Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика развития научных представлений о пространстве и времени




Понятие и особенности постнеклассической науки.

Специфика неклассической науки.

Основные черты классической науки

Основные ученые периода Классической науки (16 – кон 19 вв.):

— Н. Коперник (1473-1543) - создание новой гелиоцентрической системы мира (перестановка центра Вселенной, обоснование движения как естественное свойство земных и небесных объектов) доказана неприемлемость изучения окружающей действительности только на основе наблюдения. НО у него есть ошибки: Солнце – центр Вселенной (на самом деле только Солнечной системы), движение планет по сферической траектории (а не по эллиптической).

— Д. Бруно (1548-1600) отстаивал идею бесконечности Вселенной, которая для него была единой и неподвижной.

— Р. Декарт (1596-1650) – геометрия - универсальный инструмент познания.

— Г. Галилей (1564-1642) - открытие нового метода научного исследования — теоретического или мысленного эксперимента. Идеи закона инерции и примененный Галилеем метод заложили основы классической физики.

— И. Кеплер (1571 - 1630) поиск законов небесной механики на основе обобщения данных астрономических наблюдений, установил 3 закона движения планет относительно Солнца.

— И. Ньютон (1643- 1727) продолжил и завершил начатое Галилеем дело создания классической механики, она приобрела окончательный характер, дал математическую формулировку закона всемирного тяготения, обосновал теорию движению небесных тел, определил понятие силы, создал дифф. и интегр. исчисление как язык описания физической реальности, выдвинул предположение о сочетании корпускулярных и волновых представлений о природе света. Механика Ньютона стала классическим образцом дедуктивной научной теории.

— Г. Лейбниц (1646-1716) - родоначальник математической логики и одним из создателей счетно-решающих устройств.

— Химия: открытие периодического закона химических элементов Д. И. Менделеевым (1834-1907).

Основные открытия периода Классической науки:

— Гелиоцентрическое учение, Николай Коперник;

— Формулировка законов классической механики и закона всемирного тяготения, абсолютного пространства и времени, Исаак Ньютон; Химия, переодическая система элементов Менделеева; Создание карпускулярно-волновой теории, Фарадей, Максвелл; Клеточная теория, Шлейден, Шванн; Закон сохранения и превращения энергии, Джоуль; Теории эволюции живой природы, Ж. Б. Ламарк, Ч. Дарвин.

Последние четыре открытия не укладывались в классическую механистическую концепцию и послужили основными причинами ее пересмотра.

Основные принципы Классической Н.:

— Прицип господства натурализма (признания объективного существования природы, которая управляется естественными законами);

— Редукционизм (высшие формы могут быть полностью объяснены на основе закономерностей, свойственных низшим формам);

— Принцип единства законов земного и небесного миров;

— Мир качественно однороден, есть только количественные различия;

— Наличие жестких причинно-следственных связей;

— Объект исследования – материальные предметы;

— Уверенность существования конечного предела делимости материи;

— Господствует механизм, классическая механика – основная парадигма;

— Процесс познания рассматривается как зеркальное отражение природы;

— Мир принципиально познаваем, можно найти абсолютную истину;

— Описание объекта без примесей субъективности;

— Зная координаты тела во Вселенной, а также силы, действующие на него, можно абсолютно точно предсказать положение в следующий и предыдущий момент времени, т.е. принцип ретросказуемости и предсказуемости. Если точный ответ невозможен – результат нашего незнания;


Подрыву классических представлений в естествознании способствовали некоторые идеи, которые зародились еще в сер. XIX в., когда классическая Н. находилась в зените славы. Среди этих первых неклассических идей, в первую очередь, следует отметить эволюционную теорию Ч. Дарвина: биологические процессы в природе протекают сложным, необратимым, зигзагообразным путем, который на индивидуальном уровне совершенно непредсказуем.

Научная революция, ознаменовавшая переход к неклассическому этапу (кон. ХIХ — 60-е гг. XX в.) в истории естествознания, в первую очередь, связана с именами 2ух великих ученых XX в. - М. Планком (ввел в Н. представление о квантах электромагнитного поля) и А. Эйнштейном (1879-1955), совершил революционный переворот в физической картине мира, создав специальную (1905) и общую (1916) теорию относительности.

Буквально в течение 1ой четверти века был полностью перестроен весь фундамент естествознания, который в целом остается достаточно прочным и в настоящее время.

Новое в понимании природы в неклассическом естествознании:

1. В области атомной и субатомной физики новая познавательная ситуация для человека. Те понятия (положение в пространстве, скорость, сила, траектория движения и т.п.), которые успешно работали при объяснении поведения макроскопических природных тел, оказались неадекватными и непригодными для отображения явлений микромира.

2. Преобладание вероятностно-статистического подхода к природным явлениям и объектам, что фактически означает отказ от концепции детерминизма. Переход к статистическому описанию движения индивидуальных микрообъектов было, наверное, самым драматичным моментом в ИН, ибо даже основоположники новой физики так и не смогли смириться с онтологической природой такого описания ("Бог не играет в кости", - говорил А. Эйнштейн), считая его лишь временным, промежуточным этапом естествознания.

3. Идея дополнительности Н. Бора (основа неклассической физики). В соответствии с этим принципом, получение экспериментальной информации об одних физических величинах, описывающих микрообъект, неизбежно связано с потерей информации о некоторых других величинах, дополнительных к первым. С точки зрения неклассического естествознания невозможно не только однозначное, но и всеобъемлющее предсказание поведения всех физических параметров, характеризующих динамику микрообъектов.

4. Переоценка роли опыта и теоретического мышления в движении к новым результатам. Прежде всего, была зафиксирована и осознана парадоксальность новых решений с точки зрения "здравого смысла". В классической науке такого резкого расхождения науки со здравым смыслом не было. Основным средством движения к новому знанию стало не его построение снизу, отталкиваясь от фактической, эмпирической стороны дела, а сверху. Явное предпочтение методу математической гипотезы, усложнение математической символики все чаще стали выступать средствами создания новых теоретических конструкций, связь которых с опытом оказывается не прямой и не тривиальной.


Постнекласси́ческая нау́ка— современный этап становления Н., начавшийся в 70-х гг. XX в. Автор концепции: В. С. Стёпин. Одной из черт нового этапа становится междисциплинарность, обслуживание утилитарных потребностей промышленности, внедрение принципа эволюционизма.

Особенности:

1. Системность, структурность, особая организованность постнеклассической Н.

2. Вероятностный, а не абсолютный характер закономерностей постнеклассической Н.

3. Совокупность методов, в том числе пограничных научных дисциплин, которые используются в постнеклассике.

4. Многообразие форм научной кооперации.

Если классическая и неклассическая Н. занималась изучением непрерывно протекающих процессов, достаточно плавных переходов между состояниями рассматриваемых объектов, то постнеклассическая Н. начинает интересоваться вопросами возникновения новых качеств, связанных с переходом на более высокие уровни структурной организации.

Постнеклассика поставила вопрос о единстве и целостности научного знания, синтезе наук, научных направления, научных школ.

До нач. 20 в. – Дифференциация научного знания, выделений новых предметных сфер.

После нач. 20 в. – дифференциация стала тормозом развития Н.

Постнеклассики поставили вопрос о том чтобы поставить точку в этом процессе. Единство и целостность НЗ. Формирование единой и целостной НКМ.

В основе современной научной картины мира (НКМ), лежат 3 вида:

1. Принцип универсального эволюционизма (концепции глобального эволюционизма).

2. Базовое направление в постнеклассической Н., которое и формирует КМ.

3. Система взаимодействий с универсалиями культуры.

(1) Принцип универсального эволюционизма (Чарльз Дарвин): Идея единого мироздания, эволюционные принципы применимы во всех сферах действительности, эволюционный подход не разделимо связан с системным подходом.

(2) 3 концептуальных направления развития постнеклассической науки:

1. Теория нестационарной вселенной: 15-20 миллиардов лет в точке Сингулярности, в результате большого взрыва началось расширение вселенной и по мере расширении начался процесс остывания и кондиционирования с образованием определенных звезд и скоплений других космических тел.

2. Синергетика (от гр. Содействие), включает:

А) Концепция нестабильного неравновесного мира.

Б) Феномен неопределённости и многоальтернативности в развитии мира.

В) Идея возникновенья порядка из хауса.

Основная парадигмальная идея – неравновесность источник появления новой организации или источник формирования нового порядка.

3. Теория биологической эволюции и развития (к созданию ноосферы, или сферы разума).

Постнеклассическая наука. Сегодня идет процесс формирования качественно нового З., объединен термином постнеклассической Н.. Ведущая роль: Биология, Экология, Глобалистика, Науки о человеке.

ПО постнеклассики связанна с исследованием объекта, как сверх сложной системы, базовым элементом которой выступает человек. 3 особенности постнеклассического З.:

1. Экологическая ценность знания

2. Гуманитарная целесообразность

3. Принципиально новая научная рациональность.

По природе постнеклассическая Н. (является):

А) очередным этапом развития НЗ, логическим продолжением неклассической Н.

Б) переходным периодом к качественно новому эпистемологическому образованию, к которому не применимы сформированные классические критерии НЗ.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.