Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема связи психической и соматической сферы. Основные теории возникновения психосоматических заболеваний




Акцентуации характера и расстройства личности. Подходы к их классификации и диагностические признаки.

Нейропсихология как раздел клинической психологии. Основные проблемы, научное и практическое значение нейропсихологии.

Нейропсихология- отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке нескольких дисциплин- психологии, медицины, физиологии – и направленная на изучение мозговых механизмов высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга. Основоположник Н. в России- А. Лурия. Развивая идеи Л.С. Выготского о системном строении высших психических фуекций, Лурия разработал теорию системной динамической локализации высших психических функций, являющуюся теоретической основой Н.

Предмет нейропсихологии - особенности нарушения психических процессов состояний и личности в целом при локальных поражениях мозга. Центральная теоретическая проблема - проблема мозговой организации (локализации) ВПФ. При этом ВПФ понимаются как сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности. Они обладают 3 основными характеристиками:

1) формируются прижизненно; 2) опосредованы по своему психологическому строению (преимущественно речью) и 3) произвольны по способу осуществления.
Задачи нейропсихологии:
1. Установление закономерностей функционирования мозга при взаимодействии организма с внешней и внутренней средой.
2. Нейропсихологический анализ локальных повреждений мозга
3. Проверка функционального состояния мозга и отдельных его структур.
Нейропсихология взаимодействует с клинической нейропсихологией – является основным направлением задача которого заключается в изучении нейропсихологических синдромов, возникших при поражение того или иного участка мозга. Также она взаимодействует с физиологией, анатомией, психофизиологий и т.д.
Охрана здоровья людей является одной из важнейших областей общественной практики, требующей участия психологов, в том числе и специалистов в области нейропсихологии. Велико общее методологическое значение нейропсихологии как одной из наук о мозге. Разрабатывая одну из глобальных проблем современного естествознания — проблему «мозг и психика», — нейропсихология вносит серьезный вклад в формирование естественно-научного материалистического мировоззрения.
К настоящему времени можно выделить следующие направления нейропсихологии.
Клиническая нейропсихология (синдромология). Изучает нейропсихологические синдромы, в контексте проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, поражения глубоких подкорковых структур и коры головного мозга. Изучает нейропсихологические синдромы травматического и сосудистого генеза, выясняет их отличие от опухолевых синдромов.
Экспериментальная нейропсихология. Занимается экспериментальным аппаратурным изучением психологических и мозговых механизмов нарушений различных психических функций (у взрослых и детей).
Реабилитационная нейропсихология. Занимается изучением динамики спонтанного восстановления психических функций у нейрохирургических больных, структуры и динамики нейропсихологических синдромов при сенильной деменции, социопсихологических аспектов реабилитации больных с локальными поражениями мозга, а также созданием методов восстановления высших психических функций. Психофизиология локальных поражений мозга. Изучает психофизиоло-гические механизмы нарушения когнитивных, двигательных и эмоциональных процессов у больных с локальными поражениями мозга, основываясь на важнейшем положении нейропсихологии, согласно которому психические функции надо сопоставлять не с морфологическим субстратом, а с физиологическими процессами.
Детская нейропсихология. Изучает нарушение психических процессов и состояний у детей с локальными поражениями мозга.
Нейропсихология позднего возраста (геронто-нейропсихология). Изучает нарушение психических процессов и состояний престарелых.
Экологическая нейропсихология. Перспективное направление, связанное с известными экологическими катастрофами и выявленными при этом различными психическими нарушениями. Предполагает объяснение состояния мозга и поведения в реальных жизненных условиях.

35.Категории «фактор», «симптом» и «синдром» в клинической психологии. Типы факторов. Основные патопсихологические синдромы.

Симптом – это субъективное явление, это знак болезни, ощущаемый и описываемый больным.

Синдром – это уже совокупность симптомокомплексов, но отнюдь не простая их сумма. По Джексону синдром отражает

1. Характер повреждающего фактора,

2. Интенсивность его воздействия на организм,

3. Глубину повреждения,

4. Распространенность повреждения.

Структура синдрома - это совокупность:

1. Выпадения анатомического органа или его функции, естественно, что оно должно быть дифференцировано по глубине и обширности (пример – спинальная травма),

2. Функционирования сохранных элементов в условиях выпадения, что создает часть симптомов (ущербная деятельность), пример – синдром Антона – вызывает анозогнозию, выпадение памяти – конфабуляции и псевдореминисценции.

3. Третьим структурным элементом синдрома, о котором много говорят все, но большая часть врачей его просто-напросто игнорирует, это – личность, как она расценивает болезнь, как живет в ней.

классификация синдромов

 

1. Сквозные, или осевые, синдромы. Термин ввел Суханов, но он понимал под ним несколько иное, чем сейчас. Он называл сквозными признаки унаследованные (злобность, тревожность, демонстративность и др.).

В нашем понимании термин сквозного (осевого) синдрома это – постоянно, обязательно присутствующие признаки той или иной степени выраженности в данной нозологической единице.

2. Преходящие синдромы – в их рамках наблюдаются 2 типа синдромов

а. Этапные синдромы – это такие синдромы, которые закономерно проторяют путь следующему этапному синдрому, что можно с той или иной степенью вероятности прогнозировать,

б. Транзиторные синдромы – кратковременные или длительные синдромы, не проторяющие путь следующему. Как правило, они проходят без последствий (дистрофия, кома, депрессия, мания). Как видно из приведенных примеров, они чаще ограничиваются эмоциональными расстройствами.

2. Вставочные синдромы. Как правило, они вклиниваются между двумя этапными и как бы знаменуют готовность перехода одного синдрома в другой. Это всегда – стрессовые реакции и состояния: тревога, напряженность, повышение частоты пульса и артериального давления, то есть проявляют себя признаками и симптомами симпатоадреналовых реакций. Они могут быть развернутыми, со всем набором симптомов и признаков, а могут быть и абортивными, содержать в себе только один-два признака или симптома, которым даже больные могут не уделять должного внимания.

 

Синдромы снижения уровня личности

 

Любой психиатр легко пользуется термином “Личность”, хотя практически каждый вкладывает в это понятие свое содержание, что приводит к неимоверной путанице.

Понятие личности в психопатологии не идентично психологическим, социологическим, педагогическим и т.д. понятиям личности. Жане говорил, что о личности хорошо знает каждый полицейский, что личность – это комплекс свойств, отличающих ее от других. По-моему, притяжательное местоимение “Мой” хорошо отражает уровни личности. “Я” - это история данной личности, даже одежда сливается с личностью и является ее частью. Ближайшее окружение – тоже оболочка личности, слой личности.

С другой стороны, личность – это идентификация и самоидентификация, то есть отождествление психической деятельности “Я” с чужими мыслями, поступками, желаниями и т.п.

Аутоидентификация проявляется во всем, как в физических, так и в психических процессах, сливаясь с личностью, составляет с ней единое целое.

Таким образом, личность в психиатрии – прагматическое понятие.

Договорившись о содержании понятия личности в психиатрии, можно переходить к собственно синдромам снижения уровня личности.

Сквозные синдромы характеризуются прогредиентностью процесса, приводящего к все большей дефицитарности (минус-симптомы). В зависимости от качества поражения мозга мы видим либо снижение уровня личности экзогенно-органическому типу, либо по эндогенно-функциональному.

 

Экзогенно-органический тип снижения уровня личности

 

Самый большой вклад в изучение психоорганического синдрома дал Курт Шнайдер. Он впервые дал этапы развития этого синдрома, хорошо описал конечные состояния – тотальное и парциальное слабоумие.

I. 1. Самым ранним этапом, одним из таких признаков (не путайте с этапным синдромом) является утрата возможности корригировать характерологические реакции.

2. Одновременно исподволь огрубляются эмоциональные реакции, постепенно исчезают обертоны и на первый план выступают филогенетически древние эмоции – злобность, неприкрытый эгоцентризм, агрессивность. Именно эти изменения в первую очередь замечают родственники.

3. Интеллект на первых порах не нарушен, однако, происходит остановка онтогенетического развития. Каждый человек, взрослея, совершенствуется, становится мудрее. Наши же больные в своем развитии останавливаются, живут только прежним капиталом. Исчезает потребность в самоусовершенствовании. Этот симптом чрезвычайно трудно выявить, так как старый “капитал” может быть достаточно богатым для данной микросоциальной популяции. Несмотря на трудности выявления этого признака, он всегда присутствует в рамках органического заболевания, в рамках психоорганического синдрома.

II. 1. На следующем этапе уже, как правило, наблюдается ухудшение памяти. Сначала на номера телефонов, имена, позже гипомнезия нарастает. В одних случаях она непостоянна, как бы наступает послабление симптоматики после отдыха (склероз), в других случаях – постепенно нарастает без послабления (Пик, Альцгеймер).

2. Одновременно с гипомнезией наблюдается усиление истощаемости внимания, инертности (эпилепсия). Для второго случая характерна застойность всех психических процессов.

III. Наконец наступает собственно психоорганический синдром со всеми его сканерами:

- нарушением памяти,

- - интеллекта,

- эмоциональными расстройствами,

- отсутствием критики к своему состоянию,

то есть – слабоумие.

 

СИНДРОМ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ЛИЧНОСТИ ПРИ ЭНДОГЕННО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

Структура дисфренического синдрома сложна, так как нет достаточно специфических симптомов и признаков, мала их внутренняя связь, не все компоненты синдрома встречаются при, казалось бы, однородных состояниях. При всем том можно выделить достаточно общие признаки, наблюдающиеся в данном синдроме.

1. Остановка онтогенетического развития и в личностном, и в гражданском, и в профессиональном планах. В данном случае можно говорить об остановке онтогенетического развития только тогда, когда она зависит от болезни, от биологических факторов, а не социальных

2. Гипертрофия характерологических особенностей до карикатурности с гротескным заострением или же появление несвойственных личностных особенностей, не зависящих от социальных факторов. В рамках описываемого синдрома эти явления происходят в виде мутационного скачка. Казалось бы, личность без особых на то причин почти мгновенно меняется, что всегда замечается родственниками и сослуживцами (одна из причин, почему всегда необходимы объективные сведения), больные же, как правило, этого не замечают или не придают этому факту достаточного значения.

3. Нарушение эмоционального резонанса. Очень часто больные беспричинно становятся вначале просто черствыми, хамами, а позже родные говорят, что в семье появился чужой человек, будто подменили человека, так как адекватные эмоциональные реакции исчезли.

4 Нарушение социальных коммуникаций. Человек, как правило, стремится расширить коммуникационные связи по разным причинам (от любопытства до выгодности). У больных же на первых порах перестают образовываться новые связи, а заканчивается – полным исчезновением даже устоявшихся.

5. Падение активности (по Конраду) – “падение энергетического потенциала.

6. Деперсонализационные расстройства

Деперсонализационные расстройства по своей сути являются ощущениями человека, у которого частично или полностью утрачиваются функциональные органы. Автоматические процессы, ранее воспринимаемые как “мое”, отчуждаются от личности и его сознания и воспринимаются личностью как нечто чуждое, не принадлежащее личности. Правда, говорить об этом можно лишь в том случае, если челов

Характер – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностях человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.

Акцентуации- варианты норм, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим.

К. Леонгард составил классификацию акцентуаций характера.

Демонстративный- тип отмечается, когда человек больше всего стремится быть в центре внимания. Для этого типа характерна высокая способность к вытеснению и зависимость от социального окружения, внушаемость.

Педантичный- тип имеет склонность долго переживать мелкие обиды, придавать сверхважное значение незначительным событиям.

Застревающий тип имеет сложности с переключением от одного состояния к другому.

Возбудимый тип с трудом контролирует свои влечения, высказывания и поведения в целом.

Гипертимический тип всегда находится в приподнятом настроении, одержим жаждой деятельности, в связи с чем не всегда внимателен к окружающим и с трудом контролирует свое собственное состояние.

Дистимический тип, характеризуется сниженным настроением, фиксируется на мрачных сторонах жизни.

Тревожно-боязливый тип склонен к страхам, испытывает тревогу даже в связи с несложными жизненными задачами.

Циклотимический тип, склонен к смене высокого тонуса состоянием упадка.

Эмотивный тип живет чувствами, переживая весь диапазон эмоциональных состояний, легко заражаясь настроением других людей.

Аффективно-экзальтированный тип включает в себя людей тонких и впечатлительных, которые иллюзорный мир заменяют реальностью.

Расстройства личности – нарушения структуры и динамики отношения человека к окружающему миру и самому себе, наблюдающиеся при локальных поражения мозга; выражаются в изменениях поведения: в снижении активности, критичности, изменении направленности и перестройках структуры мотивационной сферы, нарушении самооценки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.