Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антропологический принцип философии Л.Фейербарха




Основная заслуга–связал идеологию Гегеля с религией. Когда Ф. Критиковал религию, он обращал внимание на то, что представление человека о боге–это абстракция человеческих надежд и вынесение их вовне. Для Ф. Философия и религия–это два исключающих понятия. Ничего сверхестественного нет, это–плод человеческих фантазий. Критикуя религию, Ф. От религии не отказался, человек жить без бога не может.

Самое основное–его материализм. Он положительно решил основной вопрос философии: что первично дух или материя?

1. Ф.–представитель антропологического материализма.

2. Этика Ф. основана на любви–«этика любви к ближнему, преклонение «я» перед «ты».

3. Человек–подлинный творец бога, следовательно нужно поклоняться не богу, а человеку.

Людвиг Фейербах (1804–1872)–немецкий философ, созда­тель одного из вариантов антропологического материализма. В мо­лодости–ученик и страстный поклонник идей Г. Гегеля, впослед­ствии–его непримиримый критик, особенно взглядов Гегеля на религию. Будучи материалистом, он отстаивал принцип восхожде­ния от материального к идеальному, т.е. он рассматривал идеаль­ное как нечто производное от определенного уровня организации материального. Парадокс, однако, заключается в том, что Фейер­бах, являясь материалистом, не считал себя материалистом.

Фейербаху импонировала идея «реального чувствующего чело­века». Характерной чертой его материализма был антропологизм, заключающийся в понимании человека как высшего продукта при­роды, рассмотрении человека в неразрывном единстве с ней. При­рода–основа духа. Она же должна стать основой новой филосо­фии, призванной раскрыть земную сущность человека, которого природа наделила чувствами и разумом и психика которого зависит от его телесной организации, обладая вместе с тем качественной спецификой, несводимой к физиологическим процессам. Однако «природная» сторона в человеке Фейербахом гипертрофирова­лась, а социальная–недооценивалась.

Из всех человеческих чувств Фейербах выделял чувство любви, имея в виду нравственную любовь. Не вникая во все тонкости гно­сеологии, он сосредоточился на проблеме нравственной сути рели­гии, что нашло свое выражение в его основном труде «Сущность христианства».

Исходным пунктом воззрений Фейербаха является идея, выра­женная в концептуальном афоризме: «Не Бог создал человека, а человек создал Бога». Тайну христианства Фейербах усматривал в объективировании человеком своих сил, придав им потусторонний, отчужденный от самого человека смысл. По Фейербаху, рели­гия–не просто продукт человеческого невежества, как полагали некоторые авторы. Она обладает множеством достоинств: в рели­гии нельзя не видеть предписания к благоговейному отношению че­ловека к человеку, в первую очередь к возвышенному чувству вза­имной любви.

Сосредоточившись на человеке, на его чувствах дружбы и любви, афористично ярко характеризуя любовь, в частности в брачных отношениях, Фейербах стремился именно на этих нравст­венно-психологических началах создать теорию созидания общест­ва, в котором царствовали бы любовь и справедливость. Видимо, этим объясняется то, что он вступил в ряды социал-демократичес­кой партии и проповедовал идеалы социальной справедливости, чем и подкупил своих поначалу влюбленных в его идеи К. Маркса и ф, Энгельса'.

Осуждая идеалистическое толкование мышления как внеприродной и сверхчеловеческой сущности, Ф приходит к выводу, что вопрос об отношении бытия к мышлению есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь человек. Следовательно, философия, поскольку она решает вопрос об отношении мышления к бытию, должна быть антропологией, т.е. учением о человеке, в существовании, в деятельности которого этот вопрос находит свое фактическое, реальное решение.

Науки вскрывают неразрывную связь мышления с материальными процессами в человеческом организме, с чувственными восприятиями и т.д. Человек неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение присущей ему биологической, физиологической деятельности. Антропология Ф. указывает на его стремление разработать материалистическую систему взглядов. Ф. возражал против характера своего учения как материализма, в особенности из за вульгарных материалистов(мысль- это вещество, выделяемое мозгом).

Существенным содержанием и назначением антропологического принципа является по Ф. научное истолкование общественного сознания, в котором он видит отражение сущности человека. Эта сущность по Ф. прежде всего чувственная жизнь ума и сердца, многообразие переживаний индивида. Речь идет следовательно о том, чтобы рассматривать различные формы общ сознания(и религию) с точки зрения заключенном в ней жизненном содержании. Здесь он идет дальше предшествующих материалистов, которые утверждали, что религия лишена реального содержания. Ф. сводит сверхестественное к естественному, нереальное к реальному- в этом основная черта его антропологического метода.

Основой антропологии Ф. является материалистическое учение о природе. Природа является единственной реальностью, а человек ее высшим продуктом. В человеке и благодаря ему природа ощущает себя, созерцает себя, мыслит о себе. Многообразие явлений природы не может быть сведено к общей, однородной первоматерии. Природа вечна. Возникновение и уничтожение относятся только к отдельным явлениям. Природа бесконечна в пространстве. У природы нет ни начала не конца, все в ней находится во взаимодействии; все относительно. Все одновременно является действием и причиной, все в ней всесторонне и взаимно...” Однако эта глубоко диалектичная догадка не находит дальнейшего развития у Ф.

Ф. отстаивает положение о неразрывной связи материи и движения. Однако не указывает на качественное многообразие форм движения материи, на их взаимопереход. Ф. говорит и о развитии, но понимает ее метафизично.

Пытается преодолеть механицизм. Он говорит о не сводимости высших форм существующей материи к низшим. Психические акты существенно отличаются от их физиологической основы. Единство субъективного с объективным, психического с физическим не устраняет внутреннего различия между ними.

Многообразие человеческих ощущений соответствует многообразию качеств природы, оно обусловлено им и принципиально невозможно без него. Поэтому нельзя противопоставлять содержание человеческих ощущений качественной определенности чувственно- воспринимаемых явлений. Тем не менее, Ф. понимание субъекта и объекта носит антропологический характер. Несмотря на ограниченность его взглядов, Ф. явился непосредственным предшественником марксизма.

В заключение необходимо сказать, что немецкая классическая философия–это громадное достижение в области философии, достижение, значимость которого трудно переоценить. Мы рас­смотрели философские идеи каждого мыслителя, что позволяет увидеть все основные черты выдающейся индивидуальности. Вмес­те с тем весь период развития классической философии предстает как целостный процесс, включающий в себя взаимодействие и про­тивоборство различных концепций, а также их взаимовлияние.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.