Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет № 8




Билет № 7

1. Взаимосвязь между классами неорганических соединений: возможность получения одних веществ из других (примеры реакций).

 

Между классами неорганических соединений возможны взаимные превращения.

 

Оснóвные оксиды (щелочных и щелочноземельных металлов) реагируют с водой, при этом получаются основания. Например, оксид кальция (негашеная, или жженая известь) реагирует с водой с образованием гидроксида кальция (гашеной извести): CaO + H2O = Ca(OH)2

 

Нерастворимые основания не могут быть получены таким путем, но они разлагаются при нагревании с образованием основных оксидов. Например, при нагревании гидроксида меди (II) образуются оксид меди (II) и вода: Cu(OH)2 = CuO + H2O

 

Большинство кислотных оксидов реагируют с водой с образованием кислот. Так, оксид серы (VI), или серный ангидрид, присоединяет воду с образованием серной кислоты: SO3 + H2O = H2SO4

 

Слабые кислоты разлагаются при нагревании с выделением оксидов. Сернúстая кислота разлагается

на оксид серы (IV), или сернúстый газ, и воду: H2SO3 = H2O + SO2

 

Соли могут быть получены как при взаимодействии оснований с кислотами (реакция нейтрализации):

2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O (образовался сульфат натрия),

 

так и при взаимодействии щелочей с кислотными оксидами:

Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3↓ + H2O (образовался карбонат кальция)

 

или основных оксидов с кислотами:

CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O

 

Нерастворимые основания могут быть получены из растворов солей в результате реакции обмена:

CuSO4 + 2NaOH = Na2SO4 + Cu(OH)2

 

Кислоты можно получать из солей, вытесняя их более сильными (менее летучими) кислотами:

Na2SiO3 + 2HCl = 2NaCl + H2SiO3↓ (при избытке HCl в осадок выпадает нерастворимая кремниевая кислота)

 

Генетическая связь между классами неорганических соединений может быть проиллюстрирована схемами:

Генетический ряд активного металла:

Металл → оксид металла → основание → соль

Например:

Ca → CaO → Ca(OH)2 → CaСO3

 

Генетический ряд неметалла:

Неметалл → оксид неметалла → кислота → соль

Например:

С → СО2 → Н2СО3 → CaСO3

 

2. Задача. Вычисление количества вещества (или объема) газа, необходимого для реакции с определенным количеством вещества (или объемом) другого газа.

Сколько литров кислорода необходимо для сгорания 89,6 литров водорода?


1. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; выделению или поглощению энергии; изменению степени окисления химических элементов. Примеры реакций различных типов.

 

♦ По числу и составу исходных и полученных веществ химические реакции бывают:

Соединения – из двух или нескольких веществ образуется одно сложное вещество:

Fe + S = FeS

(при нагревании порошков железа и серы образуется сульфид железа)

Разложения – из одного сложного вещества образуется два или несколько веществ:

2H2O = 2H2 + O2

(вода разлагается на водород и кислород при пропускании электрического тока)

Замещения – атомы простого вещества замещают один из элементов в сложном веществе:

Fe + CuCl2 = Cu↓ + FeCl2

(железо вытесняет медь из раствора хлорида меди (II))

Обмена – 2 сложных вещества обмениваются составными частями:

HCl + NaOH = NaCl + H2O

(реакция нейтрализации – соляная кислота реагирует с гидроксидом натрия с образованием хлорида натрия и воды)

 

♦ Реакции, протекающие с выделением энергии (тепла), называются экзотермическими. К ним относятся реакции горения, например серы:

 

S + O2 = SO2 + Q

Образуется оксид серы (IV), выделение энергии обозначают + Q

 

Реакции, требующие затрат энергии, т.е. протекающие с поглощением энергии, называются эндотермическими. Эндотермической является реакция разложения воды под действием электрического тока:

 

2H2O = 2H2 + O2 – Q

 

♦ Реакции, сопровождающиеся изменением степеней окисления элементов, т.е. переходом электронов, называются окислительно-восстановительными:

 

Fe0 + S0 = Fe+2S-2

 

Противоположностью являются не окислительно-восстановительные электронно-статичные реакции, протекающие без изменения степени окисления. К ним относятся все реакции обмена:

 

H+Cl- + Na+O-2H+ = Na+Cl- + H2+O-2

 

2. Опыт. Проведение реакций, подтверждающих качественный состав предложенной соли, например сульфата меди(II).

 

Качественный состав соли доказывают с помощью реакций, сопровождающихся выпадением осадка или выделением газа с характерным запахом или цветом. Образование осадка происходит в случае получения нерастворимых веществ (определяем по таблице растворимости). Газы выделяются при образовании слабых кислот (для многих требуется нагревание) или гидроксида аммония.

 

Наличие иона меди можно доказать добавлением гидроксида натрия, выпадает синий осадок гидроксида меди (II):

 

CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2↓ + Na2SO4

 

 

Наличие сульфат-иона доказывается выпадением белого кристаллического осадка, нерастворимого в концентрированной азотной кислоте, при добавлении растворимой соли бария:

 

CuSO4 + BaCl2 = BaSO4↓ + CuCl2





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1975; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.