Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Патопсихология. Предмет и задачи патопсихологии. Научные основы патопсихологии




Клинический и психологический подходы к описанию нарушений самосознания. Нарушения самосознания и самооценки, методы психологического исследования самооценки в клинической психологии.

Самосознание - это знание своего физического облика, состояния, внутреннего духовного мира, своих возможностей.

Сознание есть высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку. Сознание формируется в условиях предметно-практической деятельности и общения и представляет собой идеальную модель окружающего мира, других людей и самого себя.

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, С. является важным регулятором ее поведения. От С. зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым С. влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. С. тесно связана с уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.). С. получает объективное выражение в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной С.). В работах отечественных психологов показано влияние С. на познавательную деятельность человека (восприятие, представление, решение интеллектуальных задач) и место С. в системе межличностных отношений, определены приемы формирования адекватной С., а в случае ее деформации — ее преобразований путем воспитательных воздействий на личность.

30.Психологические исследования в клинике внутренних болезней: основные задачи и методы.

Внутренние болезни наряду с хирургией, акушерством и гинекологией, являются древнейшими составными частями клинической медицины. Внутренние болезни - клиническая дисциплина, изучающая этиологию, патогенез, клинические проявления болезней внутренних органов, а также освоение и дальнейшее совершенствование методов их профилактики, диагностики и лечения. Для общетерапевтической подготовки врача изучение внутренних болезней очень важно.

Основными разделами внутренних болезней являются:

§ пульмонология (изучает болезни органов дыхания)

§ кардиология (болезни сердечно-сосудистой системы)

§ гастроэнтерология (болезни органов пищеварения)

§ нефрология (болезни почек и мочевыводящих путей)

§ гематология (болезни органов кроветворения)

§ эндокринология (болезни желез внутренней секреции и обмена веществ)

§ ревматология (болезни, поражающие соединительную ткань опорно-двигателыюго аппарата, внутренние органы и сосуды).

Термин внутренние болезни широко употребляется врачами для обозначения заболеваний внутренних органов.

Для эффективного лечения требуется правильная диагностика, основанная на систематическом обследовании пациента, анализе анамнеза, жалоб и объективных признаков заболевания (выявляемых при физическом обследовании — осмотре, пальпации, перкуссии, аускультации, а также с помощью рутинных лабораторно-инструментальных методов). Выявленные признаки (симптомы) заболевания терапевт объединяет в синдромы (совокупность симптомов, имеющих единый патогенез), на основании которых делает заключение о предполагаемом заболевании. В случае невозможности сделать однозначный вывод об имеющемся заболевании, проводится дифференциальная диагностика нескольких схожих заболеваний с выполнением дополнительных лабораторных и инструментальных исследований. После постановки диагноза терапевт назначает лечение. Применяются нелекарственные методы лечения (соблюдение режима труда и быта, питания), лекарственное и физиотерапевтическое лечение, санаторно-курортное лечение.

31.«Внутренняя картина болезни» и факторы, ее определяющие. Типы индивидуально-личностного отношения к болезни.

ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА БОЛЕЗНИ — возникающий у больного целостный образ своего заболевания. Понятие В.к.б. введено Р.А.Лурия, продолжившего развитие идей А. Гольдшейдера об «аутопластической картине заболевания». По сравнению с целым рядом сходных терминов медицинской психологии («переживание болезни», «сознание болезни», «отношение к болезни» и др.) «В.к.б.» является наиболее общим и интегративным. Первоначальное представление о структуре В.к.б., включающей два уровня (сензитивный и интеллектуальный), в дальнейшем было дифференцировано путем выделения четырех уровней:

1) чувственный — комплекс болезненных ощущений;

2) эмоциональный — переживание заболевания и его последствий;

3) интеллектуальный — знание о болезни и ее реальная оценка;

4) мотивационный — выработка определенного отношения к заболеванию, изменение образа жизни и актуализация деятельности, направленной на выздоровление.

В.к.б. обычно выступает как целостное, нерасчлененное образование. На формирование В.к.б. оказывают влияние различные факторы: характер заболевания, его острота и темп развития, особенности личности в предшествующий болезни период и др. Изучение В.к.б. используется в медицинской психологии для выявления особенностей личности при различных заболеваниях и раскрытия их динамики в течение болезни (В.В.Николаева и др.). В качестве методов исследования В.к.б. используются метод клинической беседы, опросники, анкеты, интервью. Знание В.к.б. необходимо для правильной диагностики и лечения заболеваний

 

Патопсихология изучает закономерности распада психиче­ской деятельности и свойств личности.

Психопатология является частью психиатрии и изучает симптомы психических заболеваний клиническими методами, используя медицинские понятия: диагноз, патогенез, симптом, синдром и др. Основной метод психопатологии — клинико-описательный. Таковы основные отличия патопсихологии от смежных с нею дисциплин.

Патопсихология меняла свои взгляды на предмет и методы по мере развития психологии в целом, в связи с ее общими тео­ретическими положениями.

С момента оформления в последней четверти XIX веканаучной психологии в самостоятельную отрасль знания ее предметом стало сознание, а единственным методом - самона­блюдение. Внимание психологов того времени было направленона выделение в психике человека отдельных «элементов» созна­ния (ощущений и элементарных чувств) для лучшего их позна­ния. Поэтому патопсихология того времени сводилась к умозри­тельному описанию работы отдельных душевных способностей.

С развитием эмпирической психологии и психофизиоло­
гии в патопсихологию начинает внедряться метод эксперимента проникший в практику неврологии и психиатрии. В крупнейших клиниках открываются психологические лаборатории. Долгое время в этих и других клиниках господствовал метод количественного измерения психических процессов. Испытуе­мый выполняет заданную деятельность (это может быть реше­ние задачи, складывание фигуры, рассказ по картинке и др.),т. е. проходит определенное испытание. Получаемые в результа­те данные соотносятся со специально разработанной шкалой, на основании чего исследователь делает заключение о наличии,особенностях, уровне развития тех или иных свойств у испы­туемого. Однако следует иметь в виду, что путем измерения выявляются лишь конечные результаты работы, сам же процесс ее, отношение испытуемого к заданию, мотивы, побудившие испытуемого избрать тот или иной способ действия, личностные установки, желания, словом, все много­образие качественных особенностей деятельности испытуемого не может быть обнаружено.

Поэтому, наряду с чисто количественным методом, в по­следнее время в патопсихологии широко применяются методи­ки, которые направлены исключительно на выявление личност­ных особенностей.

Проективные методы. Задание, которое предлагается испытуемому, не предусматривает каких-либо определенных способов решения. «Проективный» метод использует любую задачу лишь как повод для того, чтобы испытуемый мог про­явить свои переживания, особенности своей личности и харак­тера.

Направленность экспериментально-психологических приемов на раскрытие качественной характеристики психиче­ских нарушений с особенной необходимостью выступает при исследовании аномальных детей. При любой степени психиче­ского недоразвития или заболевания всегда происходит даль­нейшее развитие ребенка.

Психологический эксперимент не должен ограничиваться уста­новлением структуры и уровня развития психических процессов больного ребенка - он должен выявить прежде всего его потен­циальные возможности. Это указание было впервые сделано еще в 30-х годах Л. С. Выготским. В своей работе «Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте» он пи­сал: «Состояние умственного развития ребенка может быть оп­ределено, по меньшей мере, с помощью выяснения двух уров­ней - уровня актуального развития и зоны ближайшего разви­тия». Под зоной ближайшего развития Л. С. Выготский понимает те потенциальные возможности ребенка, которые само­стоятельно, под влиянием тех или иных условий, не выявляются, но которые могут быть реализованы с помощью взрослого.

Поэтому психическое развитие ребенка характеризуется не столько его актуальным уровнем, сколько уровнем зоны его ближайшего развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.