Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Суммарные показатели образа себя у ребенка, образа себя у матери, представления матери о ребенке




  образ себя у ребенка образ себя у матери представления матери о ребенке
       
       
       
       
       
       
       
       

При анализе табл. 2 преж­де все обращает на себя вни­мание разброс показателей об­раза себя у ребенка от 121— 125 баллов в верхнем пределе до 34 — в нижнем, при мини­мальной выраженности образа себя в данной выборке. Раз­брос показателей образа себя у матери и представления ма­тери о своем ребенке выражен не так ярко, но и здесь макси­мальные величины более чем в два раза превышают мини­мальную выраженность пока­зателей.

Качественный анализ поведения ребенка перед зеркалом в различных ситуа­циях свидетельствует о противоположных типах поведения для детей с высокими количественными показателями образа себя и низкими, минимальными показа­телями.

Дети с развитым образом себя удовольствием подолгу рассматривают себя в зеркале, часто улыбаются своему отражению, играют с ним, надевая и снимая пла­точек и бусы, красуются перед зеркалом.

Дети с несформированным образом себя, наоборот, не рассматривают себя в зеркале, бросая на свое отражение лишь короткие настороженные взгляды, улы­баются только в пробе, где в зеркале видно отражение матери и ребенка, причем более яркая улыбка адресована отражению матери. Дети этой группы быстро сни­мают с головы платочек, бросают его на пол или отдают матери, не примеряя снова и не подходя к зеркалу. Бусы оказываются для них привлекательными сами по себе, как интересный предмет, с которым они некоторое время играют, сняв с шеи, размахивая и постукивая, отходят от зеркала и больше к нему не возвра­щаются.

Качественный анализ образа себя у матери также выявляет два полюса, на од­ном из которых матери с невысокой общей самооценкой, осознающие себя не очень: счастливыми, удачливыми, способными, хорошими матерями и хозяйками, с оптимизмом смотрящими в будущее. Жизнь приносит им больше огорчений, чем радостей, и они готовы к худшему, полагаясь на случай и удачу. Матери с высокими показателями образа себя в целом имеют высокую общую самооценку, оценивая себя как счастливых, благополучных, довольных собой, своим материн­ством, своей родительской компетентностью. Они больше уверены в себе, с опти­мизмом смотрят в будущее, стремятся планировать свою жизнь, контролировать события, происходящие в ней.

Полученные нами результаты позволяют выделить два разных типа представле­ний матерей о своих детях. Высоким количественным показателям соответствует ориентация на личностные качества ребенка, его достижения, особенно в соци­ально-эмоциональной сфере, положительная оценка новых умений, способностей малыша. Матери этой группы говорят о том, что с ребенком становится все ин­тереснее по мере того, как он растет и развивается. Они также задают много во­просов о том, как создать наилучшие условия для развития ребенка.


Наоборот, низким показа­телям материнского представ­ления о ребенке соответству­ют ориентация преимуществен­но на уход за ребенком, на пер­вом месте в качестве позитив­ных изменений в развитии от­мечают навыки, умения (пьет из чашки, умеет сам надеть трусики и т.д.), а не личност­ные качества (любознательный, интересуется книжками, хоро­шо играет и сочувствует мне,если я расстроена, и т.д.). Говоря о развитии ребенка, матери этой группы акцен­тируют внимание на возрастании трудностей во взаимодействиях с ребенком («лучше было, когда был маленький и целый день спал в коляске, а сейчас везде лезет, мешает делать дела»), отмечают больше негативные, чем позитивные изме­нения в его личности, характере («стал упрямый, настаивает на своем, кричит, требует»).

Данные об уровне развития образа себя у ребенка показали корреляционную зависимость как от уровня развития образа себя матери, так и от ее представления о ребенке. Соответствующие коэффициенты корреляции представлены в табл. 3.

Анализ табл. 3 показывает, что образ себя у ребенка зависит в наибольшей сте­пени от представления матери о нем, а также и от образа себя у матери: чем выше образ себя у матери и ее представления о своем ребенке, тем выше показатели образа себя у ребенка.

Количественные показатели типа аффективной привязанности ребенка к ма­тери представлены в табл. 4.

Начнем с сопоставления поведения детей в эпизодах, когда мать уходит из ком­наты и ребенок остается наедине с незнакомым взрослым (№ 2), а затем незна­комый взрослый уходит и в комнату возвращается мать (№ 3).

Анализ табл. 4 показывает, что в эпизоде № 3 по сравнению с эпизодом № 2 снижается активность детей первой, третьей и четвертой пар. При этом у первой и третьей пар высокие показатели положительных эмоциональных проявлений де­тей в эпизодах с незнакомым взрослым снижаются до нуля, когда он покидает комнату, а мать возвращается. Качественный анализ поведения детей показывает, что в присутствии матери ребенок начинает искать незнакомого взрослого: бежит к двери, зовет его, стучит по двери рукой.

Таким образом, дети первой группы в присутствии незнакомого взрослого ве­дут себя более активно и радостно, чем в присутствии матери. У всех остальных детей, наоборот, активность при возвращении матери выше, хотя и среди них мож­но выделить разные группы. Так, дети из шестой и седьмой пар (вторая группа) проявляют ярко выраженные отрицательные эмоции в присутствии незнакомого взрослого, а при возвращении матери — слабо выраженные положительные эмо­ции и невысокий уровень активности.

Качественный анализ поведения детей свидетельствует о том, что в присутст­вии незнакомого взрослого их активность полностью затормаживается, они гром­ко плачут, призывая мать, а когда она возвращается, большую часть времени дети сидят, стоят, прижавшись к матери, забираются к ней на колени, пряча лицо. После уговоров дети начинают играть в предлагаемые матерью игрушки, слабо улыбаются, лепечут. Однако их ориентировочно-исследовательские, инициативные и игровые действия в присутствии матери не достигают даже среднего уровня (двух баллов).

В третью группу входят дети из второй, пятой и восьмой пар. Они существен­но усиливают свою активность при возвращении матери и не проявляют отрица­тельных эмоций, оставаясь с незнакомым взрослым. У всех трех детей этой группы в присутствии матери усиливаются положительные эмоциональные проявления и показатели ориентировочно-исследовательских инициативных и игровых действий.

Качественный анализ показывает, что эти дети достаточно доброжелательно и активно ведут себя в присутствии незнакомого взрослого: улыбаются, инициируют его к общению, обследуют комнату, играют с предметами. Однако активность су­щественно увеличивается, когда в комнату возвращается мать: ребенок подходит к ней, инициирует ее к общению и игре, ярко улыбается и лепечет. Ребенок из восьмой пары в присутствии незнакомого взрослого проявляет минимальную ак­тивность, а при возвращении матери подбегает к ней, прижимается, забирается на руки, через некоторое время начинает совершать исследовательские и игровые дей­ствия, улыбается слабо, робко, стараясь держаться поближе к матери.

Перейдем к сопоставлению эпизодов № 6 и 7 эксперимента. Рассмотрим пока­затели поведения детей в ситуации, когда мать выходит из комнаты, оставляя ре­бенка с незнакомым взрослым и пугающей игрушкой (эпизод № 6), а затем воз­вращается, а незнакомый взрослый уходит (эпизод № 7). Из табл. 4 видно, что активность всех детей в эпизоде № 6 в присутствии незнакомого взрослого и пу­гающей игрушки существенно ниже (более чем в два раза) по сравнению с эпи­зодом № 7, где ребенок и пугающая игрушка находятся в присутствии матери, возвратившейся в комнату. В эпизоде № 6 в пугающей ситуации только один ре­бенок из второй пары проявляет положительные эмоции.

Дети из шестой и седьмой пар проявляют отрицательные эмоции (хныканье, громкий плач), а остальные — не выражают ярких эмоций, при общей тенденции проявлять настороженность, легкую степень тревожности. У детей первой, второй и третьей пар отмечается слабая активность, а все остальные дети демонстрируют «замирание», прекращая всякую деятельность, стоят на месте, не сводя взгляда с пугающей игрушки. В следующем эпизоде № 7, когда комнату покидает незнако­мый взрослый и возвращается мать, активность детей возрастает, нарастает коли­чество вокализаций, более чем в два раза — количество инициативных, ориенти­ровочно-исследовательских и игровых действий, направленных на пугающую иг­рушку. Качественная картина поведения детей показывает, что в присутствии ма­тери дети перестают бояться незнакомой игрушки с необычными свойствами и начинают активно исследовать ее, инициируя мать к изучению возможностей иг­рушки и совместной игре.

Только дети из седьмой и восьмой пар проявляют в присутствии матери от­рицательные эмоции, продолжая хныкать, дети слабо инициируют мать к игре, неохотно исследуют пугающую игрушку, предпочитая держаться от нее подальше, забираются на руки к матери, не отпуская ее до конца эпизода.

Оценка привязанностей по методике М. Эйнсворт предполагает выявление трех основных групп детей. Дети, которые не очень сильно огорчались после ухода ма­тери, тянулись к ней, когда она возвращалась, и легко успокаивались, получили название «надежно привязанные». Детей, которые не возражали против ухода ма­тери и продолжали играть, не обращая особого внимания и на ее возвращение, определили как «индифферентных» и «ненадежно привязанных». И, наконец, де­тей, которые очень сильно огорчались после ухода матери, а когда она возвраща­лась, цеплялись за нее, но сразу же отталкивали, назвали «аффективными» и «не­надежно привязанными». В соответствии с данной классификацией ближе всего к индифферентным и ненадежно привязанным детям при сравнении эпизодов № 2 и 3 — дети из первой группы (первой, третьей и четвертой пар). Отметим, что поведение этих детей не полностью совпадает с моделью М. Эйнсворт, так как дети более активно и более радостно ведут себя в присутствии незнакомого взрослого по сравнению с матерью. Однако при сопоставлении эпизодов № 6 и 7, когда в ситуации присутствует пугающая игрушка, дети этой группы активнее обследуют ее, играют в присутствии матери, а не постороннего взрослого, хотя у них не наблюдается близкий контакт с матерью в эпизоде № 7, когда она воз­вращается в комнату. Дети ограничиваются инициативными действиями, пригла­шая мать к игре, привлекая ее внимание к пугающей игрушке.

К аффективным и ненадежно привязанным, по классификации М. Эйнсворт, можно отнести детей из второй группы (шестой и седьмой пар), хотя таких про­явлений, как отталкивание матери после ее возвращения, у них не отмечалось. При сопоставлении эпизодов № 6 и 7 к детям этой группы можно присоединить и ребенка из восьмой пары, которого не удается успокоить после возвращения матери.

К надежно привязанным ближе всего дети из второй и пятой пар, которые устой­чиво повышают свою активность и проявляют больше положительных эмоций в присутствии матери в эпизодах как № 3, так и № 7.

При выявлении образа себя у матери и ее представления о ребенке дополни­тельно изучалась оценка матерью своей привязанности к ребенку и его привязан­ности к ней (по трехбалльной шкале). Эти оценки сопоставлялись с показателями образа себя у ребенка (табл. 5, 6) и типом его привязанности к матери.

При анализе табл. 5 обращает на себя внимание тот факт, что более высоким показателям образа себя соответствует индифферентный, ненадежный тип привязанности, а наиболее низким показателям образа себя — аффективный ненадежный тип привязанности.


 

 

Таблица 5




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 843; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.