КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Причины возникновения олигофрении
Соотношение степеней олигофрении и степеней умственной отсталости Интеллект- совокупность задатков описывает всю познавательную деятельность. Умственная отсталость (по МКБ-10) – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. К умственно отсталым могут быть отнесены дети со стойким нарушением познавательной деятельности, возникшим вследствие органического поражения головного мозга, страдающие олигофренией, шизофренией, эпилепсией, а также перенесшие энцефалит, травмы и др.
На основании тестов интеллекта дети, у которых IQ = 70 и ниже, составляют группу умственно отсталых. Однако для диагностики структуры дефекта этих данных недостаточно, так как сходные количественные показатели могут наблюдаться при различных вариантах психической недостаточности. Поэтому количественные данные необходимо дополнить качественным анализом дефекта. Типичной моделью психического недоразвития является олигофрения. По этиологии ее можно разделить на две основные группы — эндогенную (генетическую) и экзогенную. По степени недостаточности интеллекта различают три группы олигофрении 1) Дебильность; 2) Имбецильность; 3) Идиотия. Наиболее тяжелая – идиотия. Дети-идиоты нуждаются в постоянном наблюдении и уходе и направляются в учреждения Министерства социальной защиты. Менее тяжелая степень олигофрении – имбецильность. Детям-имбецилам при специальном воспитании удается привить навыки труда и самообслуживания. Однако способность самостоятельно ориентироваться в жизни, у них ограничена, они нуждаются в постоянной опеке. Наиболее легкая форма олигофрении – дебильность. Дети-дебилы составляют основную массу учащихся вспомогательных школ. В процессе обучения и воспитания они могут достигать уровня развития, необходимого для овладения профессией и вести впоследствии самостоятельную жизнь
Клиника-психологическая структура дефекта при олигофрении обусловлена недоразвитием мозга в целом с преимущественной незрелостью его коры, в первую очередь — лобных и теменных отделов [Певзнер М.С., 1959; Лебединский В.В., 1982 и др.]. Ряд исследователей [Лурия А. Р., 1956; Лубовский В. И., 1978 и др.], показали, что при олигофрении наблюдается нарушение общей нейродинамики, главным образом патологическая инертность, плохая переключаемость психических процессов. Эта инертность в большей степени проявлялась в мыслительной сфере и в меньшей в сенсомоторике [Лурия А. Р., 1973]. Психическое развитие в условиях патологической инертности имеет следующие особенности: 1) не происходит своевременной инволюции (свертывание) более ранних форм психического реагирования. Новообразования неустойчивы, имеются регрессивные тенденции, при возникновении трудностей происходит возвращение к более ранним формам активности. 2) явления патологической инертности задерживают формирование сложных психологических образований, построенных по иерархическому принципу. В психической организации олигофрена доминируют жестко организованные системы связей, обладающие малой пластичностью и тенденцией к усложнению. Физиологические исследования высшей нервной деятельности показали, что умственно отсталым свойственны: 1) слабость процессов возбуждения и торможения (больная клетка не может нормально возбуждаться-тормозиться); 2) инертность нервных процессов (трудность переключения); 3) склонность к частому охранительному торможению (требуется частый отдых, перерыв в работе) 4) недоразвитие второй сигнальной системы.
Г. Е. Сухаревой (1959) были сформулированы два основных клинико-психологических закона олигофрении: 1) тотальность нервно-психического недоразвития и 2) его иерархичность. Понятие «тотальность» означает, что в состоянии недоразвития находятся все нервно-психические и в определенной мере даже соматические функции. Однако принцип тотальности психического недоразвития может нарушаться при легких формах умственной отсталости. Больные дети показывают иногда более высокие результаты, чем можно было от них ожидать в области сенсомоторного интеллекта. Иерархичность нервно-психического недоразвития выражается в том, что недостаточность гнозиса, праксиса, речи, эмоций, памяти, как правило, проявляется меньше, чем недоразвитие мышления. При этом в восприятии, в памяти и внимании, в эмоциональной сфере и даже в моторике больше страдает уровень, связанный с процессами отвлечения и обобщения. Так, в восприятии, прежде всего, страдает наиболее сложный уровень, связанный с анализом и синтезом воспринимаемого. Отмечаются трудности в выделении ведущих признаков и свойств воспринимаемых предметов. В непосредственном запоминании (10 слов) наблюдаются сниженный по сравнению с нормой объем запоминания. При опосредованном запоминании (методика А. Н. Леонтьева) также наблюдаются существенные отличия от нормы. У олигофренов включение в процесс запоминания интеллектуальной операции сопровождаются снижением результатов по сравнению с непосредственным запоминанием. Больные дети часто вместо заданного слова называют изображенный на карточке предмет. Рассогласование результатов между непосредственным и опосредованным запоминанием — характерный симптом при умственной отсталости. Трудности обобщения наблюдаются также в опытах на классификацию предметов. Дети, страдающие олигофренией, создают множество мелких групп и не способны их объединить на основе понятийных признаков. В то же время при выраженном отставании вербально-логического мышления практическое мышление у этих детей более сохранно. Относительная сохранность практического мышления является важным фактором адаптации олигофрена к окружающему. Важной особенностью речи детей, страдающих олигофренией, является то, что нарушения у них возникают уже на уровне слова, что приводит к задержке всех сторон речи. В том числе одной из главных — становления речи как инструмента мышления. Нарушения познавательной деятельности проявляются в узости и недостаточной дифференцированности восприятия окружающих предметов и пространственных отношений, в трудности логического запоминания и воспроизведения воспринятого и заученного материала. Наиболее показательно недостаточное развитие интеллекта, который, как правило, страдает больше, чем другие психические функции. Недоразвито наглядно-образное и словесно-логическое мышление, затруднены сложные формы анализа и синтеза. При олигофрении имеются особенности аффективного развития. Структура дефекта: нарушение мышления при олигофрении оказывает влияние на развитие всех других психических процессов. Это влияние «сверху вниз». Однако наблюдается и тормозящее влияние, обусловленное недоразвитием (вторичным) базальных функций «снизу вверх». В связи с этим большое значение имеет вопрос дифференциации первичных и вторичных дефектов при олигофрении. Вопрос о соотношении интеллектуальных и аффективных нарушений при олигофрении не однозначен. При олигофрении в большей степени недоразвиваются те эмоции, которые тесно связаны с интеллектуальным развитием. Что касается базальных эмоций, то они менее зависимы от состояния интеллекта [Занков Л.В., 1939; Сухарева Т.Е.,1959]. . Психические расстройства при атрофических процессах в головном мозге Тяжелые психические расстройства встречаются у ряда больных в предстарческом и старческом возрасте, у которых имеются характерные органические изменения головного мозга. Сюда относятся психические расстройства в связи с атрофией головного мозга: Болезнь Пика. Болезнь Альцгеймера. Старческое слабоумие.
115. Нарушения эмоциональной сферы. Аффект – это бурное, сильное, кратковременное проявление эмоций, связанное с неожиданным изменением жизни. Аффект ситуативен. Во время аффекта происходят нарушения сознания, оно суживается. Выделяют физиологический и патологический аффект. Физиологический – сохраняются признаки вменяемости. Патологический – пропадает способность руководить деятельностью.
Патологии эмоциональной сферы: нарушение настроения, эмоциональных реакций, экспрессивных актов.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |