Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Издержки и себестоимость продукции промышленных организаций




Издержки производства – это совокупность расходов, которые несут предприятия в процессе производства и реализации продукции. С экономической точки зрения издержки представляют собой стоимость всех затраченных материалов и услуг. Это важнейшая экономическая категория, от которой зависит: уровень цен, величина прибыли, конкурентоспособность, положение на рынке.

В издержки производства входят затраты на сырье, материалы, амортизацию, на оплату труда.

Классификация издержек производства:

Издержки обращения – связаны с процессом реализации товара. В образовании стоимости товара участвуют только те издержки обращения, которые представляют собой продолжение процесса производства в сфере обращения (хранение товара, его транспортировка, упаковка).

Постоянные издержки – это те издержки, которые не зависят от объемов производства. Они должны быть оплачены даже в случае остановки предприятия.

Переменные издержки – это расходы, которые зависят от количества производимой продукции. Они состоят из затрат на сырье, зарплату и по мере роста производства они возрастают.

Сумма постоянных и переменных издержек – это общие (валовые) издержки.

В зависимости от метода оценки затрат различают бухгалтерские и альтернативные.

Бухгалтерские издержки – это фактически расход факторов производства на изготовление определенного количества продукции по ценам их приобретения.

Альтернативные издержки – это та сумма денег, которую можно получить при наиболее выгодном использовании ресурсов из всех возможных альтернативных способов.

Альтернативность требует выделения 2 видов издержек:

Явные – те фактические затраты на производство продукции

Вмененные – это издержки упущенных возможностей из-за неиспользования ресурсов.

С точки зрения поступления средств издержки делятся на внешние и внутренние.

Внешние издержки – это издержки, денежные затраты на приобретение сырья, оборудования. Это расходы в пользу поставщиков.

Внутренние издержки – это собственные ресурсы, которые используются в производстве.

С целью определения макс. выпуска продукции рассчитываются предельные издержки.

Предельные издержки – это дополнительные издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции по сравнению с данным объемом продажи. Эти издержки важны для определения стратегии фирмы.

Себестоимость продукции — это выражение в денежной форме затрат на подготовку ее к производству, изготовление и сбыт.

С/с продукции - совокупность прямых издержек, связанных с производством изделия; все виды затрат, понесенных при производстве и реализации определенного вида продукции.

Себестоимость включает в себя:

- затраты на материалы;

- прямые затраты на рабочую силу;

- переменные издержки: материальные затраты, амортизация основных средств, заработная плата основного и вспомогательного персонала, накладные расходы, непосредственно связанные с производством и реализацией.

Различают производственную и полную себестоимости.

С/с продукции является комплексным показателем, на основании которого можно судить об эффективности использования предприятием различных видов ресурсов, а также об уровне организации труда на предприятии.

Различают следующие методы расчета себестоимости (методы калькулирования):

1. Попроцессный метод. Применяется на предприятиях, которые работают в непрерывном режиме. Классический вариант попроцессного метода применяется в отраслях с массовым типом производства.

2. Попередельный метод - применяется в отраслях и на предприятиях, где продукция в ходе технологического цикла последовательно проходит несколько стадий.

3. Позаказный метод - применяется на предприятиях с единичным или серийным типом производства, где выпускается уникальная продукция по специальным заказам. Он используется в крупнейших судо-, авиа-, машиностроительных концернах, в малом бизнесе — при производстве мебели, визитных карточек, при предоставлении аудиторских услуг.

4. Партионный (пооперационный) метод. Разновидностью позаказного метода является партионное (пооперационное) калькулирование. Партионная калькуляция применяется там, где отдельные единицы выпуска, оформленные как заказы, в процессе своего изготовления проходят несколько стадий производства (операций), причем для каждой единицы набор стадий может быть индивидуальным, а часть операций — общей для всех изделий.

5. Учет затрат по функциям. Данную систему учета затрат применяют организации, которые выпускают большой ассортимент продукции разными партиями. Суть метода заключается в соотношении затрат с определенными функциями, которые осуществляются в интересах производства и реализации того или иного вида продукции.

Различают четыре вида себестоимости промышленной продукции:

1) Цеховая с/с, которая включает затраты данного цеха на производство продукции

2) Общезаводская (общефабричная) с/с показывает все затраты предприятия на производство продукции.

3) Полная с/с характеризует затраты предприятия не только на производство, но и на реализацию продукции.

4) Отраслевая с/с зависит как от результатов работы отдельных предприятий, так и от организации производства по отрасли в целом.

Различают нормативную, плановую и фактическую себестоимость.

Нормативная с/с рассчитывается по нормам и представляет собой максимально допустимые затраты на производство и реализацию продукции при научно обоснованных нормах затрат ресурсов.

Плановая себестоимость – себестоимость, которая закладывается в плановые расчеты

Фактическая себестоимость – себестоимость, которая складывается в отчетном периоде по факту.

Расчет с/с единицы продукции - калькулирование. Документ, в котором представлены расчеты - калькуляция.

Смета затрат на производство - наиболее общий показатель, который отражает всю сумму расходов предприятия по его производственной деятельности в разрезе экономических элементов. В ней отражены, во-первых, все расходы основного и вспомогательного производства, связанные с выпуском товарной и валовой продукции; во-вторых, затраты на работы и услуги непромышленного характера (строительно-монтажные, транспортные, научно-исследовательские и проектные и др.); в-третьих, затраты на освоение производства новых изделий независимо от источника их возмещения. Эти расходы исчисляют, как правило, без учета внутризаводского оборота.

При формировании сметы затрат сначала обрабатывается бухгалтерская информация, изучаются фактические затраты. Затем анализируется каждая статья затрат. Далее формируется смета затрат, которая заключается в группировке всех статей затрат в одну смету по необходимым принципам, в смете рассчитываются отклонения от плановых показателей и еще раз описываются причины отклонений.

Одним из определяющих показателей работы хозяйствующих субъектов является снижение с/с, что обеспечивает рост прибыли и возможность уменьшения цен на производимую продукцию, что в свою очередь позволяет обеспечить устойчивое финансовое состояние организации и конкурентные преимущества на рынке.

На с/с оказывают влияние следующие факторы, которые должны учитываться при планировании снижения с/с:

- рост объема производства

- совершенствование технологий и использований техники

- совершенствование организации производства и труда

К факторам внешней среды относятся:

- изменение цен на сырье и материалы, электроносители

- изменение транспортных тарифов, таможенных пошлин

- изменение сборов, начислений, включаемых в с/с.

 

35. Доход, прибыль, рентабельность: сущность, оценка, показатели измерения.

Доход – денежная оценка результатов деятельности организации в форме денежной суммы, поступающей в ее непосредственное распоряжение. Она отражает экономическую результативность хозяйственной деятельности организации. Получение организацией дохода свидетельствует о реализации продукции, целесообразности произведенных затрат, об общественном признании потребительских свойств продукта.

Выделяют общий, средний и предельный доход.

Общий (валовой) доход – это совокупная денежная сумма, полученная от продажи определенного количества товара. Он определяется умножением цены товара на его количество:

Средний доход(AR) - это выручка от реализации единицы продукции, т. е. валовой доход, приходящийся на единицу проданной продукции. Средний доход равен частному от деления общего дохода на количество реализованной продукции.

Предельный (дополнительный) доход(MR) – это добавочный доход к валовому доходу организации, полученный от производства и продажи одной дополнительной единицы товара. Он дает возможность судить об эффективности производства, т.к. показывает изменение дохода в результате увеличения выпуска и реализации продукции на дополнительную единицу. Предельный доход определяется как разность валового дохода от продажи n+1 единиц товара и валового дохода от продажи n товаров:

Доходы состоят из 2-х частей:

1. из выручки от реализации продукции (товаров или услуг). Она представляет собой определенную сумму денежных средств от основной и не основной деятельности фирмы, конечным результатом которой является произведенная и реализованная продукция или оказанные услуги, оплаченные покупателем или заказчиком:

2. из внереализованных доходов, являющимися побочными финансовыми поступлениями фирмы. Они непосредственно не связаны с основной производственной деятельностью. Их источниками служат:

• дивиденды на вложенные нам или приобретенные акции и другие ценные бумаги;

• штрафы, полученные от контрагентов;

• пени, неустойки;

• проценты за хранение денежных средств в банке и другие, не планируемые доходы

На величину дохода предприятия влияют как внутренние, так и внешние факторы. К внешним относятся: природные условия; государственное регулирование цен, тарифов, налоговых ставок, процентов; штрафные санкции; состояние рынка и другие. Внутренние факторы подразделяются на производственные и внепроизводственные. Внепроизводственные факторы включают в себя: снабженческую деятельность; сбытовую деятельность; социальные условия труда и быта; политика ценообразования на предприятии. Производственные факторы характеризуют наличие, использование средств и предметов труда, трудовых ресурсов: изменение объема средств труда; изменение времени работы оборудования; изменение количества предметов труда; изменение численности персонала; производительность труда; оборачиваемость оборотных средств. рост показателей качества является основным путем повышения доходности. Уменьшение величины совокупных материальных затрат на единицу продукции обеспечивает снижение ее себестоимости. Одним из направлений увеличения дохода является снижение цен при росте производства или повышение цен при спаде производства, что определяется законами спроса и предложения. Факторы, влияющие на изменение цен, будут являться факторами, влияющими на изменение дохода, второго порядка

Прибыль – это обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, наличие которого свидетельствует об эффективности производства, о благополучном финансовом состоянии. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников.

Выручка-с/с-Акциз-НДС = Прибыль от реализации ± Доходы (расходы) по текущей деятельности = Прибыль по текущей деятельности ± Прибыль от инвестиционной и финансовой деятельности = Прибыль до налогообложения – Налог на прибыль ± ΔОтложенные активы и обязательства = Чистая прибыль (резервный фонд, фонд накопления и фонд потребления)

Функции прибыли:

• инвестиционная

• результативная - полученная прибыль оценивает эффективность деятельности предприятия

• стимулирующая - часть прибыли может быть использована в качестве источника материального вознаграждения.

• финансирующая — часть прибыли определяется в качестве источника самофинансирования

• как показатель, характеризующий финансовые результаты хозяйственной деятельности.

Прибыль остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, которые относятся на прибыль называется чистой прибылью и используется по следующим направлениям: – формирование денежных фондов предприятий; – финансирование затрат по развитию производства, на научные исследования, осуществление природоохранных мероприятий; – выплата работникам материальной помощи, премий, покрытие убытков жилищно-коммунального хозяйства и др.; – выплата дивидендов акционерам; – финансирование строительства жилья и других объектов непроизводственного назначения; – уплата штрафных санкций за нарушение налогового законодательства и др.

Налогообложение – процесс установления и взимания налогов в стране: определение размера налогов и их ставок, круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами, а также порядка уплаты налогов.

Налоги и отчисления, включаемые в отпускную цену продукции и уплачиваемые из выручки: акцизы, отчисления в местные целевые бюджетные фонды и НДС.

Основными источниками увеличения прибыли являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д.

Для определения резервов роста прибыли за сет увеличения объема производства н еобходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации продукции умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида:

Подсчет резервов увеличения прибыли за счет снижения себестоимости товарной продукции и услуг осуществляется следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции умножается на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста

Существенным резервом роста прибыли является улучшение качества товарной продукции. Он подсчитывается следующим образом: изменение удельного веса каждого сорта (кондиции) умножается на отпускную цену соответствующего сорта, результаты суммируются и полученное изменение средней цены умножается на возможный объем реализации продукции:

Рентабельность - относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица. Показатели рентабельности часто выражают в процентах.

Различают след. показатели рентабельности:

1)Рентабельность собственного капитала: Р=П/(осн. ср-ва+об-ые ср-ва)*100%

2) Рентабельность собств. капитала: Р=П от реализации/уст.фонд*100%

3) Рентабельность заемного капитала: Р=П от реализации/заемн.кап.*100%

4) Рентабельность продаж: Р=П от реализ./с/с реализ. прод.*100%

5) Рентабельность продукции: Р=П/с/с*100%

6) Рентабельность оборота: Р=П от реализ./Оборот(вся реализ. продукция)*100%

На каждом предприятии должны предусматривать плановые мероприятия по увеличению рентабельности. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:

1. Увеличение выпуска продукции.

2. Улучшение качества продукции.

3. Продажа излишнего, ненужного оборудования или сдача его в аренду.

4. Снижение с/с продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей.

5. Диверсификация производства.

6. Расширение рынка продаж.

7. Ужесточение финансовой и производственной дисциплины.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.