КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Патопсихология. Предмет и задачи патопсихологии. Научные основы патопсихологии
Клинический и психологический подходы к описанию нарушений самосознания. Нарушения самосознания и самооценки, методы психологического исследования самооценки в клинической психологии. Самосознание - это знание своего физического облика, состояния, внутреннего духовного мира, своих возможностей. Сознание есть высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку. Сознание формируется в условиях предметно-практической деятельности и общения и представляет собой идеальную модель окружающего мира, других людей и самого себя. Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, С. является важным регулятором ее поведения. От С. зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым С. влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. С. тесно связана с уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.). С. получает объективное выражение в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной С.). В работах отечественных психологов показано влияние С. на познавательную деятельность человека (восприятие, представление, решение интеллектуальных задач) и место С. в системе межличностных отношений, определены приемы формирования адекватной С., а в случае ее деформации — ее преобразований путем воспитательных воздействий на личность. 30.Психологические исследования в клинике внутренних болезней: основные задачи и методы. Внутренние болезни наряду с хирургией, акушерством и гинекологией, являются древнейшими составными частями клинической медицины. Внутренние болезни - клиническая дисциплина, изучающая этиологию, патогенез, клинические проявления болезней внутренних органов, а также освоение и дальнейшее совершенствование методов их профилактики, диагностики и лечения. Для общетерапевтической подготовки врача изучение внутренних болезней очень важно. Основными разделами внутренних болезней являются: § пульмонология (изучает болезни органов дыхания) § кардиология (болезни сердечно-сосудистой системы) § гастроэнтерология (болезни органов пищеварения) § нефрология (болезни почек и мочевыводящих путей) § гематология (болезни органов кроветворения) § эндокринология (болезни желез внутренней секреции и обмена веществ) § ревматология (болезни, поражающие соединительную ткань опорно-двигателыюго аппарата, внутренние органы и сосуды). Термин внутренние болезни широко употребляется врачами для обозначения заболеваний внутренних органов. Для эффективного лечения требуется правильная диагностика, основанная на систематическом обследовании пациента, анализе анамнеза, жалоб и объективных признаков заболевания (выявляемых при физическом обследовании — осмотре, пальпации, перкуссии, аускультации, а также с помощью рутинных лабораторно-инструментальных методов). Выявленные признаки (симптомы) заболевания терапевт объединяет в синдромы (совокупность симптомов, имеющих единый патогенез), на основании которых делает заключение о предполагаемом заболевании. В случае невозможности сделать однозначный вывод об имеющемся заболевании, проводится дифференциальная диагностика нескольких схожих заболеваний с выполнением дополнительных лабораторных и инструментальных исследований. После постановки диагноза терапевт назначает лечение. Применяются нелекарственные методы лечения (соблюдение режима труда и быта, питания), лекарственное и физиотерапевтическое лечение, санаторно-курортное лечение. 31.«Внутренняя картина болезни» и факторы, ее определяющие. Типы индивидуально-личностного отношения к болезни. ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА БОЛЕЗНИ — возникающий у больного целостный образ своего заболевания. Понятие В.к.б. введено Р.А.Лурия, продолжившего развитие идей А. Гольдшейдера об «аутопластической картине заболевания». По сравнению с целым рядом сходных терминов медицинской психологии («переживание болезни», «сознание болезни», «отношение к болезни» и др.) «В.к.б.» является наиболее общим и интегративным. Первоначальное представление о структуре В.к.б., включающей два уровня (сензитивный и интеллектуальный), в дальнейшем было дифференцировано путем выделения четырех уровней: 1) чувственный — комплекс болезненных ощущений; 2) эмоциональный — переживание заболевания и его последствий; 3) интеллектуальный — знание о болезни и ее реальная оценка; 4) мотивационный — выработка определенного отношения к заболеванию, изменение образа жизни и актуализация деятельности, направленной на выздоровление. В.к.б. обычно выступает как целостное, нерасчлененное образование. На формирование В.к.б. оказывают влияние различные факторы: характер заболевания, его острота и темп развития, особенности личности в предшествующий болезни период и др. Изучение В.к.б. используется в медицинской психологии для выявления особенностей личности при различных заболеваниях и раскрытия их динамики в течение болезни (В.В.Николаева и др.). В качестве методов исследования В.к.б. используются метод клинической беседы, опросники, анкеты, интервью. Знание В.к.б. необходимо для правильной диагностики и лечения заболеваний
Патопсихология изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности. Психопатология является частью психиатрии и изучает симптомы психических заболеваний клиническими методами, используя медицинские понятия: диагноз, патогенез, симптом, синдром и др. Основной метод психопатологии — клинико-описательный. Таковы основные отличия патопсихологии от смежных с нею дисциплин. Патопсихология меняла свои взгляды на предмет и методы по мере развития психологии в целом, в связи с ее общими теоретическими положениями. С момента оформления в последней четверти XIX веканаучной психологии в самостоятельную отрасль знания ее предметом стало сознание, а единственным методом - самонаблюдение. Внимание психологов того времени было направленона выделение в психике человека отдельных «элементов» сознания (ощущений и элементарных чувств) для лучшего их познания. Поэтому патопсихология того времени сводилась к умозрительному описанию работы отдельных душевных способностей. С развитием эмпирической психологии и психофизиоло Поэтому, наряду с чисто количественным методом, в последнее время в патопсихологии широко применяются методики, которые направлены исключительно на выявление личностных особенностей. Проективные методы. Задание, которое предлагается испытуемому, не предусматривает каких-либо определенных способов решения. «Проективный» метод использует любую задачу лишь как повод для того, чтобы испытуемый мог проявить свои переживания, особенности своей личности и характера. Направленность экспериментально-психологических приемов на раскрытие качественной характеристики психических нарушений с особенной необходимостью выступает при исследовании аномальных детей. При любой степени психического недоразвития или заболевания всегда происходит дальнейшее развитие ребенка. Психологический эксперимент не должен ограничиваться установлением структуры и уровня развития психических процессов больного ребенка - он должен выявить прежде всего его потенциальные возможности. Это указание было впервые сделано еще в 30-х годах Л. С. Выготским. В своей работе «Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте» он писал: «Состояние умственного развития ребенка может быть определено, по меньшей мере, с помощью выяснения двух уровней - уровня актуального развития и зоны ближайшего развития». Под зоной ближайшего развития Л. С. Выготский понимает те потенциальные возможности ребенка, которые самостоятельно, под влиянием тех или иных условий, не выявляются, но которые могут быть реализованы с помощью взрослого. Поэтому психическое развитие ребенка характеризуется не столько его актуальным уровнем, сколько уровнем зоны его ближайшего развития.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |