КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Наука Возрождения
Возрождение (Ренессанс, нач. XIV — нач. XVII в.) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Отличительная черта — светский характер культуры и антропоцентризм (интерес к человеку (как творцу бытия) и его деятельности), антисхоластический характер, пантеизм (Бог=мировое целое), гуманизм. Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение».
Внутри течения гуманистов интерес к отдельной личности выразился в идеях классического гуманизма и способствовал утверждению практического критерия истины (опыт+польза), который лёг в основу методологии современных естественных наук. В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он становится творцом самого себя, в связи с чем уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой. Огромную значимость приобретает искусство, творческая деятельность. С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты. В эпоху Возрождения Ф. вновь обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается к кон. XV – нач. XVI в. по мере того, как пересматривается средневековое отношение к природе как несамостоятельной сфере (творение Бога). В понимании природы, так же как и в трактовке человека, Ф. Возрождения имеет свою специфику - природа трактуется пантеистически (отождествляет Бога и мир). Основные направления Ф. эпохи Возрождения: — Гелиоцентризм. Гелиоцентрическая система мира — представление о том, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты. — Герметизм - религиозно-философское течение эпохи эллинизма и поздней античности, носившее эзотерический характер и сочетавшее элементы популярной греческой философии, халдейской астрологии, персидской магии и египетской алхимии. — Гуманизм - мировоззрение, в центре идея чел-ка - высшей ценности, творца земного бытия; — Неоплатонизм - идеалистическое направление Ф., соединяющее и систематизирующее элементы Ф. Платона, Аристотеля и восточных учений. — Секуляризм - антирелигиозная доктрина, согласно которой движение к лучшему обществу и возможные социальные и политические реформы должны основываться на идеологии без религиозности. В целом, развитие знаний в XIV—XVI вв. существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии. Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благодаря интересу к античности были восстановлены, выверены и напечатаны многие античные тексты. Почти все гуманисты так или иначе занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка. 8. Основные черты науки Нового времени. Новое время (16-17 вв.) – эпоха буржуазных революций, великих географических открытий, становления принципиально новой государственности и права, бурного развития науки и постановки ее на службу практики. Названные процессы были сопряжены с рационализацией многих сторон общественной жизни: экономики, государственного строительства, науки и культуры. Происходит дальнейшее обособление Ф. и религии, главную свою задача Ф.: определение методологии НП. Важнейшие представители Ф. Нового времени – Фрэнсис Бэкон, Рене Декарт, Томас Гоббс, Барух Спиноза, Джон Локк, Готфрид Лейбниц. Основные проблемы, к которым обращается Ф. – теория познания (учение о методах познания), учение о бытии (онтология) и социальные теории (учение о государстве и праве). Развитие Н. Нового времени, как и социальные преобразования, связанные с разложением феодальных общественных порядков и ослаблением влияния церкви, вызвало к жизни новую ориентацию Ф. Если в Средние века она выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством и гуманитарным З., то теперь она опирается на Н. Перед Ф. встала задача обобщения естественнонаучных открытий в единую КМ и разработки теории познания. Новое время ознаменовало возникновение Н. как таковой: профессионализация ученых и их подготовка в университетах, институализация Н., возникновение стабильных форм научной коммуникации, возможность практического применения достижений Н. и социальный престиж ученого – все это обеспечило быстрое наращивание научного потенциала. Н. Нового времени с самого начала ориентирована на активное «выпытывание» тайн природы и на практическое использование ее результатов. Н. должна служить общественной пользе, а не только прославлять мудрость творца, считали мыслители Нового времени. Основные черты науки Нового времени: — основана на опыте и эксперименте. — неотделима от математики (выражает закономерные связи в природе с помощью чисел). — ориентирована на практическую пользу. В Новое время Н. становится производительной силой общества (посредством инженерной деят-ти ее открытия целенаправленно внедряются в производство). А со временем движущая сила обновления военной техники. Естественно, что в этих новых условиях большинство философов уже исходят из самостоятельности разума по отношению к вере, а Н. по отношению к религии. И их интересы перемещаются в область теории познания, логики и методологии Н. Но в решении этой задачи Ф. Нового времени с самого начала шла двумя путями — путем эмпиризма и рационализма. Сторонники эмпиризма (Бэкон (индукция - от частного к общему), Гоббс, Локк) утверждали, что основным источником достоверного знания о мире являются ощущения и опыт человека. Они призывали во всем полагаться на данные опыта, человеческой практики. Сторонники рационализма считали, что основным источником достоверного знания является разум (Декарт (дедукция – от общего к частному), Спиноза, Лейбниц). Основатель рационализма: Декарт – ("подвергай все сомнению"). Он считал, что во всем надо полагаться не на веру, а на достоверные выводы, и ничто не принимать за окончательную истину. Большой интерес философы Нового времени проявляли к социально-политическим проблемам. Они не только пытались объяснить суть бытия и познания, роль человека в мире, но и искали причины возникновения общества и государства, выдвигали проекты оптимальной организации реально существующих государств. В области социальной философии зародились учения о двух стадиях развития общества (естественное состояние и гражданское общество) и теория «общественного договора» (Гоббс, Локк).
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 744; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |