КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Его взаимоотношения с Римом и императорской властью
События церковной жизни при.императоре Льве Мудром. Патриарх Николай Мистик. Вскоре император Василий I пошел по тому пути в церковной политике, который разрабатывал сам Фотий, направленного на противостояние требованиям Западной Церкви и сохрание юрисдикции Константинопольской Церкви над Болгарией. Фотий был возвращен из ссылки, император назначил его воспитателем своего сына, состоялось примирение двух иерархов — патриарха Игнатия и отстраненного от патриаршества Фотия. После смерти отца Лев вынудил своего учителя, патриарха Фотия, уйти в отставку лишь из-за того, что он был в его глазах связан с Василием, и сделал патриархом своего младшего брата Стефана, которому тогда едва исполнилось 16 лет.
Время императора Василия I, а также его сына и преемника Льва VI — это время очень активного законодательства. Император Лев был весьма ученым человеком, благочестивым христианином, богословом (автором ряда церковных песнопений), законодателем. Его "Василики" - крупнейший средневековый юридический корпус в 60 книгах. "Василики" окончательно формируют византийский абсолютизм. Власть императора во время правления Македонской династии достигла своего зенита. Сенат остался лишь номинальным органом; понятие "государство" полностью идентифицировалось с императором. Император является как избранник Божиим, главой и властелином правительства империи, главнокомандующим ее армией, верховным судией и законодателем, защитником Церкви и хранителем правой веры. Он принимал решения об объявлении войны и заключении мира; его судебное решение было окончательным и обжалованию не подлежало, его законы считались боговдохновленными. Его власть ограничивалась лишь законами нравственности и религии. Но в делах церковных власть императора носила совсем иной харак, хотя он и имел рычаги давления на видимую форму церковной организации. Смещение патриарха могло вызвать раскол и в конечном итоге даже привести к дворцовому перевороту. Император не мог изменять канонов соборов или отменять их. Более того, в его обязанности входила охрана существующих канонов и догматических определений. И как раз в царствование Льва VI произошел очень показательный конфликт императора и Церкви, связанный с вопросом брака, который показал, что император не всемогущ в области христианского нравственного закона. Лев VI занимаясь брачным законодательством ввел законы, запрещавш четвертый брак, существенно ограничивали возможности для вступления в третий брак и серьезно порицали даже и второй брак. Венчание брака по церковному чину было объявлено обязательным. Первый брак императора был неудачным. Он вступил в него по воле своего отца Василия I, с которым у него были чрезвычайно трудные отношения. Первая жена, брошенная Львом еще при жизни, умерла, Лев VI узаконил браком свою связь с дочерью своего премьер-министра. Однако, эта вторая жена Льва умерла года через два после того, как официально стала его женой, не оставив мужского потомства. Потом он вступил в третий брак, и опять его жена умерла, прожив с ним едва год, и, наконец, не имея наследника, он сблизился с фрейлиной Зоей но, наученный горьким опытом, решил не венчаться с ней до родов. В 901 г. патриархом был назначен Николай Мистик (901-907; 912-925) - соученик Льва, обучавшийся вместе с ним у Фотия, бывший имперский тайный секретарь.
Зоя благополучно родила сына. Естественно, сразу же возникла проблема легитимности. Мальчик был незаконнорожденным и, следовательно, наследовать отцу не мог. После долгих переговоров 6 января 906 г. патриарх Николай крестил мальчика в Св. Софии, нарек ему имя Константин и признал наследником. Условия этого были оговорены заранее. Главным из них было обещание Льва отослать от себя Зою. Тем не менее уже 9 января Зоя была возвращена во дворец, а в апреле 906 г. Лев женился на ней (венчал его некий священник Фома) и сам короновал ее как августу. Это вызвало бурю. На Рождество 906 г. и Крещение 907 г. патриарх Николай не впустил Льва в храм Св. Софии. Тогда Лев обратился в Рим и получил разрешение на брак от папы Сергия III: римские правила о браке позволяли в случае вдовства неограниченное количество последовательных браков, а для папы в принятии этого решения очень большую роль сыграли престижные соображения в его противостоянии патриарху. После этого Лев VI заставил Николая Мистика уйти в отставку и назначил на его место благочестивого аскета, но несколько простоватого Евфимия. Собор 907 г. позволил императору 4-й брак, правда, оговорив, что это является исключительным случаем. Но даже Евфимий не признавал Зою императрицей и не восстановил в священстве низложенного Фому. Тем временем Церковь раздирал раскол между "евфимиевцами" и "николаевцами".
55). События церковной жизни при императорах Романе Лакапине и Константине Багрянородном. В мае 919 г. адмирал Роман Лакапина женил 14-го императора на своей дочери, сам став василеопатором, а затем в конце того же года и вторым императором. Он короновал трех сыновей, пытаясь утвердить свою династию наравне с Македонской, тем более что Константин VII был тихим ученым человеком, занятым лишь научными изысканиями и не слишком интересовавшимся текущей политикой. Роман, хоть и весьма низкого происхождения, оказался очень способным государственным деятелем и дипломатом. Церковь была к нему чрезвычайно лояльной. Николай Мистик стал его личным другом; евфимиевский раскол после смерти его основоположника (917 г.) постепенно угасал, а Римская Церковь, вступившая в один из самых темных периодов своей истории, была ему совершенно послушна.
В 920 г. был созван собор, где в присутствии папских легатов решился вопрос об отношении Церкви к четвертому браку. Раскол николаитов и евфимиан формально завершился. Был издан томос единения, согласно которому отныне четвертый брак признавался недопустимым ни при каких обстоятельствах, а в третий можно было вступить лишь до 40-летнего возраста. Николай Мистик одержал победу! После смерти Николая (925 г.) и длительного отсутствия патриарха Роман возвел на патриарший трон своего 16-летнего сына Феофилакта. Правление Феофилакта (до 956 г.) было позором для Церкви. Юноша интересовался лишь светскими развлечениями и откровенно игнорировал все свои патриаршие обязанности. В конце этого же 944 г. сыновья Романа свергли его и сослали в монастырь. Константин, который дожил уже почти до 40-ка лет и, а 33 года из них он был императором, наконец приступил к правлению. Он был библиофилом, ученым энциклопедического склада, примерным семьянином. Константин был меценатом и поощрял науки. 56). Византийская церковь при императорах Никифоре Фоке, Иоанне Цимисхии и Василии
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |