Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пути формирования и составные элементы культуры безопасности жизнедеятельности




 

Итак, можно назвать такие составные элементы культуры безопасности жизнедеятельности:

- на индивидуальном уровне - это мировоззрение, нормы поведения, индивидуальные ценности и подготовленность человека в области безопасности жизнедеятельности;

- на коллективном уровне -корпоративные ценности, профессиональная этика и мораль, подготовленность персонала в указанной области;

- на общественно-государственном уровне - традиции безопасного поведения, общественные ценности, подготовленность всего населения в сфере безопасности жизнедеятельности.

Наше министерство на протяжении всего времени своего существования, а особенно активно - в течение последних десяти лет, уделяет значительное внимание вопросам формирования культуры безопасности жизнедеятельности на всех уровнях. Примерный перечень методов и средств ее формирования у населения страны, который активно использует МЧС России при поддержке специалистов Минобнауки России и других федеральных органов исполнительной власти, можно свести к следующему.

- На индивидуальном уровне - семейное воспитание, обучение и воспитание в ходе проведения занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) и дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД), подготовка учащихся в кадетских корпусах, школах, классах, центрах, полевых лагерях, а также в общественных движениях.

- На коллективном уровне -развитие системы корпоративных ценностей, профессиональной этики и морали, подготовка персонала потенциально опасных и других объектов.

- На общественно-государственном уровне - проведение государственной политики, развитие общенациональной идеологии безопасности, нормативной правовой базы, научно-техническая деятельность в области управления рисками, социальная реклама безопасности. Как видим, формирование культуры безопасности жизнедеятельности носит глобальный характер, имеет многоаспектное значение. Отсюда деятельность по формированию культуры безопасности должна носить системный, междисциплинарный и межведомственный характер.

Особую роль в этом играют мероприятия по разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Что касается формирования в КБЖ объектом начального (индивидуального) уровня целесообразно рассматривать личность. Ее качества служат определяющими факторами предотвращения угроз и развития опасных и чрезвычайных ситуаций, минимизации их негативных последствий. А доминанта безопасного поведения коллективов, социальных групп и общества в целом в значительной степени определяется личностными качествами составляющих их людей.

Высший уровень формирования КБЖ - общество и государство, а системообразующий фактор обеспечения безопасности - социальные и государственные ценности и приоритеты.

На каждом уровне можно выделить наиболее существенные элементы культуры безопасности жизнедеятельности, методы и средства ее формирования. См. Таблица 1.

 

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности
Уровни Элементы Методы и средства
Индивидуальный Мировоззрение Нормы поведения Индивидуальные ценности Подготовленность в области безопасности Воспитание и обучение в: - семье; - учреждениях общего и профессионального образования в рамках общеобязательных курсов ОБЖ и БЖД; - кадетских корпусах, школах, классах; - центрах, полевых лагерях; - общественных организациях и движениях
Коллективный Корпоративные ценности Профессиональные этика и мораль Подготовленность персонала в области безопасности Развитие системы корпоративных ценностей Воспитание и обучение Обучение персонала потенциально опасных объектов
Общественно-государственный Нормативно-правовое регулирование Государственное управление Традиции и ценности безопасной жизнедеятельности Подготовленность населения в области безопасности Совершенствование нормативно-правовой базы Реализация государственной политики Научно-техническая деятельность в области управления рисками Развитие общенациональной идеологии безопасности Социальная реклама безопасности Система подготовки в области ГО и защиты от ЧС

 

Ведущую роль по организации формирования КБЖ в соответствующих сферах должны взять на себя федеральные органы исполнительной власти. МЧС России, Минтранс России и МВД России, Минприроды России, Минздравсоцразвития России и Минспорттуризм России, Минэнерго, Минпромторг России, Минсвязи России.

При этом решающий вклад в формирование КБЖ призвано внести Минобрнауки России. Это обусловлено следующими обстоятельствами:

- ключевым звеном формирования КБЖ является обучение, которое наиболее эффективно в детском и юношеском возрасте. Обучение неразрывно связано с воспитанием, и проводятся они наиболее интенсивно и всеохватывающе в образовательных учреждениях дошкольного, общего и профессионального образования, деятельность которых в конечном счете подведомственна Минобрнауки России;

- обучение в интересах формирования КБЖ в образовательных учреждениях уже сейчас осуществляется в рамках курса ОБЖ и дисциплины БЖД;

- осуществляя надзор за лицензированием образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, Минобрнауки России имеет возможность содействовать решению вопросов формирования культуры безопасности жизнедеятельности граждан и в ходе их трудовой деятельности, так как повышение квалификации проходят практически все работающие.

Таким образом, Минобрнауки России в состоянии влиять на качество и интенсивность воздействия на всех членов общества и практически на протяжении всей жизни человека как в целях получения ими знаний, умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности, так и в целях воспитания внутренней осознанной потребности следовать существующим нормам и правилам безопасного поведения.

Говоря о формирования КБЖ в сфере полномочий МЧС России, то есть о формировании культуры безопасности в области гражданской защиты, необходимо отметить, что около 80% ЧС техногенного характера и пожаров обусловлено человеческим фактором. При этом только 30% из этого числа ЧС и бытовых пожаров связано с психологическим, эмоциональным состоянием и усталостью человека, а остальные – с недостаточной обученностью и низкой культурой.

Реализуя мероприятия по формированию культуры безопасности в области гражданской защиты, МЧС России учитывает не только те угрозы, которые напрямую ведут к гибели человека, но и те, которые нарушают, ослабляют или создают предпосылки к деградации системы обеспечения безопасности в этой области.

Сегодня совершенствование системы обеспечения безопасности в области гражданской защиты осуществляться посредством: совершенствования правового обеспечения и административного воздействия; внедрения научно-технических достижений в интересах предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также пожаров; формирования культуры безопасности в области гражданской защиты.

Основными направлениями формирования КБЖ в сфере деятельности МЧС России являются: формирование государственной политики в этой области; обучение всех категорий населения в области гражданской защиты; духовно-нравственное, психологическое и патриотическое воспитание; надзор и контроль за формированием культуры безопасности в области гражданской защиты.

Пути реализации основных направлений КБЖ населения в сфере полномочий МЧС России показаны ниже:

ВОПРОС 17

Вредные и опасные факторы производства. Классификация производственных опасностей

Вредные и опасные производственные факторы имеют раз­личное происхождение, природу действий, структуру и характер воздействия на человека.

I. Классификация вредных и опасных факторов по происхождению:

· природные;

· техногенные;

· антропогенные;

· экологические.

II. Классификация вредных и опасных факторов по природе действия:

1) Факторы производственной среды

Физические опасности:

· механические: кинетическая энергия движущихся и вращаю­щихся элементов механизмов и оборудования, передвигаю­щихся изделий и материалов; потенциальная энергия тел, на­ходящихся на высоте, разрушающихся конструкций и горных пород; шумы и вибрации; ускорения и невесомость; дым, ту­ман и нетоксичная пыль; аномальное барометрическое давле­ние и ударная волна;

· термические: температура нагретых и охлажденных предме­тов, поверхностей и воздуха;

· электрические: электрический ток, статическое электричество, электрическое поле, ионизирующее излучение;

· электромагнитные: освещенность, ультрафиолетовая и инфра­красная радиация, электромагнитное излучение, магнитное поле.

Химические опасности:

· едкие вещества;

· ядовитые вещества;

· горючие вещества;

· взрывоопасные вещества.

Биологические опасности:

· опасные свойства микро- и макроорганизмов;

· продукты жизнедеятельности людей и других биологических объектов.

2) Факторы трудового процесса

Психофизиологические опасности:

  • факторы, характеризующие тяжесть физического труда: физи­ческие динамические и статические перегрузки; гиподинамия; масса поднимаемого и перемещаемого груза; стереотип­ные рабочие движения; рабочая поза; наклоны корпуса; пере­мещение в пространстве.

· факторы, характеризующие напряженность труда: интеллек­туальные, сенсорные и эмоциональные перегрузки; перенапряжение анализаторов; монотонность труда; режим работы.

III. Классификация вредных и опасных факторов по характеру воздействия на человека:

· активные - оказывающие воздействие посредством заключе­ния в них энергетических ресурсов;

· пассивно-активные - активизирующиеся за счет энергии че­ловека (колючие и режущие неподвижные элементы, незначительное трение между соприкасающимися поверхностями, не­ровности, уклоны и т.п.);

· пассивные - проявляющиеся опосредованно (коррозия, накипь, недостаточная прочность конструкций и горных пород, повышенная нагрузка на машины и механизмы и т.п.).

IV. Классификация вредных и опасных факторов по структуре (строению):

· простые;

· производные, порождаемые взаимодействием простых факто­ров (взрывы, пожары и т.п.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 4429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.