Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что такое искусство? Психология как искусство




Вопрос о том, что такое искусство, может стать предметом столь же активных дебатов, как и само обсуждение того, является ли психология искусством или ремеслом. Тот же самый толковый словарь русского языка дает искусству весьма общее и примитивное определение: «Искусство - это творческое воспроизведение действительности в художественных образах; творческая художественная деятельность». Гораздо более осмысленное определение искусству дается в философском словаре: " Искусство - одна из форм общественного сознания, специфический род практически-духовного освоения мира " (отметим определение "практически-духовное"!). И далее: "В более широком значении искусство относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается умело, мастерски, искусно в технологическом, а часто и в эстетическом смысле". Итак, искусство можно понимать и как высшую форму, в которой может существовать профессионализм.

 

Насколько правомерно противопоставлять ремесло искусству, искусство - ремеслу? Ремесло как кустарная работа, несомненно, с искусством несовместима. Но ремесло как работа, профессия вполне может мирно и очень успешно сосуществовать с принадлежностью к искусству.

И действительно, интересный факт: оказывается, изначально все формы художественного творчества, ремесла и вообще любых навыков обозначались одним словом; так, в романских языках слова, обозначающие "искусство" и "ремесло", восходят к общему латинскому корню "ar" [Философский энциклопедический словарь]. Следовательно, мы имеем право не противопоставлять ремесло и искусство друг другу, а наоборот, совмещать их, с той оговоркой, что мы понимаем ремесло как профессию, а не как неумелое выполнение какой-либо деятельности.

Давайте обратимся к трактовке, которую давал искусству Л. С. Выготский: «Искусство – важнейшее средоточие всех биологических и социальных процессов личности в обществе, оно есть способ уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни». Итак, искусство " уравновешивает человека с миром ". Чем, как не разрешением конфликтов человека с окружающим миром (и с самим собой) занимается психотерапия? Именно для этого психотерапия и существует: для того, чтобы люди научились жить в "мире с самими собой", чувствовать жизнь во всей ее полноте, быть открытыми этому миру. Вероятно, можно провести параллель между идеей Выготского об искусстве как "уравновешивании человека с миром" и представлением о творчестве (здесь, ни в коем случае, не имеется в виду, что искусство и творчество идентичны!) Р. Мэя. Вот как смотрит на творчество Р. Мэй: «Главное, что отличает творческий акт – то, что он является встречей… встречей может быть идея, внутренний образ…ученый также оказывается в подобной ситуации встречи, когда приступает к экспериментам, к решению своих научных задач» [Р. Мэй, Мужество творить]. Эта встреча может произойти и в психотерапевтическом процессе, и при формулировке новой научной гипотезы. Таким образом, если мы не противопоставляем науку и творчество, почему мы должны противопоставлять науку и искусство?

Но даже в этом случае у психологии сохраняется уникальный статус: можно предположить, что, скажем, практическая психология, психологическое консультирование, психотерапия как раз занимают такое промежуточное положение между наукой и искусством, когда на основе общих законов, выработанных научной психологией, работают с индивидуальными случаями. К. Юнг, отец аналитической психологии, в своем докладе "Цели психотерапии", прочитанном в 1929 году на конгрессе Немецкого психотерапевтического общества, говорил: "Я стараюсь принимать решения о терапевтических целях на основе чистого опыта. Это может показаться странным, ведь обычно предполагается, что у терапевта есть цель. Мне кажется, в психотерапии как раз полезно, чтобы у врача не было слишком определенной цели". Таким образом, можно сказать, что в процессе консультирования, психотерапии психолог всегда должен полагаться на свою интуицию, психотерапевтическое чутье, быть невероятно гибким в применении методов психотерапии, виртуозным при установлении контакта с клиентом и т.д.

«Конечно, консультирование – это искусство, но искусство, которому можно специально обучиться и совершенствоваться в нем, причем больше, чем в музыке или живописи», - вот как считает Р. Мэй. Г. Боун в кн. Мэя говорил: «Консультирование – это, скорее, не профессия, а техника или искусство, которое должно применяться как часть более широких обязанностей в профессиях, предполагающих длительное общение с людьми…» [Р. Мэй. Искусство психологического консультирования. Как давать и обретать душевное здоровье].

Главное - не спутать истинное искусство с поддельным. Как утверждает Р. Мэй: "Необходимо различать искусство подражания и искусство подлинное….ничто так не затемняет сущности творчества, как взгляд на него с позиций возможности интересно провести свободное время" [Р. Мэй, Мужество творить].

В психологии, как ни в какой другой науке, претендующей на собственные объективные методы, самостоятельные теории, порой даже, парадигмы исследования, важно имя и личностные особенности ученого. Например, слово «сознание», казалось бы, один из ключевых концептов науки, вполне сравнимый с той же самой силой гравитации в физике, в работах Фрейда, Джемса, Перлза, Леонтьева приобретает совершенно разные, нередко противоречащие друг другу значения. А у бихевиористов это понятие вообще отсутствует. Можем ли мы представить себе группу физиков, просто-напросто отказавшихся от закона всемирного тяготения?

Следует также отметить, что ориентация на искусство (творчество, артистизм, мастерство, требующее умения и вкуса) в психологии – свойство как практических, так и академических психологов. Обращение только к отечественной психологии являет нам блестящие примеры этого. Возьмем, например, уже ставшее классическим определение роли Льва Семеновича Выготского как «Моцарта психологии». Такая объемлющая метафора подчеркивает, в первую очередь, такие «музыкальные» черты стиля научной работы Выготского как легкость исполнения, импровизация, виртуозность владения инструментом и так далее. Его работы, написанные блистательным литературным языком зачастую читаются вовсе не как научная литература, но как произведения искусства. То же может быть сказано и некоторых книгах другого великого отечественного психолога, Александра Романовича Лурии. Более того, этот подход был избран им сознательно. Речь идет о провозглашаемой Лурией «романтической науке», принципы которой были реализованым им в книгах о мнемонисте Шерешевском и солдате Засецком («Маленькая книжка о большой памяти» и «Потерянный и возвращенный мир»).

Таким образом, можно сказать, что психология может быть и ремеслом в «высоком» смысле этого слова, и подлинным искусством. И только тогда психолог полностью самоактуализируется в своей профессии, когда ремесло, «вращиваясь» в личность, возводится в искусство.

 

15. Психотехническая парадигма в психологии (религии, Хайдеггер+).


Гуго Мюнстерберга "основы психотехники" Одна из самых фундаментальных работ в психологии. Леви Стросс "Колдун и его магия. Колдовство как форма психотехники", статья в культурной психлогии.

психотехника (от греч. techne - искусство, мастерство) - ветвь психологии, изучающая проблемы практической деятельности в конкретно-приладном аспекте.

Психотехника — это наука о практическом применении психологии к задачам культуры. Она - ранний этап развития психологии труда и инженерной психологии, главной проблемой которого была научная организация труда. Основные положения психотехники были впервые сформулированы в работах В. Штерна (1903) и Г. Мюнстерберга (1910). В России была связана прежде всего с именем И.Н. Шпильрейна; наиболее широкое распространение получила в 20–30 гг.

Крупными теоретиками психотехники в СССР были Исаак Нафтулович Шпильрейн и его ученик и последователь Соломон Григорьевич Геллерштейн. по прямому указанию Ленина в 1921 г. был создан Центральный институт труда. Институты труда и многочисленные психотехнические и психофизиологические лаборатории открывались в различных ведомствах и на отдельных промышленных предприятиях, на транспорте и в армии. К 1923 г. в стране насчитывалось свыше 13 научных институтов, занятых изучением проблем труда в производстве.

В рамках психотехники (а также реактологии и рефлексологии) с целью рационального использования трудовых ресурсов по существу развивалась отечественная психология труда, исследовались проблемы: профотбор, профподбор, профконсультация, утомление и повышение работоспособности человека, борьба с промышленным травматизмом и аварийностью с точки зрения "личного фактора", психологическая рационализация профессионального образования. Изучались закономерности формирования навыков, создавались тренажеры. Разрабатывалась воздейственная психотехника. Вставали новые задачи в области изучения профессий и процесса обучения им, учета психологических критериев при создании машин. Объектом исследования были рационализация рабочего места, трудовой деятельности и условий труда. Разрабатывалась проблема обеспечения полноты проявления способностей, ставилась задача обогащения профессии творчески поднимающими захватывающими трудящегося гранями, исследовалось ударничество, соревнование. создавались новые методы изучения трудовых движений.

В 20-х гг. Николай Александрович Бернштейн выдвинул биомеханическую программу исследования движений в процессе труда. полученные в результате факты о работе двигательного аппарата на периферии, в исполнительном движении поставили пред необходимостью объяснения проблемы управления движением со стороны мозга. Позже было сформулировано положение о кольцевой форме связи движения с командами из управляющего центра: изменения напряжения мышцы в процессе движения передают сигналы в центр, нервная система посылает импульсы на периферию и снова получает информацию о ситуации. сенсорная информация на периферии является основанием для корректировки двигательного эффекта. Так биохимические исследования стали фундаментом концепции построения движений и физиологии активности, оказавших значительное влияние на развитие психологической науки.

И.Н. Шпильрейн был представителем СССР в президиуме Международной психотехнической ассоциации. Советская наука была широко представлена на 4 международном съезде по психотехнике (Париж, 1927). Из работ съезда обмена мнений выяснилось, что постановка работ и достижения советской психотехники вполне могут быть поставлены на один уровень с западноевропейской наукой, а в вопросах профессиографирования - выше. В то же время уже в начале 20-х гг. появляется тенденция к отделению советской психотехники от зарубежных исследований. Высказываются мнения о неклассовом характере психотехники. В статьях Шпильрейна эта мысль превращается в тезис о противопоставлении буржуазной и советской психотехники и выдвигается требование проведения классового подхода в области теории и практики психотехнических исследований. Особенно ожесточенной критике был подвергнут метод тестов как основное средство психотехнических испытаний при решении проблемы кадров. Эти позиции советских писхотехников были встречены зарубежными учеными с осуждением.

В обстановке дискуссий, критики и самокритики уже с начала 30-х гг. начинается свертывание работ по психотехнике. в январе 1935 г. арестован Шпильрейн. В декабре 1937 он погиб. в 1936 г. Геллерштейн был отстранен от научной деятельности в области психотехники. В середине 30-х вся система психотехнических учреждений была разгромлена.

Задачи психотехники:

1. осуществление профессионального отбора и профессиональной ориентации;

2. изучение утомления и упражнения в процессе труда;

3. приспособление человека к машине и машины к человеку;

4. выяснение эффективности различных средств воздействия на потребителя (реклама);

5. тренировка психических функций при подготовке работников и т. д.

Значение психотехники:

В ней по-новому проявился принцип практики: практика выступила не только «потребителем» полученных психологией данных, но сама ставила перед психлогией запросы, задавая перспективу ее методологических основ и методических приемов.

 

Резюме: Психотехника возникла в начале XX века и получила теоретическое оформление в работах Штерна, Г. Монстерберга и др. Основными задачами психотехники признавались: осуществление профессионального отбора и профессиональной ориентации; изучение утомления и упражнения в процессе труда; приспособление человека к машине и машины к человеку; выяснение эффективности различных средств воздействия на потребителя (реклама); тренировка рабочей силы и т.д. В СССР психотехника получила значительное развитие в 20-х и первой половине 30-х гг. Характерной ее чертой явилось перенесение центра тяжести в исследовательской работе с проблемы профессионального отбора на задачи, связанные с реализацией методов политехнического и профессионального обучения, организация трудового процесса, формированием навыков и умений, борьбой с травматизмом и аварийностью и т.п. В настоящее время понятие "психотехника" в общем равно понятию "прикладная психология" и включает в себя содержание различных отраслей психологии труда, военной психологии, психологии торговли и т.д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.