Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В Роль политики в жизни современных обществ 2 страница




С точки зрения Н.В. Мельникова именно функциональный подход способствует раскрытию руководящей роли любого общественного союза или коллектива людей по управлению обществом. Любой человеческий коллектив объективно нуждается во власти. Это обусловлено тем, что в рамках любого общества всегда существует множество различных интересов. Именно власть обладает возможностью приведения различных общественных интересов к общему знаменателю. Следовательно, власть - это объективно необходимая функция любого коллектива.

В обще социологическом значении И.Е. Фарбер, В.С. Шевцов определяют власть как функцию любого общества или коллектива людей, необходимую для регулирования их совместной деятельности. Государственная же власть мыслится как особая функция по руководству, управлению и координации волевых действий людей.

В функциональном подходе недостаточно четко выражено соотношение сторон в отношениях власти. Определения государственной власти как функции общества, отдельной социальной группы, коллектива, государства не способствует формированию единого подхода к пониманию субъекта и объекта власти. Так, А.Ф. Черданцев считает, что субъектом является государство, его органы и иные политические институты, формирующиеся из людей, в качестве объекта выступают «люди, подчиненные власти». Черданцев А. Ф. Государственная власть и ее обоснование.//Правоведение. 1992. №2;

В то же время функциональная трактовка государственной власти, несомненно, позволяет предположить возможность совпадения субъекта и объекта государственной власти на макроуровне. Подобное совпадение означает, что стороны властного отношения не противостоят друг другу, отсутствуют отношения господства и подчинения в их силовом понимании. Отношения сторон власти определяется единством целей и задач. «На макроуровне в масштабах общества властвующий (управляющий) и подвластный (управляемый) могут совпадать в одном субъекте (народ) или не совпадать в одном субъекте (правящая элита и народ)».

Однако совпадение субъекта и объекта не отрицает субординацию как содержательный элемент государственной власти. Государственная власть едва ли возможна без подчинения одной стороны другой. Если нет подчинения, то нет и власти.

Анализ феномена совпадения субъекта и объекта государственной власти целесообразно рассматривать с позиций реляционного подхода, который определяет власть как отношения между двумя агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на другой. При этом сущностной признак субъекта государственной власти - это способность воплощать направляющее начало власти (без привязки к природе и происхождению субъекта). Объект - это пассивный агент, который подчиняется. Следовательно, Один и тот же объект может выступать и как субъект, и как объект государственной власти.

При совпадении субъекта и объекта власти субординация, подчинение строится в зависимости от значения агента в каждом конкретном властеотношении. Агент может выступать в разных ипостасях, исходя из реальной ситуации. Так, еще Аристотель считал, что «гражданином в общем смысле является тот, что причастен к властвованию и подчинению».

Система государственной власти рассматривается как совокупность государственных органов, разделенных на основании выполнения различных функции по управлению обществом.

Конфликтологическая концепция государственной власти исходит из тех же предпосылок, что и функциональный подход к определению власти, однако при раскрытии модели властного отношения они расходятся. И функциональный и конфликтологический подходы отталкиваются от того, что в любом обществе существуют конфликты и задача власти разрешать возникающие конфликты и определять приоритетные интересы. В функциональном подходе властеотношение представлено двумя сторонами: субъект - подчиняющее начало и объект - подчиняющаяся сторона. В конфликтологическом подходе к пониманию государственной власти рассматривается трехэлементная модель властеотношения. Главными действующими субъектами выступают стороны, находящиеся в конфликте. Государственная же власть обычно выступает как лицо независимое и нейтральное.

Несомненной заслугой данной трактовки является то, что она позволяет получить лучшее понимание соотношения государственной власти и гражданского общества. Здесь государство изображено в образе «ночного сторожа», полностью предоставляющего гражданское общество механизмам саморегулирования.

Концепция, отождествляющая государственную власть с самим государством или органами государства. Эту концепцию во многом предопределил Ф.Энгельс, который писал: «Общество создает себе орган для защиты своих общих интересов от внутренних и внешних нападений. Этот орган есть государственная власть. Едва возникнув, он приобретает самостоятельность по отношению к обществу и тем более успевает в этом, чем более он осуществляет господство этого класса». А.А. Чечулина. Сущность государственной власти: основные подходы.//Право и политика. 2005. №10. стр.45.

В настоящее время данный подход используется для формализации понятия государственной власти. Отождествления государственной власти с органами государства наиболее удобно для рассмотрения государственной власти в качестве правового института. Если исходить из данной концепции, то система государственной власти выступает как система государственных органов.

Однако данный подход не совсем корректен. Если говорить об отождествлении понятий государственной власти и государства, то последнее понятие более широкое и включает государственную власть лишь в качестве своего институционального признака. Если соотнести государственный орган и государственную власть, то они взаимодействуют как форма и содержание. Правильнее рассматривать орган государства как форму реализации государственной власти.

Концепция, рассматривающая государственную власть как совокупность полномочий. А.Ф.Малый утверждает, что анализ норм Конституции РФ позволяет прийти к выводу о преобладающем понимании государственной власти как совокупности полномочий, реализуемых специально учреждаемыми органами. Малый А.Ф. «Государственная власть как правовая категория».//Государство и право. 2001. №3; Система государственной власти в рамках данного подхода также отождествляется с системой государственных органов. Действительно, исходя из определений государственной власти как совокупности полномочий, достаточно просто объяснить разделение власти по вертикали и по горизонтали, а также раскрыть понятие единства государственной власти.

В данной концепции несколько спорных моментов. Во-первых, не раскрыта природа государственной власти, ее основа. Во-вторых, не совсем ясно назначение государственной власти при ее рассмотрении в качестве совокупности полномочий. В-третьих, не определены категории субъект и объект государственной власти.

Сопоставление существующих учений о природе государственной власти позволяет выделить несколько моментов, которые способствуют формулированию понятия государственной власти:

1. Все концепции сходятся в вопросе о том, что составляет сущностную основу государственной власти к власти вообще. Центральным элементом государственной власти является категория подчинения. В разных концепциях она носит разные наименования: категория господства в силовой концепции, подавление или «присвоение чужой воли» в волевой трактовке, элемент субординации в функциональном подходе и т.д. Несмотря на разное звучание, смысл категории подчинения остается неизменным: одна сторона властного отношения подчиняет себе другую.

2. В вопросе, как реализуется сущность государственной власти, концепции значительно расходятся. Одни концепции исходят из необходимости обеспечения насильственного подчинения, по сути, сводя сущность государственной власти к применению государственного принуждения. Соответственно силу власти определяя как силу аппарата государственного принуждения. Другие концепции стоят на позициях сбалансированного применения методов принуждения и убеждения, не абсолютизируя ни один из них. Третьи обосновывают позицию, что только добровольное подчинение государственной власти со стороны индивидуумов и гражданского общества создает возможность для эффективной реализации государственной власти.

3. От решения вопроса о том, как, какими методами реализуется государственная власть, зависит соотношение сторон властеотношения, их содержание. Традиционным подходом для большинства концепций является выделение субъекта и объекта государственной власти. Субъект - это активное подчиняющее начало, а объект - это подчиняющаяся пассивная сторона.

Все названные подходы объединяет то, что они представляют собой попытку определить сущность государственной власти, ее систему и методы реализации. Ни одно определение государственной власти не работает как универсальное, базовое и ни одно из них не может быть отвергнуто, каждое из них отражает какую-то одну сторону, момент существования и действия власти. Получается, что современная правовая наука предпочитает плюрализм в определении государственной власти. Действительно, понимание государственной власти - это вечная и важная проблема, так и не получившая до сегодняшнего дня бесспорного разрешения именно обращение ко всем вариантам определения власти способствует более полному и всесторонней разработке и анализу государственной власти.

Раскрывая сущность государственной власти не возможно не сказать о единстве и разделении властей. Обе концепции - единства и разделения имеют достаточно продолжительную историю. При этом единство власти в большинстве государств рассматривается с точки зрения единства источника и целей функционирования различных властных институтов.

Концепция единой государственной власти, отрицающей разделение властей характерна для диктаторских режимов Нового времени, особенно для тоталитарных диктатур ХХ века. В этих государствах закреплено институционное единство власти, то есть принадлежность всей полноты власти одной ветви (системе органов). При этом этот орган власть не с кем не делит. Такой подход имел место в России в советский период. Сегодня он закреплен в отдельных социалистических государствах - КНР, КНДР, Куба.

Как основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве концепция разделения властей впервые была сформулирована Д. Локком и развита в последствии Ш.Монтескье. Она предполагает институционное распределение единой государственной власти между различными ветвями (органами). Традиционными ветвями считаются: законодательная, исполнительная, судебная. В свою очередь самостоятельные ветви государственной власти не являются изолированными - демократическое единство, в котором закреплена данная концепция, не мыслимо без развитой системы взаимодействия различных органов государственной власти, системы сдержек и противовесов.

Непреодолимой грани между единством и разделением властей нет и быть не может. Более того, в некоторых государствах исповедуется и закреплен принцип - единства и разделения государственной власти. Многие считают, что такой подход закреплен в Конституции Российской Федерации.

Власть в Российской федерации едина, едина по источнику (многонациональный народ) и цели деятельности (обеспечение прав и свобод). В то же время для удобства функционирования единая государственная власть в России разделена между различными органами, которые являются самостоятельными в пределах своей компетенции, взаимодействуют между собой, поддерживают необходимый баланс власти. В статье 10 Конституции Российской Федерации установлено: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную. Органы законодательной, исполнительной, судебной власти самостоятельны». Конституция Российской Федерации, М., «Юридическая литература». 2004.

В соответствии с Конституцией России носителем суверенитета и единственным источником власти в России является многонациональный народ, который участвует в осуществлении власти в двух основных формах - непосредственной (всеобщие выборы, референдумы) и опосредованной (через органы государственной власти и органов местного самоуправления).

2. Признаки государственной власти

Для более полного и глубокого анализа государственной власти необходимо выделить ее характерные черты и особенности.

Государственная власть - это суверенная власть, то есть автономная, самостоятельная, независимая и высшая, верховная власть. Государственная власть выделена из системы всех других отношений членов данного государства, отделена, отчуждена, автономна, самостоятельна, независима от них и всех других форм власти.

Суверенность государственной власти означает также, что по сравнению с другими формами власти внутри государства она есть высшая, верхняя, верховная власть, а по отношению к власти любого другого государства - равноправное с ней положение. Подобным образом понимал суверенность государственной власти, например, Ж. Боден. Суверенитет, утверждает Ж. Боден, есть абсолютная и постоянная власть, которую римляне называют величием, достоинством, означающим высшую власть повелевать и которую народ может передать одному из граждан без всяких ограничений И.Н. Гомеров. Государство и государственная власть. Стр.534.

Верховенство и, следовательно, суверенность государственной власти проявляется в том, что субъекты государственной власти, в отличие от субъектов других форм власти, наделены определенными прерогативами, исключительными (монопольными) правами и обязанностями. Ж. Боден выделил пять отличительных признаков суверенитета государственной власти: издание законов, адресуемых всем без исключения подданным и учреждениям государства; решение вопросов войны и мира; назначение должностных лиц; действие в качестве высшего суда, суда, в последней инстанции; помилование И.Н. Гомеров. Государство и государственная власть. Стр.535.

Рассматривая государственную власть с точки зрения прерогатив, исключительных, монопольных прав и обязанностей, которыми наделены её субъекты, современная правовая наука может следующим образом определить особенности, отличительные признаки, свойства, характеристики государственной власти. Прежде всего, государственная власть - это власть, субъекты которой обладают исключительными, монопольными правами и обязанностями представлять, выражать, символизировать, олицетворять всё государство в целом и всех его членов.

