Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свт. Фотий и его противостояние Риму. Соборы, бывшие при Фотии




Но круг при­вер­жен­цев Иг­на­тия был ог­ра­ни­чен, т.к. Фо­тия под­дер­жи­ва­ла боль­шая часть ви­зан­тий­ско­го об­ще­ст­ва. В 859 г. в Кон­стан­ти­но­по­ле со­сто­ял­ся со­бор, осу­див­ший иг­на­ти­ан. Они, по не­дав­не­му при­ме­ру Фео­до­ра Сту­ди­та, бо­ров­ше­го­ся про­тив ико­но­бор­цев, на­пра­ви­ли апел­ля­цию к Па­пе Рим­ско­му на ос­но­ва­нии Сер­дик­ско­го со­бо­ра. Не­за­дол­го до это­го па­пой стал Ни­ко­лай I (858-867), за­да­чей его жиз­ни бы­ло воз­вы­ше­ние пап­ско­го пре­сто­ла над всей все­лен­ной. Фо­тий так­же по­слал в Рим очень веж­ли­вое по­сла­ние, ин­фор­ми­руя па­пу о всем слу­чив­шем­ся. Ни­ко­лай на­пи­сал пись­ма им­пе­ра­то­ру Ми­хаи­лу и Фо­тию. Фо­тия па­па уп­ре­кал в чес­то­лю­бии и не­за­кон­ном при­ня­тии пат­ри­ар­ше­го са­на без ве­до­ма пре­сто­ла св. Пет­ра, так как цер­ков­ные ка­но­ны за­пре­ща­ют воз­во­дить ми­рян сра­зу во все цер­ков­ные сте­пе­ни. Па­па по­слал в Кон­стан­ти­но­поль двух сво­их ле­га­тов, с тре­бо­ва­ни­ем со­зы­ва но­во­го со­бо­ра. Не­ве­ро­ят­но, но ви­зан­тий­цы со­гла­си­лись при­нять это тре­бо­ва­ние и со­зва­ли со­бор в 861 г. Ско­рее все­го, это бы­ло сде­ла­но по на­стоя­нию пат­ри­ар­ха Фо­тия, ко­то­рый по при­ро­де сво­ей был очень ми­ро­лю­би­вым че­ло­ве­ком. Де­ло бы­ло рас­смот­ре­но еще раз, пап­ские ле­га­ты при­зна­ли его пол­но­стью за­кон­ным и спра­вед­ли­вым. Ре­ше­ния со­бо­ра 859 г. бы­ли под­твер­жде­ны: Со­бо­ры 859-861 гг. ос­та­лись в ис­то­рии под на­зва­ни­ем Пер­во-Вто­ро­го Со­бо­ра.

 

Фо­тий от­пра­вил с ни­ми пись­мо па­пе, в ко­то­ром объ­яс­нял, что в Кон­стан­ти­но­поль­ской Церк­ви нет пра­ви­ла, за­пре­щаю­ще­го воз­во­дить ми­рян в пат­ри­ар­шее дос­то­ин­ст­во, и что она не обя­за­на со­блю­дать ме­ст­ные пра­ви­ла дру­гих церк­вей. Кро­ме то­го, св. Фо­тий на­пом­нил, что Ни­ко­лай за­час­тую сам на­ру­ша­ет цер­ков­ный мир, при­ни­мая бег­лых ду­хов­ных лиц кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха­та, не имею­щих да­же став­лен­ни­че­ских гра­мот. Па­па по­чув­ст­во­вал, что его не при­зна­ют в ро­ли гла­вы хри­сти­ан­ст­ва, и ре­шил, что не по­тер­пит это­го. Он от­лу­чил от Церк­ви сво­их ле­га­тов, со­звал соб­ст­вен­ный со­бор в Ла­те­ра­не (863 г.), ко­то­рый по­слуш­но объ­я­вил Фо­тия низ­ло­жен­ным и ана­фе­мат­ст­во­ван­ным, а за­од­но по­тре­бо­вал у им­пе­ра­то­ра вер­нуть Ил­ли­рик, Юж­ную Ита­лию и Си­ци­лию. По за­вер­ше­нии со­бо­ра Ни­ко­лай ра­зо­слал ок­руж­ное по­сла­ние всем вос­точ­ным пат­ри­ар­хам, при­ка­зы­вая им ра­зо­рвать об­ще­ние с ана­фе­мой Фо­ти­ем, а сно­сить­ся толь­ко с за­кон­ным пат­ри­ар­хом Иг­на­ти­ем. Од­на­ко Св. Фо­тий, мо­жет быть, стал пер­вым че­ло­ве­ком в Ви­зан­тии, по­чув­ст­во­вав­шим всю опас­ность уни­вер­са­ли­ст­ских пре­тен­зий пап­ст­ва и по­няв­шим, что в этом де­ле от­сту­пать и ид­ти на ком­про­мис­сы нель­зя. Если Рим стремился к универсальной власти, то патриарх Фотий хотел, чтобы константинопольская Церковь была реально автокефальной, чтобы она не зависела от Рима.

 

В 867 го­ду Фо­тий вы­сту­пил с осу­ж­де­ни­ем рим­ской Церк­ви в ере­си. В Кон­стан­ти­но­по­ле был со­зван Со­бор под пред­се­да­тель­ст­вом им­пе­ра­то­ра Ми­хаи­ла III, ко­то­рый ана­фе­мат­ст­во­вал па­пу Ни­ко­лая I. Со­бор так­же осу­дил уче­ние об ис­хо­ж­де­нии Св. Ду­ха от От­ца и Сы­на (фи­ли­о­к­ве) и объ­я­вил не­за­кон­ным вме­ша­тель­ст­во Ри­ма в де­ла кон­стан­ти­но­поль­ской Церк­ви. По­сле это­го со­бо­ра пат­ри­арх Фо­тий от­пра­вил ок­руж­ное по­сла­ние вос­точ­ным пат­ри­ар­хам. В по­сла­нии пе­ре­чис­ля­ет­ся це­лый ряд не­пра­виль­но­стей в жиз­ни За­пад­ной Церк­ви не толь­ко в об­лас­ти дог­ма­ти­ки, но и в об­лас­ти цер­ков­но­го строя и бо­го­слу­же­ния. В мо­мент ве­ли­чай­ше­го на­пря­же­ния в борь­бе св. Фо­тия про­тив Ри­ма в Кон­стан­ти­но­по­ле со­вер­шил­ся го­су­дар­ст­вен­ный пе­ре­во­рот. По­сле вос­ше­ст­вия на пре­стол Ва­си­лий I Ме­ке­до­ня­нин за­клю­чил пат­ри­ар­ха Фо­тия в мо­на­стырь, на пат­ри­ар­ше­ст­во 867г вер­нул­ся св. Иг­на­тий. Этой це­ной бы­ли вос­ста­нов­ле­ны от­но­ше­ния с Ри­мом. В 869-770 гг. в Кон­стан­ти­но­по­ле со­сто­ял­ся цер­ков­ный со­бор, в ко­то­ром уча­ст­во­ва­ли ле­га­ты па­пы Ад­риа­на II. Пат­ри­арх Фо­тий был объ­яв­лен от­лу­чен­ным и все его дей­ст­вия при­зна­ны не имею­щи­ми си­лы.

 

53). Христианская миссия при свт. Фотии: свв. Кирилл и Мефодий, крещение Болгарии и

Руси.

В 863 г. про­изош­ла ре­шаю­щая бит­ва ви­зан­тий­цев с ара­ба­ми на вос­то­ке Ма­лой Азии. Ара­бы бы­ли на­го­ло­ву раз­би­ты. Во­ен­ная ини­циа­ти­ва на вос­точ­ном фрон­те пе­ре­шла к Им­пе­рии на­ча­лось ее контр­на­сту­п­ле­ние. В пись­мах Фо­тия впер­вые упо­ми­на­ет­ся пле­мя "рус­сов", оса­див­ших Кон­стан­ти­но­поль в 860 г. Ата­ка бы­ла от­би­та, но пат­ри­арх по­нял, что един­ст­вен­ный спо­соб из­бе­жать но­вой по­доб­ной опас­но­сти - об­ра­тить этот на­род в хри­сти­ан­ст­во и во­влечь в ви­зан­тий­скую сре­ду влия­ния. По­сле окон­ча­ния рус­ской оса­ды Кон­стан­ти­но­по­ля Вар­да ре­шил во­зоб­но­вить от­но­ше­ния с ха­за­ра­ми. Ту­да бы­ло по­сла­но по­соль­ст­во во гла­ве с кол­ле­гой Фо­тия по ака­де­ми­че­ским кру­гам, бле­стя­щим мо­ло­дым фи­ло­ло­гом, лин­гвис­том и бо­го­сло­вом Кон­стан­ти­ном. Кар­та­шев вы­дви­га­ет ги­по­те­зу, что по­соль­ст­во бы­ло на­прав­ле­но не к ха­за­рам, а к про­жи­вав­шим на их тер­ри­то­рии рус­сам. В это пу­те­ше­ст­вие Кон­стан­тин на­пра­вил­ся со сво­им стар­шим бра­том Ме­фо­ди­ем. Бра­тья Кон­стан­тин (827-869 гг.) и Ме­фо­дий (815-885 гг.) бы­ли ро­дом из Со­лу­ни. Так как в ок­ре­ст­но­стях го­ро­да и в са­мом го­ро­де про­жи­ва­ло мно­го сла­вян, с дет­ст­ва бы­ли они дву­языч­ны. Во вре­мя сво­ей ха­зар­ской ди­пло­ма­ти­че­ской мис­сии бра­тья про­ез­жа­ли че­рез Крым, где от­кры­ли мо­щи св. Кли­мен­та Рим­ско­го и за­бра­ли их с со­бой.

 

В 862 г. мо­рав­ский князь Рос­ти­слав на­пра­вил в Кон­стан­ти­но­поль прось­бу по­слать ему мис­сио­не­ров, ко­то­рые мог­ли бы по­мочь в ук­ре­п­ле­нии сла­вян­ско­го хри­сти­ан­ст­ва. Фо­тий не­мед­лен­но от­клик­нул­ся на эту прось­бу. Не­со­мнен­но, тут был и по­ли­ти­че­ский рас­чет - про­ти­во­сто­ять гер­ман­ско­му по­ли­ти­че­ско­му и куль­тур­но­му на­сту­п­ле­нию. В Мо­ра­вию бы­ли на­прав­ле­ны Кон­стан­тин и Ме­фо­дий. В 863 г. они при­бы­ва­ют в Мо­ра­вию уже со сла­вян­ской аз­бу­кой и го­то­вы­ми пе­ре­во­да­ми Еван­гель­ских и ли­тур­ги­че­ских тек­стов. Для пе­ре­во­да бра­тья ис­поль­зо­ва­ли зна­ко­мый им с дет­ст­ва ма­ке­дон­ский сла­вян­ский диа­лект. Та­ким об­ра­зом, сла­вя­не по­лу­чи­ли хри­сти­ан­ст­во на род­ном язы­ке, в от­ли­чие от гер­ман­ских на­ро­дов, по­лу­чав­ших его на ла­ты­ни. По­ло­жи­тель­ной сто­ро­ноы это­го фак­та яв­ля­ют­ся дос­туп­ность Пи­са­ния и бо­го­слу­же­ния для ка­ж­до­го че­ло­ве­ка. Глав­ные из них - это за­ви­си­мость но­во­об­ра­щен­ной стра­ны от имею­щих­ся в на­ли­чии пе­ре­во­дов и пред­по­сыл­ки для ощу­ще­ния са­мо­дос­та­точ­но­сти, то есть не­кое­го про­вин­циа­лиз­ма. Сла­вян­ский сред­не­ве­ко­вый мир поч­ти не зна­ет ти­па бо­го­сло­ва или фи­ло­со­фа-кос­мо­по­ли­та, оди­на­ко­во хо­ро­шо чув­ст­вую­ще­го се­бя в лю­бой стра­не сре­ди та­ких же, как он, ин­тел­лек­туа­лов, ра­бо­таю­щих с ис­точ­ни­ка­ми на ори­ги­наль­ном язы­ке. От­сю­да столь за­мед­лен­ное раз­ви­тие сла­вян­ско­го пись­мен­но­го бо­го­сло­вия.

 

До­воль­но ско­ро по­сле на­ча­ла мис­сио­нер­ско­го слу­же­ния у со­лун­ских брать­ев ста­ли про­ис­хо­дить кон­флик­ты с франк­ски­ми мис­сио­не­ра­ми. Фран­ки ут­вер­жда­ли, что бо­го­слу­же­ние мо­жет вес­тись лишь на трех язы­ках: на ев­рей­ском, на гре­че­ском и на ла­ты­ни, ибо на этих язы­ках бы­ла сде­ла­на над­пись на Кре­сте Хри­сто­вом. Эту тео­рию свв. Кон­стан­тин и Ме­фо­дий весь­ма ус­пеш­но оп­ро­вер­га­ли, на­звав ее ере­сью пи­ла­тиз­ма. Что­бы как-то уре­гу­ли­ро­вать по­ло­же­ние, бра­тья от­пра­ви­лись в Рим. С со­бой они взя­ли мо­щи св. Кли­мен­та, па­пы Рим­ско­го. Пре­ем­ник Ни­ко­лая I Ад­ри­ан II уст­ро­ил ви­зан­тий­ским брать­ям, при­вез­шим ему мо­щи его свя­то­го пред­ше­ст­вен­ни­ка, тор­же­ст­вен­ную встре­чу. Сла­вян­ский бо­го­слу­жеб­ный язык был ле­ги­ти­ми­зи­ро­ван в Ри­ме. Кон­стан­тин скон­чал­ся в Ри­ме в 869 г., при­няв пе­ред смер­тью ве­ли­кую схи­му с име­нем Ки­рил­ла. Ме­фо­дий не смог вер­нуть­ся в Мо­ра­вию, за­хва­чен­ную гер­ман­ца­ми. Он ос­та­но­вил­ся юж­нее, у пан­нон­ско­го кня­зя Ко­цел­ла, где и был по­став­лен ар­хи­епи­ско­пом Сир­мий­ским. Он пе­ре­нес мно­го при­тес­не­ний от гер­ман­цев. В чис­ле про­че­го, фран­ки об­ви­ня­ли его в ере­си - в изъ­я­тии (!) фи­ли­о­к­ве из Сим­во­ла ве­ры. К то­му вре­ме­ни Filioque уже ста­ло не­отъ­ем­ле­мой ча­стью франк­ско­го Сим­во­ла ве­ры. Оно бы­ло офи­ци­аль­но ут­вер­жде­но в 809 г. на со­бо­ре Кар­ла Ве­ли­ко­го. Па­па Лев III вос­про­ти­вил­ся это­му ре­ше­нию со­бо­ра, на­пи­сав, что хо­тя он бо­го­слов­ски и со­гла­сен с ним, но не име­ет вла­сти из­ме­нять Сим­вол ве­ры в од­но­сто­рон­нем по­ряд­ке.. В непрестанных трудах св. Мефодий дожил до 885 г. После его смерти указом папы Стефана, уступившего давлению франков, славянская миссия была ликвидирована, а ученики св. Мефодия изгнаны из страны. Но, хотя миссия свв. Кирилла и Мефодия не удалась среди западных славян, она принесла неожиданные плоды среди славян южных.

В то вре­мя как Мо­ра­вия об­ра­ти­лась для ут­вер­жде­ния в ней хри­сти­ан­ст­ва к Ви­зан­тии, Бол­га­рия, на­про­тив, ус­та­нов кон­такт с фран­ка­ми, для че­го бол­гар­ский князь Бо­рис от­пра­вил по­соль­ст­во. Ви­зан­тия не мог­ла до­пус­тить, что­бы со­сед­няя Бол­га­рия во­шла в сфе­ру влия­ния франк­ской им­пе­рии, по­это­му сде­ла­ла очень вну­ши­тель­ную во­ен­ную де­мон­ст­ра­цию у гра­ниц и бе­ре­гов Бол­га­рии.Князь Бо­рис вы­ну­ж­ден был ус­ту­пить и при­нять Т. Кре­ще­ния от Ви­зан­тии. Зна­чи­тель­ное чис­ло бол­гар­ской ари­сто­кра­тии по­сле­до­ва­ло его при­ме­ру. Сра­зу по­сле это­го гре­че­ский клир при­сту­пил к про­све­ще­нию Бол­га­рии под ру­ко­во­дством пат­ри­ар­ха Фо­тия. Сра­зу же по­сле его кре­ще­ния в Бол­га­рии раз­ра­зи­лось мощ­ное вос­ста­ние, воз­глав­лен­ное во­ж­дя­ми древ­них бол­гар­ских кла­нов. Их це­лью бы­ло уб­рать Бо­ри­са и вос­ста­но­вить язы­че­ст­во. Бо­ри­су уда­лось ли­к­ви­дир мя­теж­ни­ков. В то же время князь Борис пережил некоторое разочарование. Целью Византии было подчинении Болгарии константинопольской церковной юрисдикции, что вело к политическ контролю. Болгары же стремились к созданию независимой автокефальной Церкви и даже хотели, чтобы эта Церковь, только что возникшая, сразу же получила ранг патриархии. Поскольку эти пожелания болгарского князя оставались неудовлетворенными, он обратился к Риму. Папа отправил в Болгарию легатов, которые с большим рвением принялись за дело, т. е. стали исправлять то, что они считали неправильным в действиях византийских миссионеров. Теперь раздор между Римом и Константинополем достиг кульминации. Фотий защищал свою Церковь, которая подверглась нападению со стороны Рима и в болгарском вопросе. Он обвинил западную Церковь в неправильностях в области не только церковного строя и богослужения, но прежде всего в области догматики(филиокве). Впервые эта вставка появилась в Испании в 6 веке, и там она имела антиарианскую направленность и должна была показать православным, что Отец и Сын равны.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 907; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.