Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русская философская мысль начала 20 века




Более всего русская философия была занята вопросами о смысле и целях истории, где главная тема–человек, его судьба и жизненные пути, что обу­словлено духовными устремлениями, исходившими из прошлого русского на­рода, общенациональных особенностей русской души.

Россия вступила в XX в. в период тяжких испытаний(революция 1905 г. и большевистский переворот 1917 г.), последствия кото­рых она испытывает до сих пор. Это коснулось всего государствен­ного, социального строя и, разумеется, всей духовной жизни обще­ства.

В 1922 г. большевики по инициативе Ленина выслали идеоло­гически неугодных за границу. Этой участи подверглись Н.А. Бер­дяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, И.И. Лапшин, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский. Немалое число философов погибло в тюрьмах и ссылке. Среди них русский «Леонардо да Винчи»–Павел Флоренский.

Оказавшись в насильственной эмиграции, философы занима­лись педагогической и творческой деятельностью, разрабатывая многие философские проблемы. На этом мы кратко и остановимся.

Н.А. Бердяев (1874–1948)–философ и публицист. В начале своего творчества примыкал к «легальному марксизму», а позже, став активным противником учения К. Маркса, был членом рели­гиозно-философского общества, выступал в сборниках «Пробле­мы идеализма», «Вехи» и др. В Париже основал и редактировал русский религиозно-философский журнал «Путь». Особой чертой его творчества была страсть к философской публицистике, имев­шей чаще всего характер проповеди; в этом он был моралист. К философской систематике Бердяев относился довольно презри­тельно. Мышление его весьма афористично и фрагментарно, что нашло выражение в разработке им отдельных тем(«О назначении человека», «О смысле творчества», «О рабстве и свободе челове­ка» и др.). Бердяев высказал очень важные и глубокие мысли по вопросам метафизики, гносеологии, историософии, антропологии, но главным в его творчестве были все же этические искания.

Н.О. Лосский (1870–1965)–один из самых плодовитых рус­ских философов. В своей системе и ее исходных идеях он весьма многогранен и сложен. Сам он называл свою систему «интуити­визм», либо «идеал-реализм», либо «органическое мировоззре­ние». Эти разные аспекты его построений, хотя и не имеющие внутренней связи, внешне искусно связаны благодаря мастерству слова. Его главная работа «Обоснование интуитивизма» посвяще­на вопросам гносеологии, которой он особенно много занимался. Лосскому присуща тенденция к «всеобъемлющему» синтезу. Для его трудов характерны четкость и ясность изложения.

П.А. Флоренский (1882–1937)–религиозный философ, ученый-энциклопедист. Обладал блестящими дарованиями и изу­мительной ученостью в самых различных областях. Закончив мате­матическое отделение Московского университета, поступил в Мос­ковскую духовную академию, читал лекции по философии. Его дис­сертация «Столп и утверждение истины(Опыт православной тео­дицеи в 12 письмах)» обратила на себя всеобщее внимание. Здесь он изложил свои идеи не от своего имени, а как выражение цер­ковной незыблемой истины. Хотя Флоренский блестяще знал за­падную философию, он искал для себя опору в православном со­знании и развивал свои философские взгляды в пределах религи­озного сознания. Космология у Флоренского развертывается в сис­тему философии и облекается богословскими данными. Решая про­блему всеединства, Флоренский с большой силой подчеркнул живое единство Космоса как тайну природного бытия.

С.Н. Булгаков (1871–1944) был философом-богословом. В молодости испытал влияние марксизма, но впоследствии резко его отверг(сб. «От марксизма к идеализму»). Духовный кризис, обра­тивший его к религии, не позволил ему ограничиться «чистой фи­лософией». Это свидетельствует о его зорком уме, ибо философия всегда занята проблемами Абсолюта, т.е. всегда соприкасается с богословием, и поэтому «чистой философии» быть не может. Уг­лубив темы космологии, философское творчество Булгакова по­влияло на развитие русской философии. В «Свете Невечернем» он связал проблемы космологии с религиозной тематикой. Восприняв от Вл. Соловьева идею философии всеединства, Булгаков развива­ет учение о Софии–Премудрости Божией–как предвечно сущей в божественном замысле мировой душе, женственной по своему существу, вместившей Божественную любовь и излучаю­щей ее в мир. По Булгакову, София имеет действенный характер–одновременно небесный, божественный, и тварно-человеческий. Че­ловек, сотворенный по образу и подобию Божьему, как муж и жена в любви, восстанавливает единство мира и полноту образа Божьего-'.

А.Ф. Лосев (1893–1988)–философ, филолог, автор ряда фундаментальных работ по античной эстетике, логике, языковеде­нию, переводчик философской и художественной литературы с древних языков. В философии Лосева развивается платоновско-ге-гелевская линия диалектического мировоззрения, традиция право­славия и русской философии, используется феноменологический метод Э. Гуссерля.

В мире нет и не было мыслителя, который написал бы такое количество работ, какое написал этот исключительно одаренный и неимоверно трудолюбивый человек. Его работы по античной фило­софии несравнимы по своей обширности, глубине и научности ана­лиза, совмещающего в себе одновременно философские, филоло­гические и искусствоведческие аспекты. Думается, что они останут­ся в веках как неподражаемый образец.(Я говорю об этом с уве­ренностью человека, общавшегося с А.Ф. Лосевым более 30 лет. А в молодости я учился у него латинскому и греческому языкам.)


№ 27 Общие черты классического типа философствования.

Философские направления: классическая и неклассическая. Основные этапы развития знания:

1. Магико-архаическая форма

2. Античное научно–философское знание

3. Традиционное священнокнижие

4. Европейское теологизированное знание(богословие)

5. Классическое рациональное знание(Декарт, Спиноза, Лейбниц, Локк, Юм, немецкая классическая)–17-19 века

6. Неклассическое(постклассическое) философствование начало 20 века.

Для Европы 19 век–классический.

Основные принципы классической философии в ее понимании мира и человека:

- Безграничная вера в «рацио»- разум, т.е. классика 17-19 вв. выразила и провела позицию индивида, который самостоятельно может ориентироваться в мире и рационально перестраивать общественный строй и миропорядок(взаимоотношение человека и природы).(Декарт–считал идеи врожденными, Лейбниц–монада, ее предрасположенность к мышлению; Спиноза–возможно интуитивно отражать структуру бытия).

- Оптимизм в отношении познания–возможность разума беспредельна.

- Не признается возможность противоречия или конфликта между знанием и бытием. Истинное знание тождественно бытию.(Кант пытался разрушить идиллию между знанием и бытием).

- Беспередпосылочность знания. Когда мы мыслим, наша мысль незамутнена ничем, знание объективно. Человек познает окружающий мир адекватным образом независимо от того, к какому классу он принадлежит.

- Идея механицизма. Мир представляется как единый механизм, созданный Богом. Механицизм–предтеча попытки подчинить себе природу. Механицизм противостоял безумию мира.

- Вера в целесообразность(телеологичность) развития общества, в определенный смысл общественного развития, в то, что существуют законы развития общества, подчиняющиеся определенной схеме.

- Вера в то, что разум задает направления этого развития.

- Вера в прогресс. Источник прогресса–развитие человеческого разума, что проявлялось в развитии наук.

Прогрессистская философия истории, которая начала формироваться в 18–19 в(Вольтер, Гердер). Эта философия подвигла Маркса создать свое учение о формациях.

Рационализм–классический тип философствования, он не знал противоречий, противоречия преодолевались по мере возникновения. В середине 19 века господство рационализма было нарушено.


№ 25 Русская философия 19 в.(основные идеи темы)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 4245; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.