КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эмоциональное отношение ребенка к родителю. Теория привязанности
План 1. Теория привязанности Джона Боулби. 2. Гештальт младенчества. 3. Типы привязанности М.Эйнсворд 4. Условия формирования надежной (безопасной) привязанности. 5. Влияние установок матери в отношении воспитания на особенности 6. Концепция развития привязанности в контексте защитных стратегий 7. Типология эмоциональных отношений в диаде "родитель-ребенок"
Филиппова Г.Г. Психолоогия материнства: Учебное пособие.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - С.138-142 ГЕШТАЛЬТ МЛАДЕНЧЕСТВА Можно выделить три группы качеств, свойственных детенышам высших животных, у которых есть поведение заботы о потомстве, составляющие три компонента гешталъта младенчества. 1. Физические свойства. К ним относятся особенности внешнего вида детенышей, их запах, голо 2. Поведенческие особенности. Структура и динамика движений детенышей отличаются от тако 5. Инфантильная результативность. К ней относятся результаты жизнедеятельности и поведения детенышей, которые отличны от таковых у взрослых. Можно выделить три уровня инфантильной результативности: - результаты физиологического функционирования ребенка: кряхтение, звуки удовольст - результаты инфантильного стиля движений: прикосновения особого характера, звуки, - инфантильный продукт деятельности: этот уровень инфантильной результативности наи торагодовалым детенышем антропоидов, непригодно для ночлега, а продукты игровой, конструктивной и т. п. деятельности человеческих детей не только не нужны, но еще требуют для себя дополнительных затрат от взрослых). Все компоненты гештальта младенчества имеют возрастную динамику. В каждом возрасте они представлены в разной пропорции и разные по качеству. Поведение взрослых соответствует этим возрастным особенностям, что обеспечивает своевременный переход от операций ухода к игровой деятельности, включению детенышей в деятельность взрослых, переход от ограничения активности к сепарации и предоставления самостоятельности. У приматов статус детенышей, обеспечивающий им особое отношение всех членов группы, ограничен двумя месяцами у низших и двумя годами у человекообразных. Интенсивное поведение няньчания вызывают у антропоидов детеныши до года, снисхождение и игровое поведение - до двух-трех лет. А на четвертом году они уже полностью лишены всех привилегий. У человека гештальт младенчества сохраняется дольше всех, а второй и третий его компоненты наиболее разнообразны. В этологии и психологии есть интерпретация значения этой стимуляции как с эволюционной позиции, так и в отношении переживаний самих взрослых особей. Эволюционное значение гештальта младенчества позволяет взрослым отнести детеныша к «детской группе» и не ожидать от него поведения, соответствующего «правилам поведения» в сообществе. Кроме того, младенческая стимуляция купирует агрессию и обеспечивает проявление покровительства, если детеныш оказался без надзора матери. Для самой матери стимуляция от детеныша обеспечивает стимуляцию ее активности и направляет ее поведение нужным образом. У. СеуЛЛг отмечает, что стимуляция от ребенка служит подкреплением для взрослого, информируя его о хорошем самочувствии ребенка, его привязанности к взрослому, успешности выполнения взрослым родительских функций. Гештальт младенчества является комплексным ключевым раздражителем, который вызывает у взрослых особей множество разнообразных переживаний и стремление к их возобновлению и сохранению. Однако эти качества не существуют в природе сами по себе, они принадлежат конкретным носителям - детенышам. Но детеныш обладает этими характеристиками в разном возрасте по-разному, кроме того, каждый раз в индивидуальных вариантах. Поэтому совпадение переживаний взрослых с задачами развития детеныша не может быть обеспечено раз и навсегда зафиксированными поведенческими и эмоциональными реакциями первых. Необходим гибкий инструмент, позволяющий изменять эмоции и поведение родительских особей. Кроме того, некоторые элементы гештальта младенчества «используются» в других формах поведения. Объединение всех компонентов гештальта младенчества на конкретном носителе - детеныше (образование объекта деятельности), по отношению к которому должно разворачиваться родительское, а не половое или групповое поведение, происходит в онтогенезе будущих родителей. Таким образом, объектом материнской потребностно-мотивационной сферы поведения (как варианта родительской) является объект, носитель гештальта младенчества. Взаимодействие с этим объектом не только доставляет удовольствие, но также требует проявления заботы (кормление и уход) и охраны. В субъективном опыте матери ее собственные переживания оформляются в связанную структуру, которая отнесена к определенной области ее жизни и деятельности. Ценность этих переживаний для матери у человека является самостоятельной, но некоторые предпосылки такой структуры могут быть обнаружены и в субъективном опыте высших млекопитающих.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1852; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |