Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первичные формы науки в античном мире




Особенности науки Древнего Востока

Науке как таковой предшествует преднаука (доклассический этап), где зарождаются элементы (предпосылки) науки. Здесь имеются в виду зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме.

Становление преднауки на Древнем Востоке. Формированию феномена науки предшествовал длительный, многотысячелетний этап накопления простейших, преднаучных форм знания. Возникновение древнейших цивилизаций Востока (Месопотамия, Египет, Индия, Китай), выразившееся в появлении государств, городов, письменности и др., способствовало накоплению значительных запасов медицинского, астрономического, математического, сельскохозяйственного, гидротехнического, строительного знания. Потребности мореплавания (морской навигации) стимулировали развитие астрономических наблюдений, потребности лечения людей и животных – древней медицины и ветеринарии, потребности торговли, мореплавания, восстановления земельных участков после разливов рек – развития математических знаний и т.п.

Особенностями древневосточной преднауки являлись:

1. Непосредственная вплетенность и подчиненность практическим потребностям (искусству измерения и счета — математика, составлению календарей и обслуживанию религиозных культов — астрономия, техническим усовершенствованиям орудий производства и строительства — механика)

2. Рецептурность (инструментальность) “научного” знания;

3. Индуктивный характер (рассуждение от частного к общему);

4. Разрозненность знания;

5. Эмпирические модели выделялись из практики и в эту практику возвращались;

6. Кастовость и закрытость научного сообщества

7. Как правило, полное отсутствие доказательных способов рассуждения по поводу данных З. Авторитет З. определялся авторитетом и статусом носителя, а не степенью его доказанности.

Есть мнение, что преднаучное З. не имеет отношения к Н., поскольку оперирует абстрактными понятиями.

Развитие сельского хозяйства стимулировало развитие сельскохозяйственных механизмов (мельниц, например). Ирригационные работы требовали знания практической гидравлики. Климатические условия требовали разработки точного календаря. Строительство требовало знаний в области геометрии, механики, материаловедения. Развитие торговли, мореплавания и военного дела способствовали развитию оружия, техники строительства судов, астрономии и т. д.


В античности (7 в. до н.э. – 6 в. н.э) и в Средние века (4-14 вв.) в основном имело место философское познание мира. Здесь понятия “философия”, “наука”, “знание” фактически совпадали. Все знания существовали в рамках философии.

Многие ученые считают, что Н. возникла в Античности, в рамках античной натурфилософии зародилось естествознание и сформировалась дисциплинарность как особая форма организации З. В натурфилософии возникли первые образцы теоретической Н.: геометрия Евклида, учение Архимеда, медицина Гиппократа, атомистика Демокрита, астрономия Птолемея и пр. Первые натурфилософы были в большей степени учеными, чем философами, изучающими многообразные природные явления. Социально-политические условия в Древней Греции способствовали образованию самостоятельных городов-полисов с демократическими формами правления. Греки чувствовали себя свободными людьми, любили во всем доискиваться до причин, рассуждать, доказывать. Кроме того, греки переходят к рациональному в отличие от мифа осмыслению действительности, создают теоретическое знание.

Греки заложили фундамент будущей Н., для ее появления они создали следующие условия:

1. Систематическое доказательство

2. Рациональное обоснование

3. Развили логическое мышление, особенно дедуктивное умозаключение (от общего к частному)

4. Использовали абстрактные объекты

5. Отказались от использования науки в материально-предметных действиях

6. Перешли к созерцательному, умозаключительному постижению сущности – идеализации (использование идеальных объектов, не существующих в реальном мире – точка в математике)

7. Новый тип знания – “теория”, которая позволяла из эмпирических зависимостей получить некие теоретические постулаты.

Но в эпоху античности наука в современном значении этого слова не существовала: 1. Не был открыт эксперимент как метод 2. Не использовались математические методы 3. Отсутствовало научное естествознание.

Основной недостаток – Древнегреческая наука не могла соединить рациональные научные знания с практическими экспериментами.

Античный мир обеспечил применение метода в математике и вывел ее на теоретический уровень. В Античности большое внимание уделялось постижению истины, т. е. логике и диалектике. Происходили всеобщая рационализация мышления, освобождение от метафоричности, переход от чувственного мышления к интеллекту, оперирующему абстракциями.

Первую систематизацию того, что впоследствии стали называть наукой, предпринял Аристотель – величайший мыслитель и наиболее универсальный ученый античности. Он делил все Н. на теоретические, имеющие целью само знание (философия, физика, математика); практические, руководящие человеческим поведением (этика, экономика, политика); творческие, направленные на достижение прекрасного (этика, риторика, искусство). Аристотель разрабатывал логику как всеобщую методологию научного познания.

Говоря о Римской Империи необходимо заметить, что наука была подчинена практике, а все труды римских писателей носили компилятивно-энциклопедический характер.

Т.о., античная цивилизация характеризовалась наличием античной логики и математики, астрономии и механики, физиологии и медицины. Античная Н. носила математико-механистический характер, первоначальной программой провозглашалось целостное осмысление природы, а также отделение Н. от Ф., вычисление особых предметных областей и методов.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 879; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.