Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система образования в Западной Европе (Германия, Англия, Франция). Европейское образовательное пространство




В настоящий момент образователь­ная политика большинства европейских стран направлена в основном не на поддержание "академического уклона", а на создание многосторонней системы высшего образования с уклоном в сторону профессионального и технического обра­зования. Для многих европейских стран образцом образовательной политики ста­новится Великобритания с ее селективным подходом к финансированию, усилени­ем контроля и тенденцией к уменьшению автономии вузов. Высшее образование все больше и больше подчиняется специфическим целям национальной политики.

В 1990-1992 гг. в странах ЕС (исключая Австрию, Финляндию, Люк­сембург и Швецию) насчитывалось oколо 1429 институтов высшего образования. Институты высшего обра­зования определяются как институты, предлагающие трехуровневые образова­тельные программы, то есть программы, классифицируемые как программы 5, 6 или 7-го уровня согласно междуна­родной классификации стандартов образования (Internanational; standard, clаssifikation for edukation). В соответ­ствии с официальными национальными классификациями общее количество институтов высшего образования мож­но разделить на 379 университетов и 1050 институтов постсреднего образо­вания.

Программа 5-го уровня согласно этой классификации - первая ступень трехуровневой программы - дает обра­зование, которое не эквивалентно первой университетской степени. Эта ступень программы обычно предлага­ется именно институтами постсреднего образования, но в то же время иногда ее предлагают и университеты

6-й уровень образования согласно международной классификации стандартов образования - также I первая ступень трехуровневой про­граммы образования, дающая квалификацию, приблизительно соот­ветствующую первой университетской степени или ее эквиваленту в институ­те постсреднего образования.

Последний, 7 этап трехуровневой программы является второй ступенью соответствующей постдипломной уни­верситетской степени или ее эквиваленту. Она обычно предлагается только университетами, однако некоторые институты постсредного образования также предлагают степень магистра или доктора.

Основное положение, принятое Советом ЕС 13 июля 2001 г. по направлениям e-learning (обучение с использованием современных информационных технологий) касается формулировки стратегической цели государств ЕС: создание конкурентоспособной, динамичной, основанной на знаниях экономики, информационных и коммуникационных технологий и образования. В Европейском союзе создается единая образовательная, сеть, основу которой, должны составить международные стандарты на образовательные технологии. Стандарты и технологии позволяют не только формировать содержание образования, но и сохранять при этом саму структуру знания, которое представлено в стандартах и технологиях.

Система высшего образования в Германии. В Германии существует несколько видов высшего образования. С одной стороны, функционирует университет­ский сектор: университеты, технические университеты, педагогические коллед­жи и школы искусств. С другой стороны, существуют высшие профес­сиональные школы..

Основной путь в высшие профессиональные школы лежит через школьный выпускной экзамен Fасhоbеrschule после окончания 12-летнего обучения. Для поступления же в университет, технический университет или педагогический колледж необходимо сдать Аbitur по окончании 13-летнего обучения в гимназии. Уже в начале 80-х годов среди студентов, поступающих в высшие профессиональные школы, увеличилось число лиц, сдавших экзамены на аттестат зрелости. Таким образом, абитуриенты, которые могли бы учиться в университете, предпочитают поступать в высшие профессиональные школы. К настоящему времени примерно 50% посту­пающих в высшие профессиональные школы сдали экзамен на аттестат зрелости.

Высшее образование в Германии сталкивается с множеством проблем. Одна из них - теория, или подготовка к будущей профессии в рамках универси­тетских курсовых программ. В основном существуют два вида учебных курсов. С одной стороны, есть учебные курсы, нацеленные на определенные профес­сии, например курсы по педагогике, медицине и праву. С другой стороны - учебные курсы, и их большинство, которые не готовят студентов к определенным профессиям, а сформиро­ваны по направлениям исследований.

Учебные курсы второй ориентации порождают проблемы для многих студен­тов. Конечно, они не предполагают получить в университете профессиональ­ную подготовку такого же типа, какую они получили бы в высших профессио­нальных школах. Но они считают, что все учебные курсы должны давать меньше теоретических и больше прак­тических знаний, основываться на профессиональной реальности и давать хотя бы первичное представление о профессии, которой можно заняться по окончании обучения.

В целом задачу реформирования высшего образования в Германии можно кратко описать как усиление автономии и гибкости или, другими словами, уменьшение контроля со стороны государства в вопросах финансирования, экзаменационных правил и сравнимости курсовых программ. Таким образом, отдельным вузам, а особенно университетам, будет дана возможность проявить большую гибкость при распределении финансирования и разработке курсовых программ.

В частности, необходима гибкость в разработке учебных курсов в университетах из-за возрастающей разнородности поступающих студентов. Некоторые из них имеют производственный опыт или профессионально-техническую подготов­ку, другие разнятся по возрасту, некоторые будут обучаться с неполной нагрузкой.Все они имеют самые различные основания для обучения в университете.

Система образования в Восточной Европе. Высшее образование: частные и государственные вузы. Экономические вопросы образования.

6 1.
Единство обучения, воспитания и развития личности в педагогическом процессе

Воспитание - основополагающее педагогическое явление в системе педагогической реальности общества и жизни каждого человека. Оно представляет собой процесс формирования важнейших качеств человека как гражданина общества и носителя общечеловеческих ценностей. Результатом воспитания является воспитанность человека (личности). Под воспитанностью личности понимают важнейшую характеристику ее социальной сущности, образа жизни, поведения и деятельности, а также педагогическое свойство, выражающееся в совокупности внутренне существующих и внешне проявляющихся отношений к окружающей социально значимой действительности.

Воспитание представляет собой системную целенаправленную деятельность государства и общества, их институтов и учреждений и др. по содействию гражданам в их социальном личном росте в интересах их самих и общества. Протекая под влиянием жизненных, образовательных и трудовых обстоятельств, воспитание человека, группы достигает оптимальных результатов в специально организуемой и управляемой педагогической системе, обязательным компонентом и условием успешности которой выступает самовоспитание. Ни кто не может сделать человека таким, каким он не хочет быть, когда он сопротивляется воспитанию. Поэтому с педагогической позиции воспитание - это организация воспитывающей системы совместной работы коллектива, воспитателя, педагога с человеком, содействующей его самовоспитанию и создающей благоприятные условия для этого.

В условиях изменения социально-экономического развития страны, повышения эффективности общественного производства неразрывно связано с оптимизацией процесса социального и профессионального становления молодых работников в трудовых коллективах. Это в равной степени относится и к органам внутренних дел, две трети которых составляет молодежь. Однако, каким бы длительным ни был срок предварительной профессиональной подготовки молодых сотрудников, в конечном счете, их социальная и профессиональная доводка до требуемого уровня осуществляется непосредственно в трудовых коллективах.

Интенсификация общественного производства вызвала необходимость в непрерывном образовании, расширении границ учебно - воспитательного процесса и системы педагогической деятельности в целом, для формирования квалифицированных специалистов органов внутренних дел.

Контроль за правильным поведением граждан, обеспечение общественного порядка и приучения к нему, разрешение конфликтов в юридически значимых ситуациях, требования уважать закон и другие правовые установления, повышения правовой культуры и правовоспитанности, исправление пренебрегающих нормами права - это выраженная воспитательная функция всей системы правоохраны. Реализовать ее могут только соответствующим образом воспитанные люди. Невоспитанные сотрудники правоохранительных органов - это неконструктивная сила и не бессилие их, а совершенно нетерпимый десоциализирующий фактор. Поэтому и построение педагогической системы воспитания личного состава носит обязательный характер в решении возложенных на них государственных задач и оправдании социальных ожиданий общества. Более того, создание эффективной педагогической системы воспитания сотрудников правоохранительных органов приобрело решающий характер и стало приоритетным направлением работы с кадрами. В ст. 1 Конституции Российской Федерации наше государство определено как правовое, и что бы оно на самом деле стало таким, воспитанность личного состава должна быть безукоризненной, без чего невозможно рассчитывать на благополучие в других сферах его функционирования и жизни общества Марьин М.И., Петров В.Е., Адаев А.И., Егоров К.А. Организация социально-психологической работы в органах внутренних дел: Методическое пособие / Под общей редакцией В.Л. Кубышко. М.: ЦОКР МВД России, 2006. - 240 с..

Можно выделить еще ряд обстоятельств, придающих воспитанию сотрудников решающий, приоритетный характер:

ь невысокий уровень финансовой и материальной обеспеченности жизни сотрудников и их семей;

ь усиление текучести кадров правоохранительных органов, их омоложение, приток на службу менее подготовительных к ней молодых людей;

ь усложнение задач укрепления законности и правопорядка в условиях рыночной экономики, низкого уровня правовой культуры и правовоспитанности населения, появление новых изощренных видов преступления и профессионализации преступности, повышение нагрузок и экстремальности в работе;

ь неблагоприятное влияние на многих сотрудников резкого снижения общественной нравственности, культуры, образованности населения, распространение психологии бизнеса («все за деньги»), скрытого или откровенного подкупа («благодарности», дача взяток) и вымогательство за многие профессии, виды деятельности и действия, в том числе на разных уровнях государственной службы.

ь целенаправленное воздействие криминала на сотрудников для склонения их к аморальным уступкам и профессиональному предательству;

ь проникновение в правоохранительные органы криминально ориентированных лиц и представителей организованной преступности;

ь фактически низкий уровень воспитанности определенной части сотрудников, проявляющийся не только в недобросовестном выполнении своего долга и обязанностей, но и в недостатках взаимоотношений с гражданами, уважения их прав, реагирования на заявления, допускаемых нарушениях служебной дисциплины, пьянстве, недостойном поведении в быту и на виду граждан, правонарушениях корыстной направленности и др.

Профессиональная деятельность всегда накладывает отпечаток на человека, занимающегося ею. Она вызывает изменения в его психологии, воспитанности, обученности, образованности и развитости определенных качеств. Как правило эти изменения бываю положительные, но бывают и нежелательные изменения - снижения интереса, усердия, добросовестности, а иногда и вредные, именуемые профессиональной деформацией. У определенной части сотрудников правоохранительных органов последнее приобретает опасный характер, нередко выступая причиной нарушений законности, злоупотреблением власти и служебным положением. Правоохранительный орган - не специальное воспитательное учреждение, но воспитание в нем идет. Сотрудники меняются под влиянием выполняемой правоохранительной деятельности, контактов с разными людьми, общей атмосферы в органе и вне его. Поэтому просто необходимо заниматься воспитанием сотрудников, заниматься притом постоянно, непрерывно, усиленно, компетентно и со всеми категориями, с начала и до конца их службы. Воспитание превращается в его педагогическую функцию, вид деятельности, когда делается осмысленным и целеустремленным, когда начинает осуществляться с применением знаний педагогической науки, эффективными формами, методами, приемами, средствами, проверенными в опыте, обобщенном ею и усовершенствованном в научных экспериментах. Это и в интересах и самих сотрудников и выступает как помощь им в профессиональном становлении, предупреждая неприятности и срывы Зельдович Б.З. Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста: Учебное пособие для студентов юридических вузов. М.: Издательство "Экзамен", 2003.- 320 с..

Пункт 3 приказа МВД России от 01.02.2007 года №120, возлагает персональную ответственность за организацию, проведение и результативность воспитательной работы на начальников и заместителей по кадровой и воспитательной работе. Начальники осуществляют руководство всей системой воспитательной деятельности подчиненным им начальников органов, подразделений, кадрового и воспитательного аппарата непосредственно или через своих заместителей. Они определяют основные задачи и направления на конкретный период, сроки их реализации. Воспитательная работа строится по планам, общим и индивидуальном на разном уровнях управления ею.

2. Свойства педагогического процесса: целостность, результативность, эффективность, управляемость

Цель педагогического процесса охватывает не только задачи образования и воспитания, она непосредственно ориентирует на всестороннее, гармоничное развитие личности.

Педагогический процесс взаимно усиливает входящие в него процессы: рост образованности способствует росту воспитанности, возрастание воспитанности активизирует образовательные влияния целостного процесса.

Педагогический процесс создает возможности для взаимопроникновения друг в друга методов обучения и воспитания.

Психолого-педагогические исследования, проведенные советскими учеными Л. С. Выготским, л. В. Занковым, А. Н. Леонтьевым, Г. С. Костюком и многими другими; показали, что воспитание и обучение имеют решающую роль в развитии личности. Как принято говорить в психологии, обучение и воспитание идут впереди развития, они определяют его. Данная закономерная связь имеется и между обучением и воспитанием. Без обучения практически невозможно осуществлять воспитание, так как человек должен изучать определенные закономерности, знания, на которых основываются его действия в обществе. Вместе с тем нельзя хорошо поставить обучение, если сотрудники не воспитаны, не имеют позитивного отношения к постижению новых знаний и навыков, не обладают долгом, ответственностью и пр. Отсюда следует, что в целостном педагогическом процессе все воспитательные мероприятия должны быть нацелены на получение высокого и всесторонне развивающего эффекта, обучение должно носить воспитывающий и развивающий характер. Философия определяет функции как внешние проявления свойств какого-либо объекта в данной системе. С этой точки зрения, функции процесса обучения являются его свойствами, знания которых обогащает наше представление о нем и позволяет сделать его более эффективным. Понятие «функция» близко к понятию «задача обучения». Функции обучения характеризуют сущность процесса обучения, тогда как задачи являются одним из компонентов обучения.

Целостность педагогического процесса проявляется:

-в единстве процессов обучения, воспитания и развития;

-в соподчиненности этих процессов;

-в наличии общего сохранении специфики этих процессов.

Так воспитание сотрудников ОВД не возможно без обучения и развития, так же как и развитие буз воспитания и обучения, и наоборот. Никогда сотруднику не привить чувство ответственности, коммуникабельности, патриотизма, невозмутимости и др. без привлечения новых знаний, умений и навыков. Всесторонне сотрудник будет развит только тогда, когда все педагогические процессы будут проходить как единая целостная система совершенствования личности.

Результативность педагогического процесса проявляется:

- в проявлении желания к обучению, воспитания и развития личности;

- в проявлении желания к самовоспитанию, повышению уровня компетентности в межличностных отношениях и профессиональной деятельнотси;

- в привлечении все больше желающих соблюдать нормы законности в межличностных отношениях, создать госсударство воспитанное, правовое и динамично развивающееся.

Эффективность педагогического процесса проявляется:

- в достижении поставленной цели, задачи;

- в проявлении профессиональных качеств и применении умений и навыков в работе, приобретенных в ходе педагогического процесса;

- в достижении компромиссов в различных межличностных конфликтных ситуациях, упорядочивание отношений между сотрудниками ОВД.

Так же как и все процессы обучения, педагогический процесс имеет свойтсво управляться, задаваться в нужное направление для развития полноценной личности сотрудника ОВД. Для управления педагогическим процессом требуется:

- Стимульно-мотивационные действия - стимуляция познавательного интерес сотрудников ОВД, что вызывает у них потребности и мотивы к учебно-познавательной деятельности.

- Содержательные действия - отражают смысл, вкладываемый как в общую цель, так и каждую конкретную задачу; определяет всю совокупность формируемых отношений, ценностных ориентаций, опыта деятельности и общения, знаний.

- Целевые действия - осознание и принятие сотрудниками ОВД цели, задач учебно-познавательной деятельности.

Из этого можно сделать вывод, что педагогический процесс - это управляемый процесс Воспитательная работа с личным составом органов внутренних дел. Управление МВД России воспитательной работы ГУК и КП. Академия управления России. В.М. Шамаров, Х.Х. Лойт. 2000;.

3. Способы осуществления педагогического контроля

Управление и требовательность неотделимы от контроля. Психологически обязательна конструктивная внутренняя установка осуществляющего контроль. Он должен осуществляться не с целью подловить, изобличить, дать подчиненному урок, проявить свою власть и прочее, а для того, чтобы убедиться в состоянии дел, принять своевременные и деловые им для улучшения работы, предупредить упущения и ошибки, помочь. Необходимо сочетание текущего контроля с итоговым.

В ходе контроля следует искать не только недостатки, но и положительные стороны, успехи. Контроль бесполезен, если в ходе его констатируются только недостатки, а рекомендации по его результатам становятся поводом для критики или ограничиваются общими указаниями типа «повысить ответственность». В интересах этого административный контроль и следует сочетать с методическим.

Многое зависит от того, кто контролирует. Привлечение к осуществлению контроля (включение в группы контроля) малоавторитетного и недостаточно компетентного сотрудника приводит к тому, что, будучи в состоянии вникнуть в суть дела, но, стремясь оправдать доверие, он начинает фиксировать третьестепенные факты (например, качество замощения журналов, аккуратность подшивки и почерка, извлечение из протоколов недостатков, которые отмечали сами проверяемые).

При осуществлении контроля психологически важно проверять не только бумаги, документы, но изучать и психологические феномены: социально-психологический климат, взаимоотношения, морально-психологическую подготовленность, профессиональную- психологическую подготовленность, уровень владения психологическими действиями и психотехникой, отношение к делу, способности, профессионализм, стиль работы, отношение к гражданам и др. Следует помнить, что тот, чья работа проверяется только по бумагам, легко может потерять всякий интерес к способам и аспектам работы, которые не находят документального отражения, даже если они имеют большое юридическое значение. «Канцелярский», «бумажный», бюрократический стиль работы - прямое следствие такой порочной практики управления Столяренко А.М. Юридическая педагогика. Курс лекций. - М.: «Тандем». Издательство «Экмос», 2006 г. - 496 с.;.


Заключение

Подводя итоги, необходимо отметить, что психолого-педагогическая деятельность в ОВД необходима, поскольку от этого зависит результат или успех всей проделанной работы. Поэтому в каждом конкретном случае сотруднику ОВД необходимо развивать и практиковать свои умения и навыки в педагогической деятельности, а также уметь общаться с людьми, каждый раз побуждая их к заинтересованности и эффективности своей деятельности, которые во многом зависят от климата в профессиональном коллективе. Кроме того, сотрудник ОВД должен заботиться и быть заинтересован в развитии педагогического мастерства у других работников структурных подразделений, так как они очень часто работают с лицами, у которых наблюдается преступное поведение. В рамках мероприятия профилактика преступлений и правонарушений проводится работа по выявлению хулиганства, распитие спиртных напитков и других правонарушений среди несовершеннолетних, которая обычно проводится в ходе индивидуальной беседы, так и коллективной и с привлечением общественности. Важно уметь показать на примерах к чему может привести такое баловство, вызвав тем самым у человека установку поведения на исправление.

Также наличие знаний и умений в области педагогики необходимо для успешной организации своей деятельности, то есть правильно спланировать, распределить, так и для организации взаимодействия в коллективе. Основа для развития данных знаний и умений, воплощение их в реальность и практическое применение - это, прежде всего самовоспитание.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.