КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типы лидеров. Комплементарная функция лидера
Теория поля К. Левина. Человек, писал К. Левин, живет и развивается в «психологическом поле» окружающих его предметов. Каждый предмет имеет для человека свою валентность – своего рода энергетический заряд, вызывающий у человека специфическое напряжение, требующее разрядки. Поведение человека делится на волевое и полевое. Волевое – вызвано внутренними потребностями и мотивами, а полевое – влиянием внешних объектов. Основные принципы ТП: 1) Применение конструктивного метода. Этот принцип противопоставляется такому подходу, при котором игнорируются индивидуальные особенности и используются общие законы и закономерности. 2) Анализ психологического поля с позиции целостности – впротивовес тому сложившемуся в психологии подходу, согласно которому изучаются отдельные элементы ситуации. 3) Изучение ситуации не с физической, а с психологической точки зрения - в противовес идее бихевиоризма объяснять психические явления в "объективных физических" терминах. 4) Исследование поведения с точки зрения актуально складывающихся обстоятельств и условий, в настоящем. 5) Изучение поведения с динамической точки зрения, т.е. с точки зрения сил и напряжения психологического поля. 6) Математическое представление психологических ситуаций.
Психологическая среда и человек объединяются общим понятием - жизненное пространство, которое рассматривается как психическая реальность. Граница между жизненным пространством и внешним миром проницаема. Среда дифференцирована и разделена на регионы, которые могут изменяться. Каждый субрегион содержит один психологический факт. Локомоция - это движение в психологической среде, этот тот путь, который прокладывает человек через психологическую среду с целью удовлетворения потребности. Напряжение - состояние внутриличностного региона относительно других внутриличностных регионов. Организм стремится к выравниванию напряжения данного региона по сравнению с другими. Конечной целью всех психических процессов является стремление вернуть человеку равновесие. Этот процесс может осуществляться путем поиска определенных валентных объектов психологической среды, которые могут снять напряжение. Валентность - концептуальное свойство региона психологической среды, это ценность региона для человека. Валентность может быть положительной и отрицательной. 1) Традиционным вопросом лидерства и руководства является вопрос о стилях лидерства. К. Левин в 1930-е гг. ХХ в. выделил три стиля лидерства: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный) и попустительский (анархический). Стиль лидерства – это типичная для лидера система приемов воздействия на членов группы (подчиненных или ведомых). Демократический стиль – коллегиальное обсуждение проблем, поощрение руководителем инициативы подчиненных, активный обмен информацией между руководством и подчиненными. 3) Попустительский стиль проявляется в добровольном отказе руководителя от управленческих функций, передача функций управления членам группы. Группа существует самостоятельно, социальная дистанция между членами группы сокращается, увеличивается фамильярность. Классификация типов лидерства: 1. функциональный лидер; сосредоточен на поставленной задаче; неустанно борется за достижение группой поставленных целей; 2. аффективный лидер; всеми любим, сосредоточен на взаимоотношениях между членами группы. Как показали исследования, функциональный лидер легче добивается лидирующего положения в очень благоприятных или очень неблагоприятных ситуациях, а аффективный лидер - в промежуточных случаях. Кроме того, если в группе примерно равное соотношение полов, то функциональным лидером чаще всего является мужчина, а аффективным - женщина. Уманский выделил следующие роли Лидера: 1) Л организатор (ф-ция интеграции) 2) Л инициатор (ф – задает тон в решении проблем) 3) Л генератор (задает эмоц настрой) 4) Л эрудит 5) Л эмоц притяжения (социометрич звезда) 6) Л мастер (спец в какой-то деятельности) Комплементарная функция лидера Групповая динамика представляет собой противоречие, столкновение частных и групповых интересов. Функции лидера возникают из этих двух противоречивых сторон жизни группы. По отношению к внешней цели можно выделить такие его функции, как: · Осознание групповой цели; · Анализ и контроль внешней среды; · Выработка плана достижения цели; · Распределение обязанностей и организации взаимодействий; · Контроль приближения к цели и коррекция деятельности группы.
По отношению к внутренней жизни группы у лидера возникают следующие функции: · Обеспечение внешней безопасности группы, поддержание контактов и взаимодействия с другими группами; · обеспечение включенности членов группы в нее; · обеспечение самостийности члена группы, чтобы он не терял свою индивидуальность · обеспечение работоспособности групповой структуры, контроля и влияния одних членов группы на других, потребного для достижения групповой цели; · ограничение контроля, распределение ответственности и власти в группе оптимальным образом; · обеспечение достаточной психологической близости и совместимости членов группы, предохранение от склоки; · предупреждение избыточных взаимных симпатий, так как это чревато превалированием личных отношений над движением к цели, то есть все той же склокой; · максимизация задействованности возможностей и способностей членов группы на достижение цели
Одни из этих функций по виду чуть ли не прямо противоположны другим. Все эти противоречия диктуются самой природой группы. Группа - динамическая система, которая развивается в единстве противоположностей, разрешение конфликтов между которыми и является источником движения. В этих условиях функция лидера - стабилизировать это движение, удерживать его в границах меры. Поэтому ему приходится решать как групповые так и индивидуальные проблемы. Лидер должен создавать условия для совместимости с внешней средой и делать то, что не смогла сделать группа. => Основная функция лидера – поддержание известного равновесия между внешней реальностью, межличностными потребностями и свободными от конфликтов функциями группы.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 4486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |