Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Американская школа психологии религии. (Дж.Леуба, Э.Б.Стэрбак, У.Джеймс)




Психологическая природа религии в теории социальных инстинктов У. Мак Дауголла.

В направлении понимаемого таким образом биологизма развивалась и теория В. Мак-Даугалла, в основу которой было положено понятие инстинкта. Человеческий дух, считал Мак Даугалл, обладает некоторыми врожденными или унаследованными склонностями, являющимися главными источниками или мотивами всякой мысли и действия. Действие инстинкта — это психофизический процесс, обнимающий собой как психические, так и физические изменения. Подобно всякому душевному процессу, он имеет три аспекта — познавательный, аффективный и волевой. Другими словами, каждый инстинктивный акт заключает, в себе сознание существования какого-нибудь предмета или объекта, эмоциональное отношение к последнему и стремление к нему или уклонение от него. Инстинктивные импульсы определяют цель всякой деятельности и доставляют ту движущую силу, которая поддерживает душевную активность. Весь сложный интеллектуальныи аппарат сколь угодно развитого человеческого ума служит только средством к достижению такой цели, только орудинем, с помощью которого эти импульсы ищут своего осуществления. Мак Даугалл выделял набор элементарных, или первичных, инстинктов, каждому из которых сопутствует некоторая эмоция. Таковыми являются: инстинкт борьбы (сопутствующая эмоция — страх), инстинкт бегства (чувство самосохранения), инстинкт воспроизведения рода (ревность, женская робость), инстинкт приобретения (чувство собственности), инстинкт строительства (чувство созидания) и, наконец, стадный инстинкт (чувство принадлежности). Существуют также сложные инстинкты, возникающие как комбинации исходных. Это, например, инстинкт смирения (эмоция — смирение, покорность), инстинкт тщеславия (самолюбование), инстинкт самоутверждения (положительное самочувствие), инстинкт любопытства (удивление). Религия, подобно всем другим человеческим проявлениям, есть результат совокупной деятельности инстинктов, образующих в своем соединении сложную мозаику. Поскольку между инстинктами и эмоциями существует взаимнооднозначное соответствие эту картину можно представить и как мозаику эмоций. Эмоции играющие главную роль в религиозной жизни, суть восхищение благоговение и почтение. Восхищение есть соединение удивления и отрицательного самочувствия; благоговение — смесь восхищения и страха; а почтение — благоговение, соединенное с нежностью.

 

В это же время психология активно развив и в США. Основателем психологии в Америке, да и вообще психолог считается Стенли Холл (1844-1924), преподав в университ Кларка. К этой школе относ — Эдвин Старбэк и Джеймс Леуба, они впервые начали исслед явлен религ жизни посредством опросов и статистич анализа. Начало психологии обычно связ с появлен исследован, опиравш на эмпирич базу. Первой психолог работой, данного направл назыв «Исследован по психолог религиоз феноменов» Джеймса Леуба (1868–1946). Леуба как психолог, придающ больш значен эмоциональ сфере, полагал, что исторически религии предшест магия. Магия и религия имели независ происхожд, роль магии в возникнов религии была незначит. Согласно Леуба, первонач и глав феномен религии была вера в личного бога, сначала еще смутная и неоформл. По Леуба первобытные образы высш существ порожд не откровен, они проистекают из присущ челов уму стремле понять, как произошло все то, что он видит вокруг себя. Принципиаль другой подход представл Джеймсом (1842— 1910). В отлич от представ школы Кларка, Джеймс предпочит исследовать редкие и необычн случаи проявлен религиозн. Ценность его ставшей классич работы «Многообраз религиоз опыта» (1902) определ подчеркнуто эмпирич подходом к индивидуаль религиоз переживан. Джеймс разгранич религию на институциональ и личную, причем его интересов исключ последняя. Принципиаль отрицан различ между нормой и патологией религиозн чувства, выражен в труде Джеймса, не могло не вызвать критики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2029; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.