Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С точки зрения их идейно-политической ориентации различаются




Понятие формы государства.Форма правления и её виды.Форма государственного устройства и её разновидности.Особенности формы правления и государственного устройства Респубоики Беларусь.

N16

Политич. режим и его критерии. Характеристика политич. систем по критериям политич. режима. Особенности политич. системы РБ (Ивуть К.)

1. Сущность политического режима и критерии его оценки

Полити́ческийрежи́м (от лат. regimen — управление) — совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, т.е способ функционирования его политич.сист.

В науке конкурируют в основном два подхода в трактовке режима: юридический, делающий акцент на формальные нормы и правила отправления власти институтами государства, и социологический, опирающийся на анализ тех средств и способов, с помощью которых осущ. реальная публичная власть и кот.в той или иной мере обусловлены социокультурными традициями, системой разделения труда, характером коммуникаций и т.д.

Наиболее адекватнымявл.2 подход, дающий возможность сопоставлять официальные и реальные нормы поведения субъектов в сфере власти, отражать реальное состояние дел в области прав и свобод, выяснять, какие группы контролируют процесс принятия решений, и т.д.

Ориентируясь именно на реальное отражение процесса отправления политической и государственной власти, политический режим показывает, что он формир. и развив.под влиянием значительно более широкого круга факторов, нежели полит.сист. Причем облик правящего режима зачастую определяется более частными параметрами и обстоятельствами, а именно: межгрупповыми отношениями внутри правящей элиты, внутри- или внешнеполитической ситуацией, характером международной поддержки власти, личностными качествами политических деятелей и т.д.

Политический режим представляет собой совокупность методов и приемов осуществления государственной власти, определяет степень политич. свободы в обществе и правовое положение личности. П. р. во многом предопределяет и соотношение гос. власти со всеми существующим негосударственными обществ.-политич. организациями, степень участия населения в управлении делами общества и государства.

Гос. режим характеризуется правовыми или неправовыми способами (методами) осущ. власти. В зависимости от методов осуществления гос. власти П.р. может быть демократическим или антидемократическим.

П.р. определяет как осуществляется власть, как функционируют политич. институты и политич. отношения, какова динамика политич. системы, как соотносятся между собой власть и общество, кто кого контролирует, а также обеспеч. достижение целей политики, реализацию интересов властвующей элиты.

Тип П.р. определяется уровнем развития и интенсивностью обществен.-политич. процессов, структурой правящей элиты, механизмом ее формирования, состоянием свобод и прав чел-а в обществе, состоянием отношений с чиновничим аппаратом, господствующим в обществе типом легитимности, развитостью обществен.-политич. традиций, доминирующим в обществе политич.сознанием и поведением.

Признаками политического режима:

- механизмы властвования, способ функционирования гос.органов, процедуры отбора правящих групп и политич.лидеров;

- порядок распределения власти между различными соци.и силами и выражающими их интересы политич. организациями;

- реализация принципа разделения властей; существование сист.сдержек и противовесов;

- характер и формы отношения населения к политич. участию

- состояние прав и свобод в обществе; признание или непризнание властью естеств.неотчужд. прав личности и гражданина; реальность их гарантий;

- способы урегулирования соц. и политич. конфликтов;

- наличие политич. партий в обществе, их внутр. устройство и принципы взаимоотношений с гос-вом;

-существование оппозиции, ее статус, взаимоотношения с госу.властью;

- политич. и юридич. статус и роль армии в обществе;

- политич. и юридич. статус сми, наличие или отсутствие цензуры, степень гласности в обществе.

 

Современную политическую систему Республики Бела-

русь можно определить как трансформирующуюся систему,

где наряду с новыми компонентами cохраняется ряд элемен-

тов предшествовавшей советской политической системы. По-

литическая система республики имеет ряд отличительных

признаков:

 

• определенный перевес в распределении властных пол-

номочий в сторону исполнительных органов государствен-

ной власти;

 

• недостаточная развитость и адаптированностьсисте-

мы местного самоуправления к новым условиям социаль-

но-экономического развития;

 

• отсутствие авторитетных политических партий и дви-

жений общенационального масштаба;

 

• слабость конструктивного компонента в деятельнос-

ти политической оппозиции;

 

• фрагментарность политической культуры в условиях

радикального изменения системы ценностей.

 

 

Вопрос 17 (Калоша А.А)

Политическая культура - это реализация политических знаний, ценностей, ориентаций, образцов поведения социального субъекта (личности, класса) в определенной исторической деятельности. Она включает зафиксированный в обычае и законах политический опыт общества, уровень представления власти занять такую позицию чтобы быть на одной стороне действий.

Структура политической культуры: Когнитивный элемент - политические знания, политическая образованность, способ политического мышления. Нормативно-оценочный элемент- политические чувства- оценки, настроения.- Традиции, обычаи.- Политическая убежденность. Цели.- Выражает ориентацию установки людей.- Политическая сознательность. Поведенческий элемент - связан с политической установкой.- Общественно-политическая деятельность отвечает требованиям политической культуры.

Функции политической культуры: 1. Идентификация - понимание в групповой принадлежности к какой партии принадлежит, за что поддерживаю.2. Ориентационная - человек должен ориентироваться в политической системе.3. Адаптации и социализация - приобщение к новым навыкам общественного поведения.4. Интеграционная - сохранение ценностей.5. Коммуникации - осуществляет взаимодействие субъектов на основе стереотипов, символов.

Типы. 1. Патриархальный тип- Ориентация на местные ценности.- На вождей и шаманов.- Политические ориентации не отделены от религиозных, экономиче-ских.

2. Подданнический тип- пассивное отношение граждан к политической культуре.- Человек живет в системе, но боится этой системы, опасается власти.

3. Активистский тип.- Активное включение индивида в политическую жизнь.- Участие в выборах, влияние на политические выборы.

Политическое сознание - это форма общественного сознания, выражающая политическую действительность и возникает в процессе политической деятельности.

Маркс: "Сознание никогда не может быть ничем иным как осознанным бытием".

Характер политического сознания определяется социально-политическими, экономическими, национальными, культурными факторами.

Пути:1. Осознание цели государственного и политического руководства.2. Путем критического осмысления.3. Эмоциональное приобщение к вере.

Функции политического сознания:1. Когнитивная - выражение в потребности групповых и коллективных интересов.2. Идеологическая - характеризует потребности в защиту интересов.3. Коммуникативная.4. Прогностическая.5. Воспитательная - задает политическую активность людей, жела-тельную направленность.

Политическое сознание противоречиво. Выделяют уровни:1. Эмпирический - политическая психология человека. Формируется под влиянием политической жизни людей.2. Идеолого-теоретический - система теоретических знаний.3. Индивидуально-политический - сознание человека, индивида.4. Групповая - совокупность определенных групп.5. Массовое.

 

 

 

 

Вопрос 18 (Калоша А.А)

Государство – основной институт политической системы, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление политики этой властью.Признаки государства. Основными атрибутами (элементами) государства являются территория, население, власть. Территория составляет физическую, материальную основу государства. Территория государства представляет собой пространство, на которое распространяется его юрисдикция. Это не только так называемая "твердая земля", суша, но и недра, водное и воздушное пространства. Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна, исключительна (на территории государства господствует власть только этого государства), неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть государством).Население государства – это совокупность людей, проживающих на данной территории. Важным атрибутом государства является наличие отделенной от общества публичной власти. Такая власть не совпадает с населением, персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением. Осуществление публичной власти требует определенной организации – становления специального государственного аппарата и оснащения материально-техническими средствами.

Отличительными признаками государства в ряду других общественно-политических образований являются также:- Суверенитет, то есть верховенство государственной власти внутри страны и независимость вовне. Государство обладает высшей и неограниченной властью на данной территории, само определяет, какими будут его отношения с другими государствами, а последние не вправе вмешиваться в его внутренние дела. Государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, политического режима- Монопольное право на применение принуждения. Обладая исключительным правом на легальное или узаконенное насилие, государство располагает для этого необходимыми органами (армия, полиция, службы безопасности, суд) и средствами (оружие, другие ресурсы).

- Монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения.

- Монопольное право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для материального обеспечения государственной деятельности и содержания управленческого аппарата.

Функции государства.Общепринятым является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутреннимфункциям относятся: защита существующего способа производства, экономической и социально-политической системы; регулирование хозяйственной деятельности и социальных отношений;культурно-воспитательнаяфункция;обеспечение законности и правопорядка.Внешние функции государства составляют: защита интересов данного государства на международной арене, обеспечение обороны страны, развитие взаимовыгодного сотрудничества и интеграции с другими странами, участие в международном разделении труда. Внешние функции закономерно вытекают из внутренних и являются их продолжением, вместе с тем они оказывают обратное влияние на внутренние функции.Происхождение государства.Государство возникло как закономерный, объективный результат естественного развития общества на известной ступени его зрелости. Государство выделилось из общества в процессе разложения первобытнообщинного строя под воздействием целого ряда причин и факторов. Обычно к ним относятся:

- углубленное общественное разделение труда, выделение управления в целях повышения его эффективности в специальную отрасль общественной деятельности. По мере развития производительных сил, расширения хозяйственных и иных связей, укрупнения человеческих общностей у общества появилась потребность в усилении управленческих функций и сосредоточении их у определенных лиц и органов;- возникновение в ходе развития общественного производства частной собственности, классов и эксплуатации. Государство появляется как результат непримиримости классовых интересов, как политическая организация экономически господствующего класса и орудие подавления им других классов и слоев. Данная позиция наиболее полно представлена в марксизмеПолитическая теория, наряду с классовыми причинами, выделяет и другие причины возникновения государства:- демографические факторы, - антропологические факторы. - психологические, рациональные и эмоциональные факторы. завоевание одних народов другими..

В литературе выделяются и некоторые другие факторы, влияющие на образование государства, – географические, этнические и т.п. Тем самым, возникновение государственности обусловлено многими причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо одну в качестве определяющей. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения экономической и социальной жизни, форма удовлетворения потребностей в упорядочении, регулировании и управлении общественными делами.

. Под фор­мой государства понимается способ организации и осуществления государственной власти. Форма государства складывается из трех элементов: 1) формы государ-ственного правления; 2) формы государ­ственного устройства; 3) политического режима. При этом форма правления и форма государственного устройства раскрывают структурную сторону государства, а полити­ческий режим — его функциональную сторону.

Форма правления. Под формой правления понимается организация верховнойгосударственной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должно­стных лиц и граждан. Различают две основные формы государственного правления: монархию и республику. Монархия (от греч. monarhia – единовластие) — это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы го­сударства – монарха (короля, императора, шаха, царя и т.п.). Существуют неограниченные (абсолютные) и ограниченные (конституционные) монархии. Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства. Монарх выступает единственным носителем суверенитета, обладает широкими полномочиями в законодательной, исполнительной и судебной сферах.. В настоящее время практически не встречается, за исклю­чением нескольких стран — Саудовской Аравии, Катара, Омана.Отличительной особенностью конституционной монар­хии является ограничение власти монарха конституцией. Взависимости от степени такого ограничения выделяют дуа­листическую (двойственную) и парламентскую монархии. При дуалистической монархии (Иордания, Кувейт, Марок­ко) полномочия главы государства ограничены в сфере законодательства, но достаточно широки в сфере испол­нительной власти. Монарх назначает правительст­во, которое ответственно перед ним.При парламентской монархии монарх лишь формально признается главой государства, но фактически обладает лишь представительными функциями. Правительство формируется парламентским боль­шинством и подотчетно парламенту. Сегодня консти­туционная парламентская монархия имеет место в Вели­кобритании, Швеции, Дании, Испании, Бельгии, Японии и других странах.Государство, где монарх обладает не только светской, но и религиозной властью, называют теократической монархией. Республика — это форма правления, при которой высшие органы государства являются выборными и сменяемымиВыделяют три основных разновидности республики — президентскую, парламент­скую и смешанную. Президентская республика характе­ризуется значительной ролью пре­зидента в системе государственных органов. Президент является одновременно и главой го­сударства, и главой исполнительной власти.Классический пример президентской республики — Со­единенные Штаты Америки Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Боливия и др.В парламентской республике прави­тельство формируется на парламент­ской основе и ответственно перед парламентом.Глава правительства (премьер-министр, канцлер) реально является первым лицом в по­литической иерархии. Президент же фактически занимает в ней более скромное место, осуществляя главным образом представительские и церемониальные функции. К парламентским республикам относятся Италия, Германия, Индия, Турция, Израиль, Латвия, Эстония.Выделяют также "смешанную" или полупрезидентскую республику. Эта форма правления стремится сочетать силь­ную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства.Ее главная отличительная черта — двойная ответственность правитель­ства перед президентом и парламентом. Смешанная рес­публика существует во Франции, Австрии, Финляндии, Болгарии, Польше.

Форма государственного устройства раскрывает территориально-организационную структуру государства,характер взаимоотношений центральных, региональных и местных властей. Основные формы государственного устройства в современном мире — это уни­тарное государство, федерация и конфедерация. Унитарное государство — это единое, простое государ­ство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Унитарное государство имеет единую Конституцию, еди­ную правовую систему, единую систему высших органов власти и управления, единое гражданство.Унитарными государствами являются Франция, Шве­ция, Дания, Турция, Эстония, Беларусь. Федерация это сложное союзное государство, состоящее из государ­ственных образований (штатов, кантонов, республик)обладающих определенной политической самостоятельностью.Члены федерации, имеют собственные кон­ституции, законодательство, гражданство, высшие органы власти.(США, Германия, Канада, Мексика, Российская Федерация ). Конфедерация союз юридически и политически са­мостоятельных государственных образований для осуще­ствления конкретных совместных целей. Государства, члены конфедерации, сохраняют государственный суве­ренитет, самостоятельное гражданство, независимую сис­тему органов власти, свое законодательство и передают в компетенцию союза лишь решение ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи. РБ является президентской республикойГлавой государства является Президент. Президент РБ согласно Конституции является гарантом прав и свобод человека и гражданина.Государственная власть в стране осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную.По форме гос.устройства РБ-унитарное государство.

 

 

Вопрос 20

20теория разделения властей и её реализация в системе органов государственной власти и управления

Разделение власти является основным механизмом функционирования всех видов политической и неполитической власти. Разделение власти возникает из свойства власти быть отношениями между субъектом и объектом, между которыми формируются отношения командования и исполнения, господства и подчинения. В политической системе общества, где субъектами власти выступают учреждения, организации, разделение власти означает принятие решений и их исполнение, распределение труда, разделение функций. Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов.

Теория разделения властей зародилась во Франции в середине 18 века и была связана, прежде всего, с борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма, борьбой с системой, тормозившей развитие общества и государства. Появление новой концепции было связано с именем Ш. Монтескье В своей фундаментальной работе «О духе законов» (1748г.) Монтескье изложил результаты длительного исследования политико-правовых установлений нескольких государств, прейдя к выводу, что «свобода возможна при любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга». Конечно же, теория разделения властей возникла не на пустом месте, она явилась логическим продолжением развития политико-правовых идей, возникших в 17 веке в Англии, теория разделения властей стала частью начинавшей формироваться теории правового государства.

Разберем поподробнее основные положения теории разделения властей (по Монтескье). Во-первых, существует три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная, которые должны быть распределены между разными государственными органами. Если же в руках одного органа сконцентрируется власть, различная по своему содержанию, то появится возможность для злоупотребления этой властью, а следовательно, свободы граждан будут нарушаться. Каждая ветвь власти предназначена для осуществления определенных функций государства. Основное назначение законодательной власти - «выявить право и сформулировать его в виде положительных законов, обязательных для всех граждан... «. «Исполнительная власть в свободном государстве предназначена для исполнения законов, устанавливаемых законодательной властью». «Задача судей в том, чтобы решения и приговоры» всегда были лишь точным применением закона. Судебная власть карает преступления и разрешает столкновения частных лиц. «Однако, «хотя органы власти действуют самостоятельно, речь идет не об абсолютном обособлении, а лишь об относительной их самостоятельности и одновременном тесном взаимодействии друг с другом, осуществляемом в пределах их полномочий» Во-вторых, должна действовать система сдержек и противовесов, дабы власти контролировали действия друг друга. «Взаимовлияние законодательной и исполнительной властей гарантирует реальность права, которое в конечном счете отражает компромисс сталкивающихся воль и интересов различных социальных слоев и сил... Позднее теория разделения властей получила сильное практическое и теоретическое развитие. Прежде всего, следует упомянуть труды Ж. -Ж. Руссо. В отличие от Монтескье, Руссо считал, что «законодательная, исполнительная и судебная власти - особые проявления единой власти народа». После этого «тезис о единстве власти использовался разными силами Точка зрения Руссо отвечала требованиям времени и обосновывала революционные процессы во Франции конца 18 века; если Монтескье пытался найти компромисс, то Руссо обосновывал необходимость борьбы с феодализмом.

Принцип разделения властей закреплен в статье 6 Конституции Республики Беларусь. В ней отмечается, что государство основывается на принципе разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.Важное значение в системе разделения власти имеет выделение в сфере судебной власти конституционного суда, играющего роль арбитра в отношениях между властями. Отношения между разделенными властями регулируются законами, положениями конституции, традициями политической культуры общества. Опыт истории показывает, что попытки одной из ветвей власти доминировать ослабляют государство и сводят разделение властей к чисто формальной процедуре. В таком случае реальной правящей силой может оказаться какая-либо иная сила, стоящая вне официальной структуры власти.Следует иметь в виду, что власть разделяется не только между легальными структурами, хотя здесь могут быть негласные распоряжения, приказы, закулисная борьба, законспирированные организации типа органов безопасности, разведки, контроля. Могут существовать в обществе и нелегальные политические и неполитические структуры, реально владеющие властью, теневые и противоправные структуры. В периоды кризисов все формы скрытого разделения власти могут стать крайне опасными, ибо создают условия для криминализации политики, давления на общество, его дестабилизации, политических заговоров и переворотов.

 

21.Законодательная,исполнительная, судебная ветви власти и местная власть в РБ. Институт президенства

в системе органов гос власти и управления РБ.

основеГосударственной власти в Республике Беларусь заложен принцип разделения властей на следующие ветви :законодательную, судебную и исполнительную.

Законодательная власть – это одна из ветвей гос власти, которая обеспечивает внутреннюю и внешнюю политику РБ путем принятия законов. В мировой практике органом законодательной власти является парламент: однопалатный или разделенный на палаты. В РБ – национальное собрание, 2 палаты. Срок полномочий – 4 года. Правовое закрепление парламента – раздел 4 глава 4 конституции. Законодательная власть в РБ исключительно центральная, местные органы не в праве принимать законы. Кроме парламента законотворческие функции у президента, который вправе издавать декреты, обладающие юридической силой закона.
. Исполнительная власть – это одна из ветвей госвласти, которая руководит текущей жизнью государства и общества и обеспечивает исполнение закона. Исполнительная власть подразделяется на 2 вида:
1)центральная–на всю территорию
2) местная

Органы центральной исполнительной власти:
1)Совмин
2)Министерства, государственные комитеты, департаменты.
Правовое положение центральных органов исполнительной власти определено конституцией, а именно раздел 4 глава 5 и законом о Совмине.

Судебная власть – одна из ветвей госвласти, которая разрешает возникающие в государстве конфликты и споры, восстанавливает нарушенные права и наказывает правонарушителей. Судебная власть в РБ принадлежит судам. Основные принципы судебной власти закреплены в конституции (раздел 4 глава6).
Судебную власть осуществляют:
1) суды общей компетенции (верховный суд возглавляет, ему подчинены областные, городские, районные, районные в городе и военные суды). Суды общей компетенции рассматривают уголовные, гражданские дела и дела об административных правонарушениях.
2) Специальные суды
• Хозяйственные суды – высший хозяйственный суд возглавляет систему хозяйственных судов, ему подчинены хозяйственные суды областей и г. Минска. Их основная функция – рассмотрение

хозяйственных споров между субъектами хозяйствования и некоторые категории дел об административных правонарушениях (сфера предпринимательской деятельности)
• Конституционный суд. Основная функция состоит в осуществлении контроля за конституционностью НПА. Правовое положение конституционного суда закреплено конституцией (раздел 4 глава 6 ст.116) и законом «о конституционном суде». Правовое положение других органов судебной власти определено конституцией (раздел 4 глава 6) и кодексом «о судоустройстве и статусе судей»

В Республике Беларусь институт президентства был введен одновременно с принятием новой Конституции, хотя сама идея введения этого нового для Беларуси государственного института восходит к началу 90-х годов, когда была предпринята первая попытка «имплантации» поста президента в Конституцию БССР 1978 года. Но только после приобретения республикой суверенитета возникла объективная необходимость в учреждении данного института.

Президент Беларуси - глава государства. Наделение президента титулом главы государства вытекает из необходимости обеспечения взаимодействия властей, устойчивости государственного механизма, преемственности и стабильности в работе государственных органов. Президент представляет Беларусь внутри страны и в международных отношениях, его акты не нуждаются в контрассигнации. Единая система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.

Исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсовета является исполнительный комитет с правами юридического лица.

Система органов местного управления имеет 3 уровня:

· первичный (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения)

· базовый (городские (городов областного подчинения), районные)

· областной

Органы местного управления входят в систему исполнительной власти и на местном уровне решают вопросы:

· -местного хозяйства и коммунальной собственности

· -экономического и социального развития

· -местного бюджета

· -создания, реорганизации и ликвидации предприятий

· -создания землеустройства и землепользования

· -защиты прав и удовлетворение законных интересов граждан

· -охраны здоровья, образования, социального и культурного обеспечения, торгового, транспортного, коммунального, бытового и иного обслуживания

· -законности и общественной безопасности на соответствующей территории

· -исполнения законодательства по вопросам военной службы

Органы местного управления принимают решения по вопросам местного уровня в рамках национального законодательства и в пределах своей компетенции

 

22.Социальное правовое государство и гражданское общество.Становление и развитие гражданского общества в РБ. Лизунова Е.А.

Социальное правовое государство - государство, имеющее ряд специфических черт:

1) государственная власть функционирует в сочетании и во взаимодействии с гражданским обществом в рамках права;

2) права и свободы граждан гарантированы;

3) в отношении граждан и их объединений действует общедозволительный принцип: "дозволено все, кроме запрещенного законом";

4) законы строго соблюдаются государственными органами, должностными лицами, а в отношении властных государственных органов и должностных лиц действует разрешительный принцип: "дозволено только то, что прямо предусмотрено законом";

5) самое важное учреждение социального правового государства - народное представительство, организация законодательной власти, осуществляемой представителями народа, выбранными из его среды;

6) действует принцип разделения властей;

7) осуществляется активная социальная политика: повышение уровня социально-экономических прав граждан до уровня основных прав, их безусловные гарантии и защита, обеспечение социальной безопасности личности, гарантированность достойного жизненного уровня престарелых, больных, безработных, оказание помощи многодетным семьям, инвестиции в охрану здоровья, жилищное строительство и др.;

8) гарантирование государством минимального размера оплаты труда, пенсий и пособий. Концепция социального правового государства на сегодня является концепцией оптимальной политической организации, в рамках которой оно выступает инструментом социального компромисса и партнерства, воплощением публичной демократии.

Гражданское общество- это совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экологических,социальных, культурных, нравственных, духовных, семейных,)образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов- собственников и их объединений.

Общие принципы гражданского общества:

1. Экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения.

2. Безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина.

3. Легитимность и демократический характер власти.

4. Равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности.

5. Правовое гос-во, основанное на принципе разделения властей и взаимодействия властей.

6. Политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции.

7. Свобода слова и печати, независимость средств массовой информации.

8. Невмешательство гос-ва в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность.

9. Классовый мир, партнерство и нац. Согласие.

10. Эффективная соц. политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

 

23 «Политические партии и партийные системы». (Мажугова Е.)

Подходы к пониманию сущности политических партий:

- идеологическое направление рассматривает партию как идейную общность, союз идейных единомышленников, которых объединяют общие взгляды, интересы и убеждения. Б.Констан определял партию как "объединение людей, признающих одну и ту же политическую доктрину".

- организационный подход подчеркивает, прежде всего, ор-ганизационно-структурный аспект деятельности партии. Выделяются такие признаки партии, как наличие особой структуры, длительность существования, связи между организациями, работа со сторонниками и др.

- функциональный подход предполагает исследование политических действий, роли и задач партий в политическом механизме. Значительная часть политологов считает определяющей "избирательную" функцию партии и делает акцент на связи партии с избирательным процессом, ее участии в подготовке и проведении выборов.

-в марксистской литературе преобладает социально-классовый подход к определению сущности политической партии. Под партией понимается "политическая организация, выражающая интересы общественного класса или его слоя, объединяющая их наиболее активных представителей и руководящая ими в достижении определенных целей и идеалов.

Политическая партия – высшая форма классовой организации Политическую партию тем самым можно охарактеризовать как организованную группу единомышленников, представляющую интересы части народа и ставящую своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

Основными отличительными признаками политической партии являются:

- связь с определенным классом, социальным слоем, группой или их совокупностью, т.е. наличие социальной базы;

- обладание определенной программой деятельности, отра-жающей единство мировоззренческих установок и идеологических принципов членов партии;

- наличие формализованной организационной структуры (членство, субординация органов, партийный аппарат и т.д.);

- установка на достижение политической власти и действия по ее практическому воплощению.

Мир политических партий чрезвычайно многолик. Разобраться в этом многообразии помогает типология политических партий. Тип партии – это понятие, отражающее наиболее существенные признаки определенной группы политических партий. В основу типологии могут быть положены различные критерии:

-социальная база;-идеологический облик;-принципы организации;-методы деятельности и др.

По своей классовой сущности партии подразделяются на

-буржуазные;-мелкобуржуазные;-помещичьи;-крестьянские;-рабочие.

- коммунистические;-социал-демократические;-либеральные;-консервативные;-партии, опирающиеся на различные религиозные и национальные доктрины.

По отношению к существующему порядку, содержанию целей и задач выделяют

-революционные партии (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества);

-реформистские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без структурных принципиальных изменений);

-консервативные (отстаивающие сохранение устойчивых, сложившихся форм общественной жизни);

-реакционные партии (стремящиеся к восстановлению предшествующих общественных порядков и структур).

По месту в системе государственной власти партии под-разделяются на

-правящие;-оппозиционные.

По условиях деятельностина:

- легальные;-полулегальные;-нелегальные.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 817; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.