.

Переживание не ведет непосредственно к реализации жизненных необходимостей, оно направлено на восстановление психологической возможности по их реализации. Если бегущий человек упал, переживание будет соответствовать усилиям, потраченным для того, чтобы встать и продолжить бег. В конфликте переживание не производит правильный выбор, а перестраивает сознание до тех пор, пока этот выбор не станет субъективно возможен.

Положительные события также ставят перед человеком задачу переживания в той мере, в какой они, реализуя одну жизненную необходимость, нарушают реализацию других, т.е. в той мере, в которой они создают критическую ситуацию в строгом значении термина.

Василюк выделяет 4 типа критических ситуаций: стресс, фрустрация, конфликт, кризис (раскрывать не буду, т.к. он понимает их традиционно).

Обычно в переживании участвует не один какой-нибудь механизм, а создается целая система таких механизмов. (Например, защиты как вид переживания могут образовывать иерархии, надстраиваясь одна над другой). Механизм переживания, раз сложившись, может стать привычным средством решения жизненных проблем и пускаться субъектом в ход даже при отсутствии ситуации невозможности.

Василюк выделяет 4 типа жизненного мира и соответствующие им типы переживаний.

1. внешне легкий и внутренне простой. У субъекта только одна потребность (желание, эмоция), а внешний мир содержит только предмет этой потребности. По типу ребенка в утробе. Переживание гедонистическое (т.к. главное - удовлетворить потребность). Этому типу переживаний соответствуют психологические защиты.

2. внешне трудный и внутренне простой. Внешнее пространство уже насыщено предметами, но доминирующая потребность одна. По типу маньяка или фанатика. Переживание реалистическое (т.к. надо адекватно отражать реальность, чтобы строить деятельность сообразно с ней). Этому типу переживаний соответствует совладающее поведение.

3. внутренне сложный и внешне легкий. Мотивов и потребностей уже много, среди них надо выбирать, поэтому переживание ценностное (ценность позволяет сделать выбор). По типу нравственного поведения (трудность мира как бы выносится за скобки, нет ссылок на внешние трудности и неудобства).

4. внутренне сложный и внешне трудный. Здесь переживание творческое, т.к. идет активное самостроительство личности.

В осуществлении реального процесса переживания обычно участвуют несколько принципов. Важен вопрос адекватности принципа условиям конкретной ситуации. Помочь человеку избрать оптимальный путь – главная задача психологической помощи.

Процессом переживания можно в какой-то мере управлять – стимулировать его, организовывать, направлять, обеспечивать благоприятные для него условия, стремясь к тому, чтобы этот процесс в идеале вел к росту и совершенствованию личности или по крайней мере не шел патологическим или социально неприемлемым путем (алкоголизм, невротизация, психопатия, самоубийство, преступления).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.