Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоциональное отношение ребенка к родителю. Теория привязанности




План

1. Теория привязанности Джона Боулби.

2. Гештальт младенчества.

3. Типы привязанности М.Эйнсворд

4. Условия формирования надежной (безопасной) привязанности.

5. Влияние установок матери в отношении воспитания на особенности
ее взаимодействия с ребенком.

6. Концепция развития привязанности в контексте защитных стратегий
личности (П.Криттенден)

7. Типология эмоциональных отношений в диаде "родитель-ребенок"

 

 

Филиппова Г.Г. Психолоогия материнства: Учебное по­собие.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - С.138-142

ГЕШТАЛЬТ МЛАДЕНЧЕСТВА

Можно выделить три группы качеств, свойственных детенышам высших животных, у которых есть поведение заботы о потомстве, составляющие три компонента гешталъта младенчества.

1. Физические свойства. К ним относятся особенности внешнего вида детенышей, их запах, голо­
совые реакции. Во внешнем виде выделяются пропорции частей тела (крупная по сравнению с телом го­
лова, короткая шея, короткие и толстые конечности, общие округлые формы, соотношение толщины и
длины тела) и лицевой части (высокий выпуклый лоб, большие, направленные вперед глаза, маленький
нос, губы и подбородок, выпуклые щеки, маленькие, низко расположенные уши), а также цветовая гамма
(у некоторых животных окраска детенышей отличается от взрослой; для человека характерны чистые, пас­
тельные тона кожи, яркие контрасты частей лица - румянец, яркие глаза и ресницы, губы). У детенышей от­
личный от взрослых запах, имеющий сходство у всех млекопитающих. Голосовые реакции детенышей име­
ют наиболее сходные межвидовые характеристики и устойчиво вызывают ориентировочную реакцию и
стремление к контакту, купирование агрессии практически у всех взрослых животных. Однако полно­
ценное поведение родительского типа не всегда проявляется у взрослых животных. Иногда оно измене­
но за счет прошлого опыта и выражается в растерянности, страхе, иногда агрессии. При полноценном
развитии детеныши вызывают ярко выраженные положительные эмоции, стремление к контакту, охране и
т. п. При этом реакция взрослых особей тем сильнее, чем интенсивнее выражены эти качества независимо
от того, к какому виду принадлежит детеныш. Считается, что наиболее выраженными младенческими ка­
чествами обладает человеческий ребенок. По отношению к нему элементы родительского поведения со
стороны взрослых животных разных видов наиболее выражены. У ребенка к этому компоненту гештальта
младенчества относятся улыбка и взгляд в глаза, особенности структуры речи (гуление, лепет, построение
слов и фраз).

2. Поведенческие особенности. Структура и динамика движений детенышей отличаются от тако­
вых у взрослых особей. Они замедленны, неловки, недостаточно координированы, неадекватны по интен­
сивности окружающей среде и задачам деятельности. С этим связаны особенности прикосновений мла­
денцев к взрослым особям и явно приятные переживания последних. К поведенческим особенностям от­
носятся инфантильные позы, которые выражают отличную от взрослых роль детеныша во взаимодей­
ствии. Эти позы стимулируют взрослых к оказанию поддержки, провоцируют покровительство, у мно­
гих животных — поведение кормления. Некоторые инфантильные позы и движения входят в ритуальные
средства общения и брачные игры у птиц и млекопитающих. Их назначение - купировать агрессию, стиму­
лировать покровительство, в брачных ритуалах некоторых птиц - самец осуществляет по отношению
к самке поведение кормления.

5. Инфантильная результативность. К ней относятся результаты жизнедеятельности и поведения детенышей, которые отличны от таковых у взрослых. Можно выделить три уровня ин­фантильной результативности:

- результаты физиологического функционирования ребенка: кряхтение, звуки удовольст­
вия, сопение, чавканье, пускание слюней и т. п.. которые имеют отличие от таковых у взрослых
особей и по отношению к детенышу вызывают положительно-эмоциональную реакцию и поведе­
ние, обеспечивающее его физический комфорт (вылизывание и т. п.);

- результаты инфантильного стиля движений: прикосновения особого характера, звуки,
мимические выражения при контакте, не такая, как у взрослых, реакция на достигнутый результат
(восторг, бурная радость и т. п.), на общение со взрослым, на контакт после дискомфорта (всхли­
пывания с придыханием, которое присуще практически всем млекопитающим и вызывает очень
яркую эмоциональную реакцию взрослых), а также игровое поведение детенышей;

- инфантильный продукт деятельности: этот уровень инфантильной результативности наи­
большее значение имеет у человека, однако его можно обнаружить и на более ранних стадиях раз­
вития. Результаты деятельности детенышей отличны от взрослых по качеству, они менее совер­
шенны, часто вообще непригодны «для употреблении» п никому не нужны (детеныши хищных,
участвуя в охоте взрослых, не способствуют успешности охоты; гнездо, построенное полу-


торагодовалым детенышем антропоидов, непригодно для ночлега, а продукты игровой, конструк­тивной и т. п. деятельности человеческих детей не только не нужны, но еще требуют для себя до­полнительных затрат от взрослых).

Все компоненты гештальта младенчества имеют возрастную динамику. В каждом возрасте они представлены в разной пропорции и разные по качеству. Поведение взрослых соответствует этим возрастным особенностям, что обеспечивает своевременный переход от операций ухода к игровой деятельности, включению детенышей в деятельность взрослых, переход от ограничения активности к сепарации и предоставления самостоятельности. У приматов статус детенышей, обеспечивающий им особое отношение всех членов группы, ограничен двумя месяцами у низших и двумя годами у человекообразных. Интенсивное поведение няньчания вызывают у антропоидов детеныши до года, снисхождение и игровое поведение - до двух-трех лет. А на четвертом году они уже полностью лишены всех привилегий. У человека гештальт младенчества сохраняется дольше всех, а второй и третий его компоненты наиболее разнообразны.

В этологии и психологии есть интерпретация значения этой стимуляции как с эволюцион­ной позиции, так и в отношении переживаний самих взрослых особей. Эволюционное значение гештальта младенчества позволяет взрослым отнести детеныша к «детской группе» и не ожидать от него поведения, соответствующего «правилам поведения» в сообществе. Кроме того, младенче­ская стимуляция купирует агрессию и обеспечивает проявление покровительства, если детеныш оказался без надзора матери. Для самой матери стимуляция от детеныша обеспечивает стимуля­цию ее активности и направляет ее поведение нужным образом. У. СеуЛЛг отмечает, что стимуля­ция от ребенка служит подкреплением для взрослого, информируя его о хорошем самочувствии ребенка, его привязанности к взрослому, успешности выполнения взрослым родительских функ­ций.

Гештальт младенчества является комплексным ключевым раздражителем, который вызыва­ет у взрослых особей множество разнообразных переживаний и стремление к их возобновлению и сохранению. Однако эти качества не существуют в природе сами по себе, они принадлежат кон­кретным носителям - детенышам. Но детеныш обладает этими характеристиками в разном возрас­те по-разному, кроме того, каждый раз в индивидуальных вариантах. Поэтому совпадение пере­живаний взрослых с задачами развития детеныша не может быть обеспечено раз и навсегда зафик­сированными поведенческими и эмоциональными реакциями первых. Необходим гибкий инстру­мент, позволяющий изменять эмоции и поведение родительских особей. Кроме того, некоторые элементы гештальта младенчества «используются» в других формах поведения. Объединение всех компонентов гештальта младенчества на конкретном носителе - детеныше (образование объекта деятельности), по отношению к которому должно разворачиваться родительское, а не половое или групповое поведение, происходит в онтогенезе будущих родителей.

Таким образом, объектом материнской потребностно-мотивационной сферы поведения (как варианта родительской) является объект, носитель гештальта младенчества. Взаимодействие с этим объектом не только доставляет удовольствие, но также требует проявления заботы (кормле­ние и уход) и охраны. В субъективном опыте матери ее собственные переживания оформляются в связанную структуру, которая отнесена к определенной области ее жизни и деятельности. Цен­ность этих переживаний для матери у человека является самостоятельной, но некоторые предпо­сылки такой структуры могут быть обнаружены и в субъективном опыте высших млекопитающих.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1852; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.