Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способы, методы и инструменты государственного регулирования экономики




Государство, осуществляя регулирование социально-экономических процессов, использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования.

Общепринято деление способов государственного регулирования на правовые, административные, экономические.

Правовое регулирование состоит в установлении государством правил "экономической игры" для фирм-производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и т.д.

Административное регулирование включает в себя меры по регулированию, контингентированию (от лат. достающийся на долю - установленное для определенных целей предельное количество, норма чего-либо), лицензирование (от лат. - свобода, право, разрешение), квотирование (позднелат. - доля, часть, норма чего-либо допускаемого) и т.д.

С помощью системы административных мер (в виде мер закрепления, разрешения, принуждения) осуществляется контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. В ряде стран сфера действия административных мер ограничивается областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения.

Экономическое регулирование предполагают воздействие на характер рыночных связей через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста. С этой целью используется:

- бюджетная и фискальная политика;

- денежно-кредитная политика;

- программирование;

-прогнозирование и планирование.

Методы государственного регулирования экономики - это влияние государства на сферу предпринимательства, инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор экономики с целью создания условий их эффективного функционирования в соответствии с направлениями государственной экономической политики.

Каждый метод основывается на использовании совокупности инструментов (регуляторов, рычагов).

Методы ГРЭ классифицируются по двум признаками:

- формами влияния;

- способами влияния.

По формам влияния методы ГРЭ делят на две группы: методы прямого и непрямого (косвенного) влияния.

В зависимости от способов влияния выделяют правовые, административные, экономические и пропагандистские методы.

Методы прямого влияния непосредственно действуют на функционирование субъектов рынка. К ним относятся:

- определение стратегических целей развития экономики и их отображение в индикативных и других планах, целевых программах;

- государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнения работ и услуг;

- государственная поддержка программ, заказов и контрактов;

- нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;

- правовые и административные ограничения и запрещение производства определенных видов продукции;

- лицензирование операций экспорта и импорта товаров, т.е. внешнеторговых операций.

Основными инструментами прямого государственного регулирования являются: нормативно-правовые акты, макроэкономические планы и целевые комплексные программы, государственные заказы, централизованно установленные цены, нормативы, лицензии, квоты, государственные бюджетные затраты, лимиты и т. д.

Методы косвенного регулирования - предполагают воздействие государства на экономические интересы товаропроизводителей, создание таких рамок их деятельности, в которых она может быть выгодной или невыгодной, т.е. косвенное регулирование - это влияние на экономические интересы.

К ним относятся:

- налогообложение, уровень налогообложения и система налоговых льгот;

- регулирование цен, процентные ставки по кредиту и кредитные льготы;

- таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.

К методам косвенного регулирования относятся инструменты фискальной, бюджетной, денежно-кредитной, инвестиционной, амортизационной, инновационной и других направлений экономической политики, а также методы морального убеждения.

Из сути этих методов видно, что прямые методы ограничивают свободу экономического выбора, а порой ее исключают. В то же время косвенные методы оставляют полную свободу выбора для хозяйствующих субъектов, нисколько ее не ограничивая. В этом неоспоримое преимущество последних перед первыми.

Правовые методы ГРЭ - это деятельность государства по установлению обязательных для выполнения юридических норм (правил) поведения.

Правовое регулирование экономики имеет свой предмет, поскольку связан с юридическим определением способов, инструментов и процедур реализации.

Предметом правового регулирования экономики являются:

-отношения между государством (государственными органами) и обществом, гражданами, субъектами хозяйственной деятельности;

-отношения "внутри" государства, между ее органами по поводу распределения полномочий, определение их правового статуса;

- отношения между субъектами хозяйственной деятельности (производитель - посредник, заказчик - подрядчик, должник - кредитор, собственник - арендатор и т. д.);

-экономические отношения между людьми.

Административные методы ГРЭ - это инструменты прямого влияния государства на деятельность субъектов рынка. Они делятся на способы запрещения, разрешения и принуждения.

Их признаки: прямое влияние государственных органов или должностных лиц на действия исполнителей через установление: обязанностей, норм поведения, безальтернативного выбора способов решения задач; обязательность выполнения приказов, распоряжений; ответственность субъектов хозяйствования за уклонение от выполнения приказов.

Основными инструментами административного регулирования являются лицензии, квоты, санкции, нормы, стандарты, государственные заказы, цены и т.д

Экономические методы ГРЭ – Экономическое регулирование осуществляется инструментами фискальной, бюджетной, денежно-кредитной, амортизационной и других направлений государственной экономической политики.

Инструментами фискальной политики являются государственные закупки, определяющие бюджетные расходы, и налоги, определяющие бюджетные доходы. Выделяют: стимулирующую фискальную политику, направленную на стимулирование производства через увеличение государственных расходов и сдерживающую фискальную политику, направленную на сдерживание производства.

В рамках бюджетной политики государство осуществляет прямое финансирование государственного сектора, финансирование инвестиционных программ, обслуживание государственного долга.

Налоговая политика применяется для пополнения государственных финансовых ресурсов, а также для стимулирования экономического роста, научно-технического прогресса, осуществления структурных преобразований, повышение конкурентоспособности отечественных производителей.

Налоговая политика реализуется по двум направлениям - это:

-определение видов налогов и установление налоговых ставок;

-предоставление налоговых льгот отдельным субъектам (лицам) с целью влияния на инвестиционный климат и уровень денежных доходов населения.

Пропагандистские (нравственно-этические) методы ГРЭ - это обращение государства к достоинству, чести и совести человека (предпринимателя, наемного работника, государственного служащего и т. п.).

Они включают мероприятия воспитания, разъяснения целей и содержания регулирования, способы морального поощрения и тому подобное. Суть этих методов состоит в том, чтобы формировать и поддерживать у людей определенные убеждения, духовные ценности, моральные позиции, психологические установки относительно деятельности государства.


 

27 Социальная политика государства: понятие, принципы, способы реализации

Социальная политика — система мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.

Объектом социальной политики является все население страны. К субъектами социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, также профсоюзные и иные общественные организации, которые влияют на разработку государственной социальной политики.

Принципы социальной политики: 1 Социальной справедливости 2 Социальной ответственности 3 Социального партнерства 4 Социальных гарантий 5 Преемственности.

Существует два направления социальной политики:

1) обеспечение всех трудоспособных слоев населения благоприятными условиями для труда и развития бизнеса:

а) поощрение малого бизнеса;

б) регулирование трудовых отношений;

в) поддержание высокой занятости населения;

2) обеспечение определенного стандарта благосостояния для всех членов общества:

а) перераспределение доходов в обществе;

б) начисление пособий по нетрудоспособности, субсидий для малообеспеченных семей, начисление пенсий;

в) предоставление общего образования и необходимой медицинской помощи.

Показателем эффективности социальной политики выступают качество и уровень жизни населения.

Качество жизни – это показатель материального, социального, физического и культурного благополучия населения.

Уровень жизни – обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами и услугами, а также степень удовлетворения потребностей членов общества.

В качестве инструмента социальной политики государство использует систему социальной защиты населения.

Социальная защита – это система мер по обеспечению устойчивости общественно нормального материального и социального положения граждан.

Существуют различные модели в области социальной защищенности. Наиболее распространенной является модель 3-канальной социальной помощи, при которой осуществляется поддержка граждан по 3 направлениям:

1) государственное социальное страхование – основная часть выплат приходится на пенсии по старости, инвалидности, по утере кормильца, на медицинскую помощь;

2) государственное вспомоществование осуществляется в денежной и натуральной форме определенным категориям граждан – престарелым, слепым, инвалидам, нуждающимся семьям с детьми и т. п.;

3) частная система социального страхования предусматривает возможность добровольных отчислений граждан (например, работодателей) для осуществления дополнительных гарантий в области социальной поддержки населения (переход на систему накопительных пенсий, добровольного медицинского страхования граждан, их семей и т. д.).

В период перехода к рыночной экономике в связи с быстрым ростом цен необходимо привести в соответствие относительно фиксированные доходы и повышение стоимости жизни. Для этого могут применяться:

1) индексация доходов – метод компенсирования доходов граждан в случае повышения цен на товары и услуги, которое приводит к снижению уровня жизни. Индексация доходов бывает следующих видов:

а) ретроспективной (компенсируются прошлые потери);

б) ожидаемой (компенсируются будущие потери), иногда ее называют компенсацией;

2) адаптация – повышение фиксированных выплат по мере роста стоимости жизни.

Государство должно проводить социальную политику, направленную на выравнивание доходов населения и достижение социальной стабильности в обществе. Эта политика может реализовываться через следующие меры:

1) проведение соответствующей фискальной политики, взимания налогов с прибыли и личных доходов;

2) осуществление трансфертных платежей социально незащищенным слоям населения;

3) установление предельных цен на товары первой необходимости, а также ставок минимальной заработной платы;

4) субсидирование некоторых жизненно важных отраслей экономики, что позволяет поддерживать определенный уровень жизни населения.


 

28. Доходы населения: источники формирования и измерение неравенства в их распределении

Доходы – это денежные поступления в бюджет домохозяйства для удовлетворения личных и семейных потребностей.

Доходы – это конечная цель действий каждого участника рыночной экономики.

Доходы – это денежная оценка разной деятельности физических и юридических лиц, как субъектов рыночной экономики.

Виды доходов:

1. Номинальный доход – включает в себя все поступления денег от предприятия и организаций и безналичные перечисления.

2. Реальный доход – вещественно-предметное содержание доходов потребителя.

Реальные доходы населения зависят от изменения уровня цен, расходов на выплату налогов, а так же других обязательных платежей. Реальный общий доход населения определяется как личностный доход с добавленной стоимостью, бесплатными или на льготных условиях предоставленных населению услуг, за счёт социальных органов.

Источники формирования доходов:

1. Трудовые доходы (зарплата)

2. От предпринимательской деятельности (чистая прибыль, дивиденды)

3. Доходы от собственности (рента, % по вкладам)

4. Социальные трансферты (стипендия, пенсия и т.д.)

Процесс формирования доходов:

Формы перераспределения доходов:

1. Часть доход перераспределяется в соответствии

2. Часть распределяется через социальные фонды

3. Часть формируется за счёт предпринимательской и индивидуальной деятельности

4. Часть формируется за счёт накопленной ранее стоимости в виде дивидендов от акций, доходов от других ценных бумаг и % по вкладам

Личное распределение доходов хар-ет как распределяются все доходы между различными доходными группами(частными лицами, семьями, домохозяйствами). В распределении доходов существует значительное неравенство. Оно присуще всем государствам. Оценка распределения доходов включ в себя след показатели:

1 показатель среднего дохода или среднеарифметическое. Исчисляется как сумма отдельных значений признака деленное на их число. Этот показатель чувствителен к повышению или понижению удельного веса высокодоходных или низкодоходных групп населения.

2 для хар-ки общего уровня доходов используется их медианный уровень, т.е. уровень выше или ниже которого получают доход одинаковое число работников.

3 мода, пр собой наиболее распространенный уровень дохода

Анализ распределения дохода дополняется показателями, кот изменяют разрыв между высоко и низкодоходными группами населения.

Такими показателями явл децельные, квартильные коэффициенты. Эти коэффициенты предполагают разбиение исходной совокупности на равные части и измерение соотношения между доходами 2х крайних групп.

Квантильный коэф-нт концентрации доходов предполагает разбиение всего населения на 4 равные группы: по 25% и нахождения отношения среднего дохода последний группы к среднему значению. Первой группы, т.е. отношение дохода наиболее высокооплачмваемой части населения к наиболее низкооплачиваемой.

Анализ доходов населения с точки зрения их дифференциализации может строится на основе кривой Лоренца:

Если совокупный доход У и численность населения принять за 1, то в точке Д-100% дохода будет распределено среди 100% населения.

ОЕД - биссектриса-линия абсолютного равенства (20% населения-20% дохода)

ОСД - реальное распределение доходов в обществе и степенью его отклонения от биссектрисы

Неравенство в распределении доходов означает, что каждая группа из верхних квантилей будет получать большую часть совокупного дохода общества, а каждая группа из нижних квантилей меньшую.

ОКД- линия абсолютного неравенства. Когда 100% дохода присваивается одним человеком.

Неравенство доходов хар-ся степенью отклонения кривой Лоренца ОСд от биссектрисы ОД- это отклонение можно измерить через отношение площадей фигуры ОДС к площади треугольника, образованного биссектрисой и и кривой ОДК. В результате получим показатель хар-ий степень неравенства, кот. назыв коэффициентом концентрации или коэф-том Джинни. Чем больше этот коэф-нт тем больше неравенство. Чем блиде значения коэф-так 0, тем равномернее распределяется доход в обществе.

Кривая Лоренца наглядно демонстрирует политику выравнивания доходов, проводимую гос-вом посредством налогообложения и социальных программ

ОКД- налоговая система; ОМД- социальные программы

Пути сглаживания неравенства:

1 повышение налогов на богатых

2 перераспределение доходов в пользу бедных

29. Сущность и характеристика категории «бедность населения»

Бе́дность — характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определенный круг минимальных потребностей необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода. Бедность является относительным понятием и зависит от общего стандарта уровня жизни в данном обществе.

В исследованиях причин и места бедности в обществе выделяют период с XVIII до первой половины XX века (А. Смит, Д. Рикардо, Т. Мальтус, Г. Спенсер, Ж. Прудон, Э. Реклю, К. Маркс, Ч. Бут и С. Раунтри) и современные исследования бедности в XX веке (Ф.А. Хайек, П. Таунсенд и др.). Уже работы А. Смита выявили относительную природу бедности через связь бедности и социального стыда, т.е. разрывом между социальными стандартами и материальной способностью придерживаться их. Еще в XIX веке было предложено вычислять черту бедности на основе семейных бюджетов и ввести тем самым критерий абсолютной бедности, связать критерии определения бедности с уровнем доходов и удовлетворением основных потребностей индивида, связанных с поддержанием определенного уровня его работоспособности и здоровья. Значительный вклад в исследования проблем бедности внесли как экономисты, так и социологи, большинством которых была признана закономерность существования бедности в обществе; различие точек зрения состояло, прежде всего, в признании или отрицании необходимости вмешательства государства в решение проблемы бедности и в масштабах такого вмешательства.

Бедность является следствием разнообразных и взаимосвязанных причин, которые объединяют в следующие группы:

-экономические (безработица, низкая заработная плата, низкая производительность труда, неконкурентоспособность отрасли),

-социально-медицинские (инвалидность, старость, высокий уровень заболеваемости),

-демографические (неполные семьи, большое количество иждивенцев в семье),

-социально-экономические (низкий уровень социальных гарантий),

-образовательно-квалификационные (низкий уровень образования, недостаточная профессиональная подготовка),

-политические (военные конфликты, вынужденная миграция),

-регионально-географические (неравномерное развитие регионов).

В мировой практике выделяются три основные концепции определения бедности:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 5885; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.