Среди всего многообразия способов поведения человека в трудной для него ситуации можно выделить конструктивные и неконструктивные стратегии.
Конструктивные способы решения проблем направлены на активное преобразование ситуации, на преодоление травмирующих обстоятельств, в результате чего возникает чувство роста собственных возможностей, усиление себя как субъекта собственной жизни. Это вовсе не означает отсутствия тревог и сомнений в будущем.
Конструктивные способы:
— достижение цели собственными силами (не отступать, приложить усилия, чтобы добиться намеченного);
- обращение за помощью к другим людям, включенным в данную ситуацию или обладающим опытом разрешения подобных проблем («обращаюсь к родителям», «посоветовалась с подругой», «решаем вместе с теми, кого это касается», «мне помогли одноклассники», «я бы обратился к специалисту»).
— тщательное обдумывание проблемы и различных путей ее решения (поразмышлять, поговорить с собой; вести себя обдуманно; «не делать глупостей»);
— изменение своего отношения к проблемной ситуации (отнестись к происшедшему с юмором);
— изменения в себе самом, в системе собственных установок и привычных стереотипов («нужно искать причины в себе», «пытаюсь измениться сама»).
Неконструктивные стратегии поведения направлены не на причину проблемы, которая «задвигается» на дальний план, а представляют собой различные формы самоуспокоения и выхода негативной энергии, создающие иллюзию относительного благополучия.
Неконструктивные способы:
— формы психологической защиты — вплоть до вытеснения проблемы из сознания («не обращать внимания», «смотреть на все поверхностно», «уйти в себя и никого туда не пускать», «стараюсь избегать проблем», «я и не пытался ничего предпринимать»);
— импульсивное поведение, эмоциональные срывы, экстравагантные поступки, необъяснимые объективными причинами («на всех обижалась», «могу закатить истерику», «хлопаю дверьми», «целый день слоняюсь по улицам»);
— агрессивные реакции
К Томас выделяет пять основных способов регулирования конфликтов:
· Соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
· Приспособление как принесение в жертву собственных интересов ради другого.
· Компромисс.
· Избегание, или отсутствие стремления как к соревнованию, так и к приспособлению.
· Сотрудничество как поиск альтернативы, удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Стиль поведения в конфликтной ситуации во многом зависит от усвоенных, в том числе в детстве и подростковом возрасте, образцов поведения, от того, на какие нормативы поведения ориентируется человек, от выбранных образцов для подражания, от полученного воспитания. Имеющий место среди подростков и современной молодежи вакуум ценностей приводит к тому, что место «кумиров» занимают «сильные личности» часто криминального оттенка, что приводит к принятию стиля решения конфликтных ситуаций, характерного для криминального мира.
В основе лежат экономические противоречия. В основе лежат противоречия во взглядах. В основе лежат противоречия социальной сферы
Степень длительности и напряженности конфликта
Бурные быстротекущие конфликты.
Острые длительные конфликты. Слабовыраженные и вялотекущие конфликты. Слабовыраженные и быстротекущие.
Возникают на основе индивидуальных психологических особенностей личности, отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих.
Возникают при наличии глубоких противоречий.
Связаны с не очень острыми противоречиями, либо пассивностью одной из сторон.
Связаны с поверхностными причинами, носят к эпизодический характер.
Связаны со столкновением противоположно направленных мотивов личности. Субъектами конфликта выступают две личности.
Субъекты конфликта: с одной стороны личность, а с другой — группа (микрогруппа). Субъектами конфликта выступают малые социальные группы или микрогруппы.
Социальные последствия
Конструктивны е конфликты.
Деструктивные конфликты.
В основе таких конфликтов лежат объективные противоречия. Способствуют развитию организации или другой социальной системы В основе таких конфликтов, как правило, т жат субъективные причины. Они создают социальную напряженность и ведут к разрушению
КОНФЛИКТ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ (внутрипсихический) — порождение амбивалентных стремлений субъекта.
КОНФЛИКТ МЕЖГРУППОВОЙ -в качестве субъектов в нем выступают группы, преследующие цели, несовместимые с целями противостоящей группы.
КОНФЛИКТ МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ — существуют две его формы: конструктивнаяи неконструктивная. Неконструктивный К. м. возникает, когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его в глазах окружающих. Обычно это вызывает яростное сопротивление другой стороны, диалог сопровождается взаимными оскорблениями, решение проблемы становится невозможным, отношения межличностные разрушаются Конструктивным К. м. бывает, лишь когда оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов и отношений. При этом могут наблюдаться различные стратегии поведения. Так, выделяются: соперничество (противоборство), сопровождающееся открытой борьбой за свои интересы; 2) сотрудничество, направленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон; 3) компромисс — регулирование разногласий через взаимные уступки; 4) избегание, заключающееся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем; 5) приспособление — тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами. Обобщенное выражение этих стратегий поведения характеризуется как корпоративность и напористость.
Словарь профессиональных терминов.
¨ ¨ АДАПТАЦИЯ - приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Практикуется, как взаимоотношения индивида и его окружения как процессы гомеостатического уравновешивания.
¨ ¨ ВЫБОР ПРОФЕССИИ - это правильность и пригодность выбора профессии с учетом индивидуальных способностей, качеств человека и требований специальности.
¨ ¨ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ - направлена на изучение личности учащегося, его интересов, склонностей, способностей с целью выявления их соответствия избираемой или близкой к ней профессии.
¨ ¨ КОНКУРС – процедура занятия должности путем определения рейтинга кандидатов и выбора лучшего из них.
¨ ¨ МОТИВЫ - то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. Мотивы применяются для обозначения самых различных явлений и состояний, вызывающих активность субъекта. В роли М. Могут выступать потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы.
¨ ¨ ОПТИМАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ - когда интересы и склонности согласованы между собой и дополняют друг друга по их предметной соотнесенности, по широте предметного содержания, по устойчивости, по силе, по длительности.
¨ ¨ ПЕРСОНОГРАММА – информационно-психологическая модель характера личности. Формализованная персонограмма – способности человека, проранжированные по степени их развития. Полный набор определяемых способностей (порядка 100) называется генеральной персонограммой (психологический паспорт), а сокращенный – для решения задачи профессионально-должностного соответствия – рабочей персонограммой.
¨ ¨ ПРОФЕССИОГРАММА – информационно-психологическая модель характера профессии, должности, рабочего места с точки зрения предъявляемых к ним требований. Формализованная профессиограмма – набор необходимых способностей, проранжированных по значению. Тождественность персонограммы работника и профессиограммы говорит об их взаимном соответствии. В этом случае обратная профессиограмма (профессиограмма, записанная наоборот) служит критерием полного несоответствия.
¨ ¨ ПРОФЕССИОГРАФИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ - предназначено для профориентационной и профконсультационной работы, в целях определения или формирования их интересов к каким-либо профессиям.
¨ ¨ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ - система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.
¨ ¨ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ - научно организованное информирование о профессиях, предназначенное главным образом для молодежи, оканчивающей общеобразовательную школу в целях практической помощи в выборе профессии с учетом склонностей, интересов и сформировавшихся способностей, а также потребностей общества. П.к. Должна располагать сведениями о роли и перспективах каждой профессии, о потребности в кадрах, о содержании трудовой деятельности социально-экономическом и санитарно-гигиеническом статусе профессий, путях профессионального обучения, с одной стороны, и о тех требованиях, которые предьявляет профессия к человеку, его психическим особенностям, о медицинских и физиологических показаниях и противопоказаниях к профессии с другой.
¨ ¨ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ - это характеризующее данного человека своеобразно переживаемое им избирательное отношение личности к действительности, влияющее на его деятельность.
¨ ¨ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ - совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или другой профессии. П.п. не дана человеку изначально, она формируется в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности при наличии положительной мотивации, ее возникновению и упрочнению способствует система материальной и моральной стимуляции, удовлетворение, получаемое от деятельности осознание общественной значимости ее результатов и др.
¨ ¨ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ НАМЕРЕНИЕ - это высшая стадия развития профессионального интереса, оформленного в сознании учащегося как его профессиональный выбор. Этот выбор реализуется в соответствии с логической схемой: "хочу - могу - надо".
¨ ¨ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ - работа над собой по совершенствованию своей пригодности к той профессии (или типу профессий), которой он думает заниматься в будущем.
¨ ¨ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ - процесс становления профессиональной направленности личности (интересы, призвание, профплан и т.д.).
¨ ¨ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС - непосредственное эмоциональное практико-познавательное отношение к профессии, при благоприятных условиях преходящее в направленность личности на конкретную профессиональную деятельность, мотивы и цели которой совпадают.
¨ ¨ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КЛИРИНГ – оптимальное соотнесение работников и рабочих мест, людей и профессий. Это значит, что по отношению к каждому человеку все профессии располагаются в порядке его возможностей работать в этих профессиях, и по отношению к каждому рабочему месту все кандидаты располагаются в порядке возможности занимать это место. Для создания системы профессионального клиринга необходимо снабдить каждого работника психологическим паспортом – описанием его характера, а каждое рабочее место – профессиограммой, описывающей характер этого места. Кроме того, у работника должна быть возможность выставить свои условия, а от работодателя потребовать дать гарантию их удовлетворения или прийти к компромиссу. Профессиональный клиринг – это методологическая основа работы службы занятости.
¨ ¨ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР - представляет собой систему средств, обеспечивающих простейшую оценку взаимосоответствия человека и профессии в тех видах деятельности, которые осуществляются в нормативно заданных условиях, требующих от человека повышенной ответственности, здоровья, высокой работоспособности и точности исполнения задания, устойчивой эмоционально-волевой регуляции. Заданные условия могут быть: гигиенические, микроклиматические, технические, социально-психологические.
¨ ¨ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН - главная штурманская карта, важнейший регулятор профессионального пути. Мысленное представление будущего.
¨ ¨ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОДБОР - предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психодиагностической и медицинской диагностики.
¨ ¨ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР – характер, типичный для работающих в данной профессии или необходимый для нее. Кроме профессионального бывают другие социально-демографические характеры: половой, возрастной, национальный, религиозный.
¨ ¨ ПСИХОГРАММА - психологический процесс профессий, представленный группой психологических функций, актуализируемых конкретной профессией.
¨ ¨ ПСИХОДИАГНОСТИКА - область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
¨ ¨ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА - система социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования его способностей, ценностных ориентаций и самосознания, повышению его конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности в условиях реализации собственной профессиональной карьеры.
¨ ¨ САМООЦЕНКА - оценка своих способностей, отдельных качеств, результатов своего труда и т.п. В самооценке проявляется отношение человека к себе как к субъекту деятельности.
¨ ¨ СКЛОННОСТИ - избирательная направленность личности на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Ее основой является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной деятельностью.
¨ ¨ СПОСОБНОСТИ - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.
¨ ¨ СПРАВОЧНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ - учащимся сообщается о каналах трудоустройства требованиях к приему на работу и учебу, возможностях освоения различных профессий, сроках подготовки, перспективах профессионального роста.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление