Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фрейд и неофрейдизм. 3 страница




 

32.Пространство, время, движение. Движение и развитие.

Пространство и время являются условиями возможности чувственного восприятия вещей. В самом деле, мы не можем чувствовать что-либо, иначе как существующее в пространстве и времени, здесь и сейчас. Но принадлежат ли определения пространства и времени лишь нашим чувствам или же это реальные формы бытия вещей?

По сути, единственным аргументом в пользу реальности пространства и времени является предметная деятельность людей. В процессе деятельности с вещами человек наталкивается на объективные препятствия, пространственно-временные ограничения, которые противостоят его деятельности на стороне самих предметов. Внешние тела правдиво «рассказывают» нам о себе языком пространства и времени. Другое дело, как чувства «понимают» эти пространственно-временные «речи» вещей.

Среди философов, доказывавших объективную реальность пространства и времени, одни понимали пространство геометрически, как абсолютную пустоту, внутри которой совершается взаимодействие тел, а время как последовательность их перемещений в пространстве. Другие считали их собственными формами движения тел, из чего следовало, что свойства пространства и времени должны меняться в зависимости от характера движения. Эта, динамическая концепция, по-видимому, одержала верх в истории науки.

Пространство и время - это две прямо противоположных формы отношений между телами. Пространство есть внешнее отношение между двумя разными телами; время же есть внутреннее отношение между двумя разными состояниями одного и того же тела. Пространство есть отношение к иному, а время - отношение к самому себе. После возникновения теории относительности А. Эйнштейна пространство и время стали рассматриваться континуально, т.е. как неразрывное единство существования материальных тел.

Движение представляет собой единство этих двух противоположных определений мира материи. Взаимное превращение пространства и времени в процессе движения может происходить в различных конкретных формах. Простейшая такая форма описывается физическим понятием скорости движения (s/t), а наиболее сложную форму единства пространства и времени представляет собой чувственное восприятие. Движение органа чувств по контуру предмета выстраивает его точки в последовательный временной ряд, дифференцируя и разворачивая пространственный контур тела во времени, а мозг проделывает обратную операцию, интегрируя эти точки в «моментальный» чувственный образ данного тела.

Усложнение форм движения, переход вещи от более простой формы движения к более высокой и сложной называется «развитием». Источником процессов развития является столкновение противоположных начал, противоречие, заставляющее вещь усложнять и совершенствовать формы движения ради сохранения своего бытия. Логическому учению о том, как разрешаются объективные противоречия, Гегель дал имя «диалектика» (от греческого dialektike - искусство вести беседу, спор; термин восходит к текстам Платона, понимавшего диалектику как «охоту» за идеями).

33.Метафизика и диалектика. Основные законы и категории диалектики.

Понятие диалектики. Диалектика и метафизика как два противоположных взгляда на развитие. Основные принципы диалектического и метафизического подхода к объяснению сущего. Мышление человека диалектично по своей природе. Но в науку диалектика проникла только в середине девятнадцатого века. На мой взгляд, уже этот факт заставляет задуматься о правомочности науки претендовать на истинность своих наработок в качестве единственно возможных знаний человека.
Существует несколько исторических разновидностей диалектики с несколько разным пониманием еe сути: а) древнекитайская диалектика; б) античная диалектика; в) идеалистическая диалектика; г) материалистическая диалектика; д) объективная диалектика или объективные законы; е) субъективная диалектика.
Диалектика – (от греческого «искусство вести эффективно беседу») учение о наиболее общих связях и законах развития бытия, природы, общества и мышления и основанный на таком учении универсальный метод мышления и действия; это учение о развитии в наиболее полном виде. Это не единственное учение о развитии. Есть альтернативные ему формы: метафизика, эклектика, догматика, релятивизм, негативная диалектика, софистика и др.
У Сократа диалектика понимается как способ достижения истины в противоборстве мнений («сократическая ирония»); у Платона – диалог как логическая операция мышления, расчленения и связывания понятий («тайна двойного»); античная диалектика понималась как искусство, направленное к определению понятий и входила в триумвират вместе с риторикой и логикой. Гегель применяет диалектику в современном смысле: в качестве умения отыскивать противоположности в развитии действительности, или «учение о развитии в противоречиях»; по Гегелю, всеобщий механизм и источник развития – возникновение и борьба противоположностей; при этом философ отрицал развитие природы, которая «разнообразится». В марксизме диалектика – это революционное действие, метод изменения мира; она даeт систему ориентиров для социально значимых действий.
Развитию диалектических представлений способствовало развитие наук: открытие закона превращения энергии; клеточного строения, учение Дарвина; они привели к формулированию диалектики как учения о всеобщих связях и развитии; в ходе исторического развития центральной проблемой становится проблема развития. Диалектическое понимание развития заключается в понимании развития как процесс, источник которого находится в самом развивающемся предмете; развитие происходит в результате борьбы противоположностей как крайностей, которые отрицают и обусловливают друг друга; это направленный, закономерный и необратимый процесс.
Различают объективную диалектику как диалектику развивающегося мира и субъективную диалектику как формальную логику, которая объективна по содержанию и субъективна по форме.
Метафизика – (от греческого «после физического») употребляется в трeх основных смыслах: а) философия как учение об общем, о предельных проблемах и началах всего существующего; б) особая философская дисциплина, онтология в качестве учения о бытии как таковом в отвлечении от вопросов гносеологии, логики и методологии; «первая философия»; в) философский способ познания (или мышления), противостоящий диалектическому методу.
В Средние века метафизика выступает как форма рационального знания, соотносимого со сверхразумным знанием; вопрос о сущем превращается в вопрос «Что есть Бог»; который есть онтология. В Новое время метафизика отделяется от остальных наук и рассматривается в качестве методологии; у Канта – метафизика понимается как априорное знание; у Гегеля – она связана с рассудком (в то время как разум связан с диалектикой); диалектика «исправляет» недостатки метафизики, которая не может «справиться» с противоречиями. Как разновидность метафизики рассматривается догматизм – отрицание принципа развития и отказ связывать истину с условием, временем, местом.
Мышление человека диалектично. Противостояние метафизики и диалектики – двух альтернативных форм существующих подходов к бытию, особенно очевидно при рассмотрении их принципиальных основоположений.
Основные принципы диалектического понимания – это детерминизм, системность и принцип взаимосвязи части и целого.
Детерминизм – это философский диалектический принцип, согласно которому явления (независимо оттого, относятся ли они к сфере природы, общества или сознания) связаны естественной причинной связью и в каждой рассматриваемой ситуации одно явление в обязательном порядке обусловливает другое. Причина обусловленности бесконечна, не может быть ни первой причины, ни последнего следствия. Есть многообразие типов причинных связей в зависимости от закономерностей, проявленных в конкретной сфере научных исследований (механистический детерминизм, например, трактует всe многообразие причин как механическое взаимодействие). Сторонники детерминизма игнорируют случайность, вероятность и неопределeнность.
Второй принцип диалектики системность. Он заключается в понимании особенностей структуры и характера связанности элементов системы. Система – это целостная совокупность элементов, в которой части так связаны, что выступают как целое. Полагается, что части (элементы) системы в ней приобретают некое иное качество, которым сами по себе не обладают. Так формулируется предположение, что система может порождать(ся) (из) себя, например, клетка человека содержит информацию обо всех органах и подсистемах организма в целом; если часть мозга повреждена, другая еe область начинает выполнять потерянные функции и т.п. Анализом разных систем и их особенностей в современной философии заняты, в частности, представители междисциплинарного подхода. Системы бывают простые и сложные. Современная наука стремится к изучению тех сторон и качеств объектов,
благодаря которым они оказываются упорядоченными и организованными. Организованность не присуща самим элементам, она выражается в их иерархичности, уровневости, последовательной подчинeнности. Внутренние и внешние связи составляют целостность системы, еe единство.
В качестве третьего принципа диалектики можно рассматривать взаимосвязь «части» и «целого». «Часть» и «целое» выступают и как категории диалектики. Существует несколько типов целостности: а) неорганизованная или суммарная целостность континуума; б) организованная целостность молекулы, кристалла, Галактики, языка; в) органическая целостность биологического вида или общества.
Часть и целое выражают отношения между совокупностью предметов и связью, которая их объединяет и ведeт к возникновению новых свойств и закономерностей, которых нет у предметов в их разобщeнности. Связь выступает как целое, а предметы – как части. Например, поваренная соль (NaCh) – целое; а элементы (Na и Ch), соединение которых даeт это вещество – части, не имеющие с ним почти ничего общего. Тип связи определяет тип целого; целое может быть структурным, функциональным, развивающимся. Проблема части и целого была поставлена в античности, развита в диалектическом материализме. Целое и часть свойственны всем формам движения материи: на уровне атома, клетки, организмов, общества (семьи, государства, нации). В процессе познания важно учитывать несводимость свойств целого к свойствам частей и наоборот. Познание части и целого осуществляется при помощи специальных приeмов – анализа и синтеза.
Метафизика – это совокупность учений о развитии, способах и формах познания, объясняющих это другими по сравнению с диалектикой способами. Принципы метафизики следующие: независимость и известная самостоятельность законов бытия; значимость при изучения объекта или явления внешних связей, а не внутренних; тезис о том, что движение не может исходить из самой материи, что в любой ситуации есть внешний толчок, побуждающий объект к изменению ситуации; что характер развития состоит в эволюционизме, или катастрофизме, а не постепенном количественном и качественном нарастании изменения; что развитие возможно в форме прогресса, регресса или развития по кругу; что мир состоит из отдельных явлений и вещей; что следует изучать отдельные явления, а не целостные системы, причeм основной подход должен быть иррациональный; что бытие в своих свойствах и развитии непознаваемо.
Категории диалектики как понятия универсальных связей бытия: единичное – общее; явление – сущность; форма – содержание и т.д. В категориях диалектики выражены понятия об универсальных свойствах бытия. Категории диалектики выступают в парах, выражающих противоположные друг другу содержания. Чтобы разъяснить каждую категорию, необходимо знать определение составляющих еe понятий.
Единичное – это объект в совокупности его свойств, отличающих его от других объектов и составляющих его индивидуальную количественную и качественную определeнность.
Общее – это единичное во многом.
В качестве примера принципа единичного и общего можно рассматривать «часть: целое».
Содержание – это единство всех составляющих элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций.
Форма – это способ существования и выражения содержания.
Явление – это внешнее обнаружение сущности, форма проявления сущности.
Сущность – главное, основное, определяющее в природе, существенные свойства, связи, противоречия, тенденции развития объекта.
Законы развития: количественная и качественная характеристика вещей, их взаимодействие; цикличность и поступательность. Прогресс и регресс. Противоречия и их преодоление. От конфликта к гармонии. Традиционно существует три основных закона диалектики, к которым можно свести, как их частные случаи, все остальные. Законы диалектики называют также законами развития; они выражают суть диалектики и обнаружены уже в древних формах философии; однако, статус научности законы диалектики получили в философской системе Гегеля и были «доработаны» Марксом и Энгельсом. Формулировки Законов должны быть воспроизведены буквально, чтобы интерпретация «формы» не вызывала искажение «содержания» законов диалектики.
Речь идeт о Законе единства и борьбы противоположностей; Законе перехода количественных изменений в качественные (и обратно); Законе отрицания отрицания. Следует обратить внимание на взаимосвязь Законов диалектики.
Начнeм с качественных и количественных характеристик, так как любое изменение в своей основе начинается с накопления определeнного качества, которое при достижении определeнного количества, своей меры, посредством скачка или перехода превращается в новое качество. Новое качество также продолжает накапливаться, пока не достигает своей предельной меры, за которой следует нарушение меры, скачок, еe переход в новое качество и т.д. В накоплении количественных характеристик «зреют» противоречия, которые, сформировавшись, приводят к нарушению меры и возникновению нового качества, после чего начинается новый цикл: происходит процесс накапливания количественных изменений и переход в новое качество.
В моменте перехода «старого» качества в «новое» обнаруживает себя Закон единства и борьбы противоположностей. Противоположными являются старое и новое качество, их противоборство есть одновременно и единство, так как пока они не разъединились как разное, они существуют в нерасчленимом едином виде. Когда происходит скачок, новое не бывает абсолютно новым, оно содержит элементы старого, но уже не есть старое как таковое. Этот момент смены старого новым Гегель обозначает термином «снятие», подчeркивая, что старое сохраняется в родившемся новом. Следует добавить, что немецкие формы «Aufheben» и «aufheben» содержат также значение «поднимать», т.е. речь у Гегеля идeт о переходе на другую ступень при смене старого новым, о развитии по спирали, а не прямолинейном движении. Спираль как схема развития возникает при движении вперeд и вверх или назад и вниз – в этом состоит диалектика процесса движения, соответствующая прогрессу или регрессу. Формирование противоречий создаeт ситуацию конфликта; по мере роста количественных изменений, означающего «формирование противоречия», причина конфликта становится «всe более явной»; скачок означает прорыв из ситуации конфликта и формирование нового единства противоречий. Эта ситуация единства противоречий представляет временную гармонию. Согласно диалектическим воззрениям, в любой сфере жизни, развитие возможно только через формирование противоречий, их выявление и преодоление во временной гармонии единства. Диалектическое развитие может быть обозначено как движение «от конфликта к гармонии».
Повторяющиеся моменты «снятия» иллюстрирует третий Закон диалектики – «отрицание отрицания»; собственно ряд «снятий» образует спираль развития.
Законы носят универсальный, всеобъемлющий характер, потому что позволяют применить их в самых разных сферах деятельности, не только мыслительной. Их применение, оперирование ими, предполагает использование ряда понятий, которым следует дать определения.
Качество – целостная характеристика функционального единства существующих свойств объекта, его внутренней и внешней определeнности, относительной устойчивости, его отличия, а также сходства с другими объектами.
Свойство – способ проявления определeнной стороны качества объекта по отношению к другим объектам, с которыми он вступает во взаимодействие.
Количество – внешнее, формальное отношение предметов и их частей, а также свойств и связей.
Скачок – процесс конкретного изменения качества, надлом старого и рождение нового.
Развитие – происходит в преемственности и отрицании; оно может происходить по бесчисленному количеству направлений, по спирали.
Законы диалектики позволяют рассматривать процессы развития в их цикличности, поступательности, обратимости, необратимости в развитии, прогрессе, регрессе и т.п.

34.Необходимость и случайность. Детерминизм и индетерминизм. Закон.
Необходимость и случайность - философские категории, выражающие отношение к основанию (сущности) процесса его отдельных форм (проявлений). Те или иные явления, будучи осуществлением и развитием сущности, необходимы, но в своей единичности, неповторимости выступают как случайные. Иными словами, Н. есть то, что обязательно должно произойти в данных условиях, С. же имеет свое основание не в сущности явления, а в воздействии на него др. явлений, это то, что может быть,а может и не быть, может произойти так, а может произойти и иначе. При метафизическом, рассудочно-эмпирическом подходе к взаимодействию явлений, их развитию человек оказывается перед неразрешимым противоречием. С одной стороны, все явления, события и т. п. возникают под действием какой-то причины, и, следовательно, они не могли не возникнуть. С др. стороны, их появление зависит от бесконечного числа разнообразных условий, при к-рых данная причина действует, и непредугадываемое их сочетание делает такое появление необязательным, случайным. Не будучи в состоянии разрешить это противоречие, метафизическое мышление приходит либо к фатализму, при к-ром любое событие оказывается изначально предопределенным, либо к релятивизму и индетерминизму (Детерминизм и индетерминизм), при к-ром события превращаются в конечном счете в хаос случайностей. И в том и в др. случае целесообразная человеческая деятельность оказывается бессмысленной.

Постигнуть Н. и с. в их внутренней взаимосвязи можно лишь на пути диалектического понимания процесса развития кан становления в неповторимых формах единичных событий на основе определенного способа разрешения исходного противоречия. Любой процесс есть разрешение в пространстве и во времени нек-рого ранее назревшего противоречия. Противоречие, поскольку оно назрело, должно быть с Н. разрешено, но форма этого процесса может быть различной и в своей неповторимости случайной, т.к. в данный момент и при данных условиях в нем принимают участие мн. события и явления, рожденные на более широком или др. основании. Т. обр., Н., т.е. способ неизбежного разрешения противоречия, прокладывает себе дорогу сквозь с., а С. оказываются «дополнением и формой проявления» Н. (Маркс К., Энгельс Ф., т. 39, с. 175). Задача целесообразной человеческой деятельности заключается в этом случае в том, чтобы соотнести разнообразные единичные, случайные события, обстоятельства с их общей основой и, выделяя способы разрешения противоречий, изменять эти обстоятельства. Марксистская философия исходит из того, что в любом события можно выделить существенные (необходимые) и несущественные (случайные) свойства. Н. и с.- диалектические противоположности, не существующие друг без друга. За С. всегда скрывается Н., необходимая основа явлений, к-рая определяет ход развития в природе и об-ве. «...Где на поверхности происходит игра случая, там сама эта случайность всегда оказывается подчиненной внутренним, скрытым законам. Все дело лишь в том, чтобы открыть эти законы» (Маркс К., Энгельс Ф., т. 21, с. 306). Задача науки состоит в том, чтобы вскрывать в случайных связях явлений их необходимую основу. Наука, говорит Маркс, прекращается там, где теряет силу необходимая связь. Каким бы сложным ни было то или иное явление, от какого бы множества С,. ни зависело его развитие, оно в конце концов управляется объективнымя законами, Н. Диалектический материализм помогает понять не только связь, но и взаимопереходы Н. и с. Так, Маркс раскрыл эту сторону диалектики Н. и с., показав развитие форм стоимости в «Капитале», Совр. наука обогащает диалектико-материа-листические выводы о сущности Н. и с. новыми данными (Вероятностей теория, Статистическая и динамическая закономерность).

 

35.Сознание, его происхождение и сущность.

Сознание – это вторая после материи предельно широкая философская категория. Ф. М. Достоевский считал, что человек есть тайна. Столь же таинственно сознание человека. И сегодня, когда человек проник во многие тайны мироздания, тайны его собственного бытия, а следовательно, и тайны его сознания во многом остаются еще загадочными и вызывают всеобщий интерес. Эта проблема неисчерпаема. И хотя Вы уже имеете определенные знания, попытаемся систематизировать их и углубить, сконцентрировав внимание на природных и социальных факторах, обусловивших возникновение и развитие сознания.

В трактовке сознания существовали и существуют различные точки зрения. Все зависит от того, как те или иные философы решают основной вопрос философии и прежде всего вопрос о природе мира. Объективный идеализм отрывает сознание от природы, материи и наделяет его сверхприродной сущностью (Платон, Гегель и др.). Некоторые субъективные идеалисты заявляли, что наш мозг не есть обиталище мышления (Авенариус).

Материализм исходит из того, что материя первична, а сознание вторично. Оно есть свойство материи. Однако само это свойство понималось по-разному. Гилозоизм (от греч. hyle – материя, zoe – жизнь) считал, что сознание является свойством всей материи (Б. Спиноза, Д. Дидро и др.). Панпсихизм (от греч. pan – все, psuche – душа) также признает всеобщую одушевленность природы (К. Циолковский). С точки зрения диалектического и современного материализма Сознание – это функция мозга, отражение внешнего мира.

Неотделимость сознания от материи не означает их тождества. Они существуют реально. Но это различные реальности. Материя – Объективная реальность, а сознание – это Субъективная реальность. Предмет мысли и мысль о предмете – это не одно и то же. Образ иглы не колет, образ ножа не режет, образ воды не утоляет жажду. Материя, ее виды, уровни – материальный Прообраз, сознание – это идеальный Образ, идеальная копия материального. Уже это показывает несостоятельность взглядов вульгарных материалистов, которые считали, что мозг выделяет мысль так же, как почки – мочу, печень – желчь, желудок – желудочный сок (К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт). Но противопоставление материи и сознания возможно лишь в рамках основного вопроса философии (что первично), за пределами этого вопроса такое противопоставление относительно и просто ненаучно.

Что же такое сознание и какова его структура? Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, сущность которой заключается в целенаправленном, осмысленном и обобщенном отражении действительности в виде идеальных образов, в творческом ее преобразовании, в разумном регулировании поведения человека, его взаимоотношений с природной и общественной средой.

Структура сознания:

1. Вся совокупность приобретенных человеком знаний о природном и социальном мире.

2. Осознанные чувственные элементы – ощущения, восприятия, представления.

3. Рациональные элементы – понятия, суждения, умозаключения, память, воля, рассудок, разум.

4. Эмоциональные элементы – внутренние чувства и ощущения человека: любовь и ненависть, горе и радость, симпатии и антипатии, веселость, бодрость, оптимизм, пессимизм и т. д.

5. Самосознание – это знание самого себя, ориентированность на отражение и осмысление своих внутренних чувств, интересов, мотивов поведения, действий и т. д. Здесь внутренний мир человека выступает Объектом его собственного познания. Благодаря самосознанию человек осознает себя в конечном счете как личность. Ряд авторов высказывают мысль, что самосознание – это не самостоятельный элемент сознания, а лишь грань сознания, «направленная» на самого себя.

Сознание не исчерпывает всего содержания психики человека, в ней имеется еще и бессознательный пласт (сфера инстинктов и безотчетных влечений). Исследование бессознательного пласта человеческой психики связано с именем австрийского врача, невропатолога, психиатра З. Фрейда.

Как возникло сознание? С позиций диалектического материализма СознаниеЭто продукт длительного исторического развития самой материи, которая в ходе эволюции от неживой к живой порождала все более сложные формы Отражения. Следовательно, истоки высшей формы отражения (сознания) следует искать в самой материи, ее эволюции. Отражение – это всеобщее свойство материи, это способность всей материи удерживать, сохранять следы, результаты взаимодействия в своем внутреннем состоянии, своей структуре. Отражение – это своеобразная «Память» материальных объектов о предшествующем взаимодействии. Отражение всегда выступает как Результат взаимодействия.

Материя неоднородна по своему строению, уровню организации. Следовательно, можно сравнивать различные материальные системы по интенсивности отражения. Выделяют следующие фазы, ступени, уровни отражения.

I. Неорганическая материя. Ей присущи механическая, физическая, химическая формы отражения.

II. Органическая материя. Для этого уровня основными формами отражения являются раздражимость, чувствительность животных и психическое отражение высших животных. Основной чертой отражения на уровне органической материи является Избирательность, т. е. способность живого реагировать в соответствии с потребностями организма.

III. Социальная материя. Этому уровню свойственны две формы отражения: Чувственная (в виде ощущений, восприятий, представлений); Теоретическая (в виде понятий, суждений, умозаключений).

Физиологическая (материальная) основа психики животных и сознания человека в принципе едина – это высокоразвитая нервная система «во главе» с головным мозгом, осуществляющая высшую нервную деятельность. Тем не менее, сознанием обладает только человек. Материализм исходит из того, что сознание – не природный фактор, не природное достояние, хотя и имеет своим материальным основанием природой созданный субстрат. Сознание в своей сущности есть социальное явление. Ч. Дарвин сконцентрировал свое внимание на эволюции самой природы, приведшей к появлению человека и оставил в тени социальный фактор этой проблемы, без которого она оказалась нерешенной. Попытку рассмотреть эту проблему с социально-философских позиций предпринял Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Ф. Энгельс пришел к выводу, что «сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились главными факторами превращения мозга обезьяны в человеческий мозг». К. Маркс писал: «Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого действительное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми».

Благодаря труду и членораздельной речи сформировалась вторая сигнальная система, имеющая место только у человека, только в обществе. Сознание и речь не просто сосуществуют, они образуют неразрывное единство: сознание отражает действительность, а речь обозначает и выражает сознание, мысли. Возникает социальный уровень материи и формируется высшая форма отражения – сознание, прежде всего теоретическое. Но социальному уровню материи свойственна также и чувственная форма отражения, имеющая место и у животных. Однако и здесь труд, общественно-историческая практика сказали свое слово: под их воздействием произошло качественное совершенствование органов чувств, а отсюда и чувственных образов.

Сознание социально не только с точки зрения генезиса, происхождения. Оно Всегда имеет социальную сущность. Что это значит?

1. Сознание человека имеет биологический носитель, но у него нет генов наследственности, а потому оно биологически ненаследуемо. Новорожденный имеет мозг, нервную систему, но не имеет сознания, если его изъять из социальной среды, из общества, сознание у него не появится.

2. Вне связи с конкретными социальными условиями сознание человека и групп людей объяснить также невозможно. Мысли, взгляды, интересы, стремления, чувства людей в разные исторические эпохи очень отличаются. Причина этого кроется не в самом мозге, а в изменениях общественных условий жизни и деятельности людей.

3. Сама по себе физиологическая основа сознания не отвечает и на вопрос: почему в одну и ту же историческую эпоху в одном и том же обществе сознание людей разное? Это объясняется тем, что люди занимают разное положение в социально – экономических отношениях. Поэтому и существует сознание раба и рабовладельца, патриция и плебея, крепостного и феодала, бизнесмена и пенсионера.

4. Вступающее в жизнь человеческое существо лишь в том случае может стать действительным человеком, если постоянно будет находиться в мире людей и созданных ими вещей. Сознание ребенка формируется в его предметно-практической деятельности: он сталкивается и осваивается мир вещей, в которых уже воплощен человеческий разум, человеческое сознание. Постигая мир вещей, он через них постигает, осваивает и разум человека и сам приобретает его.

5. Благодаря языку, неразрывно связанному с человеческим сознанием, человек осваивает, овладевает не только настоящим, но и историческом прошлым. Именно социальная природа человека обеспечивает ему осознание прошлого, истории науки, культуры, истории Родины, человечества и природы. А без этого нет сознания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.