Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научное и ненаучное знание 2 страница




36-37 Чувстенные и рациональные виды познания. Их формы. Вопрос соотношения чувственного и рационального в познавательном процессе в истории философии сформировал две прямо противоположные точки зрения – эмпиризм и рационализм.Эмпиризм -это философское направление, признающее источником познания чувственный опыт. Рационализм -это философское направление, признающее разум основой познания.Рационалисты (от лат. ratio - разум, мышление), опираясь прежде всего на успехи математики, стремились доказать, что всеобщие и необходимые истины (а они несомненно существуют) невозможно вывести из данных чувственного опыта и его обобщений, а могут быть почерпнуты только из самого мышления. Такие взгляды развивали Декарт, Лейбниц, Гегель и др.Хотя в рамках обеих названных концепций было высказано немало верных и глубоких идей, в целом они были ограничены и односторонни. Эмпиризм абсолютизировал чувственный опыт, принижая (или вовсе отвергая) роль мышления. Рационализм же отрицал опытное происхождение достоверного знания и чрезмерно преувеличивал значение мышления - вплоть до отрыва его от реальности.Развитие философии, науки и других форм духовной деятельности людей показывает, что в действительности любое знание есть единство двух противоположных сторон - чувственной и рациональной. Без органов чувств нет работы разума, а чувственные данные в той или иной мере всегда осмыслены, теоретически нагружены и регулируются разумом. Чувственное познание (или живое созерцание) осуществляется посредством органов чувств - зрения, слуха, осязания и других, которые у человека есть "продукты всемирной истории", а не только биологической эволюции. Основными ступенями чувственного познания являются ощущения, восприятия, представления. Ощущения представляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на зрительные (играющие наиболее важную роль), слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные. В зависимости от других оснований выделяют ощущения тактильные (ощущения прикосновения), температурные, болевые, вибрационные, ощущения равновесия, ускорения, невесомости и др. Любой объект познания обладает множеством самых разнообразных сторон и свойств. Все эти свойства объединены в нечто целое. Ощущения, как правило, выступают в качестве компонента более сложного образа - восприятия. Восприятие -это целостный образ предмета (символ), который состоит из нескольких ощущений. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Из них наиболее важными считаются предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность.Следует иметь в виду, что восприятие зависит не только от раздражителя, но и от самого воспринимающего субъекта, от его прошлого опыта, так как при восприятии какого-либо предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Кроме того, содержание восприятия определяется поставленной перед человеком задачей и мотивами его деятельности. Из видов восприятий чаще всего выделяют восприятия пространства, времени и движения. Представление -это образ ранее воспринятого или созданного воображением предмета или явления. По сравнению с восприятием в представлении отсутствует непосредственная связь с реальным объектом. Представление содержит в себе моменты обобщения множества воспринимаемых объектов. Это обобщение связано с выделением некоторых общих признаков и отбрасыванием случайных и несущественных.Формы чувственного познания ограничены по своим возможностям, на их основе нельзя проникнуть в сущность вещей и процессов. Более глубокое познание явлений действительности можно осуществить посредством мышления.Рациональное познание представляет собой процесс абстрактного, обобщающего мышления. Основными ступенями рационального познания являются понятие, суждение, умозаключение. Понятие - форма мысли, отражающая общие существенные признаки предметов и явлений, которые закрепляются в определениях(дефинициях). Например, в определении "человек есть животное, делающее орудия труда" выражен такой существенный признак человека, который отличает его от всех других представителей животного мира, выступает фундаментальным законом существования и развития человека как родового существа. Наиболее общие понятия- это философские категории. Понятия выражаются в языковой форме - в виде отдельных слов ("атом", "водород" и др.) или в виде словосочетаний, обозначающих классы объектов ("экономические отношения", "элементарные частицы" и др.). Суждение - форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается. Это мысленное отражение, которое выражено повествовательным предложением, и может быть либо истинным ("Париж стоит на Сене") либо ложным ("Белгород - столица России").В форме суждения отражаются любые свойства и признаки предмета, а не только существенные и общие (как в понятии). Например, в суждении "золото имеет желтый цвет" отражается не существенный, а второстепенный признак золота.Понятие и суждение выступают первоосновой для построения умозаключений, которые представляют собой процесс выведения из двух или нескольких суждений нового суждения на основании законов логики. Классический пример умозаключения:

38 Научное познание Наука — это система знаний, полученных в результате практики, включающей в себя исследование и освоение процессов и явлений, происходящих в природе, обществе и человеческом мышлении.Структуру науки составляют следующие блоки:эмпирический;теоретический;философско-мировоззренческий;практический. Эмпирические знания включают в себя информацию, полученную с помощью как обыденного познания, так и опытным путем (посредством наблюдения и эксперимента). Теоретическое знание — это такой уровень развития науки, который позволяет на основе знания фундаментальных законов приводить в определенную систему разрозненные факты, явления, процессы и первоначальные выводы.В практический блок науки входят инструменты, приборы, технологии, созданные и используемые человеком для получения новых знаний.Методология науки представляет собой философское учение о способах преобразования действительности, применении принципов научного мировоззрения к процессу научного познания, творчеству и практике.Средства и методы научного познанияОсновными методами эмпирического исследования выступают наблюдение и эксперимент. Наблюдение — целенаправленное и оргаизованное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Оно опирается на чувственное познание мира, его формы и средства. Эксперимент — это метод эмпирического исследования, обеспечивающий возможность активного практического воздействия на изучаемые явления и процессы.В ходе эксперимента рождаются не только новые методы познания, подтверждаются или опровергаются известные гипотезы и теории, но и возникают новые технологии — зачатки и прообразы будущей техники и производства. Гипотеза — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее экспериментальной проверки и теоретического обоснования.Как правило для построения гипотезы используется индуктивный метод, посредством которого от знания об отдельных фактах частного и конкретного переходят к более общему знанию. В практике научных исследований широко используется также метод дедукции, состоящий в выведении следствий из посылок в соответствии с законами логики.Использование приемов дедукции в доказательстве научных предположений породило гипотетико-дедуктивный метод, получивший широкое распространение прежде всего в естественных науках.Гипотеза — всего лишь этап научного познания. Важнейшую его цель составляет открытие и формулировка законов.Закон выражает внутренне присущую природе явлений реального мира тенденцию изменения, движения развития. Всякий закон — составной элемент научной теории. Теория — это такая форма достоверного научного знания об определенном классе объектов, которая представляет собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств и содержит методы объяснения и предсказания явлений данной предметной области.Это логическое обобщение опыта и общественной практики, отражающее объективные закономерности развития природы и общества.Наука и научное познание это целая система в философии, которые определяются как знания, полученные практическим путем, состоящим из исследований и освоения тех процессов и явлений, которые происходят в окружающей среде, а также в обществе и самом человеке.Научное познание в философии имеет два основных уровня: эмпирический и теоретический. Эмпирическое познание включает информацию, полученную различными путями, посредством наблюдения и эксперимента. А теоретическое познании представляет более сложный процесс и основывается на фундаментальных законах науки и систематизирует разрозненные факты и явления, обобщает первоначальные выводы.Научное познание в философии использует много средств и методов, которые зависят от уровней познания. Для эмпирического познания характерны, как уже было сказано выше, наблюдение и эксперимент. Наблюдение – это восприятие предметов и явлений средствами чувственного познания, а эксперимент обеспечивается активным практическим воздействием на изучаемые явления и процессы окружающей природы.Теоретическое научное познание в философии начинается с выдвижения гипотезы, которая выдвигается предположительно для объяснения происходящего явления. Для нее используется индуктивный метод, заключающийся в переходе от частного к общему, от простого к более сложному и дедуктивный – состоящий в подведении итогов в соответствии с законами.Важнейшая цель гипотезы – открытие и формулировка законов, поэтому она плавно проистекает в теорию. А это уже целая система доказательств с детальным объяснением и дальнейшим предсказанием происходящих явлений.Изучением объектов реального мира занимается не только наука и научное познание. Обыденное и научное познание шагают нога в ногу, потому что вплетаются в друг друга и в тесном взаимодействии способствуют пополнению багажа знаний человечества. Наука развивается на основе обыденного познания, которое отражает только те объекты и явления действительности, которые могут быть применены в реальной жизни на практике. Чаще всего, то, что считает достоверным обыденное и научное познание редко отвергает. Но достоверность тех знаний все же наука доказывает и только потом они признаются истинными.Каковы же различия между научным и обыденным познаниями? В первую очередь, они определяются особенностями методов познавательной деятельности. Обыденное познание больше апеллирует к ежедневной практике. Познающий в этом случае не определяет свои действия как процесс познания. А ученый все объекты и предметы окружающей действительности рассматривает в качестве познавательной задачи. Обыденное познание не требует специальной подготовки, без которой научное познание практически невозможно. Первое осуществляется автоматически, когда происходит социализация личности, в процессе развития мыслительных органов, а также в контексте освоения культурных ценностей и постижения опыта прежних поколений. Истина устанавливается обыденным познанием только в личной форме, то есть существует в субъективной форме. А научное познание стремится к истине объективной, независящей от сложившихся на данный момент условий.Научное познание в философии стремится к честности. Оно не допускает подтасовки результатов, запрещает плагиат. Повторение открытия из-за недостаточности информации возможно, но присуждение авторства уже произведенного научного открытия считается глубоко безнравственной ситуацией. Научное сообщество категорически отрицает фальсификацию фактов и непримиримо относится к таким случаям.

39.Структура позновательного процесса Познание, как процесс, включает в себя такие категории как субъект и объект познания. Под объектом познания следует понимать все то, на что направлена мысль человека. Но не все, что объективно существует в мире, может быть объектом познавательного процесса. Здесь необходимо заметить, что объект и объективная реальность - вещи совершенно разные. Например, человек что-то не может сделать объектом познания в силу исторических причин: неразвитости технических средств наблюдения, отсутствия методологического аппарата анализа и т.д. Ведь элементарные частицы, атомы существовали еще во времена древних греков, но не были предметом их анализа, та же самая ситуация складывается и сегодня.Вместе с тем, какие-то вещи и процессы могут не являться предметом познавательной деятельности, так как познавательная направленность на них попросту отсутствует. Когда человек включает свет, он не задумывается о силе тока в цепи, сопротивлении и т д.

Необходимо заметить, что объектами познания могут быть и фантастические вымыслы. Более того, способность творчески конструировать гипотетические объекты познания, позволяет планировать возможные сценарии будущего. Какой бы объект человек не рассматривал, реальный или виртуальный, везде присутствует нечто трансцендентное, некоторая тайна, относительно которой он хочет получить знания. Субъектом познания называют конкретного носителя познавательной деятельности, то есть того, кто познает. Субъектом познания могут выступать не только конкретные люди, но и группы людей, а также общество в целом. В ходе исторического развития субъектно - объектная установка претерпела немало изменений. Идеалом научного познания действительности в XVIII-XIX вв. было полное устранение познающего субъекта из научной картины мира, мир изображался "сам по себе", независимо от средств и способов, которые применялись для его описания. В конце XIX - начале XX в. начался переход к новому типу рациональности, который исходил из того, что познающий субъект не отделен от предметного мира, а находится внутри него. Мир раскрывает свои закономерности благодаря активной деятельности человека в этом мире. Естествознание XX в. подтвердило неотрывность субъекта, исследователя от объекта, показало зависимость знания от методов и средств его получения. Иначе говоря, картина объективного мира определяется не только свойствами самого мира, но и характеристиками субъекта познания, его активностью, опытом и т.д.В философии XXI века наблюдается критика субъект-объектной познавательной установки, так как противопоставление данных категорий снова возвращает ту ситуацию, когда они находятся в оппозиции. Практика представляет собой решающий критерий истины, т.е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Противоречивость практики как критерия истины заключается в том, что она относительна, т.к. всегда исторически конкретна. В структуре науки не было бы гипотез, если бы любое суждение человек мог проверить на практике. Практическая деятельность относительна и по той причине, что ограничена объективными возможностями практической деятельности (наличным уровнем развития материального производства, возможностями самого человека и т.д.), преодоление этой ограниченности связано с выходом за пределы объективного опыта в сферу субъективного – например, фантазию.

40.Сознание и его сущность. Живая материя, которая является основой жизни, после возникновения продолжала интенсивно развиваться в прогрессивном направлении. Критериями прогресса в данном случае явились усложнение организации живой системы и установление гармонии между организмом и окружающей средой. Усложнение живой системы невозможно без формирования способности организма накапливать информацию посредством отражения. Отражение – это воздействие одного явления на другое, в результате которого происходит изменение внутренней структуры обоих объектов в форме следа. Отражение является фундаментальным свойством материи как живой, так и неживой, потому что все явления материального мира постоянно взаимодействуют между собой, претерпевая при этом определенные изменения. Живая материя в процессе своего развития выделяет важнейшие факторы окружающей среды и целенаправленно реагирует на полученную информацию. При этом происходит выработка механизма приспособления организма к условиям внешней среды.Первой формой отражения в живой природе была раздражимость. Раздражимость – это реакция организма на воздействие окружающей среды в форме возбуждения и ответной реакции. Это относится, прежде всего, к растительному миру и одноклеточным. С появлением животных возникает новая форма отражения – чувствительность – это способность иметь ощущения, что является начальной формой психики.Развитие нервной системы у животных позволило расширить возможности отражения, а, следовательно, и поведение, в основе которого лежат безусловные рефлексы – инстинкты. Инстинкты заложены генетически и являются результатом длительного приспособления животных к условиям существования.С появлением мозга у позвоночных животных отражение стало осуществляться посредством условных, то есть приобретенных рефлексов. Это качественно новая ступень развития сформировала систему организованной последовательности действий, которая основана на принципе обратной связи в коре головного и спинного мозга. Следующим этапом развития нервной системы, психики и мозга было возникновение нового типа отражения – сознания. Важно отметить, что сознание – это психическое явление, так как понятие «психика» шире понятия «сознание». Сознание – это свойство материи (мозга) отражать мир в идеальных образах. Выделяют две стороны сознания: - абстрактную, связанную со способностью работать с предметами, которых нет в наличии;- чувственно-предметную, связанную со способностью работать с реально существующими предметами.Важно заметить, что животным присуща только вторая, чувственно-предметная сторона сознания, поэтому более уместно будет говорить о наличии психики у животных, а не сознания, которое присуще только человеку.В связи с этим можно выделить следующие признаки, которые отличают сознание человека от психики животных:

 

1) наличие абстрактного мышления; 2) наличие планирования;3) наличие речи; Структура сознания включает в себя познавательные, эмоциональные, мотивационные и эмоциональные компоненты: Знание – результат процесса познания, отражение действительности в виде чувственных и рациональных образов. Память – способность мозга сохранять и воспроизводить информацию (предыдущий опыт). Сознание не может существовать без памяти, строить сложные абстрактные образы. Эмоции – субъективное переживание человеком своего отношения к действительности. Человек не только отражает те или иные явления действительности, в его сознании возникают эмоциональные переживания, оценки тех или иных явлений. Эти переживания и оценки могут быть как положительные, так и отрицательные.Эмоции различаются по своей силе и длительности. Эмоции включают в себя: чувства (переживания человеком своего отношения к действительности), настроения (длительное состояние переживания человеком), страсти (сильные и длительные чувства), аффекты (бурно протекающие неконтролируемые душевные волнения). Как правило, чувства всегда выражаются через эмоцию.Необходимо заметить, что эмоции как бы выделяют объекты с точки зрения потребностей человека, стимулируя его деятельность и мотивацию. Мотивация – это совокупность целей, побуждений человека к определенным действиям. Мотивация связана с постановкой цели. Большую роль в мотивации играет творческое воображение, представление результатов своей деятельности и создание идеалов. Далее происходит прогнозирование способов достижения данного идеала, а для этого необходим такой компонент как воля. Воля – сознательное устремление человека на выполнение тех или иных действий. Сила воли не дана человеку от рождения, это результат его работы над самим собой. Управление своим поведением человек осуществляет, основываясь на знания, эмоции и мотивы.Следующим важным компонентом сознания, без которого невозможен никакой познавательный процесс - это внимание. Внимание – это психическое состояние, которое обеспечивает сосредоточенность познавательной деятельности на определенном объекте или действии.Следующий компонент сознания – воображение. Воображением считаетсяспособность создавать новые чувственные и мыслительные образы. Важное его назначение – предвидеть будущее, то есть предопределять результат до начала дела.Наряду с сознанием в психике человека выделяют самосознание – это способность человека выделить собственное «я» из окружающей действительности.Первая форма самосознания, которая возникает в двухлетнем возрасте – это элементарное ощущение своего тела, движение в окружающем пространстве.Следующим уровнем самосознания является осознание принадлежности к тому или иному сообществу, культуре и установление своей субординации, социальной роли.Высшим уровнем самосознания является способность понимать самого себя, которая всегда сопровождается самооценкой и самоконтролем, что позволяет соотносить свои возможности и способности с целями и средствами деятельности.Процесс внутреннего анализа, осознание своего мыслительного процесса получил название «рефлексия». В процессе рефлексии происходит изменение и развитие индивидуального сознания. Важным моментом здесь является адекватность самооценки, так как её занижение формирует неуверенную личность, неспособную к решению поставляемых задач, а завышение приводит к несоответствию притязаний человека и его возможностей.

41.Соотношение сознательного и бессознательного. Сознание является составной частью психики, другой его частью является бессознательное. Бессознательное - это явление, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им (сновидения, обмолвки, автоматически совершаемые действия, утрата ориентировки во времени и пространстве, патологические явления, такие как бред, галлюцинации). Бессознательное обладает собственными функциями памяти, внимания, мышления, мотивации. Его можно подразделить на: 1) досознательное – потребность в пище, воде, тепле;2) подсознательное – то, что некогда было осознаваемо, но затем превратилось в автоматические навыки;3) сверхсознательное – это творческое озарение, интуиция, догадки.Бессознательное занимает большое место в духовной жизни человека. Фактически все его действия являются синтезом сознательного и бессознательного. К проблеме бессознательного обращались в истории философии Платон, Р. Декарт, Г.В. Лейбниц, Ф.В.И. Шеллинг и другие. Однако наиболее распространённые и влиятельные концепции бессознательного были созданы в ХХ веке австрийским психологом и психиатром Зигмундом Фрейдом и швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом. Зигмунд Фрейд исходил из установки доминирования бессознательного над сознательным, согласно его концепции, психика имеет следующую структуру:1) «Оно» - это примитивное телесные инстинкты и влечения (сексуальные и агрессивные). «Оно» подчинено принципу удовольствия и управляется психической энергией сексуальных влечений «либидо»;2) Сознательное «я», которое находится посередине между «оно» и «сверх-я» и пытается найти между ними компромисс;3) «Сверх-я» - это система морально-нравственных норм и социальных запретов, которая играет роль внутреннего цензора.Таким образом, согласно Зигмунду Фрейду, вся жизнь человека представляет собой бесконечную борьбу с бессознательными влечениями, а культура человечества - сублимацию либидо.

Такой подход вызвал неоднозначную реакцию в научном мире. Последователь и ученик Зигмунда Фрейда Карл Густав Юнг подверг критике концепцию своего учителя, доказывая недопустимость анализа всех проявлений бессознательного лишь с точки зрения вытесненной сексуальности, считая невозможным объяснение происхождения человеческой культуры и творчества только с позиции либидо.В своей концепции бессознательного Юнг исходил из того, что оно:1) не является совокупностью физиологических влечений человека вытесненных из сознания в процессе исторического развития человека;2) не является аппаратом интуитивного восприятия, превосходящим возможности сознания;3) выполняет защитную функцию, одновременно способствуя переходу личности на более высокую ступень развития.Одна из самых кардинальных идей Карла Густава Юнга заключается в том, что кроме индивидуального бессознательного, существует более глубокий пласт внутреннего мира – коллективное бессознательное, которое имеет всеобщую сверхличностную природу. Носителей коллективного бессознательного Юнг назвал архетипами (начало, образ), которые присущи всем людям.Архетипы многообразны, важнейшие из них Анима (женское начало), Анимус (мужское начало), Тень, Персона, Герой, Спаситель, Чудовище и так далее. Архетипы не могут быть рационально осмыслены, это некоторые «образы-символы», которые выражают общечеловеческие потребности, инстинкты, стремления и являются человеку посредством снов, образов, мифов, фантазий.

Научное знание представляет собой сложную и своеобразную систему процедур, которая изменяется по своим законам. В структуру научного знания входят: факты, понятия, гипотезы, теории, законы, методы, научная картина мира, ценности и т. д.Более сложная структура включает в себя экспериментальные факты, методологию, задачи, модели, средства выражения.В философии науки принято различать эмпирический и теоретический уровни познания (чувственное и рациональное в познании). Материализация и обобщение отраженных в сознании данных на основе правил соответствия (узнавание, сравнение, измерение, описание) образуют эмпирические факты, эмпирические объекты, эмпирическую информацию. Эмпирический факт – это некоторый фрагмент объективной или субъективной реальности. Следует отличать обыденный факт и эмпирический. В эмпирическом факте синтезирован чувственно-логический образ и научные понятия.Эмпирические факты условно можно разделить на два вида:

1) факты, в основе которых лежат независимые природные процессы;

2) факты, созданные человеком.

Важным моментом при констатации эмпирического факта при формулировке понятия является устранение субъективности, что достигается за счет предварительной рациональной обработке данных наблюдения и выявления в нем существенных, повторяющихся признаков.Эмпирические факты, зафиксированные в понятиях, образуют эмпирический язык науки, эмпирическое знание, которое является первичным научным знанием.Эмпирические факты и понятия, соединенные в определенную схему образуют эмпирическое исследование, которое является особым видом практической научной деятельности, требующей специфических навыков, способностей и приемов. Следует заметить, что наука начинается не с фактов, а с постановки проблемы и попыток ее решения.Обобщение эмпирических фактов индуктивным способом приводит к формулировке эмпирических законов. Ф. Бэкон сформулировал следующие правила вывода в три этапа:1) перечисление всех известных случаев исследуемого свойства;2) регистрация случаев, где данное свойство отсутствует; 3) составление таблицы интенсивности выраженности данного свойства.Эмпирически полученная информация становится полноценным научным знанием, если получает трактовку в рамках теоретического знания. Существует большое количество различных теорий, которые отличаются спецификой абстрактных объектов и определений. Поиск идеальной структуры теории привел к следующей схеме:

1) эмпирический базис теории (факты, логико-математические данные);

2) теоретический базис (аксиомы, законы, принципы);

3) логический аппарат (производные и следствия);

4) допускаемые следствия и утверждения;

Необходимо заметить, что всякая развитая научная дисциплина представляет собой стройную взаимосвязанную систему теорий.Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за ее пределами. Появление научного знания не отменило и не сделало бесполезными другие формы знания. Полное отделение науки от ненауки так и не увенчалось успехом до сих пор.Весьма убедительно звучат слова Л. Шестова о том, что, "по-видимому, существуют и всегда существовали ненаучные приемы отыскания истины, которые и приводили если не к самому познанию, то к его преддверию, но мы так опорочили их современными методологиями, что не смеем и думать о них серьезно" (Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. - Л., 1991. С. 171)

Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии - соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу.Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и ненаучное знание, то важно понять: ненаучное знание не является выдумкой, оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами и имеет собственные источники и средства познания. Очевидно, что многие формы ненаучного знания старше научного знания, например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии. Выделяют следующие формы ненаучного знания:1) ненаучное - это разрозненное несистематическое знание, которое не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;2) донаучное, которое выступает прототипом научного, то есть, предшествует ему;3) паранаучное - несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного (пара- от греч. - около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;4) лженаучное - сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки.В качестве симптомов лженауки является нетерпимость к опровергающим доводам. Лженаучные знания очень чувствительны к сенсации, их особенностью является то, что они не могут быть объединены парадигмой, не могут обладать систематичностью, универсальностью, они вкраплениями сосуществуют с научными знаниями. 5) квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях жесткой иерархии науки, в которой доминирует идеологический режим. В истории нашей страны периоды "триумфа квазинауки" хорошо известны: лысенковщина, критика генетики, кибернетики и т.д.;6) антинаучное - утопичное и сознательно искажающее представление о действительности. Приставка "анти" обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. Особый интерес и тяга к антинауке возникают в периоды социальной нестабильности. Но хотя данный феномен достаточно опасен, принципиальное избавление от антинауки невозможно;7) псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий.Еще на ранних этапах человеческой истории существовало обыденно-практическое знание, доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Его основой был опыт повседневной жизни, который имел разрозненный, несистематический характер, и представлял собой простой набор сведений. Люди, как правило, располагают большим объемом обыденного знания, которое производится повседневно в условиях элементарных жизненных отношений и является исходным началом всякого познания. Иногда аксиомы здравого смысла препятствуют развитию науки, вживаются в человеческое сознание так крепко, что становятся предрассудками и сдерживают процесс познания. Иногда, напротив, наука длинным и трудным путем доказательств и опровержений приходит к формулировке тех положений, которые давно утвердили себя в среде обыденного знания. Особую форму ненаучного и внерационального знания представляет собой так называемая народная наука, которая в настоящее время стала делом отдельных групп или отдельных субъектов: знахарей, целителей, экстрасенсов, а ранее являлась привилегией шаманов, жрецов, старейшин рода. При своем возникновении народная наука обнаруживала себя как феномен коллективного сознания. В эпоху доминирования классической науки она заняла прочные позиции на периферии, вдали от официальных экспериментальных и теоретических изысканий. Как правило, народная наука транслируется от наставника к ученику в бесписьменной форме. Иногда ее можно выделить в форме заветов, примет, наставлений, ритуалов и пр. И, несмотря на то, что народную науку квалифицируют как самобытную и проницательную, ее часто обвиняют в необоснованных притязаниях на обладание истиной.Широкий класс паранормального знания включает в себя учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями. Самыми яркими представителями этого типа знания считаются мистика и спиритизм (экстрасенсорное - телепатия, ясновидение, второе - психокинез).Заслуживает внимание то, что в настоящее время исследование паранормального ставится на конвейер науки, которая после серий различных экспериментов делает свои выводы. К. Поппер достаточно высоко ценил псевдонауку, прекрасно понимая, что наука может ошибаться и что псевдонаука "может случайно натолкнуться на истину". У него есть и другой вывод: если некоторая теория оказывается ненаучной - это не значит, что она не важна.Уже давно ненаучное знание не рассматривают только как заблуждение. И раз существуют многообразные формы ненаучного знания, следовательно, они отвечают какой-то изначально имеющейся в них потребности. Нельзя запрещать развитие ненаучных форм знания, как нельзя и культивировать псевдонауку. Даже если неожиданные аналогии, тайны и истории окажутся всего лишь "инофондом" идей, в нем очень остро нуждается как интеллектуальная элита, так и многочисленная армия ученых.Достаточно часто звучит заявление, что традиционная наука, сделав ставку на рационализм, завела человечество в тупик, выход из которого может подсказать ненаучное знание. К ненаучным же дисциплинам относят те, практика которых основывается на иррациональной деятельности на мифах, религиозных и мистических обрядах и ритуалах. Интерес представляет позиция современных философов науки, и в частности П. Фейерабенда, который уверен, что элементы нерационального имеют право на существование внутри самой науки.Мнение о том, что именно научные знания обладают большей информационной емкостью, также оспаривается сторонниками подобной точки зрения. Наука может "знать меньше" по сравнению с многообразием вненаучного знания, так как все, что она знает, должно выдержать жесткую проверку на достоверность фактов, гипотез и объяснений. Не выдерживающее эту проверку знание отбрасывается, и даже потенциально истинная информация может оказаться за пределами науки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 853; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.