КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Свт. Фотий и его противостояние Риму. Соборы, бывшие при Фотии
Но круг приверженцев Игнатия был ограничен, т.к. Фотия поддерживала большая часть византийского общества. В 859 г. в Константинополе состоялся собор, осудивший игнатиан. Они, по недавнему примеру Феодора Студита, боровшегося против иконоборцев, направили апелляцию к Папе Римскому на основании Сердикского собора. Незадолго до этого папой стал Николай I (858-867), задачей его жизни было возвышение папского престола над всей вселенной. Фотий также послал в Рим очень вежливое послание, информируя папу о всем случившемся. Николай написал письма императору Михаилу и Фотию. Фотия папа упрекал в честолюбии и незаконном принятии патриаршего сана без ведома престола св. Петра, так как церковные каноны запрещают возводить мирян сразу во все церковные степени. Папа послал в Константинополь двух своих легатов, с требованием созыва нового собора. Невероятно, но византийцы согласились принять это требование и созвали собор в 861 г. Скорее всего, это было сделано по настоянию патриарха Фотия, который по природе своей был очень миролюбивым человеком. Дело было рассмотрено еще раз, папские легаты признали его полностью законным и справедливым. Решения собора 859 г. были подтверждены: Соборы 859-861 гг. остались в истории под названием Перво-Второго Собора.
Фотий отправил с ними письмо папе, в котором объяснял, что в Константинопольской Церкви нет правила, запрещающего возводить мирян в патриаршее достоинство, и что она не обязана соблюдать местные правила других церквей. Кроме того, св. Фотий напомнил, что Николай зачастую сам нарушает церковный мир, принимая беглых духовных лиц константинопольского патриархата, не имеющих даже ставленнических грамот. Папа почувствовал, что его не признают в роли главы христианства, и решил, что не потерпит этого. Он отлучил от Церкви своих легатов, созвал собственный собор в Латеране (863 г.), который послушно объявил Фотия низложенным и анафематствованным, а заодно потребовал у императора вернуть Иллирик, Южную Италию и Сицилию. По завершении собора Николай разослал окружное послание всем восточным патриархам, приказывая им разорвать общение с анафемой Фотием, а сноситься только с законным патриархом Игнатием. Однако Св. Фотий, может быть, стал первым человеком в Византии, почувствовавшим всю опасность универсалистских претензий папства и понявшим, что в этом деле отступать и идти на компромиссы нельзя. Если Рим стремился к универсальной власти, то патриарх Фотий хотел, чтобы константинопольская Церковь была реально автокефальной, чтобы она не зависела от Рима.
В 867 году Фотий выступил с осуждением римской Церкви в ереси. В Константинополе был созван Собор под председательством императора Михаила III, который анафематствовал папу Николая I. Собор также осудил учение об исхождении Св. Духа от Отца и Сына (филиокве) и объявил незаконным вмешательство Рима в дела константинопольской Церкви. После этого собора патриарх Фотий отправил окружное послание восточным патриархам. В послании перечисляется целый ряд неправильностей в жизни Западной Церкви не только в области догматики, но и в области церковного строя и богослужения. В момент величайшего напряжения в борьбе св. Фотия против Рима в Константинополе совершился государственный переворот. После восшествия на престол Василий I Мекедонянин заключил патриарха Фотия в монастырь, на патриаршество 867г вернулся св. Игнатий. Этой ценой были восстановлены отношения с Римом. В 869-770 гг. в Константинополе состоялся церковный собор, в котором участвовали легаты папы Адриана II. Патриарх Фотий был объявлен отлученным и все его действия признаны не имеющими силы.
53). Христианская миссия при свт. Фотии: свв. Кирилл и Мефодий, крещение Болгарии и Руси. В 863 г. произошла решающая битва византийцев с арабами на востоке Малой Азии. Арабы были наголову разбиты. Военная инициатива на восточном фронте перешла к Империи началось ее контрнаступление. В письмах Фотия впервые упоминается племя "руссов", осадивших Константинополь в 860 г. Атака была отбита, но патриарх понял, что единственный способ избежать новой подобной опасности - обратить этот народ в христианство и вовлечь в византийскую среду влияния. После окончания русской осады Константинополя Варда решил возобновить отношения с хазарами. Туда было послано посольство во главе с коллегой Фотия по академическим кругам, блестящим молодым филологом, лингвистом и богословом Константином. Карташев выдвигает гипотезу, что посольство было направлено не к хазарам, а к проживавшим на их территории руссам. В это путешествие Константин направился со своим старшим братом Мефодием. Братья Константин (827-869 гг.) и Мефодий (815-885 гг.) были родом из Солуни. Так как в окрестностях города и в самом городе проживало много славян, с детства были они двуязычны. Во время своей хазарской дипломатической миссии братья проезжали через Крым, где открыли мощи св. Климента Римского и забрали их с собой.
В 862 г. моравский князь Ростислав направил в Константинополь просьбу послать ему миссионеров, которые могли бы помочь в укреплении славянского христианства. Фотий немедленно откликнулся на эту просьбу. Несомненно, тут был и политический расчет - противостоять германскому политическому и культурному наступлению. В Моравию были направлены Константин и Мефодий. В 863 г. они прибывают в Моравию уже со славянской азбукой и готовыми переводами Евангельских и литургических текстов. Для перевода братья использовали знакомый им с детства македонский славянский диалект. Таким образом, славяне получили христианство на родном языке, в отличие от германских народов, получавших его на латыни. Положительной стороноы этого факта являются доступность Писания и богослужения для каждого человека. Главные из них - это зависимость новообращенной страны от имеющихся в наличии переводов и предпосылки для ощущения самодостаточности, то есть некоего провинциализма. Славянский средневековый мир почти не знает типа богослова или философа-космополита, одинаково хорошо чувствующего себя в любой стране среди таких же, как он, интеллектуалов, работающих с источниками на оригинальном языке. Отсюда столь замедленное развитие славянского письменного богословия.
Довольно скоро после начала миссионерского служения у солунских братьев стали происходить конфликты с франкскими миссионерами. Франки утверждали, что богослужение может вестись лишь на трех языках: на еврейском, на греческом и на латыни, ибо на этих языках была сделана надпись на Кресте Христовом. Эту теорию свв. Константин и Мефодий весьма успешно опровергали, назвав ее ересью пилатизма. Чтобы как-то урегулировать положение, братья отправились в Рим. С собой они взяли мощи св. Климента, папы Римского. Преемник Николая I Адриан II устроил византийским братьям, привезшим ему мощи его святого предшественника, торжественную встречу. Славянский богослужебный язык был легитимизирован в Риме. Константин скончался в Риме в 869 г., приняв перед смертью великую схиму с именем Кирилла. Мефодий не смог вернуться в Моравию, захваченную германцами. Он остановился южнее, у паннонского князя Коцелла, где и был поставлен архиепископом Сирмийским. Он перенес много притеснений от германцев. В числе прочего, франки обвиняли его в ереси - в изъятии (!) филиокве из Символа веры. К тому времени Filioque уже стало неотъемлемой частью франкского Символа веры. Оно было официально утверждено в 809 г. на соборе Карла Великого. Папа Лев III воспротивился этому решению собора, написав, что хотя он богословски и согласен с ним, но не имеет власти изменять Символ веры в одностороннем порядке.. В непрестанных трудах св. Мефодий дожил до 885 г. После его смерти указом папы Стефана, уступившего давлению франков, славянская миссия была ликвидирована, а ученики св. Мефодия изгнаны из страны. Но, хотя миссия свв. Кирилла и Мефодия не удалась среди западных славян, она принесла неожиданные плоды среди славян южных. В то время как Моравия обратилась для утверждения в ней христианства к Византии, Болгария, напротив, установ контакт с франками, для чего болгарский князь Борис отправил посольство. Византия не могла допустить, чтобы соседняя Болгария вошла в сферу влияния франкской империи, поэтому сделала очень внушительную военную демонстрацию у границ и берегов Болгарии.Князь Борис вынужден был уступить и принять Т. Крещения от Византии. Значительное число болгарской аристократии последовало его примеру. Сразу после этого греческий клир приступил к просвещению Болгарии под руководством патриарха Фотия. Сразу же после его крещения в Болгарии разразилось мощное восстание, возглавленное вождями древних болгарских кланов. Их целью было убрать Бориса и восстановить язычество. Борису удалось ликвидир мятежников. В то же время князь Борис пережил некоторое разочарование. Целью Византии было подчинении Болгарии константинопольской церковной юрисдикции, что вело к политическ контролю. Болгары же стремились к созданию независимой автокефальной Церкви и даже хотели, чтобы эта Церковь, только что возникшая, сразу же получила ранг патриархии. Поскольку эти пожелания болгарского князя оставались неудовлетворенными, он обратился к Риму. Папа отправил в Болгарию легатов, которые с большим рвением принялись за дело, т. е. стали исправлять то, что они считали неправильным в действиях византийских миссионеров. Теперь раздор между Римом и Константинополем достиг кульминации. Фотий защищал свою Церковь, которая подверглась нападению со стороны Рима и в болгарском вопросе. Он обвинил западную Церковь в неправильностях в области не только церковного строя и богослужения, но прежде всего в области догматики(филиокве). Впервые эта вставка появилась в Испании в 6 веке, и там она имела антиарианскую направленность и должна была показать православным, что Отец и Сын равны.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 907; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |