Основание для сравнения
| Дидактика
| Методика
| Технология
|
Понятие
| Теоретическая, нормативная наука о содержании образования и организации процесса обучения
| Наука о закономерностях организации массового процесса обучения, о методах, способах, приемах, формах преподавания, т.е. частная дидактика (теория обучения определенному предмету).
| Прикладная наука, определяющая закономерности функционирования образовательного процесса, т.е. процессуальная, составная часть дидактики и методики
|
Раздел педагогики, излагающий общую теорию образования и обучения, т.е. общие методы обучения
| Раздел педагогики о методах обучения, т.е. о теоретическом и практическом усвоении учебного предмета.
| Раздел педагогики о путях и средствах достижения наилучших результатов обучения
|
Предмет
| Цели, содержание, закономерности, методы, принципы обучения как средства образования и воспитания
| Совокупность способов, методов, приемов преподавания, обучения и проведения занятий
| Приемы, средства, способы, методы организации обучающей и учебной деятельности, в конкретных условиях для гарантированного достижения целей обучения
|
Принципиальные отличия
| Дидактика — общая теория образования и обучения. Оперирует тем общим, что присуще различным частным методикам и технологиям, включая вопросы философии образования, т.е. является более общей дисциплиной по сравнению с методикой
| В методиках более представлены целевая и содержательная, качественная, вариативно-ориентированные стороны процесса обучения и воспитания
| Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если». В ней более представлена процессуальная, количественная и расчетная стороны, а содержательный компонент представлен слабо
|
Цель
| Создать теорию обучения, направленную на разработку методических приемов, организационных форм и методов обучения, которые оптимизируют процесс усвоения знании, умений, навыков
| Создать теорию обучения определенному предмету, разработать методические приемы, организационные формы и методы обучения
| Поэтапно реализовать идеальный процесс обучения в конкретных условиях педагогической практики, гарантирующий достижение планируемых результатов
|
Задачи
| • Описание процесса обучения и условий его реализации.
• Разработка более совершенной организации процесса обучения, новых обучающих систем, методик, технологий
| • Выявление целесообразности применения тех или иных методов преподавания для достижения образовательных целей.
• Выявление критериев применимости той или иной педагогической технологии для эффективной организации обучения
| • Преобразование разработанных в дидактике законов и принципов в эффективные методы преподавания и учения в конкретных условиях. •Создание всех необходимых условий для наилучшего применения разработанных методов, приемов и способов обучения в определенных формах и при соответствующих технических средствах.
|
Отвечает на вопрос
| Чему, зачем и как учить? Какие методологические основания использовать для разработки содержания образования и организации процесса обучения?
| Чему, зачем и как учить при организации преподавания конкретного предмета
| Как учить результативно и эффективно в конкретных педагогических условиях
|
Результат
| Предполагаемый результат
| Предполагаемый результат, неустойчивый, приблизительный. Возникает при обобщении опыта или изобретения нового способа представления знаний
| Результат задан изначально, устойчивый. Технология проектируется исходя из конкретных условий и ориентируется на заданный, а не предполагаемый результат
|