Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятия о способностях. Структура способностей. Возможности формирования и развития способностей в образовании




Способности и задатки выделяются в качестве одного из пара­метров целостного психического облика личности. Они дают пси­хологическое описание человека с какой-то специфической сторо­ны, являющейся жизненно значимой. Понятие способности является дискуссионным, содер­жит в себе непростые общечеловеческие, психологические, в том числе этические, нравственные вопросы. Это понятие пересекается со многими другими психологическими категориями и явлениями.

В психологии существует два основных подхода к пониманию способностей, их происхождения и места в системе деятельнос­ти, психики и личности. Первый подход можно условно назвать деятельностным1 и за ним стоят работы многих отечественных исследователей, начиная с Б.М. Теплова. Второй подход является не менее разработанным, сочетающимся с первым, но имену­ется здесь как знаниевый.

Начнем с позиции Б.М. Теплова, работа которого по психоло­гии музыкальных способностей, выполненная в 1940-х гг., не по­теряла своей научной значимости и в наши дни.

Способности — это индивидуально-психологические особенно­сти, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, не сводимые к знаниям, навыкам и умениям личнос­ти, но объясняющие быстроту и легкость их приобретения.

Из всего сказанного вытекает принципиально важная авторская позиция: понятие способности является динамическим, т.е. суще­ствующим только в изменении, развитии, только в соответствующей целенаправленной деятельности.

Однако развитие способности должно иметь какое-то «начало», точку отсчета. Деятельностному вектору нужно из чего-то «исхо­дить».

Задатки — это природная предпосылка способности, анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе развития спо­собностей. Нет способностей как вне деятельности, так и вне задатков. Но способность есть функция не задатка, а развития. За­датки врожденны и статичны в отличие от динамичных способнос­тей. Задаток сам по себе не определен, ни на что не направлен, многозначен. Он получает свою определенность, только будучи вклю­ченным в структуру деятельности, в динамику способности.

Способности существуют и развиваются (или погибают) в лично­сти точно так же, как психологически «исходные» потребности, моти­вы деятельности. В личности «принята» своя динамическая иерар­хия способностей, отвечающая всем ее деятельностям, всему поведе­нию и жизни человека. В этой многомерной структуре выделяются и особые личностные образования, называемые одаренностью.

Талант – наивысший уровень творческих возможностей в конкретном виде деятельности

Одаренность – общая предрасположенность к определенным сферам деятельности

Гениальность – высший уровень способностей, воплощенный в эпохально значимые достижения

Одаренность — качественно своеобразное, личностное сочета­ние способностей. Согласно позиции Б.М. Теплова одаренность, как и способность, не врожденна, а существует в развитии. Очень важно, что данное понятие, прежде всего качественное. В этом плане автор решительно противопоставлял свою трактовку одарен­ности и распространенное в западной психологии и тестологии понятие «коэффициента интеллекта» как универсальной количе­ственной меры одаренности.

Всякая одаренность комплексна, т.е. включает в себя некие об­щие и специальные моменты. Под общей одаренностью понимает­ся развитие относительно широких и универсально задействован­ных психологических составляющих, например памяти и интеллек­та. Однако способность и одаренность могут существовать только применительно к некоей конкретной деятельности. Поэтому общая одаренность должна быть отнесена к определенной универсальной деятельности. Таковой является вся человеческая психика, или сама категория жизни. В этом случае понятие общей одаренности прак­тически теряет свою психологическую специфику.

Специальная одаренность имеет более узкое понятийное со­держание, поскольку относится к некоторой специальной, т.е. отно­сительно специфической, деятельности. Но подобная градация дея­тельностей всегда условна. Так, в структуру «художественной» деятельности входят и перцепция, и рисование, и композиция, и вообра­жение, и многое другое, что требует соответствующего развития специальных способностей. Поэтому общие и специальные способ­ности реально существуют в личностном, деятельностном единстве.

Гениальность — это качественно наивысшая степень развития и проявления одаренности и таланта. Гения характеризуют уни­кальность, высочайшее творчество, открытие чего-то, ранее челове­честву неизведанного. Гении столь же разнообразны, как и образующие их способности, одаренности, деятельности, об­стоятельства. На то они и гении.

 

Обратимся ко второму психологическому подходу к пониманию связей способности и деятельности. Его главное отличие от пред­шествующей концепции заключается в фактическом приравнива­нии способностей к наличному уровню знаний, навыков и умений.

Знаниевый подход акцентирован как бы на операциональном аспекте способностей, тогда как деятельностный подход выделяет динамический аспект. Но ведь быстрота и легкость развития способностей обеспечена только соответствующими операциями и знаниями. К тому же фор­мирование начинается не «с нуля», оно не предопределено врожденными задатками. Соответствующие знания, навыки и умения личности фактически не отделимы от понимания, функционирова­ния и развития способностей. Поэтому многочисленные работы «знаниевого» направления, посвященные исследованию математи­ческих, педагогических, умственных способностей, широко известны, перспективны. Они имеют основательный выход в практику, осо­бенно непосредственно в педагогическую.

Способности - это индивидуально-психологические особенности лично­сти, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

Классификация способностей по К.К. Платонову:

Общие элементарные способности – психомоторная и сенсорная организация индивида, основанная на природных задатках

Общие сложные способности – общий уровень интеллектуальной организации индивида, формирующийся в процессе общего Специальные способности, формирующиеся на основе общих способностей в процессе профессионального обучения




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.