Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление личности в онтогенезе. Движущие силы и условия становления. Понятия: социальная ситуация развития, ведущая деятельность и психические новообразования




Психологические теории взять из истории психологии.

Филогенез психики – становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества.

Онтогенез психики -формирование психических структур в течении жизни отдельного индивида.

 

Основной проблемой возрастной психологии является решение вопроса о движущих силах и источниках психического развития.

Биогенетическая теория ставит в основу развития личности биологические процессы созревания организма. Сам процесс раз­вития трактуется главным образом как созревание, стадии которо­го универсальны.

Так, американский психолог начала XX века С. Холл главным законом развития считал биогенетический «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие, онтогенез, повторя­ет главные стадии филогенеза, резюмируя в свернутом виде такие стадии развития человеческого общества, как собирательство, охота и т. д.

Другой вариант биогенетической концепции разрабатывался представителями немецкой «конституционной психологии». Так, Э. Кречмер, разрабатывая проблемы типологии личности на основе типа телосложения и т. п., считал, что между физическим типом человека и особенностями его развития должна существовать ка­кая-то однозначная связь.

Особенно ярко биологизм выступает в трактовке личности 3. Фрейдом. Согласно его учению все поведение личности обусловле­но бессознательными биологическими влечениями или инстинкта­ми и в первую очередь сексуальными влечениями.

В противоположность биогенетическому подходу, отправной точкой которого являются процессы, происходящие внутри орга­низма, социогенетические теории стараются объяснить особенно­сти личности, исходя из структуры общества, способов социализа­ции, взаимоотношений с окружающими людьми. Так, согласно те­ории социализации, человек, рождаясь биологической особью, ста­новится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни.

Другой концепцией этого ряда служит так называемая теория научения. Согласно ей, жизнь личности, ее отношения есть резуль­тат подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.)

Более популярной на Западе является теория ролей. Она исхо­дит из того, что общество предлагает каждому человеку набор ус­тойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на характер поведения личнос­ти, ее отношения с другими людьми.

Одним из направлений в разработке психологии личности является «теория поля», предложенная американским психо­логом немецкого происхождения К. Левиным. Согласно этой кон­цепции, поведение индивидуума управляется психологически­ми силами (стремления, намерения и т. д.), имеющими направ­ленность, величину и точку приложения в поле «жизненного пространства».

В итоге каждая из этих теорий объясняет социальное поведе­ние человека, исходя из замкнутых в себе свойств среды, к которой человек вынужден как-то приспосабливаться. При этом совсем не учитываются объективные, общественно-исторические условия жизни человека.

Психогенетический подхо д не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно пси­хических процессов. В нем можно выделить три течения.

Концепции, объясняющие поведение личности главным обра­зом через эмоции, влечения и другие внерациональные компонен­ты психики, называют психодинамическими (американский пси­холог Э. Эриксон и др.).

Концепции, отдающие предпочтение развитию познавательных сторон интеллекта, называют когнитивистскими ( Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.)

Концепции, в центре внимания которых стоит развитие лично­сти в целом, называются персонологическими (Э. Шпрангер, К. Бюлер, А. Маслоу и др.)

 

Представители биологизаторского направления не придают большого значения обучению. Для них процесс психического развития — спон­танный процесс, протекающий по своим особым внутрен­ним законам, и внешние воздействия не могут коренным образом изменить его.

Для психологов, признающих социальный фактор раз­вития, обучение становится принципиально важным момен­том. Представители социологизаторского направления отождествляют развитие и обучение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.