КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Императрица Ирина. Патриарх Тарасий. История созыва VII Вселенского собора
Решению со стороны иконоборцев и православных. Иконоборческое понятие иконы ясно и точно дано в трактате императора Константина, который выражает общую точку зрения вождей иконоборчества. В его понимании икона должна быть единосущна изображенному на ней лицу, быть тождественной с ним. Исходя из этого положения, иконоборцы пришли к логически неизбежному выводу, что единственным образом Христа является Евхаристия, Святые Дары. Для православных же иконопочитателей Причастие потому уже не было иконой — образом, что оно тождественно со своим архетипом» «Ни Господь, ни Апостолы, ни Отцы никогда не называли бескровной жертвы, приносимой иереем, образом, но называли ее самим Телом и самой Кровию», — возражают Отцы Седьмого Вселенского Собора.
Иконоборцы в своей аргументации пытаются исходить из халкидонского догмата.В представлении иконоборцев икона не может передать истинного соотношения природ Христовых. Следовательно, сделать Его икону, изобразить человеческими средствами Богочеловека — невозможно. Однако основной недостаток их аргументации и заключается в непонимании догмата о Бого-Человеке Иисусе Христе. Халкидонский догмат предполагает ясное различие между природой, с одной стороны, и личностью, ипостасью — с другой. Эта ясность и отсутствует иконоборческом мышлении. В изображении воплотившегося Бога Слова им представляются две возможности: или, изображая Христа, мы изображаем Его природу Божественную, или, изображая человека Иисуса, мы изображаем Его природу человеческую, отдельно от Его Божества.
Но православные, сознавая основное различие между природой и лицом, указывают на третью возможность, которая упраздняет иконоборческую дилемму. Икона изображает не природу, а личность, разъясняет преподобный Феодор Студит. Изображая Спасителя, мы не изображаем ни Его Божество, ни Его человечество, но Его Ипостась, непостижимо соединяющую в Себе эти две природы «неслиянно и нераздельно», по выражению халкидонского догмата.
Определение собора об иконопочитании. Отношение к епископам -иконоборцам. С 775 по 780 г. правил сын Константина Копронима Лев IV Хазар. Его женой была афинянка Ирина. После смерти мужа она была назначена регентшей при сыне Льва Константине VI. Ирина отменила гонения на иконопочитание и исподволь начала подготовку ко Вселенскому Собору. Новым патриархом был избран имперский секретарь Тарасий, который непременным условием своего согласия на патриаршество постановил восстановление общения Константинопольской церкви с Православной Церковью Востока и Запада через посредство Вселенского Собора. С арабами недавно (782 г.) заключили мир, поэтому была возможность направить приглашения на собор не только в Рим, но и восточным патриархам. Папа Адриан I прислал ответное послание императрице, в котором он говорил о ненужности и рекомендовал императрице подражать Константину и Елене, которые Римскую Церковь почитали как главу всех церквей. В послании папы были и другие требования: а) начать дело с торжественной анафемы, налагаемой на собор 754 г., в присутствии легатов папы Адриана; б) императоры должны целиком возвратить patrimonia Petri, т.е. области Южной Италии, отобранные Львом Исавром г) г) папа резко возражает и против обычного титула Константинопольского патриарха - "вселенский". VII Вселенский Собор открыли лишь в 787 г. в Никее, что было весьма символичным. Присутствовало до 350 епископов и множество монахов. Два легата Римского папы заседали и подписывались первыми; но фактическим председателем, руководящим ходом дела, был патриарх Тарасий. На Соборе встал весьма важный с канонической точки зрения вопрос о принятии в общение епископов, высказывавших еретические взгляды или рукоположенных еретиками. Замешанных в иконоборческой смуте епископов разделили на три категории. Епископы первой категории имевш мало отношен к иконоборчестве должны были лишь принесли искреннее раскаяние. Принятие второй категории обсуждалось довольно долго. Было проведено тщательное расследование. В конце концов Собор пришел к следующему мнению: иконоборцев-епископов, которые не были "учителями ереси" в строгом смысле, принять в общение в сущем сане ввиду их раскаяния. К третьей категории принадлежал лишь митрополит Неокесарийский Григорий, в свое время бывший одним из отцов копронимовского собора 754 г. После серьезного обсуждения было постановлено все же поверить его раскаянию и принять его в сущем сане.
13 октября на 7-й сессии Собора епископом Таврианским (Южная Италия) Феодором был прочитан орос VII Вселенского Собора. В оросе указаны: 1) основание для почитания икон - предание Церкви; 2) бесспорный образец иконопочитания, который не оспаривали и иконоборцы, - почитание Креста; 3) места, где полагается изображать иконы; 4) материалы для изготовления икон (интересно, что о резных иконах в оросе ничего не говорится); 5) объекты изображения (иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, непорочной Владычицы нашей Святой Богородицы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей).; 6) нравственный смысл почитания икон (ибо чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним); 7) его догматические нормы; 8) и, наконец, церковные прещения на непослушных.
42). Причины возобновления иконоборчества после VII Вселенского собора. Император Лев Армянин. Иконоборческий собор 815г.
Причины воскрешения иконоборчества главным образом в том, что это движение было лишь отчасти церковным, но гораздо более политическим. Разбитое на церковной почве, оно сохраняло
свою живучесть на почве светской. Иконопочитат становясь в известные отношения к императором-иконоборцам, они не должны были забывать, что императоры были влиятельной политической силой. Их авторитет в народной среде был очень высоким. Особенно это было актуально на фоне неудач последующих правителей. Более того, восстановление иконопочитания, по всей видимости, большинством было понято и принято не как торжество только православия, но и как политическая реставрация - возвращение порядков до 716 г. Правление Ирины не было так славно, чтобы заставить византийских политиков забыть успехи времени Льва Исаврийца и Константина Копронима. В 802 году в Константинополе высшими чиновниками был произвелен переворот в результ котор св. Ирину лишилась власти и отправили в ссылку. К власти пришел император Никифор I, который до того был одним из министров финансов. На императорском престоле сменил его близкий родственник Михаил I Рангаве правление которого было непродолж. В июле 813 г. Михаил I был низвержен и на трон взошел иконоборец Лев V Армянин.
Лев V Армянин (813-820) видел себя вторым Копронимом. Он был представителем малоазийских военных, которые отличались боевой активностью и в то же время иконоборческ настроенностью. В долгой войне с Крумом ханом Болгарской империи император Лев нанес поражение, развеяв, миф о его непобедимости. Эта победа подняла престиж нового императора. В кругу своих приближенных он утверждал, что кризисное состояние Империи связано с возрождением поклонения иконам, доказывал это тем, что императоры-иконоборцы управляли благополучнее их преемников. Сочувствующие иконоборчеству проявляли не тольк военны, но иерархи Церкви. Лев V поручил ученому Иоанну Грамматику собрать необходимые материалы для осуждения иконопочитания для предстоящего иконоборческого собора. Затем император стал убеждать патриарха отказаться от иконопочитания. После отказа св. патриарх Никифор в 815 г. был низложен и отправлен в ссылку. Новым патриархом стал Феодот, начальник лейб-гвардии и родственник Копронима, необразованный и полуграмотный человек. После Пасхи того же года Лев Армянин созвал собор в Св. Софии под председательством этого патриарха. Православные иерархи и монахи отказались в нем участвовать, были низложены и отправлены в ссылки. Собор объявлял вновь восстановленными решения иконоборческого собора 754 г., а Вселенский Собор 787 г. - потерявшим силу. Но все же его решения были умереннее Копронимова собора: разрешалось оставлять иконы в церквах, но вывешивать повыше, чтобы они служили для неграмотных вместо писания. Возжигать перед ними свечи или их лобызать- запрещалось. Собор определил, что иконы - не идолы, а Влахернский собор Копронима не объявлялся Вселенским. Не подписывавшие орос епископы и игумены ссылались и наказывались. Св. Феодор Студит написал собору обличительное письмо, был наказан пыткой и сослан. 43). Преп. Феодор Студит. Ответ на возобновление гонений икон. Учение о догматических основах иконопочитания. Борьба за верность церковным канонам. Ирина назначила Феодора игуменом Студийского монастыря в Константинополе, который расцвел под управлением высокообразованного, энергичного игумена. Монастырь был известен благотворительной деятельностью и активным служением братии. Св. Феодор(759-826) ввел строгий общежитийный устав, монахи занимались как физическим трудом, так и книжной деятельностью. Он увеличил число насельников своего монастыря с 12 до 1999 человек. Сам Феодор стал столь влиятельным лицом, что легко было усмотреть в нем преемника патриарху Тарасию. Император Михаил I Рангаве (811-813 гг.), который был иконопочитателем сделал Феодора Студита своим советником. Это был ошибочный шаг: св. Феодор давал замечательные советы в делах церковных, но не в области политики.
Св. Феодор Студит написал собору 815г обличительное письмо, был наказан пыткой и сослан. Свв. Феодор Студит и патриарх Никифор основывали свои доводы против иконоборцев на понятии ипостасного единства Божества и человечества во Христе. Образ, икона Христа всегда изображает лицо, личность, то есть Божественное Слово. В воплощении Бог-Слово воспринял человеческую природу. Следовательно, на иконе изображена личность воплощенного Бога. Преп. Феодор не боялся резких выражений. Особенно обличал он засилие царства над Церковью. Тебе вверено гражданское общ и армия ими и управляй, писал он Льву Армянину,а церковь оставь. Игуменов, подписавшихся под оросом 815 г., преп. Феодор подверг резкой критике. В своих письмах он сокрушался, что император Лев V устранял иконы и все те части богослужения - тропари, стихиры, - в которых замечались идеи иконопочитания. На их место сочинялись и вставали новые строки в духе иконоборческого богословия. Написаны были новые учебники для учителей и школ с целью перевоспитать юношество. Гонение было тяжко своей систематичностью, всеобщностью, сыском и шпионажем.
В Рождество 820 г. Лев Армянин был свергнут и убит в церкви. Православные встретили эту политическую перемену с чересчур живой радостью. Преп. Феодор Студит, со свойственной ему прямотой, в весьма восторженной форме приветствовал этот переворот. Однако патриарх Никифор, также пострадавший от Льва Армянина, будучи человеком светской карьеры, понимал политические заслуги Льва и потому выразился более беспристрастно, сказав, что "ромейское государство потеряло хотя и нечестивого, но великого своего заступника".
44). Патриарх Никифор. Борьба за почитание св. икон. Православный собор 815г. При императоре Никифоре в 806 г. скончался патриарх Тарасий. Все ожидали, что новым патриархом станет св. Феодор Студит. Однако Никифор понимал, как неудобен для его политической программы будет патриарх в духе и силе Феодора, не признающий компромиссов при защите независимости Церкви. Птариархом был избран Никифор, вполне, впрочем, православ человек. В надежде исправить финансовое положение Империи Никифор решил вновь сократить льготы монастырей, которые при Ирине слишком усилились. В частности, он, ввел налоги на монастыри. Патриарх поддержал непопулярные политические меры императора, понимая их вынужденность и критическое положение империи. Тем не менее это вызвало раскол между патриархом и возглавляемой Феодором монашеской партией. Конфликт завершился лишь с новой волной иконоборчества, примирившей преп. Феодора и свт. Никифора.
Венчал на царство Льва Арменина патриарх Никифор, и, по-видимому, Лев произнес обычное исповедание православия. Патриарх, как бывший министр двора, понимал политику царя, но за спиной патриарха стояла другая партия, и свободно пойти на компромисс он не мог. На сторону императора опять встали некоторые иерархи: Антоний, епископ Силлейский из монахов; Иоанн Грамматик, ученый профессор богословия. В 814 г. Лев устроил диспут своих сторонников с патриархом Никифором, Феодором Студитом и др. Лев V распорядился убрать знаменитый образ Спасителя на медных воротах дворца икону под предлогом оберегания ее от оскорблений. Об этом с возмущением писал Феодор Студит к папе в Рим. Туда снова во имя православия обратилось сердце монахов и их вождя Феодора. И как бесхитростно ошибался преподобный Феодор в области политики, так же без хитрости он превозносил высоко честь кафедры апостола Петра.
Предвидя гонение, патриарх Никифор собрал около себя единомышленников-епископов и отслужил с ними всенощное бдение. Император Лев счел это за демонстрацию и сделал ряд придирок к Никифору. Патриарх послал императору письменное отречение от патриаршества и в полночь 20 марта 815г., помолившись в Св. Софии, сам отправился в ссылку в свой монастырь. 45). Иконоборческие гонения при императоре Феофиле. Исповедники этого периода. Императрица Феодора. Первое празднование торжества Православия. На трон Империи взошел Михаил II Травл (820-829 гг.). Действительно, Михаил II тотчас дал амнистию всем сосланным за иконы при Льве V. Вернулись патр. Никифор и Феодор Студит. Но Михаил также оказался иконоборцем, происходившим из семьи павликиан. Он ненавидел религиозные гонения и поэтому объявил полную терпимость, настаивая прекратить споры о иконах. После смерти Михаила Травла воцарился его сын Феофил (829-842 гг.), человек рафинированно образованный, но также и твердых иконоборческих убеждений. Он любил богослужения, сочинял стихиры, занимался церковным композиторством и даже регентством. Но он также начал беспощадное гонение на иконопочитателей. В 833 г. Феофил поставил патриархом своего учителя Иоанна Грамматика, фанатичного иконоборца. Тут же был созван своего рода иконоборческий собор, после которого из церквей были вынесены все иконы, изографов пытали и убивали. Монастыри вновь были отобраны у монахов, им запрещалось показываться в городах. Феофил устраивал диспуты, но горе тем иконопочитателям, которые осмеливались возражать ему. Встречена была эта реставрация икономахов в политических сферах, правда, сочувственно, но только потому, что военные неудачи при Рангаве живо напомнили византийцам славные победы Льва III и Константина.
В 831 г. Феофил женился на Феодоре. С ней в его семью вошло тайное иконопочитание. В 842 г. Феофил заболел и умер. На престол вступила вдова Феофила Феодора, как регентша трехлетнего Михаила III. Уже через несколько месяцев после смерти Феофила происходило "Торжество Православия". Была восстановлена веротерпимость. Константинополь быстро наполнился вернувшимися из подполья и ссылок монахами. Патриарх Иоанн Грамматик был низложен, а вместо него утвержден св. Мефодий, бывший исповедником при Феофиле. Феодора устроила открытое церковное торжество, которое пало на первое воскресенье Великого поста. Со временем праздник Торжества Православия приобрел всеобщий широкий характер торжества Церкви над всеми ересями.
46). Отношение Римской Церкви к VII Вселенскому собору, ее позиция в вопросе об иконопочитании. Богословское учение Карла Великого и Франкфуртский собор. В период управления государством имп Ириной, оно стало слабее и попало в определенную зависимость как от арабов на востоке, так и от болгар на севере. Но самое главное — престиж Византии сильно упал на Западе, что отразилось на отношениях константинопольской Церкви с западной, римской Церковью. Покорением Лангабардов Карл оказал папе услугу, какой не в силах была оказать ему Византия. Римская Церковь решила связать свою судьбу с франками.На Западе Собор 787 г. был воспринят плохо. Рим был в определенной степени разочарован результатами этого Собора, Рим ждал не только восстановления иконопочитания, но и возвращением отобран у римской Церкви императорами-иконоборцами территорий. Однако официальный Константинопол в лице императорской и иерархической властей не хотел слышать о различных папских притязаниях, в том числе и на примат в Церкви Христовой. Только монашествующие готовы были идти до конца в поддержке Рима. В ответ на посланные папой Адрианом I акты VII Никейского Собора Карл (около 794 г.) направил ему так называемые " Карловы книги", составленные около 790 г. по его поручению франкскими богословами.
«Карловы книги» имели в виду прежде всего политическую цель, желая возвысить государство Карла Великого в ущерб Византии, которая якобы впала в ересь на VII Вселенском Соборе. Обвинения, выдвинутые против учения, выраженного VII Вселенским Собором, были крайне неудачными. Прежде всего, по той причине, что составители «Карловых книг» имели в руках чрезвычайно несовершенный латинский перевод деяний Собора, который никак не отражал всей тонкости греческой богословской терминологии. Отвергая иконопочитание, как оно было утверждено VII Вселенским Собором, Карл Великий ссылался на старое учение папы св. Григория Двоеслова. Отношение этого папы к иконам было не совсем ортодоксальным. По мнению св. Григория, иконы — это книги для неграмотных, они помогают сосредоточиваться в молитвах, приходить в умиление, вспоминая события Священной Истории.Т.е этом учении об иконах им усваивается значение всего лишь психологическое и педагогическое, в то время как учение об иконах VII Вселенского Собора более глубокое: оно говорит об онтологическом значении икон, о том, что иконы соединяют молящегося с тем, кто изображен на ней, хотя икона и не тождественна с тем, кто на ней изображен. Римский папа пытался вступить в полемику с Карлом Великим, но Карл так упорно стоял на своем, что папа вынужден был отступить. Карл созвал собор во Франкфурте в 794 году. На этом соборе он осудил иконопочитание так, как оно было догматизировано VII Вселенским Собором.На этом соборе присутствовали представители папы Адриана I.
47). Политический разрыв Запада с Востоком, его история и причины. Создание западной империи. Реакция Византии. Иконоборческие эдикты стали непосредственным поводом резкой переписки и острых противоречий между Востоком и Западом. Главная причина споров лежала в политических, религиозных и национальных требованиях, которые неизбежно должны были привести к взаимному столкновению. Император Лев 3 стоял на стороне старых прав империи и держался обеими руками за свои итальянские владения. После его смерти итальянские дела оставались в неопределенном положении, и ежечасно готовы были вспыхнуть вооруженные столкновения на границах с лангобардами. В Италии за империей оставались небольшие клочки и узкие полосы: Апулия и область Калабрии, Неаполь, Рим под именем дуката, Равенна с городским округом, пять приморских городов под наименованием Пентаполя и, наконец, Венеция: Несколько раз в различных частях Италии составлялись соглашения между различными городами против византийского господства, в иных местах объявлялись самозванцы, принимавшие звание императора. Авторитет наместника или экзарха постепенно падал, и римский дукат приобретал с каждым годом более самостоятельности. Папа Григорий III, по свидетельству местной папской хроники, занимается возобновлением римских укреплений, вел переговоры с лангобардским герц.
Весьма вероятно, что к тому времени римский дукат «же вышел из-под непосредственной власти экзарха и получил самостоятельную организацию. Римский епископ начинает чувствовать себя государем, и Рим находится в периоде образования светского государства. Союз Каролингов с папами дал новое направление европейской истории. Этим союзом, с одной стороны, положено начало объединения римско-германского мира в Священной Римской империи, с другой — в вем кроется основание духовного могущества папства и светской власти римского престола. В половине VIII в. франкские майордомы из дома Каролингов решились захватить королевскую власть и нуждались для того в содействии со стороны представителя церковной власти; с другой стороны, и римские папы, находясь в борьбе с лангобардами, искали себе военной поддержки вне Италии.
Первонач папа Стефан II обратился к Константину Копрон исполнить обещание и послать в Италию войска искусных генералов, чтобы остановить наступление короля лангобард. Но Константин отказался, занятый организацией иконоборческого собора. Тогда папа вынужден был обратиться к королю франков Пипину, просить его помощи и венчать его Римским патрицием. Это произошло в 754 г. Пипин отблагодарил пап за свое возвышение. Франкские короли отняли у лонгобардов Равеннский экзархат и Пентаполис и подарили их римским епископам. Так появилось папское государство и родилась светская власть папы. Однако Константин V по отношению к своим итальянским владениям не обнаружил той энергии и предусмотрительности, какая его отличала в сношениях с арабами и болгарами. Весьма вероятно, что как Лев III, так и Константин V, слишком убаюканные достигнутыми ими успехами в борьбе с арабами перестали обращать внимание на поддержание военного флота, без которого Византия не могла с успехом отстаивать свой интерес в Италии.
48). Монашество в Византии, в IV - VIII вв. Его роль в истории догматических споров. Главные монастыри. Самым могущественным элементом, возобладавшим в христианском обществе, в особенности с V в., и давшим особенный отпечаток церковной и гражданской жизни того времени, были монастыри. Константинополь со времени обращения его в столицу христианской империи стал быстро украшаться многочисленными и часто богатой постройки монастырями. Самим Константином построено 15 монастырей. В V в. по желанию благочестивой августы Пульхерии и вследствие ее влияния, когда и самый дворец усвоил себе вид монастыря, Константинополь и его ближайшие окрестности покрылись еще новыми монастырскими постройками. В 536 г. происходил в Константинополе поместный собор против монофизитов, на котором присутствовали и игумены столичных монастырей. Они подали патриарху Мине прошение, подписанное всеми присутствовавшими, в котором ходатайствовали о принятии строги мер против еретиков; прошение подписано 68 игуменами. Некоторые из константинопольских монастырей пользовались таким значением, что принимали в лице своих игуменов деятельное участие в политической жизни. Наиболее известные: Студийский св. Иоанна, свв. Маманта, Сергия и Вакха, Феодора Тирона, Косьмы и Дамиана, св.Ирины, Богородицы Одигитрии, Панагии в квартале Влахерн, Богородицы у Источника. Египетское пустынножительство, во главе коего в IV в. стояли Антоний и Пахомий Великие, Павел Фивейский, Макарий и др., нашло себе подражание и перенесено было в Сирию, Палестину, в Константинополь и на запад Европы. Высокие подвиги пустынников возбуждали удивление и привлекали внимание светского общества и правителей. С ними входили в письменные сношения императоры и спрашивали их совета по государственным и церковным делам. С течением времени монашество, будучи первоначально свободным состоянием, зависевшим от личного избрания, вошло в состав церковного клира и заняло в нем важное и влиятельное положение.
Южнее от Нитрийской пустыни, в местности называемой Κελλια, образовалась знаменитая колония эремитов, называемая Скитскою пустынею. Здесь, жили иногда в кельях, вырубленных в скалах, или сложенных из досок. Макарий Египетский, был первым, основавшийся здесь, как эремит. Он владел харизмом исцеления и пророчества. В скитских монашеских общинах он исполнял богослужебные обязанности. К современникам Макария Великого относятся ефиоплянин Моисей, который ранее был разбойником и Макарий Младший. Его два ученика Евагрий Понтийский и Марк Еремит известны писательским искусством. Евагрий в своих сочинениях проводил крайнюю теорию аскетизма, что человек чрез очищение от страстей может достигнуть невозмутимой безгрешности и совершенства. Из Египта монашество распространилось на Синайский полуостров, где мы, несколько позже, встречаем двух выдававшихся аскетических писателей: Нила Синаита (†430r). и Иоанна Лествичника (†580 г.) 49). Монашество в Палестине и Сирии IV - VIII вв. Если в IV веке классическою страной монашества был Египет с Нильскою долиною, то в V — VI веках, центр монашеской жизни переносится на Восток, в Палестину. Расцвету монашеской жизни здесь помогло и то обстоятельство, что с конца IV века и далее начались паломничества в Палестину. Пришедший из Египта в первой половине IV века ученик св. Антония — Иларион из Газы, основал пустынножительство на юге страны. Около середины IV-го века возникли в Палестине многочисленные монастыри. Там одинаково привились оба вида монастырской жизни — и анахореты и киновиты. Они были подчинены одному экзарху; эти архимандриты были избираемы большинством монахов и утверждаемы Иерусалимским патриархом. Самыми выдающимися архимандритами Палестинского монашества были Каппадокийцы — Феодосии (414-519 г.) и Савва (439-532 г.). Последний основал 7 лавр в Палестине, из которых λαυρα μεγιστη, где сам Савва жил до смерти, была самою знаменитою и находилась близ Иерусалима. Он основал множество монастырей в Палестине и ввел в них определенный богослужебный устав.
С 536 г. начались оригенистические споры; они привели в движение монастыри и лавры Палестины. V Вселенский Собор объявил Оригена еретиком. Чрез 8 месяцев монахи νεα λαυρα, как мыслившие по Оригену, были изгнаны военной силой. В VII веке Палестина была завоевана арабами. Монахи и монастыри продолжали существовать, являясь даже оплотами христианства. Однако, связь монашества с другими христианскими странами, как Востока так и Запада, прекратилась, и монашество в Палестине стало замирать.
После Египта в Сирии монашество ранее других выступает и достигает великого расцвета. Сириец Афраат рассказывает об братских союзах мужчин и женщин. Они назывались "обособленными," уединенными, ибо, по обету, они проводили безбрачную жизнь. К знаменитым аскетам Сирии принадлежит св.Ефрем Сирин. Подвиги аскетизма и пустыннической жизни были здесь обычным явл и возбуждали общее уважение. Никого не удивлял вид людей, живущих как дикие звери в уединенных горах и в пещерах. Самые необыкновенные поступки возбуждали похвалу и соревнование: как блаженный Марк обнаженным предпринимал продолжит прогулки по снегу, как блаженный Захария имел камень во рту чтобы приучить себя к молчанию, и носил на теле веревку с тремя узлами, впивавшимися в его спину. В Антиохии, Селевкии, Эдессе, Амиде и других город сосредоточивались большие монашеские общины, многие из котор достигли 1000 человек. Таковы монастырь св. Фомы в Селевкии, монстырь Цукнин и св. Иоанна в Амиде, Симеона Столпника близ Антиохии.
Местному герою и подвижнику Симеону удалось провести в жизнь новый способ самоистязания — подвиг стояния на высоком столпе. И этот подвиг с V в. нашел себе многих подражателей на Востоке. В юных летах Симеон удалился в пустыню, где подвизался под руководство блаженного Илиодора и превзошел всех живших вместе с ним пустынников постом и подвигами самоистязания. Чтобы обеспечить себе уединение и оградить себя от толпы посетителей Симеон устроил себе высокий столп, на котором оставался 40 лет. Благочестивый император Феодосии II и сестра его царевна Пульхер переписывались с Симеоном по церковным делам и спрашивали сов по волнующим государство вопросам. Возм, что Симеон подавал свое мнение и по делам Халкидонского собора. Стали приходить в Сирию из отдаленнейших стран: из Испании, Англии и Галлии, а в Риме изображения святого ставились в притворах ремесленных заведений.
50). История разногласий между римскими папами и константинопольскими патриархами. Их причины: политические, канонические, догматические, литургические. При фактической независимости западных Церквей от Рима, сами римские папы придерживались некого необъяснимого мистического убеждения, что Петр - родоначальник римской кафедры, а через нее - всех остальных епископских кафедр. Следовательно, папы видели себя главой всех Церквей; но в V-VIII вв. они, похоже, понимали, что эту их идею никто не сможет воспринять и никто к ней серьезно не отнесется, и не слишком настойчиво заявляли соответствующие претензии. Так, мы видели, что папа Лев Великий, протестуя против 28-го канона Халкидона, ссылался на Никейский Собор, а св. Григорий Великий протестовал против титула "вселенский", утверждая, что если один епископ называется "вселенским", то ни один из всех остальных епископов не может считать себя таковым. Тем не менее это внутреннее мистическое убеждение римских пап никогда их не покидало и постепенно приобретало юридическое и институционное оформление.
Вначале папы пытались ставить на ключевые кафедры своих викариев, посылая им паллиум например, в Арле или в Иллирике. В 742 г. собор в Суассоне под председательством римского миссионера - крестителя германских земель св. Бонифация - постановил, что все митрополиты должны получать паллиум из Рима. Это постановление было проведено в жизнь Карлом Великим. Однако в предшествующую эпоху, в VI-VII вв., Римская Церковь была связующим звеном между Западом и Востоком. Она осознавала это и зачастую сознательно шла на компромиссы, чтобы сохранить эту роль. Если бы не близорукая политика иконоборческих императоров, толкнувших пап в объятия франков, что в конце концов делало папство западным институтом, связанным с Каролингской монархией, все могло бы быть по-другому... Важную роль в постепенном расхождении Церквей сыграл папа Николай I (858-867), он первым ввел в каноническое употребление на Западе так называемые "Лжеисидоровские декреталии". Этот канонический сборник составлен около 850 г. в Западной Франкии. Его автором был оставшийся неизвестным франкский клирик, укрывшийся под псевдонимом Исидора. Лжеисидор составил 70 декреталий от имени почитаемых пап, правивших еще до Никейского Собора (325 г.)
Его главной целью были, скорее всего, местные интересы франкских епископов, желавших вместо близкой и эффективной светской власти, а также митрополичьего контроля иметь гораздо более отдаленную и, следовательно, куда менее эффективную папскую власть. Единственным способом сделать это, как казалось Лжеисидору, было провозглашение абсолютной монархии римских пап. В декреталиях папа провозглашается верховным законодателем, без одобрения которого не может составиться ни один собор и не вступает в силу ни одно соборное постановление. Он - верховный судия, без позволения которого не может быть низложен ни один епископ и который решает все "главные дела" в Церкви. Все недовольные решением местных соборов и местных митрополитов могут обращаться с апелляцией к папе.
Различия богослужебные: 1) Латиняне постились по субботам, греки - нет. 2) Латиняне совершали евхаристию в Великий пост, что для греков было совершенно недопустимым. 3) На Востоке приходские священники были женатыми. На Западе, настаивающем на целибате, это считалось грехом николаитизма. 4) На Востоке по окончании Евхаристического канона в Чашу добавлялась теплота (зеон) - обычай, неизвестный на Западе. 5) В римской литургии отсутствовала эпиклеза - воззвание к Святому Духу после слов Христа при освящении Даров. На Востоке эпиклеза считалась неотъемлемой частью Евхаристического канона. 6) На Западе после IX в. появился обычай использовать для Евхаристии опресноки. К XI в. он уже повсеместно вошел в употребление. На Востоке, где использовался только квасной хлеб, западный обычай казался еще одной иудаистичес тенденцией и, совместно с отсутствием эпиклезы и filioque, - недозволительным принижением роли Святого Духа.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1034; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |