Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нефть как источник мировых конфликтов




Природные ресурсы могут провоцировать конфликты в обществе, при которых различные группы и фракции борются за возможность распоряжения ими. Иногда этот конфликт проявляется открыто, как сепаратистский конфликт в регионах, где добываются эти ресурсы (например, такой, как в нефтедобывающей провинции Кабинда в Анголе), однако чаще они принимают скрытые формы, такие, как борьба между министерствами или департаментами за доступ к бюджетным средствам, приводящая к снижению эффективности государственного управления в целом.

Выделяют следующие основные типы взаимосвязи между природными ресурсами и вооруженными конфликтами. Во-первых, эффекты проклятия ресурсов подрывают качество государственного управления, повышая тем самым уязвимость государства для конфликтов, вызванных другими факторами. Во-вторых, конфликты могут возникать непосредственно вокруг контроля и использования ресурсов, а также распределения поступлений от их добычи. В третьих, доступ к доходам от ресурсов одной из участвующих в конфликте сторон, способствует продолжению конфликтов.

В научных исследованиях широко цитируется тот факт, что для типичной страны, доля экспорта первичных ресурсов которой составляет порядка 25% ВВП, вероятность возникновения конфликта составляет 33%, а при доле экспорта 5% ВВП — снижается до 6%.

Распределение мировых источников нефти затрагивает не только экономические, но и политические интересы и взаимоотношения ряда государств. Всевозможными средствами военного и дипломатического давления на местные власти, силой оружия, путем подкупа и т. д. монополисты различных стран добиваются господства над богатыми нефтью землями.

Еще до мировой войны 1914—1918 годов почти все источники нефти были захвачены двумя конкурирующими между собой нефтяными трестами — американским и англо-голландским. Где бы ни были открыты новые источники нефти — в Иране, Венесуэле, Мексике, туда тотчас же мчались посланцы этих трестов. Подкупами, взятками, угрозами, применением вооруженной силы, прямым насилием они добивались выгодных концессий, за гроши приобретая несметные богатства. В период между 1918 и 1939 годами борьба нефтяных трестов оказывала огромное влияние на взаимоотношения Англии и Америки.

До второй мировой войны нефтеносные земли Среднего Востока находились в сфере влияния главным образом английских монополий. В годы второй мировой войны американские нефтяные фирмы приобрели нефтеносные земли в Саудовской Аравии и построили нефтепровод для доставки нефти на побережье Средиземного моря.

Сегодня многие международные конфликты и войны объясняются борьбой за нефтяные ресурсы.

Например, за вторжением в Ирак стоят лишь две основные причины: стремление к контролю над нефтью и желание сохранить доллар в качестве мировой резервной валюты.

Первая причина, о которой обычно говорят эксперты – нефть. В Саудовской Аравии сосредоточено порядка 25% мировых запасов нефти, в Кувейте – 11%, в Ираке – еще 11%. В сумме запасы этого региона составляют около 50% общемировых, а это уже большой мотив. Однако нефтяную отрасль Ирака нужно еще восстанавливать, поскольку ее мощности уже давно были изношены. Контроль над иракской нефти должен обеспечить безопасность поставок в США и, возможно, в Великобританию, поскольку контракты на разработку и разведку нефти, заключенные Саддамом с Китаем, Францией, Индией, Индонезией и Россией, могут быть принесены в жертву интересам американских и, возможно, британских компаний. А американское военное присутствие в Ираке является страховкой от экстремистов из Ирана и Саудовской Аравии.

Возник газовый конфликт между РФ и Украиной. Украинская сторона не приложила никаких усилий для урегулирования принципиального вопроса - погашения задолженности за поставленный газ (на тот момент составляла около 2,4 млрд. долл.). Долг был накоплен по контракту на поставку газа между НАК «Нафтогаз Украины» и компанией «РосУкрЭнерго», и включал в себя оплату за газ, поставленный в сентябре, октябре и ноябре 2008 года (с учетом пени и штрафов). Переговоры оказались в тупиковой ситуации.

В декабре 2008 года«Нафтогаз Украины» смог погасить часть долга, оставшаяся задолженность составила около 2,15 млрд. долл. В ице-премьером правительства РФ Виктором Зубковым были направлены послания в адрес руководства Евросоюза и главам правительств европейских стран-покупателей российского газа, с предупреждением о возможных сбоях с поставками в Европу по вине Украины. 31 декабряНАК «Нафтогаз Украины» направил в адрес ОАО «Газпром» уведомление, в котором сообщил о неготовности гарантировать транзит газа из Украины в Европу по территории украины и предупредил о возможности его конфискации, что было расценено «Газпромом» как шантаж. 1 января 2009 года «Газпром» в полном объеме прекратил поставки газа на Украину. Сокращение составило около 100 млн. куб. м в сутки. При этом поставки газа через территорию Украины зарубежным покупателям были увеличены примерно на 20 млн. куб. м до 326 млн. куб. м в сутки.

Между РФ и Беларусью в конце 2009 года разгорелась нефтяная война. Отсутствие договоренности по нефти свидетельствует лишь о том, что Беларусь отказалась от российского варианта относительно приватизации нефтеперерабатывающих заводов в Мозыре и Новополоцке. В новых условиях нефтепереработка на этих предприятиях становится нерентабельной, и от этого кардинально пострадает белорусский экспорт нефтепродуктов в Европу.

Россия имеет право взимать любой рентный платеж за вывозимую за рубеж нефть. - Это абсолютное право собственника. Будучи собственностью России, нефть в виде сырья, естественно, должна приносить доход владельцу, поэтому кажется странным, что белорусские чиновники стали торговаться и требовать поставок всего объема нефти на условиях снятия экспортной пошлины. Это абсолютно необоснованный поступок со стороны белорусских властей.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.