КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Представления о душе в античной философии. Развитие представлений о душе в истории психологического знания
Идеалистическая философия Платона подразумевает под собой противопоставление мира идей миру материи и противопоставление телесного духовному. Душа при этом бессмертна, в то время, как тело подвержено рождению, развитию, увяданию и смерти. По Платону, тело, сотворённое из материи, служит вместилищем души. Платон различает в душе два начала: разумное и неразумное. Разумное и неразумное противопоставляются друг другу, как низменное, препятствующее духовному образу жизни, и возвышенное начала. Неразумное начало души связано с телесными потребностями, вожделениями. Платон даёт такую структуру души: разум, воля и вожделение. У разных людей преобладают разные слои души, и, в связи с этим имеются разные типы людей: вожделенный, стремящийся к материальным, чувственным наслаждениям; мужественный, в котором преобладает воля, и разумный, ставящий высшей ценностью благо людей и справедливость. На душу постоянно действуют две противоположные силы. Это сила притяжения к подобному, а раз душу идеальна, то это притяжение идей к другим бессмертным идеям, вечным и прекрасным понятиям. Это стремление к идеалу в последствие стали называть платонической любовью. Платон вводит понятие Любви (Эроса) как стремление человека подниматься к возвышенным идеям: от прекрасных тел к прекрасным нравам, далее к прекрасным учением и к прекрасному, как таковому. С другой стороны, душа постоянно стремиться к изменчивости, и это лежит в основе притяжения к материи. Платон даёт красочный образ колесницы, запряжённой двумя конями. И кони эти тянут колесницу в разные стороны, а возничий пытается управлять ими. И то, куда понесётся колесница, зависит от того, какому из коней даст волю возничий – сознание человека, его разум. В земном мире на душу действует огромное количество чувственных искушений, она может окончательно погрузиться в обманчивый мир материальных ощущений. В то же время, душа на земле может и восстановиться. Душа может попасть в слишком сильную зависимость от материального мира, и тогда её представления об истине будут сильно искажены. Для иллюстрации Платон вводит знаменитый образ пещеры. Такие души подобны людям, которые в солнечный день стоят в тёмной пещере спиной к входу. Они видят лишь тени, отблески проходящих мимо людей, животных, но их истинные образы им не доступны. Могут возникать и совершенно ложные представления. Например, если в момент, когда мимо входа пройдёт человек, где-то заблеет баран, создастся впечатление, что люди блеют. Платон делает вывод о том, что человек должен заботиться о чистоте своей души, чтобы после физической смерти тела душа не была отягощена своими земными проступками. Учение о душе занимает центральное место также и в мировоззрении Аристотеля. Аристотелю принадлежит трактат «О душе», в котором он рассматривает свойства и виды души, а также, проблему человека. В соответствии со своими общефилософскими представлениями, он считал душу сущностью, формой и функцией тела, а само тело – материей, возможностью осуществления формы. Всё живое одушевлено, душой может также обладать только естественное тело, искусственные тела душой не обладают. Аристотель различает три вида души. 1. растительная душа. Способность к размножению, воспроизведению себе подобных – это основной водораздел между живым и неживым, основная минимальная функция любого существа. Основной критерий растительной души – способность к питанию. 2. животная душа. Животные сохраняют все особенности растительной души, но у них появляется ряд новых особенностей. Основной критерий животной души – способность к ощущению. Также животное, в отличие от растений, способно к движению. Движение, по Аристотелю, делится на внутреннее и внешнее. Проблеме ощущений и органов чувств посвящено большое количество глав трактата «О душе». Аристотель подробно описывает пять органов чувств. Ощущение – это первая по-настоящему психическая функция. 3. разумная душа, присущая человеку. Она сочетает в себе и свойства растительной и животной души, но, в отличие от них, обладает специфическими свойствами. Одним из них является воля, которая, по Аристотелю, возникает из способностей воображения и стремления и есть стремление к воображаемой ценности. Это стремление, которое может подавить стремление к физическому, чувственному удовольствию, в пользу идеальной цели. На основе запомненных образов, то есть свойства памяти, и способности воображения, на последней степени развития души возникает мышление, то есть, воображение, которое развивается в целый процесс за счёт уже накопившихся образов. Аристотель разработал учение о законах мышления, назвав его логикой, или аналитикой. Законы логики – это законы правильного, систематизированного мышления. На данной стадии развития мышления возникает речь как система понятий. Человеческая душа неотделима от растительного и животного компонентов, и эти компоненты не отделены от физического тела. Все состояния души, такие как страх, радость, волнение, сострадание, отвага, связаны с телом. Однако разумная часть вполне отделима от тела и существует независимо от него. В связи с такой иерархией уровней души, неизбежно возникает вопрос о бессмертии души. Со смертью физического тела отмирают растительная и животная составляющие человеческой души, остаётся лишь разум, его бессмертие обеспечивает «мысль о мысли». Итак, цель разумного человека – всестороннее познание мира и самого себя и, тем самым, реализация тех возможностей, которые заложены в человеке умом-богом. В связи с этим, Аристотель определяет высшую ступень мышления как созерцание, поскольку это деятельность, содержащая цель в самой себе. В такой деятельности человек уподобляется богу. Демокрит из Абдер – величайший древнегреческий материалист, всесторонне разработавший атомистическую философию. Основу его теории составляет концепция, согласно которой весь мир состоит из мельчайших, невидимых глазом частиц – атомов. Душа также материальна и состоит из мелких круглых атомов, наиболее подвижных, ибо они должны сообщить активность инертному телу. Таким образом, с точки зрения Демокрита, душа является источником активности, энергии для тела. После смерти человека душа рассеивается в воздухе, а потому смертно не только тело, но и душа. Эпикур – древнегреческий материалист, последователь Демокрита и продолжатель его атомистского учения. Живое тело, как и душа, – состоит из движущихся в пустоте атомов, которые в момент смерти рассеиваются по общим законам все того же вечного космоса. А раз так, то " смерть не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, когда же смерть наступает, то нас уже нет ". Представленная в учении Эпикура картина природы и места человека в ней способствовала достижению безмятежности духа, свободы от страхов, прежде всего, перед смертью и богами (которые, обитая между мирами, не вмешиваются в дела людей, ибо это нарушило бы их безмятежное существование). Лучший путь жизни они усматривали в самоустранении от всех общественных дел. Именно такое по ведение позволит избегнуть огорчений, тревог, отрицательных эмоций и, тем самым, испытать наслаждение, ибо оно есть не что иное, как отсутствие страдани я. Стоицизм – одно из основных философских направлений эллинистическо-римского периода истории античной мысли. Школа стоиков возникла в IV веке до н.э. Стоики объявили аффектам войну, усматривая в них "порчу разума", поскольку возникают они в результате "неправильной" деятельности ума. Удовольствие и страдание – ложные суждения о настоящем; желание и страх – столь же ложные суждения о будущем. От аффектов следует лечить, как от болезней. Их нужно "с корнем вырывать из души". Только разум, свободный от любых эмоциональных потрясений (как положительных, так и отрицательных), способен правильно руководить поведением. Именно это позволяет человеку выполнять свое предназначение, свой долг и сохранять внутреннюю свободу.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 4954; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |