Главная задача юности – формирование чувства идентичности. Оно формируется постепенно, его источником служат различные идентификации, уходящие корнями в детство. Чем мение целостным устойчивым является у чел-а чувство идентификации, или самореализации, тем более противоречивым будет его внешее ролевое поведение.
По Эриксон идентичность как сложное личностное образование имеющее многоуровневую структуру. 1. Индивидуальный - идентичность определяется как результат осознания человеком собственной временной протяженности. Это есть представление о себе как о некоторой относительно неизменной данности, человеке того или иного физического облика, темперамента, задатков, имеющем принадлежащее ему прошлое и устремленном в будущее. 2. Личностный - дентичность определяется как ощущение человеком собственной неповторимости, уникальности своего жизненного опыта, задающее некоторую тождественность самому себе. Эриксон определяет эту структуру идентичности как результат скрытой работы Эго-синтеза, как форму интеграции Я, которое всегда есть нечто большее, чем простая сумма детских идентификаций. 3. Социальный - идентичность определяется как тот личностный конструкт, который отражает внутреннюю солидарность человека с социальными, групповыми идеалами и стандартами и тем самым помогает процессу Я-категоризации: это те наши характеристики, благодаря которым мы делим мир на похожих и непохожих на себя. Последней структуре Эриксон дал название социальной идентичности. Морено выделяет 4 вида идентичности: 1. реализованная 2. мораторий 3. диффузия 4. предрешение. Социальная идентичность - есть результат самоидентификации человека с разными социальными категориями. Социальная идентичность содержит три когнитивных процесса: 1. индивид самоопределяется как член некоторой социальной категории. 2. человек не только включает в своё "Я" образ, общие характеристики группы членства, но и устанавливает нормы и стереотипы поведения. 3. процесс социальной идентичности завершается тем, что человек приписывает себе усвоенные нормы и стереотипы свое социальной группы, они становятся внутренними регуляторами его социального поведения.
Нарицательные характеристики личности. А) Личность: - определение особенностей человека посредством использования нарицательных имён. Выполняет в ряде случаев полезную функцию краткого, общепонятного определения конкретного поступка человека, особенностей его поведения. (Пр: 1. Вундеркинд - ребёнок с исключительными способностями. Часто используется с оттенком иронии. 2. Гурман - любитель и знаток вкусных блюд). Б) Поведение: - определение особенностей поведения индивида или группы по средствам исследования нарицательных имён. (Пр: 1. Азарт - увлечение, излишняя горячность. 2. Альтруизм - бескорыстная забота о других). В) Ситуация: - определение особенностей обстановки, в которой разварачивается событие, прямо или косвенно характеризующее поведение индивида, по средствам использования собственных или нарицательных имён. (Пр: Абсурд - бессмыслица).
Социализация - становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Содержание процесса социализации:
1)Освоение новых видов человеческой деятельности (игровая, общение, труд, творчество). 2)Освоение новых форм и видов общения с людьми в группах и обществе, развитие своего коммуникативного потенциала. 3)Развитие самосознания личности. Становление образа Я, который выражается в самооценке, самоотношении, и уровне притязаний. 4)Развитие основных социальных потребностей человека и адекватных способов их удовлетворения. 5)Половая социализация - процесс освоение человеком своей половой роли и осознания себя принадлежным к мужской или женской группе (полоролевая идентификация). Половая роль - система общественных предписаний в виде определенной модели поведения которой должен соответствовать человек, чтобы общество признало его мужчиной или женщиной. Содержание половых ролей кратко выражается в понятиях мускулинности и феминности. Содержание половы ролей не является раз и навсегда данными хар-ми, а меняется от истории, культуры, экономических условий жизни. Ребенок усваивает свою половую роль на примере взрослых людей. В подростковом возрасте наслаивается опыт общения со сверстниками. Свою половою роль дети впервые осознают в 3 года, в 5-6 лет они понимают необратимость своего пола. Половая идентичность - единство поведения и самосознания ч-ка причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующие половой роли. 6) Политическая социализация - самая поздняя по времени - осознание ч-ом себя в роли субъекиа политической д-ти. Стадии процесса социализации. 1. Дотрудовая (детство, отрочество, юность). 2. Трудовая (Период зрелости до выхода на пенсию) 3. Послетрудовая. Институты социализации. (Первые три – основные) 1. Семья. 2. Первичные социальные группы (В детском саду, классы в школах). 3. Средства массовой коммуникации. 4. Религиозные конфессии с их программами для детей и молодежи. 5. Организации по досугу детей и молодежи. 6. Юридическая система. Профилактика правонарушений среди детей и молодежи. 7. Политические партии с молодежными парламентами и организациями. 8. Субкультура ровесников. Все эти институты воздействуют на развивающуюся личность как целенаправленно, так и стихийно. Стихийность проявляется: а) в расхождении у взрослых между словом и делом; б) в определенном психологическом климате семьи; в) неконтролируемый личный пример; г) семейные традиции, праздники, ритуалы. Механизмы социализации. Это способы, с помощью которых происходит усвоение социального опыта на разных стадиях процесса социализации. 1)Подражание. Бессознательное копирование поведения других людей. С возрастом этот механизм становится сознательным и целенаправленным. 2)Конформность. Используется в основном взрослыми людьми (усвоение чужого мнения) 3)Идентификация. Применительно к социализации - идентификация это способ психологической связи человека с другими людьми, в результате которого все действия и идеи в человеке вызывают такие влияния, как если бы они протекали в нем самом. Благодаря идентификации, человек может идентифицировать с кем либо. Личностью или социальной группой (находит сходство сними - перенимает способы поведения). Механизмы идентификации наиболее актуальны в подростковом возрасте. Эффекты, результаты социализации. В идеале результат социализации - это зрелая, гармонично развитая личность, законопослушный гражданин. В реальности далеко не все люди проходят процесс социализации. Если человек жил в обществе - он уже частично социализован. В отличие от целенаправленного образования, процесс социализации отчасти стихиен, то есть его результаты для различных людей различны. И не всегда поддаются контролю и коррекции.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление