Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы лидеров. Комплементарная функция лидера




Теория поля К. Левина.

Человек, писал К. Левин, живет и развивается в «психологическом поле» окружающих его предметов. Каждый предмет имеет для человека свою валентность – своего рода энергетический заряд, вызывающий у человека специфическое напряжение, требующее разрядки. Поведение человека делится на волевое и полевое. Волевое – вызвано внутренними потребностями и мотивами, а полевое – влиянием внешних объектов.

Основные принципы ТП:

1) Применение конструктивного метода. Этот принцип противопоставляется такому подходу, при котором игнорируются индивидуальные особенности и используются общие законы и закономерности.

2) Анализ психологического поля с позиции целостности – впротивовес тому сложившемуся в психологии подходу, согласно которому изучаются отдельные элементы ситуации.

3) Изучение ситуации не с физической, а с психологической точки зрения - в противовес идее бихевиоризма объяснять психические явления в "объективных физических" терминах.

4) Исследование поведения с точки зрения актуально складывающихся обстоятельств и условий, в настоящем.

5) Изучение поведения с динамической точки зрения, т.е. с точки зрения сил и напряжения психологического поля.

6) Математическое представление психологических ситуаций.

 

Психологическая среда и человек объединяются общим понятием - жизненное пространство, которое рассматривается как психическая реальность. Граница между жизненным пространством и внешним миром проницаема. Среда дифференцирована и разделена на регионы, которые могут изменяться. Каждый субрегион содержит один психологический факт.

Локомоция - это движение в психологической среде, этот тот путь, который прокладывает человек через психологическую среду с целью удовлетворения потребности.

Напряжение - состояние внутриличностного региона относительно других внутриличностных регионов. Организм стремится к выравниванию напряжения данного региона по сравнению с другими. Конечной целью всех психических процессов является стремление вернуть человеку равновесие. Этот процесс может осуществляться путем поиска определенных валентных объектов психологической среды, которые могут снять напряжение. Валентность - концептуальное свойство региона психологической среды, это ценность региона для человека. Валентность может быть положительной и отрицательной.

1) Традиционным вопросом лидерства и руководства является вопрос о стилях лидерства. К. Левин в 1930-е гг. ХХ в. выделил три стиля лидерства: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный) и попустительский (анархический). Стиль лидерства – это типичная для лидера система приемов воздействия на членов группы (подчиненных или ведомых).
2) Авторитарный стиль предполагает жесткие способы управления, пресечение инициативы членов группы, отсутствие группового обсуждения принимаемых решений, руководитель сам принимает решения, контролирует и координирует работу членов группы.

Демократический стиль – коллегиальное обсуждение проблем, поощрение руководителем инициативы подчиненных, активный обмен информацией между руководством и подчиненными.

3) Попустительский стиль проявляется в добровольном отказе руководителя от управленческих функций, передача функций управления членам группы. Группа существует самостоятельно, социальная дистанция между членами группы сокращается, увеличивается фамильярность.

Классификация типов лидерства:

1. функциональный лидер; сосредоточен на поставленной задаче; неустанно борется за достижение группой поставленных целей;

2. аффективный лидер; всеми любим, сосредоточен на взаимоотношениях между членами группы.

Как показали исследования, функциональный лидер легче добивается лидирующего положения в очень благоприятных или очень неблагоприятных ситуациях, а аффективный лидер - в промежуточных случаях. Кроме того, если в группе примерно равное соотношение полов, то функциональным лидером чаще всего является мужчина, а аффективным - женщина.

Уманский выделил следующие роли Лидера:

1) Л организатор (ф-ция интеграции) 2) Л инициатор (ф – задает тон в решении проблем)

3) Л генератор (задает эмоц настрой) 4) Л эрудит

5) Л эмоц притяжения (социометрич звезда) 6) Л мастер (спец в какой-то деятельности)

Комплементарная функция лидера Групповая динамика представляет собой противоречие, столкновение частных и групповых интересов. Функции лидера возникают из этих двух противоречивых сторон жизни группы.

По отношению к внешней цели можно выделить такие его функции, как:

· Осознание групповой цели;

· Анализ и контроль внешней среды;

· Выработка плана достижения цели;

· Распределение обязанностей и организации взаимодействий;

· Контроль приближения к цели и коррекция деятельности группы.

 

По отношению к внутренней жизни группы у лидера возникают следующие функции:

· Обеспечение внешней безопасности группы, поддержание контактов и взаимодействия с другими группами;

· обеспечение включенности членов группы в нее;

· обеспечение самостийности члена группы, чтобы он не терял свою индивидуальность

· обеспечение работоспособности групповой структуры, контроля и влияния одних членов группы на других, потребного для достижения групповой цели;

· ограничение контроля, распределение ответственности и власти в группе оптимальным образом;

· обеспечение достаточной психологической близости и совместимости членов группы, предохранение от склоки;

· предупреждение избыточных взаимных симпатий, так как это чревато превалированием личных отношений над движением к цели, то есть все той же склокой;

· максимизация задействованности возможностей и способностей членов группы на достижение цели

 

Одни из этих функций по виду чуть ли не прямо противоположны другим. Все эти противоречия диктуются самой природой группы. Группа - динамическая система, которая развивается в единстве противоположностей, разрешение конфликтов между которыми и является источником движения. В этих условиях функция лидера - стабилизировать это движение, удерживать его в границах меры. Поэтому ему приходится решать как групповые так и индивидуальные проблемы. Лидер должен создавать условия для совместимости с внешней средой и делать то, что не смогла сделать группа. => Основная функция лидера – поддержание известного равновесия между внешней реальностью, межличностными потребностями и свободными от конфликтов функциями группы.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 4440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.