КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гуманистическая и экзистенциальная парадигмы в психологии, их отличия и соотношение
Гуманистическая психология (ГП) – направление в современной психологии, изучающее целостного человека в его высших сущностных проявлениях. (Основные: креативность, любовь, высшие ценности, автономия, выбор, ответственность, самоактуализация, психологическое здоровье и др.) Представители: Гольдштейн, Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу, К. Хорни, Ш. Бюлер, Дж. Бьюдженталь, Р.Мей, В. Франкл. ГП как теоретическая платформа и как социальное движение возникла в США в конце 1950-х. 1961-62 – создание Американской ассоциации ГП под председательством Маслоу и журнала «Гуманистическая психология». Расцвет ГП – конец 60-х начало 70-х. Это был союз ученых (не только психологов), разделяющих общие воззрения на человека и на методологию психологического исследования, причем основой для союза стал протест против двух популярных в середине века подходов – психоанализа и бихевиоризма. В обоих подходах человек оказывается редуцированным к какому-то одному пласту его психической жизни, а специфические человеческие качества оставались за пределами изучения. Именно их поставила в центр своих интересов ГП. ГП стала не только научной парадигмой, но и общекультурным явлением. В послевоенной Америке нарастает кризис традиционной системы ценностей, прагматизация жизни в обществе потребления и т.д. Основные проблемы массового сознания американцев – чувство страха перед будущим, пессимизм, одиночество и отчужденность, ощущение утраты смысла жизни. Эти проблемы выступили как социальный запрос, на который попыталась ответить ГП. Идеология ГП направлена против механистического подхода к человеку, перенесенного в психологию из естественных наук. Основатели ГП поставили задачу построить новую методологию познания человека. Цели ГП: 1)Концентрация внимания на переживающем индивиде и тем самым на переживании как первичном феномене в изучении человека. 2) Выбор проблем и процедур для исследования по критерию осмысленности, отказ от приоритета объективности. 3) Акцент на специфических человеческих качествах: выбор, самореализация и т.д. 4) Культивирование ценности и достоинства человека, заинтересованность в развитии потенций, заложенных в каждом человеке. Неясность перспектив решения этой задачи обусловлена теоретической и методологической разноголосицей внутри движения. ГП была объектом критики с самого начала своего становления. Основные пожелания в сторону ГП:
(3, 4) – ГП реализовала отчасти. ГП создала в профессиональном сообществе атмосферу гуманистического видения человека, которое проникло во многие области и направления исследований. Но ГП потерпела неудачу в создании своей специфической методологии познания человека: использование психологами-гуманистами традиционных техник не содержит в себе принципиальной новизны. В русле ГП выделилось экзистенциально-феноменологическое направление (ЭП). Причем экзистенциальные взгляды более разработаны и популярны в Европе, чем в США. Представители: Р. Мей, М. Бубер, Дж. Бьюдженталь, В. Франкл, Э. Фромм. И. Ялом. Ключевое понятие ЭП – «существование», «экзистенция». Мамардашвили: «Экзистенция – это то, что ты должен сделать сейчас, здесь. Она исключает откладывание на завтра или перекладывание на плечи ближнего.. Ты должен сам.» У меня всегда есть выбор как вести себя в данной ситуации в данный момент времени. Главное в понятии экзистенции – идея отсутствия предзаданности того, что происходит здесь-и-теперь. Другое важное понятие ЭП – «жизненный мир». Пребывание человека в конкретной ситуации – это некая «голограмма», в которой отражается мир в целом. Действия человека в каждой ситуации регулируются переживанием смысла имеющихся альтернатив, а в смысле каждого конкретного действия для человека сходятся все его жизненные отношения. Для человека в каждый данный момент присутствует весь мир. ЭП акцентирует конфликт, обусловленный конфронтацией человека с данностями существования. Ялом выделяет 4 «конечные данности» (проблемные области человеческой жизни) которые изучает ЭП: 1. проблема жизни и смерти 2. свобода, ответственность и выбор 3. общение, любовь и одиночество 4. смысл и абсурд. Экзистенциальное направление можно отделить от условно называемого «личностно-центрированного» (авторы Маслоу, Роджер и др.) – расстановкой акцентов:
ЭП считает, что такой силы нет, а направление развития человека определяется исключительно выборами, которые он делает. Неправильный выбор, плохое осознание альтернатив, бегство от ответственности за свой выбор – предпосылки «нездорового» развития. «Существование предшествует сущности». Другими словами, человек «есть лишь то, что сам из себя делает». Т.о. ключевое противоречие двух подходов – это методологическая несовместимость двух точек зрения на детерминанты развития личности: все предзадано – все начинается с нуля.
По Фромму, чела характеризует стремление к самотрансценденции, потребность как-то утвердиться среди людей. Позитивная форма реализации этого стремления – творчество. Но если человек по какой-то причине оказывается неспособным самореализоваться через творчество, то сохраняющаяся потребность реализуется через разрушение. И здесь содержится момент выбора – пойдет чел человеческим путем илинет.
Источник: статьи Д.А. Леонтьева «ГП как социокультурное явление». «Что такое ЭП?» // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 904; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |