Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В соответствии с характером членства, принципами организации партии делятся на 1 страница




-кадровые;-массовые.

По характеру их деятельности:

-парламентские;-авангардные.

К числу наиболее общих функций политических партий относятся: - представительство социальных интересов;- выработка программных установок, политической линии партии;- формирование общественного мнения, политическое образование и политическая социализация граждан;- участие в борьбе за власть и в ее осуществлении, в формировании политической системы общества;- подготовка и выдвижение кадров.

Функция осуществления власти политической партией включает в себя: - участие в подготовке и проведении выборов в органы государственной власти и управления;- парламентскую деятельность партии, ее работу в партийных фракциях парламента и местных органов власти;- участие в процессе подготовки и принятия государственными органами политических решений;- политическое рекрутирование и др. Партийная система -- объединение взаимосвязанных между собой партий, стремящихся к получению, удержанию и осуществлению власти. Многопартийная система характеризуется наличием в стране нескольких политических партий, соревнующихся в борьбе за власть. Двухпартийная система предполагает наличие в стране двух сильных партий, каждая из которых способна к самостоятельному принятию власти и ее осуществлению. Когда одна из партий побеждает на выборах, другая становится в оппозицию, и так периодически они сменяют друг друга у руля власти.

Однопартийная система характеризуется монополией на власть со стороны одной партии. В однопартийной системе нет политической конкуренции.

«Общественные объединения и движения»(Мажугова Е.)

Общественные объединения - добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов.

Основные группы формирований:

-политические партии;-общественные организации;-общественные движения.

Общие признаки:

-добровольность;-преднамеренность создания;-самодеятельность.

Общественное движение -совместная деятельность граждан, преследующих определенные общие цели, но не имеющих четкой организационной структуры и фиксированного членства.

Общественные движения отличаются:

-массовостью;-широкой социальной базой;-организационной и идейной аморфностью;-нестабильностью ориентации и состава;-нередко стихийностью и спонтанностью действий.

Группы интересов – это "добровольные организации, созданные для выражения и представительства интересов входящих в них людей во взаимоотношениях как с другими группами и политическими институтами, так и внутри самих организаций".

К числу основных, общих для всех общественных организаций и движений функций относятся:

1) Выявление и удовлетворение интересов и потребностей членов объединения. Люди объединяются в организации и движения с целью удовлетворения тех или иных специфических потребностей, связанных с профессиональной принадлежностью, возрастными особенностями, индивидуальными склонностями и т.п. Эти интересы первоначально могут выступать в весьма неопределенной, личностной и эмоционально окрашенной форме. Общественные организации и движения преобразуют такие расплывчатые взгляды и мнения в четкие требования, программы данного объединения, способствуя тем самым артикуляции интересов своих членов. Наряду с политическими партиями общественные организации и движения решают в определенной степени и задачу агрегации интересов, т.е. согласования посредством дискуссий множества частных требований и установления между ними определенной иерархии и приоритетов. Особое значение эта функция общественных организаций и движений приобретает в условиях неразвитой партийной системы.

2)Функция социальной интеграции и мобилизации предполагает объединение и организацию членов группы и их сторонников вокруг целей данного формирования. Функция эта может иметь и более широкий контекст, выходящий за рамки конкретного общественного объединения. Общественные организации и движения привлекают внимание общественности к острым проблемам, выдвигают свои варианты решения, добиваются общественной поддержки своим начинаниям.

3) Функция социализации. Привлекая своих членов к решению общественно значимых проблем, общественные организации и движения способствуют формированию их активной жизненной позиции, повышению политической образованности и культуры, привлечению граждан к управлению государственными и общественными делами.

4) Репрезентативная функция или функция представительства и защита интересов своих членов во взаимоотношениях с другими политическими институтами. Общественные организации и движения не только способствуют осознанию и выражению специфических интересов и потребностей своих членов, но и берут на себя обязательство представительства этих интересов, доведения требований группы до сведения государственных органов, политических партий, правящих элит.

Воздействие общественных объединений на властные структуры может осуществляться двумя путями: посредством электорального представительства (через избирательные системы), прямого, функционального представительства организованных интересов. Основными формами и методами давления общественных организаций и движений на органы власти являются следующие:

- непосредственное выдвижение своих кандидатов в состав представительных и исполнительных органов власти;

- поддержка, в том числе финансовая; на выборах близких политических партий и их кандидатов;

- участие в разработке, подготовке законодательных и других нормативных актов;

- участие в работе парламентских комиссий, межведомственных комитетов, совещательных и консультативных органов, экспертных групп при различных государственных органах;- организация пропагандистских кампаний в средствах массовой информации, сбор подписей под соответствующими требованиями;- забастовки, митинги, демонстрации и др.

5) Еще одной функцией общественных организаций и движений является функция моделирования новых общественно-политических структур, поиск и испытание нетрадиционных форм социальных связей. Добровольные объединения в силу общественного, самодеятельного характера выступают как незаменимый канал проведения социальных экспериментов, поиска и осуществления новых самоуправленческих форм социальной активности населения.

альтернативные движения, ориентированные на разрыв с традиционными формами общественно-политической жизни и утверждение новых моделей общественного развития. С этой целью создаются своеобразные типы кооперативов, сельскохозяйственных коммун, жилищных сообществ, альтернативные предприятия, школы, клиники и т.п. На собственном примере они стремятся реализовать новую систему гуманистических, постматериалистических ценностей. Близки к альтернативным движениям и гражданские инициативы – форма локальной, спонтанной коллективной самоорганизации граждан для защиты своих интересов и взаимопомощи от ущемляющих их решений власти. Гражданские инициативы борются за удовлетворение каких-либо конкретных требований и претворение в жизнь определенных проектов в сфере жилья, образования и воспитания, транспорта, городского развития, культуры, экологии.

 

 

№ 25,Выборы как политический институт, их функции и правовые основы. Избирательный процесс и его основные стадии; Махунова Оксана;

 

Выборы представляют собой процедуру, регламентируемую правилами, в соответствии с которыми люди выдвигают из своей среды представителей для выполнения каких-либо общественных функций, для управления какой-либо организацией (государством, добровольным обществом и т.д.). Существуют общенациональные президентские и парламентские выборы, выборы в органы местного самоуправления, в законодательные собрания штатов или аналогичных административно-территориальных единиц, а также выборы некоторых местных должностных лиц, например судей, присяжных, шерифов. Выборы бывают очередные (проводятся в соответствии с законодательством по истече-нии срока полномочий лиц, победивших на предыдущих выборах) и внеочередные (в связи с избранием данного лица на другой, как правило, более высокий пост, досрочной отставкой или смертью).

 

Факторы, влияющие на результативность и корректность выборов: 1) тип избирательной системы; 2) электоральное поведение избирателей; 3) избирательные технологии (способы подачи информации о кандидатах; организация работы агитационных пунктов и избирательных участков; проведение мероприятий, косвенно влияющих на электоральные предпочтения избирателей и т.д.).

 

К главным функциям выборов можно отнести следующие:

- артикуляция интересов различных социальных групп;

- мирное разрешение конфликта между политическими акторами, претендующими на власть;

- легитимация структур власти;

- рекрутирование в политическую элиту и ее обновление;

- политическая социализация и мобилизация граждан.

 

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - совокупность действий по избранию депутатов представительных органов и выборных должностных лиц.Он включает в себя избирательную процедуру и избирательную кампанию.Избирательная процедура – это совокупность предусмотренных законодательством мероприятий по организации подготовки и проведения выборов, которые осуществляет государство. Избирательная кампания – это действия непосредственных участников выборов – партий, общественных организаций, кандидатов и избирателей – проводимые в установленный для этого законом период времени.

 

Стадии избирательного процесса — это этапы организации и проведения выборов, в рамках которых совершаются предусмотренные законами избирательные действия, а также избирательные процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан и иных участников выборов, целостность, завершенность и легитимность избирательного процесса при формировании представительного органа, избрании выборного должностного лица.

 

СТАДИИ:

а) назначение выборов (как правило, это прерогативы главы государства или законодательного органа); б) регистрацию избирателей в установленном законом порядке; в) организацию избирательных округов, районов и т.д., которые формируются в соответствии с принципами представительства (территориальным, национальным, производственным и т.д.), образуются также избирательные участки и пункты для голосования; г) выдвижение кандидатов (осуществляется, как правило, политическими партиями, избирательными блоками, иногда собраниями избирателей, трудовыми коллективами и др.); д) предвыборная агитация;е) проведение голосования, подсчет поданных голосов, установление результатов выборов;

 

 

№26,Современные избирательные системы и их разновидности. Избирательная система РБ,

Махунова Оксана

 

Под избирательной системой принято понимать существующие способы определения результатов выборов по данным голосования. Так же избирательная система – это совокупность конституционных принципов организации и проведении выборов, установление принципиальных отношений между избирателями и избранными. Известны две основные системы определения результатов выборов – мажоритарная и пропорциональная. Существуют также различные модификации той и другой либо их комбинация, соединение, т.е. смешанная избирательная система.

Мажоритарная (фр. majorite – большинство) система имеет в своей основе принцип большинства: избранным считается кандидат или список кандидатов от партии, набравший предусмотренное законом большинство голосов.Мажоритарная система относительного большинства – это такой способ определения результатов голосования, при котором избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее количество голосов, т.е. больше голосов, чем любой из его соперников. Мажоритарная система абсолютного большинства требует для избрания простого большинства голосов, т.е. более половины общего их числа (50% голосов + один голос).

Пропорциональная система предполагает голосование по партийным спискам, и распределение депутатских мандатов между партиями строго пропорционально числу поданных голосов за каждую партию.

Смешанная избирательная система, которая тем или иным образом сочетает в себе элементы мажоритарной и пропорциональной системы, имеет своей целью соединить положительные стороны той и другой.

Граждане Республики Беларусь обладают избирательным правом, т.е. правом избирать и быть избранным в представительный орган власти. Избирательное право гарантируется государством. Выборы депутатов Национального собрания и других лиц, избираемых в Беларуси на государственные должности народом, регулируются Конституцией Республики Беларусь и Избирательным кодексом Республики Беларусь.

В Республике Беларусь закреплены следующие принципы избирательного права:

-всеобщее избирательное право («…право избирать имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет»).

-выборы являются свободными («…избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать. Подготовка и проведение выборов проводятся открыто и гласно»).

-выборы являются равными («…избиратели имеют равное количество голосов. Кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях»).

-прямое избирательное право («…депутаты избираются гражданами непосредственно»).

-тайное голосование («….контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запрещается»).

Правом выдвижения кандидатов обладают общественные объединения, политические партии, трудовые коллективы и рядовые граждане в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Выдвижение кандидатов может происходить также путем сбора подписей избирателей. Этим занимаются ини­циативные группы. Проведение выборов обеспечивают избирательные комиссии. При выборах депутатов Палаты представителей — это центральная, окружные, участковые избирательные комиссии. При выборах в местные Советы — территориальные (областные, районные, городские, поселковые, сельские); окружные (при выборах депутатов областных Советов); участковые избирательные комиссии. Избирательные комиссии при подготовке и проведении выборов должны информировать население о своей работе, о тех решениях, которые принимаются. Они обязаны допускать на свои заседания рядовых граждан. В день непосредственного голосования на избирательных участках могут находиться депутаты парламента, представители различных политических партий, общественных организаций, движений, трудовых коллективов, доверенные лица кандидатов, наблюдатели из других государств.Голосование об отзыве депутата производится в порядке, предусмотренном для избрания депутата, по инициативе не менее 20% граждан, которые обладают избирательным правом и проживают на данном избирательном участке. Отзыв означает досрочное лишение избирателями депутата его мандата.Только свободные, справедливые и регулярные выборы могут обеспечить ситуацию, в которой смена руководства страны не угрожает обществу расколом и не разрушает механизм государственного управления, а, наоборот, повышает эффективность и устойчивость всей политической системы и укрепляет согласие в обществе.

 

 

Стрельчик Полина (27, 28 Вопрос)

Политическая деятельность – это систематическое, сознательное вмешательство индивидов или социальных групп в систему общественно-политических отношений с целью приспособления ее к своим интересам, идеалам и ценностям. В качестве субъектов политической деятельности выступают непосредственные участники политических действий, событий, акций. К участникам политических действий относятся индивиды, социальные группы и институты Цель политической деятельности состоит либо в укреплении существующих общественных отношений, либо в их преобразовании, либо в полном разрушении и создании иной социально-политической системыСредства и методы политической деятельности, т.е. ее приемы и способы, весьма разнообразны. К ним относят митинги, манифестации, выборы, референдумы, Политические действия могут быть позитивными и негативнымиВ качестве негативного рассматривается абстенционизм (лат. abstentio – воздержание, отказ), выражающийся в бездействии.
Политическое действие может быть позитивным взаимодействием, конкуренцией, соперничеством, борьбой. Результаты политической деятельности выражаются в изменениях как в политических ситуациях, так и в социально-политическом устройстве. Политическое решение – это осознанный выбор варианта политических действий. Оно предшествует политическому действию. В выработке и принятии решения различаются четыре стадии: постановка и выявление проблемы; формулирование возможных альтернатив; анализ имеющихся вариантов решения; принятие решения в качестве плана действия. На этапе принятия политического решения в действие вступают представительные органы государства, партийные и общественные объединения. Методами принятия решений являются компромисс, консенсус и гегемония
Компромисс – это соглашение на основе взаимных уступок
Консенсус (лат. – согласие, единство) понимается как общее согласие
Гегемония (греч. hegemonia – руководство) – это главенствующее положение какого-либо политического субъекта по отношению к другим. Политические решения подразделяются на следующие типы: постановления высших органов власти; решения местных органов власти; принимаемые гражданами; высших и местных органов партий и общественных организаций. Предварительным условием принятия решений являются обсуждение социальными субъектами своих потребностей и интересов, а также их формулирование в виде запросов и предпочтений. Этот процесс называется артикуляцией интересов. Важную роль в нем играет выявление социальных потребностей, которые зачастую проявляются и в иррациональных формах – насилии, терроре, уличных беспорядках и т.п. В политологии формулирование социальных потребностей называется агрегированием интересов. Функцию агрегирования могут выполнять любые общественные структуры. Важнейшие среди них – партии.
Формами закрепления принятых решений являются законодательные акты, указы, постановления, договоры, пакты, программы, манифесты и т.п. Политическое поведение представляет собой совокупность реакций политических субъектов на политическую систему. Политическое поведение может быть конструктивным(способствующим нормальному функционированию политической системы) и деструктивным (подрывающим политический порядок), прямым и опосредованным, индивидуальным и коллективным, открытым и латентным (закрытым) и т.п.

Политическое участие – это действия, по­средством которых рядовые члены общества влияют или пытаются оказать влияние на функционирование политической системы, фор­мирование политических институтов и процесс выработки политиче­ских решений. К политическому участию можно отнести электоральное поведение, активистскую деятельность в избирательных компаниях, партийную деятельность, организация и участие в демонстрациях, митингах и т.д.

Характер политического поведения зависит не только от интереса и той мотивации, которая возникает на его основе, но и от таких его внешних регуляторов (оснований) как:

- роль, это та формальная рамка поведения, которую принимает для себя участник политического действия или которая ему отводится обстоятельствами или другими участниками;

- статус, или совокупность предполагаемых, возможных для данного субъекта моделей, типов политического поведения, функций, которые он готов принять на себя в политике;

- принадлежность к группе, социальной или политической общности, возникающей на основе установления между ее членами определенного вида отношений;

- участие в организации - группе, созданной для осуществления определенных ролей в политике.

 

Наркевич К.В. Вопрос№29 «Политический процесс и его структура. Стадии общего и виды частных политических процессов».

Политический процесс – это последовательная смена состояния социально-политической действительности в результате деятельности социально-политических субъектов, направленной на завоевание и использование политической власти, обеспечение функционирования или изменения политической системы, воспроизводство или изменение общественных отношений.

По своей структуре политический процесс состоит из следующих элементов:

- субъекта, носителя власти;

- объекта, который должен быть создан или достигнут как цель процесса;

- средств, методов, ресурсов, исполнителей процесса.

Можно выделить три уровня политического процесса в зависимости от сферы участия, степени привлечения субъектов в решении проблем.

1. Микрополитика – действия индивидов, групп, направленные на обеспечение себе поддержки со стороны официальных субъектов.

2. Подсистемный уровень – деятельность людей, которая регулируется определёнными границами, т.е. частные виды политики.

3. Макрополитика – имеет место на уровне высших государственных официальных лиц, лидеров парламента, правительства.

Выделяют две группы политических процессов – общие и частные

Общий политический процесс охватывает все общество и ведет к смене состояния его политической системы.

Общий политический процесс протекает в трех известных формах эволюция, революция, кризис.

Эволюция – основная и наиболее распространенная форма, означающая постепенные изменения политической системы страны (количественные и качественные): в расстановке политических сил, в политическом режиме, в структурах политической власти и т.д.

Сущность революционной формы развития общего политического процесса означает "коренной поворот в жизни общества, в ходе которого происходит смена государственной власти и господствующих форм собственности". Политическая революция связана с насилием, вплоть до вооруженной смены власти. Происходит резкое разрушение всех политических органов. Политическая революция, как правило, сопровождается многочисленными жертвами, гибелью и трагедией миллионов людей.

Наконец третьим состоянием общего политического процесса является политический кризис. Его главный показатель – потеря властными структурами контроля над развитием крайне обострившихся противоречий. Эта форма общего политического процесса характеризуется разбалансированностью деятельности политических институтов, слабой управляемостью экономической и других сфер, нарастанием недовольства народа и т.д. Причины политического кризиса в основном лежат в области экономических и социальных отношений. Поэтому для преодоления политического кризиса необходимо проведение реформ в различных сферах, в том числе и в политической. В отличие от политической революции политические кризисы, как правило, не ведут к смене государственного строя, однако это драматические периоды в судьбах общества.

Частные политические процессы – это различные, исключительно многочисленные формы политической активности общества, направленные на реализацию определенных политических целей, не затрагивающих состояние политической системы общества в целом. Соответственно частные политические процессы проявляются в исполнении представителями власти своих непосредственных функций. К частным политическим, процессам относятся различные формы принятия и реализации управленческих решений.

Структурными элементами частного политического процесса являются причина его возникновения, объект, субъект и цель.

Причина возникновения частного политического процесса - это появление противоречия, требующего разрешения. Это может быть проблема, затрагивающая интересы небольшой группы либо широкой общественности. Например, недовольство системой налогообложения может инициировать законотворческий процесс по её изменению.

Объект частного политического процесса - это конкретная политическая проблема, ставшая его причиной:

1) возникновение и необходимость реализации каких-либо политических интересов;

2) создание новых политических институтов, партий, движений и т.д.;

3) реорганизация властных структур, создание нового правительства;

4) организация поддержки существующей политической власти.

Субъект частного политического процесса - это его инициатор: какой-либо орган власти, партия, движение или даже индивид. Необходимо определить статус этих субъектов, их цели, ресурсы и стратегию их действий.

Цель частного политического процесса - это то, ради чего начинается и развивается политический процесс. Знание цели позволяет оценить реальность её достижения, взвесив ресурсы, которыми располагают участники процесса.

 

 

Наркевич К.В. Вопрос№30 «Причины динамизма и пути изменения политических систем. Понятие политического развития и политической модернизации».

Объективной основой динамизма политической системы является существование в ней множества социальных субъектов с несовпадающими и даже противоположными интересами. Существуют три исходные позиции социальных субъектов в их воздействии на политическую систему. Одних она не устраивает полностью, другие хотят ее видоизменить, третьи – полностью заменить. По сути это консервативное, реформистское и революционное воздействие.

Консервативная позиция принимает социально-политическую действительность полностью. Это, как правило, позиция правящей группы, господствующих сил. Зачастую консервативная позиция принимается и широкими социальными слоями.

Реформистская позиция состоит в стремлении к изменениям, но не затрагивающим основ существующего социально-политического строя. Правящие слои соглашаются на реформы в целях ослабления напряженности, сохранения своего господства.

Революционная позиция предполагает коренные, качественные преобразования общественного строя, полную замену политической системы. Преобладание одной из этих позиций открывает и соответствующую перспективу развертывания политического процесса. Важным средством изменения социально-политических систем являются реформы и контрреформы, революции и контрреволюции.

Реформа означает изменения каких-либо сторон социальной жизни при сохранении ее основ.

В политологии принято различать такие разновидности реформ, как:

политическая модификация придает системе новые свойства в рамках базовых принципов ее организации;

политическая трансформация – это изменение системы в целом, но с сохранением ее генетических оснований;

политическая модернизация – это последовательный поэтапный переход от одной стадии социально-политического развития к другой.

Контрреформы – это частичный или полный отказ от нововведений, осуществленных в ходе реформ. В основе контрреформ лежит стремление элиты вернуть утраченное в результате вынужденных уступок. Но причиной их может быть и социальная напряженность, углубление социальных противоречий.

Революция – это резкий, скачкообразный переход от одной общественно-политической системы к другой. Причины социальных революций довольно разнообразны: это и стремление людей к равенству; и подавление так называемых базовых инстинктов большинства населения – потребностей в пище, жилище, одежде, самовыражении, свободе, творческой работе и др.; и вырождение правящего класса, не допускающего продвижения талантливых людей из нижних сословий к управлению обществом. Ошибочно предполагать, что революции являются результатом заговора одиночек или меньшинства.

Революции проходят через ряд этапов: вызревание; взрыв; победа и консолидация сил;институционализация новой власти. В результате первого этапа складывается революционная ситуация. Итогом революционного взрыва может быть или победа, или поражение восставших. Этап консолидации самый сложный, так как связан с реализацией задач революции, овладением управлением. Период институционализации связан с созданием новых социально-политических, экономических и других структур.

Контрреволюция - общественный процесс, противоположный революции, представляющий собой реакцию свергнутого класса на социальную революцию, направленный на реставрацию или сохранение свергнутого общественного и государственного строя. Отстраненные от власти силы редко смиряются с утратой своего положения. Это ведет к контрреволюционным выступлениям, которые осуществляются в форме вооруженных выступлений, гражданских войн, мятежей, заговоров и т.п.

Политическое развитие - это возрастание способности политической системы постоянно и эффективно адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые институты, обеспечивающие каналы взаимодействия правительства и народа.

Политическая модернизация — это часть более общего процесса социальной модернизации, когда преобразования происходят во всех основных компонентах социальной системы: экономике, социальных отношениях, культуре, образовании и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 921; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.