Особенность государственной власти состоит и в том, что это есть власть, субъекты которой обладают исключительными, монопольными правами и обязанностями применять в отношении своих объектов не только определённые позитивные санкции, меры поощрения, убеждение, но при необходимости в случае их чрезмерного сопротивления и соответствующие негативные санкции, меры наказания, принуждение, включая физическую силу. При этом решающая роль в реализации принуждения принадлежит специально для этого созданным и официально уполномоченным профессиональным организациям вооружённых людей - служащим в армии, пограничных и внутренних войсках, милиции, полиции, внешней разведке, контрразведке, службе безопасности, учреждениях исполнения наказаний т.д.

Государственную власть нередко определяют как власть исключительно или преимущественно принудительную. Однако это не совсем так. Принудительность не является свойством только государственной власти. Она присуща и другим властным формам. Действительно, субъекты негосударственных - форм власти, имеющихся в государстве, нередко используют средства принуждения, но официально, в том числе законодательно, установленных прав и обязанностей по их применению в отношении всех членов государства они не имеют. Они могут иметь их либо лишь неофициально, например, членов своей партии, своего профсоюза, общественного объединения. Принуждение - не единственный метод, который используется субъектами государственной власти. Чаще и в первую очередь они используют другие методы, основанные не на принуждении, а на убеждении, учитывающие интересы граждан или подданных. Во-вторых, при необходимости и наличии законных оснований принудительные меры могут применяться субъектами государственной власти ко всем гражданам или подданным их государства, к представителям всех его групп, объединений, организаций.

Из истории известно множество примеров, когда субъекты государственной власти постоянно принуждали, угнетали и даже физически уничтожали значительную часть своих объектов - граждан или подданных своего государства. Но никогда и нигде субъекты государственной власти не могли продолжительно выполнять свои функции, основываясь лишь на принуждении, насилии, угнетении граждан данных.

Особенностью государственной власти является также то, что это есть власть, субъекты которой обладают исключительными, монопольными правами и обязанностями принимать и реализовывать нормативно-правовые решения - законы, указы, декреты, постановления, приказы, распоряжения, директивы и другие нормативно-правовые акты, общезначимые и общеобязательные для всех членов данного государства и всех его подсистем. Такие решения обычно называют государственными решениями. Это - решения, которые в первую очередь касаются, например: объявления войны другим государствам и заключения с ними мира; расследования споров между членами государства; формирования аппарата властных органов государства, в том числе обязательного или добровольного набора граждан или подданных на службу в армию, пограничные войска, внутренние войска; установления и сбора для этого обязательных денежных или натуральных налогов и иных сборов; формирования и использования общего для данного государства бюджета.

Законотворчество - право и обязанность, признаваемые только за определёнными властными органами государства, за определёнными субъектами государственной власти. Исполнение же принятых ими законов и других решений, нормативно-правовых актов - обязанность всех членов государства.

Государственная власть - это как правило легальная власть (узаконенная). Она основана на праве, юридических (правовых) законах. Её носители, субъекты и объекты, как члены определенного государства, имеют определенные юридические права и обязанности. Их деятельность и отношения регулируются принятыми в данном государстве законами, а также нормами международного права. Права и обязанности субъектов и объектов государственной власти характеризуются соответствующей легитимностью. Они признаются всеми членами данного государства и другими государствами, их большинством или решающей их частью. Эта легитимность отличается от легитимности, которая основана только на личных, или персональных, качествах и «эмоциональной преданности» субъектов и объектов власти или на их вере в значимость таких «условностей», как нормы партийной жизни и других общественных объединений, общественное мнение, нравы, обычаи, традиции, моральные нормы. Члены государства верят, в частности, в значимость прав и обязанностей других его членов присваивать, удерживать, преобразовывать, регулировать и использовать государственную власть в определённых интересах. Именно на вере членов государства в значимость, законов основана, прежде всего, легитимность современных властных органов государства и властных государственных учреждений, субъектов государственной власти и работников государственного аппарата, их прав и обязанностей, легитимность самой государственной власти.

Легальность государственной власти может устанавливаться в самых разных формах и самыми разными способами. В средние века, чтобы выглядеть законными преемниками власти своих предшественников, императоры, короли, цари и другие царствующие особы, а вслед за ними и все дворяне вели, а иногда и придумывали или подделывали, соответствующие родословные. Государственная власть и её высшие субъекты - императоры, короли, цари, как правило, освящались церковью. Это придавало, им статус, данный от Бога.

Сегодня одной из наиболее распространённых форм установления легальности и, следовательно, легитимности власти должностных лиц в государстве являются их выборы его гражданами. Чтобы выполнить эту роль, выборы сами должны быть легитимными, в том числе легальными, должны проводиться в установленном законом порядке и признаваться большинством членов государства. Нарушение установленных законом выборных процедур ставит под сомнение легальность должностных лиц, избранных по этим процедурам.

Особенностью государственной власти является и то, что её субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные чаще всего отчётливо разделены. В обществе с классовыми антагонизмами властвующим субъектом выступает экономически господствующий класс, подвластными - отдельные лица, социальные, национальные общности, классы. В демократическом обществе возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, ведущая к их частичному совпадению. Диалектика этого совпадения состоит в том, что каждый гражданин является не только подвластным; как член демократического общества он в праве быть индивидуальным первоносителем и источником власти. Он имеет право, да и должен активно участвовать в формировании выборных (представительных) органов власти, выдвигать и выбирать кандидатуры в эти органы, контролировать их деятельность, быть инициатором их роспуска, реформирования. Право и долг гражданина - участвовать в принятии государственных, региональных и других решений через все виды непосредственной демократии. Словом, при демократическом режиме нет и быть не должно только властвующих и только подвластных. Даже высшие органы государства и высшие должностные лица имеют над собой верховную власть народа, являются одновременно объектом и субъектом власти.

Вместе с тем и в демократическом государственно-организованном обществе полного совпадения субъекта и объекта нет. Если демократическое развитие приведёт к такому (полному) совпадению, то государственная власть утратит политический характер, превратится в непосредственно общественную, без органов государства и государственного управления.

Государственная власть реализуется через государственное управление - целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций.

Ещё одна важнейшая особенность государственной власти состоит в том, что она проявляется в деятельности государственных органов и учреждений, образующий механизм (аппарат) этой власти. Она потому и называется государственной, что её практически олицетворяет, приводит в деятельности, претворяет в жизнь прежде всего механизм государства. Видимо, поэтому государственную власть часто отождествляют с органами государства, особенно высшими. С научной точки зрения такое отождествление недопустимо. Во-первых, государственную власть может реализовать сам властвующий субъект. Например, народ через референдум и другие институты непосредственной (прямой) демократии принимает важнейшие государственные решения. Во-вторых, политическая власть изначально принадлежит не государству, его органам, а либо элите, либо классу, либо народу. Властвующий субъект не предает органам государства сваю власть, а наделяет их властными полномочиями.

3. Свойства государственной власти

Силой, на которой она базируется, является государство: никакая другая власть подобными средствами воздействия не располагает.

Государственная власть публична. В широком смысле публичной, т.е. общественной, является всякая власть. Однако в теории государства в эту характеристику традиционно вкладывается иной, специфический смысл, а именно то, что государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным от общества как объекта власти.

Государственная власть суверенна, что означает ее независимость извне и верховенство внутри страны. Верховенство государственной власти, прежде всего, состоит в том, что она выше власти всех других организаций и общностей страны, все они должны подчиняться власти государства.

Государственная власть универсальна: она распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны.

Государственная власть обладает прерогативой (исключительным правом) на издание общеобязательных правил поведения - юридических норм.

Особо остановимся на таком свойстве государственной власти как суверенитет.

Суверенитет государственной власти внутри страны выражается:

в единстве и распространении государственной власти на все население и общественные организации страны

в общеобязательности решений органов государства на его территории и в пределах экстерриториальности (например, для граждан и учреждений, находящихся за границей

в прерогативе, т.е. возможности отмены и признания ничтожным любого проявления другой общественной власти

в исключительных полномочиях государства на самостоятельное издание, санкционирование и применение общеобязательных норм и иных предписаний, выраженных в нормативных актах (законах, указах, постановлениях, приказах и т.д.), решениях судов, органов управления и иных государственных учреждений.

Государственный суверенитет - это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.

Государство осуществляет высшую власть в пределах собственных границ. Оно само определяет, какими будут отношения с другими государствами, а последние не вправе вмешиваться в его внутренние дела. Государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, политического режима.

Верховенство государственной власти означает:

- ее безусловное распространение на население и все социальные структуры общества;

- монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики;

- осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной);

- прерогативу государства отменять, признавать ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства.

Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных единиц и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, говорят о нарушении его суверенитета.

Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как особого субъекта политических отношений, как главного компонента политической системы общества.

Суверенитет является полным и исключительным, одним из неотъемлемых свойств государства. Более того, именно он и есть тот критерий, который позволяет отличить страну от других публично-правовых союзов.

Разделение власти -- одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти.

В статье 10 Конституции Российской Федерации установлено: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны"

Сама по себе концепция разделения властей призвана служить целям демократии в государственном управлении, взаимному контролю властей, препятствовать попыткам авторитаризма. Однако опыт большинства современных государств, где принята эта концепция, свидетельствует, что успешное функционирование ветвей власти невозможно без их взаимозависимости и взаимодействия. Поэтому современная концепция организационно-правовой структуры власти все чаще получает новое звучание: единство, разделение, взаимный контроль и взаимодействие властей. Такая постановка вопроса все чаще находит свое отражение в нормах новых конституций, хотя в качестве общего принципа она почти негде не зафиксирована в четкой формулировке.

Теория единства государственной власти и разделения властей предполагает, что государственная власть едина в том смысле, что она осуществляется государственным аппаратом в целом и что не существует нескольких конкурирующих “государственных властей”. Но, во-первых, единую государственную власть осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы, во-вторых, по мере исторического развития государственности и права формируется определенный принцип взаимоотношений и кооперации этих органов, который называется разделением властей.

Единую государственную власть осуществляет государственный аппарат, который представляет собой систему государственных органов. В рамках этой системы различаются три подсистемы (относительно самостоятельные и взаимодействующие), образующие законодательную, исполнительную и судебные ветви аппарата государственной власти как целого. В основе такого разделения труда лежит функциональная дифференцированность государственной власти. Обычно эту функциональную дифференцированность объясняют как разделение труда по государственному управлению. Имеется в виду, что государственная власть функционально предназначена для законотворчества, исполнения законов (принуждения к соблюдению законов) и правосудия. Рациональная организация и разделение труда по государственному управлению порождают государственные органы, обладающие разной компетенцией: есть органы, которые устанавливают общеобязательные нормы, органы, которые управляют в соответствии с этими нормами, и органы, которые в соответствии с этими нормами решают споры о праве.

Специфика политической власти

Многозначность власти проявляется и в другом аспекте: власть может выступать как социальная, т.е. присутствовать в отношениях между большими социальными группами, и как межличностная (в отношениях между друзьями, между супругами и т.д.). Социальная власть проявляется в политической и неполитических формах. Политическая власть взаимосвязана с другими видами социальной власти, причем все они могут быть использованы в политических целях. Другие виды социальной власти выделяются в зависимости от сферы распространения и приемов властвования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.