КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Место психологии в системе наук. Значение психологии для педагогики, медицины, других областей человеческой деятельности
Сравнительные особенности житейской и научной психологии. Психика – это субъективное отражение объективного мира. С.Л.Рубинштейн: «Психика – это продукт действующего мозга, взаимодействующего с действительностью.» Психику изучают только через её проявления, так как пережить и прочувствовать можно только явления собственной психики. Психика есть как у человека, так и у животных. Животные обладают эмоциями, ощущениями, образами, проявлениями темперамента. Сознание существует только у человека и появляется только в социальной среде. Кроме сознательных действий существуют и бессознательные. Понятие «бессознательного» в психики введено З.Фрейдом. Психика возникает для адаптации организма к окружающей среде, в первую очередь, к социальным условиям. Адаптация – основная функция психики. Для адаптации к ситуации необходимо (функции психики): - познать ситуацию (когнитивная функция психики) - управлять действием (исполнительная функция) - общаться с другими людьми (коммуникативная функция вербального и невербального общения в сообществе) П.Я. Гальперин: «Психика выполняет ориентировочную деятельность» 1. Психология – наука о самом сложном, о психике, как свойстве наиболее высокоорганизованной материи. 2. В психологии слиты объект и субъект познания. Процесс осознания человеком своего «Я» происходит как в индивидуальном онтогенезе, так и в истории развития всего человечества. Момент зарождения психологического знания – этот тот момент, когда человечество задаётся вопросом о своих внутренних силах и душевной природе. В психологии мысль совершает поворот на саму себя. 3. Психология имеет уникальные практические следствия: познавая себя, человек будет себя изменять. То есть, психология конструирует человека.
1. Житейские знания конкретны, субъективны, приурочены к ситуации. Научные знания рациональны и осознанны. Научные знания объективны, стремятся к обобщениям, выводят общие тенденции и закономерности развития. То есть формируются системы научных обобщений и понятий. 2. Научные знания находятся в постоянном развитии и фиксируются в форме теорий и передаются из поколения в поколение. Житейские знания обретаются каждым поколением заново методом проб и ошибок. Психология как наука возникает в 1879 году, когда Вильгельм Вундт открывает лабораторию экспериментальной психологии в Лейпцигском Университете.
В первых главах книги Б.Г. Ананьева «Человек как предмет познания» освещается вопрос человекознания и места психологии в системе наук. В 20 веке происходят два обратных процесса: - Дифференциации наук о человеке. Возникают отрасли психологии, такие как психология труда, социальная психология, психология рекламы, психология управления и т.д. - Интеграция наук о человеке, то есть объединение наук. Возникают смежные дисциплины, так как психолингвистика, психофармакология и т.д. Б.М. Кедров предлагает следующую схему места психологии в системе наук («Треугольник Кедрова»). В основании треугольника Кедрова лежат гуманитарные науки а в центре находится психология. Она возникает на основании уже имеющихся как естественных и точных, так и гуманитарных наук. А.Н.Леонтьев в книге «Деятельность. Сознание. Личность.» пишет о необходимости рассматривать человека комплексно. Психологическое исследование невозможно без взаимодействия с дургими уровнями исследования человека – биологическим и социальным.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2140; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |