Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гуманистическая и экзистенциальная парадигмы в психологии, их отличия и соотношение





Шарлота Бюлер, Маслоу, Карл Роджерс.
Маслоу: гуманистическая психология - третий путь психологии (не психоанализ и не бихевиоризм)
"Становление человека" Роджерса
Гуссерль, Ясперс, Хайдеггер и др. Жан-Поль Сартр. Людвиг Бинсвангер. Виктор Франкл "Человек в поисках смысла. От лагеря смерти к экзисенциализму".

Гуманистическая психология (ГП) – направление в современной психологии, изучающее целостного человека в его высших сущностных проявлениях. (Основные: креативность, любовь, высшие ценности, автономия, выбор, ответственность, самоактуализация, психологическое здоровье и др.) Представители: Гольдштейн, Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу, К. Хорни, Ш. Бюлер, Дж. Бьюдженталь, Р.Мей, В. Франкл.

ГП как теоретическая платформа и как социальное движение возникла в США в конце 1950-х. 1961-62 – создание Американской ассоциации ГП под председательством Маслоу и журнала «Гуманистическая психология». Расцвет ГП – конец 60-х начало 70-х. Это был союз ученых (не только психологов), разделяющих общие воззрения на человека и на методологию психологического исследования, причем основой для союза стал протест против двух популярных в середине века подходов – психоанализа и бихевиоризма. В обоих подходах человек оказывается редуцированным к какому-то одному пласту его психической жизни, а специфические человеческие качества оставались за пределами изучения. Именно их поставила в центр своих интересов ГП.

ГП стала не только научной парадигмой, но и общекультурным явлением. В послевоенной Америке нарастает кризис традиционной системы ценностей, прагматизация жизни в обществе потребления и т.д. Основные проблемы массового сознания американцев – чувство страха перед будущим, пессимизм, одиночество и отчужденность, ощущение утраты смысла жизни. Эти проблемы выступили как социальный запрос, на который попыталась ответить ГП.

Идеология ГП направлена против механистического подхода к человеку, перенесенного в психологию из естественных наук. Основатели ГП поставили задачу построить новую методологию познания человека. Цели ГП: 1)Концентрация внимания на переживающем индивиде и тем самым на переживании как первичном феномене в изучении человека. 2) Выбор проблем и процедур для исследования по критерию осмысленности, отказ от приоритета объективности. 3) Акцент на специфических человеческих качествах: выбор, самореализация и т.д. 4) Культивирование ценности и достоинства человека, заинтересованность в развитии потенций, заложенных в каждом человеке.

Неясность перспектив решения этой задачи обусловлена теоретической и методологической разноголосицей внутри движения. ГП была объектом критики с самого начала своего становления. Основные пожелания в сторону ГП:

  1. Преодолеть разобщенность теорий (однако ситуация не изменилась);
  2. Диалог с другими направлениями в психологии (в середине 80-х ГП успешно реализовала это пожелание);
  3. Много риторики, мало солидных исследований, имеющих продуктивный выход;
  4. Нужны проверяемые гипотезы и надежные рабочие инструменты для исследования.

(3, 4) – ГП реализовала отчасти.

ГП создала в профессиональном сообществе атмосферу гуманистического видения человека, которое проникло во многие области и направления исследований. Но ГП потерпела неудачу в создании своей специфической методологии познания человека: использование психологами-гуманистами традиционных техник не содержит в себе принципиальной новизны.

В русле ГП выделилось экзистенциально-феноменологическое направление (ЭП). Причем экзистенциальные взгляды более разработаны и популярны в Европе, чем в США. Представители: Р. Мей, М. Бубер, Дж. Бьюдженталь, В. Франкл, Э. Фромм. И. Ялом.

Ключевое понятие ЭП – «существование», «экзистенция». Мамардашвили: «Экзистенция – это то, что ты должен сделать сейчас, здесь. Она исключает откладывание на завтра или перекладывание на плечи ближнего.. Ты должен сам.» У меня всегда есть выбор как вести себя в данной ситуации в данный момент времени. Главное в понятии экзистенции – идея отсутствия предзаданности того, что происходит здесь-и-теперь.

Другое важное понятие ЭП – «жизненный мир». Пребывание человека в конкретной ситуации – это некая «голограмма», в которой отражается мир в целом. Действия человека в каждой ситуации регулируются переживанием смысла имеющихся альтернатив, а в смысле каждого конкретного действия для человека сходятся все его жизненные отношения. Для человека в каждый данный момент присутствует весь мир.

ЭП акцентирует конфликт, обусловленный конфронтацией человека с данностями существования. Ялом выделяет 4 «конечные данности» (проблемные области человеческой жизни) которые изучает ЭП:

1. проблема жизни и смерти

2. свобода, ответственность и выбор

3. общение, любовь и одиночество

4. смысл и абсурд.

Экзистенциальное направление можно отделить от условно называемого «личностно-центрированного» (авторы Маслоу, Роджер и др.) – расстановкой акцентов:

  1. Роджерс и Маслоу говорят о том, что природе человека присуща некая внутренняя сила – «тенденция к актуализации», направляющая его развитие в сторону наиболее полного раскрытия заложенных в нем возможностей. Для реализации этих потенций нужны лишь благоприятные условия. Это как бы основная идея ведущего гуманистического подхода к личности.

ЭП считает, что такой силы нет, а направление развития человека определяется исключительно выборами, которые он делает. Неправильный выбор, плохое осознание альтернатив, бегство от ответственности за свой выбор – предпосылки «нездорового» развития. «Существование предшествует сущности». Другими словами, человек «есть лишь то, что сам из себя делает».

Т.о. ключевое противоречие двух подходов – это методологическая несовместимость двух точек зрения на детерминанты развития личности: все предзадано – все начинается с нуля.

 

  1. По Роджерсу и Маслоу, чел приходит в мир, будучи наделенным от природы определенными потенциями. И социум больше препятствует, чем способствует самоактуализации личности. В ЭП человек наоборот обретает свои сущностные качества во взаимодействии с внешним миром. Другие люди являются непременным условием самоактуализации индивида. Франкл: «Если человек хочет прийти к себе, его путь лежит через мир». Чел и мир являются единым целым в их взаимообусловленности.

 

  1. Сфера этики – проблема добра и зла. Оно нашло отражения в дискуссии на страницах журнала Ассоциации ГП. Роджерс настаивал, что природе человека изначально присуще добро, а источник зла лежит во внешней реальности. Мей возразил ему, что тогда зло вообще нельзя объяснить. С точки зрения ЭП, человек априори не расположен ни к добру, ни к злу. Он сам выбирает (творит ) и то и другое. Человек открыт и добру и злу.

По Фромму, чела характеризует стремление к самотрансценденции, потребность как-то утвердиться среди людей. Позитивная форма реализации этого стремления – творчество. Но если человек по какой-то причине оказывается неспособным самореализоваться через творчество, то сохраняющаяся потребность реализуется через разрушение. И здесь содержится момент выбора – пойдет чел человеческим путем илинет.

 

  1. Критика ГП со стороны Франкла: Самоактуализация – не самоцель. Подобно счастью, актуализация является лишь следствием осуществления смысла, который человек находит во внешнем мире. Человек обращает свои помыслы к самоактуализации, только если он промахнулся мимо своего призвания.

 

 

Источник: статьи Д.А. Леонтьева «ГП как социокультурное явление». «Что такое ЭП?» // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 904; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.