Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение Сократа 469-399 г. до н.э




Древнегреческий философ, с учения которого начинается переход от материализма к идеализму. Во всем Сократ пытался найти смысл. Интересны рассуждения Сократа о прекрасном, он говорил, что в мире много прекрасных вещей, они имеют общий смысл.Основополагающий способностью человека является разум. Разум человека составляет ничтожную часть от всемирного разума.Всемирный Разум разлит по всей Вселенной.Сократ исходил из установки, что все знания уже имеются у человека. Сознание черпает из самого себя понимание исины. Задача философа помочь человеку обрести истинные моральные норма, так как, по его мнению, знания – это источник нравственного совершенства, добродетели. И если человек знает, что такое хорошо, а что такое плохо, то он никогда не поступит плохо.Знания нельзя получить в готовом виде, человек должен затратить значительные усилия, чтобы обрести их. Сократ в своих беседах использовал метод – майевтику. Майевтика – рождение человеческой мысли. Исходным началом метода Сократа является ирония, которая побуждает людей сомневаться в общепринятых истинах.

Софисты – это школа, которая существовала в V в. до н.э. Они выступали не столько в качестве философ-теоретиков, сколько в качестве философов – практиков. Их целью было обучить учеников использовать приобретенные знания в дискуссии и полемике. Для данного направления характерно критическое отношение к окружающей действительности, отрицание старых традиций, правил, стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли, использовать нормы морали как предмет критики. Софизм - логическая уловка, благодаря которой правильное с первого взгляда умозаключение в итоге оказывается ложным и собеседник запутывается в собственных мыслях. Киники – наиболее значительная из малых школе - IV век. Антисфен – основополагающие школы. Он считал, что реально существует лишь то, что можно воспринимать чувствами. В центре кинической философии находятся этические проблемы. Вершиной добродетельности является автономия, независимость личности. Киники отвергали потребительскую жизнь, игнорировали государство и законы, не имели семьи, призирали традиционную культуру, богатство и мораль.

Согласно киническому учению необходимо удовлетворять естественные потребности людей, однако неправильно стремиться к наслаждению и роскоши.

Высшим нравственным идеалом киников, которого можно достичь путем подавлением страстей и ограничения потребностей является полная апатия – безразличность к миру и обществу.

Известный киник Диоген Синопский.В 4 - м в.до н.э. возникла система объективного идеализма Платона. Эта система является наиболее развитий.За первичное Платон признавал мир вечных, неизменных, самостоятельно существующих идей.Материальный мир он считал миром вторичным, производным от мира идей. Для объяснения своей идеалистической схемы мироустройства Платон приводил примеры из области искусства. Он утверждал, что любая картина, например картина с изображением дерева является копией с копии, т.к. действительное дерево, с которого писал художник, представляет собой копию существующего в мире идей дерева «вообще». В философии Платона существует 2 теории: теория воспоминания и диалектика. Теория воспоминания решает вопрос об источнике познания, а диалектика рассматривает метод познания.

1.Теория воспоминания. В основе теории воспоминания Платона лежит признание бессмертия души. Платон учил, что человек как телесное существо смертен, а душа его бессмертна. Когда человек умирает, его душа начинает свободное путешествие в наднебесных сферах, соприкасаясь там с миром идей, таким образом, признавая переселение души.

Своей теорией воспоминания Платон стремится доказать, что в душах различных людей содержатся в готовом виде все возможные для них знания и что процесс познания сводится лишь к мышлению, как к припоминаниям людьми знаний, которые были внесены их душами.

Считал предметом познания не конкретные вещи, а идеи. Поэтому чувственное восприятие не имеет никакого отношения к познанию.

Исходя из теории познания, Платон исключил всякую возможность распространения знания в народе.

2. Диалектика. Важной частью Платоновской гносеологии является диалектика. Платон определил диалектику, как искусство устной речи. Искусство ставить вопросы и отвечать на них.

В диалектике он видел способ познания, с помощью которого можно отрешиться от всех чувственных восприятий и углубиться в процесс познания, как воспоминания из мира идей.

Диалектика Платона не равнозначна диалектике в современном понимании. Идеи рассматриваются в ней без развития.

Идеи или общие понятия рассматриваются Платоном, как внутренние, противоречивые. Требовал точности определения понятий.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.)

Философское образование получил в Афинах в школе Платона. В последствии образовал свою школу - Ликей. Сочинения Аристотеля имеют энциклопедический характер. В них получили оформление все знания, которыми располагал древний мир.Период появления сочинений Аристотеля можно считать началом выделения философии из общей науки древнего мира и превращения ее в самостоятельную наку. Характерной чертой философии Аристотеля является его колебания между идеализмом и материализмом.С одной стороны он признавал существования Бога как первичной творческой силы, а с другой критиковал учение Платона об идеях, как первопричине чувственных вещей.Аристотель признавал существование материального мира как совокупности чувственно воспринимаемых вещей..Материей Аристотель считал не конкретные вещи в природе, а их субстрат (первооснову).

Вечно существующая первоматерия, учил Аристотель, не является бытием, а представляет собой лишь возможность бытия.

Действительностью материя становится тогда, когда проявляется в виде конкретных вещей. Материя превращается из возможности в действительность, благодаря деятельности формы.

Каждая вещь обязана своим существованием лишь форме и представляет собой единство материи и формы. Форма-очертание образа. Из материи и формы как двух противоположных начал возникают, согласно учению Аристотеля все тела природы. По Аристотелю форма является не только определяющим началом по сравнению с матерей, но и предшествует материи во времени.

Материалистическая трактовка вопроса о соотношении материи и сознания заключается в идеи, что с прекращением жизни какого -либо существа исчезает и его душа. Идеализм Аристотеля находит свое выражение в характеристике души как формы.

Познание человека начинается с ощущений чувственных восприятий, которые вызываются внешними предметами.Аристотель выявил осязательные, вкусовые, обанятельные, слуховые и зрительные ощущения.Аристотель обращал внимание на то, что чувственнее восприятие является познанием. Познание общего в этих предметах, т.е. подлинное знание, может быть достигнуто с помощью абстрактного мышления.Аристотель был основателем логики. Логика – наука о законах и формах мышления..

10.Особенности древнеримской философии, основные школы и направления. В древнем Риме появляются последователи всех имеющихся тогда в античном мире философских школ: академиков, скептиков, стоиков, эпикурейцев.

Одним из первых римских мыслителей, создавших значительные философские произведения, был Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до н.э.). Цицерон был активным политическим деятелем периода кризиса Римской республики и гражданских войн. Цицерон, хотя и не всегда последовательно, выступал за сохранение республиканского строя и в итоге был убит по приказу стремящихся к авторитарной власти членов 2-го триумвирата. Как только обстоятельства (диктатура Цезаря) затрудняли активное участие в политической деятельности, Цицерон обращался к философии, но при малейшей возможности старался вернуться затем в мир политики. Цицерон считался одним из лучших ораторов, а его речи признавались шедевром ораторского мастерства. Ораторская деятельность наложила печать и на философские труды Цицерона. По большей части они написаны в форме диалогов, в которых собеседники выступают друг за другом с пространными речами, построенными с учётом приёмов риторики. Самыми значительными философскими сочинениями Цицерона являются работы «О природе богов», «О пределах добра и зла», «О дивинации (предопределении)», «Тускуланские беседы». По своим философским воззрениям Цицерон придерживался эклектизма, то есть пытался объединить в рамках своего учения те положения различных философских школ, которые казались ему удачными. Так, в этике Цицерона преобладающими являются элементы стоицизма, а в теории познания Цицерон стоял на умеренно скептических позициях, характерных для современных ему академиков. Цицерон провёл большую работу по популяризации греческой философии в Риме, в частности он подобрал латинские аналоги многим греческим философским терминам, чем заложил основы более чем 1000-летнего господства латинского языка как межнационального языка философии и науки.Самым известным представителем древнеримского материализма выступает философ-поэт Тит Лукреций Кар (1 в. до н.э). Достоверных известий о жизни Лукреция не сохранилось. До нас дошла его поэма «О природе вещей», сочетающая художественное мастерство со строгостью изложения философских воззрений. Лукреций развивает в поэме воззрения Эпикура, популяризируя их с помощью поэтического изложения. Лукреций буквально воспевает своего предшественника за то, что тот подарил людям свет знания. Философия Лукреция является вариантом атомистического материализма (однако греческого слова «атом» Лукреций не употребляет, используя слово «тела»). Все явления окружающего мира и психической жизни человека Лукреций последовательно объясняет с помощью атомистической теории. По вопросам, где существовало разногласие между Демокритом и Эпикуром, Лукреций встаёт на точку зрения Эпикура. Обратим внимание на то, что воззрения Лукреция о богах и происхождении религии также вполне совпадают с точкой зрения Эпикура. Религиозные представления – результат невежества людей и незнания ими природных законов. Многие фрагменты из поэмы «О природе вещей» посвящены рассмотрению биологических вопросов, опять же с атомистических позиций. Советуем прочитать это выдающееся произведение античной философии и отразить в экзаменационном ответе представления Лукреция о происхождении жизни, протекания биологических процессов, причинах умирания, доказательство им смертности души и т.д.

В начале новой эры ведущим направлением древнеримской философии становится стоицизм. Вы должны в ответе кратко изложить основные черты стоической философии. Из древнеримских философов-стоиков советуем сосредоточить внимание на Луции Аннее Сенеке (4 г. до н.э. – 65 г. н.э.) и Марке Аврелии (121 – 180). Они оба стояли у вершин власти, были активными участниками политического процесса. Сенеку отличало разнообразие жизненных интересов. Некоторое время он был воспитателем подрастающего императора Нерона, приложил много усилий для его прихода к власти. Причём, методы, которыми действовал Сенека, не всегда вписывались в рамки морали. Однако ученик не оправдал надежд учителя, установив безудержную тиранию, погрязая в роскоши и удовольствиях. Сенека отдалился от императорского двора, а затем Нерон по подозрению в том, что Сенека участвовал в заговоре против него, приказал своему бывшему учителю покончить жизнь самоубийством. Главные философские сочинения Сенеки: «Нравственные письма к Луцилию», «Естественнонаучные вопросы», «Утешение к Марции». Сенека считал, что философия служит не для познания мира, а для правильной жизни, помогающей выстоять среди превратностей судьбы и сохранить чистоту души. Он, как и другие стоики, отождествлял Бога и природу, утверждая разумность мироздания. Также Сенека разделял представления стоиков об огненной природе вселенной. В мире господствует неумолимая судьба: повторим, именно Сенека сказал: «Судьба желающего ведёт, а не желающего тащит». Отметьте, что Сенека выступал за смягчение нравов общества, призывал к милосердию, к гуманному отношению к рабам. Все мы являемся рабами своих страстей и этот вид рабства намного хуже юридического, поскольку у раба по закону в рабстве находится только тело, а у добровольного раба своих страстей - и тело и душа. Обратите внимание на определённую общность этических положений Сенеки и зарождающегося христианства. Особое место в древнеримской философии занимает Марк Аврелий. Он был единственным в своём роде императором-философом. От Марка Аврелия сохранилось сочинение «К самому себе». Время правления Марка Аврелия - один из последних периодов стабильности Римской империи и этот император в полном соответствии с положениями стоицизма пытался стойко и непреклонно выполнять то, в чём видел свой долг как человека и правителя. Для мировоззрения Марка Аврелия характерно ощущение непрочности, бренности земного существования. Все дела человека оказываются ничтожными перед течением времени. Воззрения Марка Аврелия проникнуты разочарованностью и пессимизмом. Он полагал, что в мире не может быть ничего нового, всё «сущая суета». Однако человек (а тем более правитель) не должен предаваться отчаянию. Надо действовать в соответствии с твёрдой системой нравственных принципов. Только действия, опирающиеся на справедливость, истину, благоразумие и мужество, могут оказаться спасительными для личности и общества.

Значение древнеримской философии следует усмотреть, прежде всего, в том, что она послужила связующим звеном между древнегреческой и средневековой европейской философиями. Это произошло, поскольку в период своего развития древнеримская философия заимствовала идеи и понятия из греческой мысли и приспосабливала их к философствованию на латинском языке. Западноевропейская философия средневековья и последующих эпох строилась на фундаменте преимущественно древнеримской философии, которая сохранила, пусть даже в обеднённой и искажённой форме содержание высших достижений греческой философии. Как известно, латинский язык стал на долгие века всеевропейским языком философствования, а выраженная в нём философская терминология приобрела универсальный характер.

11.Средневековая философия Исходным пунктом философского размышления стали догматы священного писания.

Познание природы рассматривалось как нечто греховное и запретное. Предпочтение отдавалось вере, а не науке.

Патристика (с 2 по 8 вв.)- учение отцов церкви. Начальным этапом патристики была апологетика (апологет - защитник) – защита теологии от материализмаТеология-богословие.

Христианство на этом этапе пытается проанализировать и усвоить античные учения, преодолеть их или адаптировать в новым условиям. В новом контексте предстали идеи Платона и стоиков.

Характерной чертой философии была идея теоцентризма. (Бог в центре мировсего). В основе христианского вероучения лежат 2 важных принципа: идея творения и идея откровения.

Согласно идее творения Бог сотворил окружающий мир из ничего. Бог вечен, постоянен, является подлинным бытием и творческим началом. Сотворенный Богом мир не является истинным бытием, является не постоянным, изменчивым, временным.

Согласно идее откровения мир можно познать познав Бога, единственным способом познать является Библия, которая содержит в себе все истины, необходимые для человека.

Крупнейшим христианским мыслителем периода патристики был Августин Аврелий. Августин считал, что жизнь общества это борьба двух противоположных царств: Земного и Божественного. Земное воплощено во власти, армии, законах; оно погрязло в грехах и язычестве, и будет побеждено божественным царством, которое представлено священнослужителями, т.е. людьми близкими к Богу. Философия Августина Аврелия обоснована идея конформизма (смирения с властью и бедностью) и утверждено подчинение государственной власти церкви, а Римского Папы над монархами.

С 9в. начинается второй этап развития христианской догматики – схоластика. Название «схоластика» произошло от латинского слова «школа», так как данная дисциплина преподавалась несколько столетий в университетах Европы, представляла собой учение, философски обосновывающее догматы церкви. Схоластика – рациональное объяснение теологии (богословия).

В схоластике выделяют два основных направления: номинализм и реализм. Эти направления решали вопрос о существовании общих понятий (универсалий). Номинализм и реализм спорили о том, являются ли общие понятия продуктом деятельности мозга, либо же существует самостоятельно. Номинализм ( имя ) утверждает, что общие понятия реально не существуют и являются вторичными, представляют собой лишь названия предметов, т.е. только имена.

По мнению номиналистов, реально объективно существуют только лишь отдельные предметы и явления, с их индивидуальными свойствами. Общие понятия являются результатом абстрактной деятельностьи мышлению человека. Номинализм представляет собой специфическое выражение материализма.

Реалисты (реальный или вещественный) доказывали, что общие понятия по отношению к предметам являются первичными и существующими сами по себе.

Реалисты были представителями идеализма Средневековья. Опираясь на учение Платона, утверждали, что общие понятия являются самостоятельным бытием.Реализм был основой ортодоксальной.Ансельм Кентерберийский. «Необходимо верить, чтобы понимать». Однако вера может быть обоснована. Обосновал фидеизм (верный). Фидеизм-учение, которое стремится подчинить науку вере. Наука дает лишь знание явлений, но не способна раскрыть причины, объясняющие источники бытия.

В 8в. с философским обоснованием абсолютной истинности догматов священного писания с позиции умеренного реализма выступил Фома Аквинский. Томизм – так называлась философия Фомы Аквинского..

Фома Аквинский учил, что Бог представляет чистую форму – источник всех форм. В решении вопроса о материи и форме Фома придерживалась учения Аристотеля, устраняя из него элементы материализма. Он приписывал форме роль первичного творческого начала. Фома говорил о наличии в мире многих видов форм, в том числе и духовных, таких как ангелы и человеческие души.

Души являются бессмертными. Всякое разрушение состоит в отделении формы от материи. Так как души являются чистыми формами и не имеют материи, то они и не могут разрушатся. В учении об универсалиях Аквинский сделал попытку преодолеть крайности реализма и номинализма. Выступая против номинализма, пытался доказать, что общие понятия в божественном разуме предшествует вещам, как их первообразы. Выступая против крайних реалистов, опровергал их утверждения, что общие понятия имеет объективное бытие и существует независимо от вещей.

Фома Аквинский дал ответ на один из самых сложных вопросов христианской схоластики. Это вопрос об истолковании материи. В христианской философии из-за догмата творения Мира из ничего (креационизм), материя трактовалась, как ложное бытие. Аквинским материя была определена, как «слабейший вид бытия» и церковь получила возможность выхода из сложившегося логического тупика, материя получила оправдание, хотя и не потеряла своего зависимого положения.

Фома Аквинский выдвинул 5 собственных доказательств существования Бога: 1)Движение2)Причина3)Случайность и необходимость4)Степень качеств5)Цель

В 1878 году учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма. В настоящее время получил распространение неотомизм (философское учение основанное на идеях Фомы Аквинского).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.