Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы конфликта




Понятийная схема конфликта

 

 

Среди всего многообразия способов поведения человека в труд­ной для него ситуации можно выделить конструктивные и некон­структивные стратегии.

Конструктивные способы решения проблем направлены на ак­тивное преобразование ситуации, на преодоление травмирующих обстоятельств, в результате чего возникает чувство роста собствен­ных возможностей, усиление себя как субъекта собственной жизни. Это вовсе не означает отсутствия тревог и сомнений в будущем.

Конструктивные способы:

— достижение цели собственными силами (не отступать, прило­жить усилия, чтобы добиться намеченного);

- обращение за помощью к другим людям, включенным в дан­ную ситуацию или обладающим опытом разрешения подобных проблем («обращаюсь к родителям», «посоветовалась с подругой», «решаем вместе с теми, кого это касается», «мне помогли одно­классники», «я бы обратился к специалисту»).

— тщательное обдумывание проблемы и различных путей ее ре­шения (поразмышлять, поговорить с собой; вести себя обдуманно; «не делать глупостей»);

— изменение своего отношения к проблемной ситуации (отне­стись к происшедшему с юмором);

— изменения в себе самом, в системе собственных установок и привычных стереотипов («нужно искать причины в себе», «пыта­юсь измениться сама»).

 

Неконструктивные стратегии поведения направлены не на причину проблемы, которая «задвигается» на дальний план, а представляют собой различные формы самоуспокоения и выхода негативной энергии, создающие иллюзию относительного благопо­лучия.

Неконструктивные способы:

— формы психологической защиты — вплоть до вытеснения проблемы из сознания («не обращать внимания», «смотреть на все поверхностно», «уйти в себя и никого туда не пускать», «ста­раюсь избегать проблем», «я и не пытался ничего предприни­мать»);

— импульсивное поведение, эмоциональные срывы, экстрава­гантные поступки, необъяснимые объективными причинами («на всех обижалась», «могу закатить истерику», «хлопаю дверьми», «целый день слоняюсь по улицам»);

— агрессивные реакции

 

К Томас выделяет пять основных способов регулирования конфликтов:

· Соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

· Приспособление как принесение в жертву собственных интересов ради другого.

· Компромисс.

· Избегание, или отсутствие стремления как к соревнованию, так и к приспособлению.

· Сотрудничество как поиск альтернативы, удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Стиль поведения в конфликтной ситуации во многом зависит от усвоенных, в том числе в детстве и подростковом возрасте, образцов поведения, от того, на какие нормативы поведения ориентируется человек, от выбранных образцов для подражания, от полученного воспитания. Имеющий место среди подростков и современной молодежи вакуум ценностей приводит к тому, что место «кумиров» занимают «сильные личности» часто криминального оттенка, что приводит к принятию стиля решения конфликтных ситуаций, характерного для криминального мира.

Классификация конфликтов

Основание Виды конфликтов Общая характеристика
  Сферы проявления конфликта Экономические Идеологические Социально-бытовые Семейно-бытовые В основе лежат экономические противоречия. В основе лежат противоречия во взглядах. В основе лежат противоречия социальной сферы
  Степень длительно­сти и напряженно­сти конфликта Бурные быстроте­кущие конфликты. Острые длитель­ные конфликты. Слабовыраженные и вялотекущие конфликты. Слабовыраженные и быстротекущие. Возникают на основе индивидуальных психо­логических особенностей личности, отлича­ются агрессивностью и крайней враждебно­стью конфликтующих. Возникают при наличии глубоких противоре­чий. Связаны с не очень острыми противоречиями, либо пассивностью одной из сторон. Связаны с поверхностными причинами, носят к эпизодический характер.
  Субъекты конфликт­ного взаи­модействия Внутриличностные конфликты. Межличностные конфликты. Конфликты «лич­ность-группа». Межгрупповые конфликты. Связаны со столкновением противоположно направленных мотивов личности. Субъектами конфликта выступают две лично­сти. Субъекты конфликта: с одной стороны лич­ность, а с другой — группа (микрогруппа). Субъектами конфликта выступают малые со­циальные группы или микрогруппы.
  Социаль­ные по­следствия Конструктивны е конфликты. Деструктивные конфликты. В основе таких конфликтов лежат объектив­ные противоречия. Способствуют развитию организации или другой социальной системы В основе таких конфликтов, как правило, т жат субъективные причины. Они создают социальную напряженность и ведут к разрушению
  Предмет конфликта Реалистичные (предметные) конфликты. Нереалистичные (беспредметные) конфликты. Имеют четкий предмет. Не имеют предмета или имеющийся предмет является жизненно важным для одного или обоих субъектов конфликта.

1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации.

2.Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта.

3. Начало открытого конфликтного взаимодействия.

4. Развитие открытого конфликта.

5. Разрешение конфликта.

Потенциально конфликтогенные педагогические ситуации:

•конфликты деятельности, возникающие в связи с выполнением учеб­ных заданий, успеваемостью, внеучебной деятельностью;

•конфликты поведения (поступков), возникающие из-за нарушения учащимися правил поведения на занятиях, а также вне учебного заведения;

• эмоционально-личностных отношений учащихся и преподавателей в процессе педагогиче­ской деятельности.

Контроль над конфликте генными ситуациями состоит из ряда процедур:

-оперативного обмена достоверной информацией об интересах, намерениях и предлагаемых действиях участников возможного конфликта;

-воздержания от всех действий, способных придать конфликтной ситуации не­управляемый характер;

-выявления и использования всех возможностей взаимоприемлемого разреше­ния конфликта;

-создание и поддержание атмосферы делового партнёрства, избежание пост­конфликтного отрицательного эмоционального противостояния.

КОНФЛИКТ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ (внутрипсихический) — по­рождение амбивалентных стремле­ний субъекта.

КОНФЛИКТ МЕЖГРУППОВОЙ -в качестве субъектов в нем высту­пают группы, преследующие цели, несовместимые с целями противо­стоящей группы.

КОНФЛИКТ МЕЖЛИЧНОСТ­НЫЙ — существуют две его фор­мы: конструктивнаяи неконст­руктивная. Неконструктивный К. м. возника­ет, когда один из оппонентов при­бегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психо­логически подавить партнера, дис­кредитируя и унижая его в глазах окружающих. Обычно это вызыва­ет яростное сопротивление другой стороны, диалог сопровождается взаимными оскорблениями, реше­ние проблемы становится невоз­можным, отношения межличност­ные разрушаются Конструктивным К. м. бывает, лишь когда оппоненты не выходят за рам­ки деловых аргументов и отноше­ний. При этом могут наблюдаться различные стратегии поведения. Так, выделяются: соперничество (противоборство), сопровождающе­еся открытой борьбой за свои ин­тересы; 2) сотрудничество, направ­ленное на поиск решения, удовлет­воряющего интересы всех сторон; 3) компромисс — регулирование разногласий через взаимные уступ­ки; 4) избегание, заключающееся в стремлении выйти из конфликт­ной ситуации, не решая ее, не ус­тупая своего, но и не настаивая на своем; 5) приспособление — тенден­ция сглаживать противоречия, по­ступаясь своими интересами. Обоб­щенное выражение этих стратегий поведения характеризуется как корпоративность и напористость.

Словарь профессиональных терминов.

 

¨ ¨ АДАПТАЦИЯ - приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Практикуется, как взаимоотношения индивида и его окружения как процессы гомеостатического уравновешивания. ¨ ¨ ВЫБОР ПРОФЕССИИ - это правильность и пригодность выбора профессии с учетом индивидуальных способностей, качеств человека и требований специальности. ¨ ¨ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ - направлена на изучение личности учащегося, его интересов, склонностей, способностей с целью выявления их соответствия избираемой или близкой к ней профессии. ¨ ¨ КОНКУРС – процедура занятия должности путем определения рейтинга кандидатов и выбора лучшего из них. ¨ ¨ МОТИВЫ - то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. Мотивы применяются для обозначения самых различных явлений и состояний, вызывающих активность субъекта. В роли М. Могут выступать потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы. ¨ ¨ ОПТИМАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ - когда интересы и склонности согласованы между собой и дополняют друг друга по их предметной соотнесенности, по широте предметного содержания, по устойчивости, по силе, по длительности. ¨ ¨ ПЕРСОНОГРАММА – информационно-психологическая модель характера личности. Формализованная персонограмма – способности человека, проранжированные по степени их развития. Полный набор определяемых способностей (порядка 100) называется генеральной персонограммой (психологический паспорт), а сокращенный – для решения задачи профессионально-должностного соответствия – рабочей персонограммой. ¨ ¨ ПРОФЕССИОГРАММА – информационно-психологическая модель характера профессии, должности, рабочего места с точки зрения предъявляемых к ним требований. Формализованная профессиограмма – набор необходимых способностей, проранжированных по значению. Тождественность персонограммы работника и профессиограммы говорит об их взаимном соответствии. В этом случае обратная профессиограмма (профессиограмма, записанная наоборот) служит критерием полного несоответствия. ¨ ¨ ПРОФЕССИОГРАФИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ - предназначено для профориентационной и профконсультационной работы, в целях определения или формирования их интересов к каким-либо профессиям. ¨ ¨ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ - система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма. ¨ ¨ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ - научно организованное информирование о профессиях, предназначенное главным образом для молодежи, оканчивающей общеобразовательную школу в целях практической помощи в выборе профессии с учетом склонностей, интересов и сформировавшихся способностей, а также потребностей общества. П.к. Должна располагать сведениями о роли и перспективах каждой профессии, о потребности в кадрах, о содержании трудовой деятельности социально-экономическом и санитарно-гигиеническом статусе профессий, путях профессионального обучения, с одной стороны, и о тех требованиях, которые предьявляет профессия к человеку, его психическим особенностям, о медицинских и физиологических показаниях и противопоказаниях к профессии с другой. ¨ ¨ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ - это характеризующее данного человека своеобразно переживаемое им избирательное отношение личности к действительности, влияющее на его деятельность. ¨ ¨ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ - совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или другой профессии. П.п. не дана человеку изначально, она формируется в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности при наличии положительной мотивации, ее возникновению и упрочнению способствует система материальной и моральной стимуляции, удовлетворение, получаемое от деятельности осознание общественной значимости ее результатов и др. ¨ ¨ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ НАМЕРЕНИЕ - это высшая стадия развития профессионального интереса, оформленного в сознании учащегося как его профессиональный выбор. Этот выбор реализуется в соответствии с логической схемой: "хочу - могу - надо". ¨ ¨ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ - работа над собой по совершенствованию своей пригодности к той профессии (или типу профессий), которой он думает заниматься в будущем. ¨ ¨ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ - процесс становления профессиональной направленности личности (интересы, призвание, профплан и т.д.). ¨ ¨ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС - непосредственное эмоциональное практико-познавательное отношение к профессии, при благоприятных условиях преходящее в направленность личности на конкретную профессиональную деятельность, мотивы и цели которой совпадают. ¨ ¨ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КЛИРИНГ – оптимальное соотнесение работников и рабочих мест, людей и профессий. Это значит, что по отношению к каждому человеку все профессии располагаются в порядке его возможностей работать в этих профессиях, и по отношению к каждому рабочему месту все кандидаты располагаются в порядке возможности занимать это место. Для создания системы профессионального клиринга необходимо снабдить каждого работника психологическим паспортом – описанием его характера, а каждое рабочее место – профессиограммой, описывающей характер этого места. Кроме того, у работника должна быть возможность выставить свои условия, а от работодателя потребовать дать гарантию их удовлетворения или прийти к компромиссу. Профессиональный клиринг – это методологическая основа работы службы занятости. ¨ ¨ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР - представляет собой систему средств, обеспечивающих простейшую оценку взаимосоответствия человека и профессии в тех видах деятельности, которые осуществляются в нормативно заданных условиях, требующих от человека повышенной ответственности, здоровья, высокой работоспособности и точности исполнения задания, устойчивой эмоционально-волевой регуляции. Заданные условия могут быть: гигиенические, микроклиматические, технические, социально-психологические. ¨ ¨ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН - главная штурманская карта, важнейший регулятор профессионального пути. Мысленное представление будущего. ¨ ¨ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОДБОР - предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психодиагностической и медицинской диагностики. ¨ ¨ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР – характер, типичный для работающих в данной профессии или необходимый для нее. Кроме профессионального бывают другие социально-демографические характеры: половой, возрастной, национальный, религиозный. ¨ ¨ ПСИХОГРАММА - психологический процесс профессий, представленный группой психологических функций, актуализируемых конкретной профессией. ¨ ¨ ПСИХОДИАГНОСТИКА - область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. ¨ ¨ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА - система социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования его способностей, ценностных ориентаций и самосознания, повышению его конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности в условиях реализации собственной профессиональной карьеры. ¨ ¨ САМООЦЕНКА - оценка своих способностей, отдельных качеств, результатов своего труда и т.п. В самооценке проявляется отношение человека к себе как к субъекту деятельности. ¨ ¨ СКЛОННОСТИ - избирательная направленность личности на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Ее основой является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной деятельностью. ¨ ¨ СПОСОБНОСТИ - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. ¨ ¨ СПРАВОЧНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ - учащимся сообщается о каналах трудоустройства требованиях к приему на работу и учебу, возможностях освоения различных профессий, сроках подготовки, перспективах профессионального роста.

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1928; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.