Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специальные или коррекционные Дополнительного образование




И стандартов

Система образовательных программ

Стандарты:

Федеральный и региональный компонент

Программы:

Образовательная

Профессиональная

Предметные

Сеть реализующих их образовательных учреждений

По форме:

Государственные

Муниципальные

Негосударственные

По типу:

Дошкольные

Общеобразовательные

Нач. Профессиональные

Средне профессиональные

Высшие профессиональные

Послевузовские

Коррекционного типа

Дополнительные

Спортивные

По виду:

Система органов управления

1. Государственные / Федеральные

2. Ведомственные

3. Региональные

- республиканские

- краевые

- областные

- городские

- районные


Согласно ст. 12 Федерального закона образовательными учреждениями являются такие, в которых осуществляется образовательный процесс (реа­лизуется одна или несколько образовательных программ; обеспечивается содержание и воспитание обучающихся, воспитанников).

Общеобразовательное учреждение является юридическим лицом и мо­жет быть по организационно-правовым формам государственным, муници­пальным; негосударственным (частным, учреждением общественной и ре­лигиозной организации).

Если деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных уч­реждениях, утвержденными Правительством Российской Федерации, то для негосударственных образовательных учреждений они являются при­мерными.

Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и кате­гория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уров­нем и направленностью реализуемых им образовательных программ) уста­навливается при его государственной аккредитации. Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его до­веренности осуществлять полностью или частично правомочия юридиче­ского лица, в том числе иметь самостоятельный баланс и собственные сче­та в банковских и других кредитных организациях.

Образовательные учреждения вправе создавать образовательные объ­единения в целях развития и совершенствования образования. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регу­лируется законом.

Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения из­ложены в ст. 16 Федерального закона «Об образовании». Учредитель уста­навливает порядок приема в государственные и муниципальные образова­тельные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования. Прием граждан в государственные и муниципальные образовательные уч­реждения для получения среднего профессионального, высшего професси­онального и послевузовского профессионального образования проводится на конкурсной основе по заявлениям граждан. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование. Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования принимаются:

- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

- дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях;

- граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя —
инвалида I группы;

- граждане, уволенные с военной службы и поступающие в соответствующие­
образовательные учреждения на основании рекомендаций командиров­ воинских частей, участники боевых действий и инвалиды боевых действий.

К образовательным относят учреждения следующих типов:

· дошкольные;

· общеобразовательные (начального общего, основного общего, сред­
него (полного) общего образования);

· учреждения начального профессионального, среднего профессио­
нального, высшего профессионального и послевузовского профессиональ­
ного образования;

· учреждения дополнительного образования взрослых;

· специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников
с отклонениями в развитии;

· учреждения дополнительного образования;

· учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро­
дителей (законных представителей);

· учреждения дополнительного образования детей;

· другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Реализация общеобразовательных программ (ст. 17) осуществляется в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).

Образовательные программы специальных (коррекционных) образова­тельных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии разрабатываются на базе основных общеобразовательных про­грамм с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников:

- Образовательные программы дошкольного, начального общего, основ­ного общего и среднего (полного) общего образования являются преем­ственными. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу пре­дыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени об­щего образования.

Дошкольные учрежденияясли, детские сады создаются с целью помощи семье в воспитании и развитии детей (в возрасте от одного года до шести лет). В дошкольных учреждениях предусматривается сенсорное развитие ре­бенка, отработка двигательных навыков, развитие пространственной ориен­тировки и коммуникативных качеств личности, обучение навыкам культурно­го поведения, укрепление здоровья, физической, психологической и мотивационной готовности детей к школе. Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуаль­ного развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в вос­питании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность обра­зовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех сло­ев населения. Органы местного самоуправления организуют и координиру­ют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.

Начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образова­ние (ст. 19) включает три ступени. Они соответствуют уровням образова­тельных программ:

· начальное общее;

· основное общее;

· среднее (полное) общее образование.

Общеобразовательные учреждения соответствуют трем основным перио­дам развития ребенка: детству, отрочеству, юности.

Начальная школа призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие его способностей. В ней учащиеся приобретают необ­ходимые умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, пись­му, счету, овладевают элементами теоретического мышления, нормами по­ведения, основами личной гигиены, вырабатывают привычку здорового об­раза жизни.

Учебные предметы на этой ступени школы имеют характер интегриро­ванных курсов, которые закладывают первоначальные представления о природе, обществе, человеке и его труде. В начальной школе могут вво­диться факультативные занятия по физическому, эстетическому и трудово­му воспитанию, иностранным языкам.

Возраст, с которого допускается прием граждан, и продолжительность их обучения на каждой ступени образования определяются Уставом обра­зовательного учреждения. По согласию родителей (законных представите­лей) и местного органа управления образованием обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения им основного общего образования. По решению органа управления образовательным учреждением за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения Устава образовательного уч­реждения допускается исключение из данного образовательного учрежде­ния обучающихся, достигших возраста четырнадцати лет.

Общеобразовательные учреждения могут проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии (разреше­ния) на указанный вид деятельности.

Основная школа должна закладывать прочный фундамент общеобразова­тельной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образова­ния, его полноценного включения в жизнь общества. Для глубокого усвое­ния основ наук и формирования научного мировоззрения, помимо обяза­тельных предметов, охватывающих 75—80% учебного времени, вводятся дополнительные предметы по выбору, факультативные курсы, разноуров­невые программы.

Основная школа является обязательной. Ее выпускники могут продол­жить обучение, как в средней школе, так и в профессиональных учебных заведениях различного профиля или в вечерних (заочных) средних общеоб­разовательных школах. Для стимулирования самообразовательной работы учащихся обязательная недельная нагрузка на третьей ступени школы су­щественно уменьшается по сравнению с предыдущей ступенью.

Для более глубокой дифференциации Совет школы может принять ре­шение о введении в школе одного или нескольких профилей обучения (гу­манитарный, физико-математический, химико-биологический, техниче­ский, сельскохозяйственный, экономический и др.). Трудовая подготовка строится с учетом избранного учащимися профиля обучения.

Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования реализуется в пределах образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.

В настоящее время проявляется тенденция преобразования общеобра­зовательных школ в школы нового типа (гимназии, лицеи, многопрофиль­ные школы и др.). Открываются специализированные лицеи и гимназии, колледжи при вузах и университетах. Такие изменения в процессе получе­ния образования выявляют следующие особенности:

• тесное увязывание разных ступеней образовательного процесса;

• создание прочных основ профессиональной ориентации;

• создание основ для осмысленного выбора будущей профессии молодежью­;

• ориентация на социальный заказ.

Вечерние и заочные школы для работающей молодежи открываются пре­имущественно на базе школ третьей ступени. Учреждения профессионального образования:

· начального (училища);

· среднего (техникумы, колледжи);

· высшего (институты, университеты, академии);

· послевузовского (аспирантура, докторантура);

· курсы, институты повышения квалификации и переподготовки.

Профессиональные образовательные учреждения осуществляют подго­товку работников квалифицированного труда, подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, предоставляют гражданам возмож­ность повышения уровня образования.

В Федеральном законе ст. 21 посвящена профессиональной подготовке, имеющей целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необ­ходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня учащихся, она может быть получена в образовательных учреждениях начального профессионального образования и других образовательных учреждениях:

• межшкольных учебных комбинатах;

• учебно-производственных мастерских;

• учебных участках (цехах);

• в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие­
лицензии;

• в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, прошедших
аттестацию и имеющих соответствующие лицензии.

Начальное профессиональное образование (ст. 22) имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем ос­новным направлениям общественно полезной деятельности на базе основ­ного общего образования. Оно может быть получено в образовательных уч­реждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и иных училищах).

Среднее профессиональное образование (ст. 23) ставит своей задачей под­готовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей лично­сти в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образова­ния. Среднее профессиональное образование может быть получено в обра­зовательных учреждениях среднего профессионального образования или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Высшее профессиональнее образование (ст. 24) имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Оно может быть получено в высших учебных заведениях.

Высшее образование — образование, содержание которого ориентирова­но на подготовку работников сложных видов труда, выполняющих функ­ции управления технологическими системами и коллективами людей, а также подготовку педагогических и научных работников. В современной России есть гуманитарные, педагогические, медицинские, технические университеты. За их многообразием стоит процесс освоения социального опыта и культурных ценностей. Особенностью современного университета является плавное вхождение студентов в процесс научного творчества, при­общения их к научно-исследовательской работе.

Послевузовское профессиональное образование (ст. 25) предоставляет граж­данам возможность повышения уровня образования, научной, педагогиче­ской квалификации на базе высшего профессионального образования. Последипломное образование — это реализация непрерывного образова­ния через систему повышения квалификации и переподготовки кадров, представленная институтами и факультетами повышения квалификации, различного рода курсами. В научной среде оно представлено аспирантурой, соискательством и докторантурой.

Аспирантом является человек, имеющий высшее профессиональное об­разование и обучающийся в аспирантуре с целью подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.

Докторант — это человек, имеющий ученую степень кандидата наук и готовящий диссертацию на соискание ученой степени доктора наук.

Дополнительное образование и дополнительные образовательные услуги (ст. 26) реализуются в целях всестороннего удовлетворения образователь­ных потребностей граждан, общества, государства.

В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным со­вершенствованием образовательных стандартов.

К дополнительным образовательным программам относятся образова­тельные программы различной направленности, реализуемые:

• в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях­
профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

• в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях­ повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной­ ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов­ и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);

• посредством индивидуальной педагогической деятельности.

Специальные (коррекционные) школы для слабовидящих, глухих воспитан­ников — для воспитанников, имеющих отклонения в развитии. Школы коррекционного характера обеспечивают лечение, воспитание и обучение, со­циальную адаптацию и интеграцию учащихся в общество. В эти учреждения школьники направляются органами управления образованием с согласия ро­дителей по заключению психолого-медико-педагогической комиссии

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите­лей,интернаты, детские дома — решают задачи сохранения жизни и здоровья детей, их воспитания, обучения, подготовки к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Сеть детских домов включает дошкольные детские дома (для детей 3—7 лет), смешанные (для дошкольников и детей школьного возраста), детские дома для детей школьного возраста (от 7 до 18 лет).

Реабилитация здоровья детей проводится в оздоровительных и санаторно-лесных школах.

Для подростков с общественно опасным (девиантным) поведением, до­стигших одиннадцатилетнего возраста, функционируют специальные учреждения, которые обеспечивают медико-социальную реабилитацию, образова­ние и профессиональную подготовку, направление в них осуществляется по решению суда.

Образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образо­вании.

Гражданам, завершившим послевузовское профессиональное образова­ние, защитившим квалификационную работу (диссертацию, по совокупно­сти научных работ), присваивается ученая степень и выдается соответству­ющий документ.

Общеобразовательная школа является управляемой и управляющей от­крытой системой, в которой происходит постоянный обмен информацией с окружающей средой, с другими социальными институтами (взаимодей­ствие носит цикличный характер).

Каждая ступень общего образования решает свои специфические зада­чи, но общая направленность деятельности подчинена основной цели — развитию личности школьника. Целесообразная деятельность на каждой ступени обучения способствует накоплению и фиксированию новых коли­чественных характеристик личности и последующему их переходу в новые качественные личностные образования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1194; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.