![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общечеловеческие ценности как основа идеалов воспитания 2 страница
Ранжирование - расположение собранных данных в определенной последовательности Шкалирование - введение цифровых показатлей в оценку отдельных сторон педагогических явлений. Квалиметрия - перевод качественных показателей в количественные 4. Статические методы: определение средних величин полученных показателей: определение медианы - показание середины ряда; подсчет степени рассеивания величин - дисперсии, т.е. среднего квадратичного отклонения; подсчет коэффициента корреляции и др. Целостный педагогический процесс. Структура педагогического процесса. Характеристика его основных компонентов Педагогический процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии. Структура педагогического процесса: цель>принципы>содержание>методы>средства>формы Цель как начальный компонент педагогического процесса состоит в том, чтобы педагог и воспитанник выработали или просто представили себе конечный результат своего взаимодействия. Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели. Содержание - это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цель согласно выбранным направлениям. Методы - это действия педагога и учащегося, посредством которых передается и принимается содержание, перерабатывается и затем воспроизводиться. Средства как материализованные предметные способы «работы» с содержанием используются в единстве с методами. Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность. Любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В педагогическом процессе она есть результат педагогического взаимодействия. Именно поэтому педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса. Оно, в отличие от любого другого взаимодействия, представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников (воспитанника), следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Педагогический процесс призван осуществлять три основных взаимосвязанных функции - образовательную, воспитательную и развивающую. Образовательная функция педагогического процесса заключается в формировании у учащихся системы научных, технических, технологических и производственных знаний - фактов, законов, закономерностей, теорий, явлений, процессов; в формировании умений применять полученные знания и умения для решения учебных и производственных задач; в формировании у обучаемых общенаучных, политехнических и специальных профессиональных умений; в закреплении, совершенствовании, расширении и углублении полученных знаний, навыков и умений. Осуществление образовательной функции является основой педагогического процесса. Воспитательная функция педагогического процесса проявляется в том, что обучение постоянно - независимо от того, как рассматривает этот вопрос педагог - воспитывает обучаемых. Это объективная закономерность педагогического процесса; в воспитательном отношении нейтральным обучение быть не может. Основная задача преподавателя, мастера, воспитателя - максимально использовать воспитательные возможности педагогического процесса для формирования у обучаемого лучших качеств. В ходе педагогического процесса у учащихся формируются основы научного мировоззрения, профессиональные убеждения; воспитываются уважение к труду, к людям труда, высокие нравственные качества. Развивающая функция педагогического процесса обучения проявляется в формировании у учащихся рациональных приемов мышления: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т.д., в развитии познавательной и созидательной активности и самостоятельности, познавательных интересов и способностей, воли, настойчивости в достижении цели, умений и привычек к самообразованию, самосовершенствованию, творческому мышлению; в развитии внимания, памяти, речи, воображения; в формировании культуры учебного, педагогического и производственного труда. Все эти основные функции педагогического процесса тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие и усвоение воспитанником и собственную активность последнего, проявляющуюся в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание). Понятие "педагогическое взаимодействие" поэтому шире, чем педагогическое воздействие, педагогическое влияние и даже педагогическое отношение, которое является следствием самого взаимодействия педагогов и воспитуемых (Ю.К. Бабанский). Объект, предмет, функции, задачи, структура профессиональной педагогики Профессиональная педагогика - область теоретического и практически-ориентированного научного знания, которое распространяется на всю систему профессиональной подготовки человека, независимо от его возраста, уровня предшествующего образования, объектов, характера и профиля трудовой и профессиональной деятельности. Определение статуса профессиональной педагогики как полноценной науки предполагает четкое формулирование ее объекта и предмета. Объектом профессиональной педагогики- выступает не только относительно узкая сфера специальной (профессиональной) подготовки человека к труду, но и вся целостная система образования. Предмет профессиональной педагогики - педагогический процесс формирования требуемых профессионально значимых качеств личности и педагогическая система, задающая этот процесс формирования. Профессиональная педагогика, как отрасль научных знаний и ветвь общей педагогики решает следующие задачи. - Разработка теоретико-методологических основ профессионального образования и методики проведения исследований в профессиональной педагогике. - Обоснование сущности, аспектов и функций профессионального образования. - Изучение истории развития профессионального образования и педагогической мысли. - Анализ современного состояния и прогнозирование развития профессионального образования в нашей стране и за рубежом. - Выявление закономерностей профессионального обучения, воспитания и развития личности. - Обоснование образовательных стандартов и содержания профессионального образования. - Разработка новых методов, средств, форм, систем и технологий профессионального образования. - Определение принципов, методов и способов управления профессионально-педагогическими системами, мониторинга профессионально-образовательного процесса и профессионального развития обучающихся. Понятие системы образования в России. Непрерывное многоуровневое профессиональное образование Многоуровневая непрерывная профессиональная подготовка - это интегрированная непрерывная система интенсивного образования, обеспечивающая стадийное обучение специалистов - профессионалов разного уровня образования и квалификации в соответствии с объективными потребностями науки, производства, образования, экономическими, социальными условиями жизнедеятельности общества и личности. Она обусловливает конкурентоспособность, высокий профессионализм и востребованность выпускников на рынке труда. Сформулируем требования, которым должна удовлетворять многоуровневая система 1. Система должна быть мобильной и в достаточной степени учитывать индивидуальные особенности каждой личности. 2. Система образования должна быть открытой. 3. Система образования должна в максимальной степени использовать принцип фундаментальности. Только фундаментальное образование дает такие знания, которые не устаревают с течением времени, помогают ориентироваться в любой новой среде и являются универсальными по существу. 4. Система образования должна предоставлять возможности получения междисциплинарного многопрофильного обучения. 5. Перестройка учебного процесса на основе использования новых технологий обучения. Принципы непрерывного многоуровневого профессионального образования: 1. Непрерывность - формирование и воспитание личности в течение всей жизни, достижения человеком в соответствии с его интересами, потребностями и способностями вершины профессионального мастерства. 2. Интегративность обеспечивает междисциплинарную комплексность, обобщенность, уплотненность знаний, методов и средств познания, изучения педагогических явлений и процессов. 3. Дифференцированность - принцип, реализующийся одновременно с интеграцией, конкретизирующий объекты, предметы и явления в связи с объективными потребностями и специфическими особенностями изучаемых профессий. 4. Многоуровневостъ направленный на обеспечение необходимого для личности образования с учетом индивидуальных особенностей человека и потребностей общества, рынка труда. 5. Многопрофильность позволяет в полной мере использовать потенциальные возможности личности, овладеть несколькими профессиями, стать специалистом широкого профиля. 6. Профессиональная направленность - весь процесс обучения направлен на овладение конкретной профессией. 7. Культурологическая взаимообусловленность - нацеленный на обеспечение культурного развития в процессе овладения профессией, на наполнение содержания образования культурологическими понятиями, категориями, средствами и способами формирования знаний, умений, навыков, ценностей и норм поведения. 8. Стадийность предусматривает деление учебно-воспитательного процесса на стадии, циклы, законченные этапы обучения, дающие возможность после завершения учебы получить документ об образовании и квалификации 9. Комплексность выражается в единстве, логическом синтезе философских, социально-экономических, естественнонаучных, технических, технологических знаний об изучаемом объекте (предмете), а также общенаучных и конкретно научных методологических положений. 10. Социальная обусловленность обеспечивает признание приоритета социально значимых требований к подготовке будущих специалистов: уровню образованности, овладения профессией, интеллектуальной, нравственной и политической зрелость личности. 11. Модульность предусматривает расчленение учебного процесса на структурные элементы (операции) 12. Междисциплинарность - принцип взаимодействия категорий, понятий, явлений и процессов, рассматриваемых различными науками, учебными дисциплинами, имеющих общие взаимосвязи, объединения на общем методологическом базисе основ наук. 13. Системность обеспечивает целостность построения и взаимосвязь отдельных подсистем (начальное, среднее, высшее, дополнительное образование; общеобразовательная, общетехническая, профессиональная подготовка; теоретическое, производственное обучение; учебно-познавательная, учебно-производственная деятельность). 15. Технологичность требует такой систематизации знаний, умений и навыков, при которой обеспечивалась бы последовательность формирования учебно-практических, политехнических и профессиональных знаний, умений и навыков, точность действий выполняемой работы, высокое качество продукции, развитие у учащихся творческого мышления и технической самостоятельности. Функции системы непрерывного профессионального образования. 1. Социальная функция охватывает всю область формирования личности, определяет основные направления ценностных ориентации личности в производительном труде, раскрывает социальные аспекты профессиональной деятельности, общественные отношения и потребности, вскрывает зависимость профессионального образования от общественных отношений и материального производства. 2. Прогностическая функция обеспечивает использование прогностической информации для определения долгосрочной перспективы формирования личности будущего специалиста, определение требований к профессиональной подготовке, к уровню квалификации выпускников, системы содержания профессионального образования, оперативную его корректировку. 3. Интегративная функция заключается в том, что наряду с самостоятельной обусловленностью профессиональное образование является связующим звеном между общим и высшим образованием, объединяет всю совокупность знаний, умений и навыков, норм и ценностей в единое целое, педагогическую систему. 4. Системная функция обеспечивает целостность профессионального образования и оптимизирует взаимосвязь отдельных подсистем (общеобразовательная, профессиональная подготовка). Особенности системы профессионально-педагогического образования. Инновационные образовательные учреждения Законодательные и нормативно-правовые основы образования. Законодательная база образования- 1. всеобщая декларация прав человека, 2. конвенция о правах ребёнка, 3. Конституция РФ, 4. Закон РФ об образовании, 5. Законы субъектов РФ об Образовании. Нормативная основа образования- 1. Государственный образ-й стандарт, 2. базисный учебный план общеобразовательной школы, 3. учебный план, 4. учебная и рабочая программы, 5. типовое положение и Этапы развития педагогики начального профессионального образования. Социально-экономические и производственные факторы, определяющие требования к подготовке рабочих и специалистов Личностно-профессиональные качества современного рабочего и специалиста. Профессиональная мобильность -- готовность и способность работника к быстрой смене выполняемых производственных функций, рабочих мест и даже специальностей в рамках одной профессии и отрасли, способность быстро осваивать новые специальности или умения в них, возникающие вследствие научно-технических преобразований. Социальная мобильность -- готовность и способность работника менять не только место работы или специальность, но и свою социальную роль: рабочего, служащего, специалиста, частного предпринимателя, общественного деятеля и т.д. Профессиональная предприимчивость -- готовность и способность работника самостоятельно, по собственной инициативе осуществлять деятельность, направленную на получение дохода, прибыли в рамках своей основной профессиональной деятельности или деятельности организации, предприятия. Предприимчивость преследует также цели улучшения качества продукции, имиджа, повышения статуса, как своего, так и организации. Таким образом, в современном производстве создается качественно новый тип работников -- конкурентоспособных, в труде которых большую роль играет интеллектуальная, творческая составляющая. Появление таких профессионалов свидетельствует о том, что в развитии человеческого фактора производства в условиях технического Прогресса закономерным становится явление расширения и углубления знаний, постоянного повышения уровня квалификации. Конкурентоспособный работник (рабочий, специалист) -- это тот, кто, во-первых, имеет более высокий уровень готовности к профессиональной деятельности по сравнению с другими за счет развитых способностей, профессиональной компетентности, сформированных личностных и гражданских качеств и, во-вторых, способен предложить их как товар за достойную цену, позволяющую обеспечить собственное благополучие и благополучие семьи. Сегодня для характеристики рабочих и специалистов используются такие термины как: «профессиональная квалификация», «ключевые квалификации», «ключевые компетенции», «профессиональная компетентность», «профессиональная компетенция» Профессиональная квалификация -- это степень и вид профессиональной подготовленности работника, наличие у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенной работы. Профессиональная квалификация определяет успешную деятельность по специальности и присуща специалистам. Ключевые квалификации -- общепрофессиональные знания, умения и навыки, а также способности и качества личности, необходимые для выполнения работы по определен ной группе профессий. Ключевые квалификации обусловливают продуктивное осуществление интегративных видов деятельности и характерны для профессионалов. -Профессиональная компетентность -- это совокупность знаний, умений и навыков, достаточных для выполнения профессиональной деятельности. -Профессиональная компетенция -- совокупность свойств личности, обеспечивающих самостоятельное выполнение профессиональной деятельности. Компетенция выражается понятием «быть способным». Сопоставляя два понятия, можно сказать, что компетенция -- это обладание компетентностями. -Ключевые компетенции -- это межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах. Ключевые компетенции определяют универсальность, социально-профессиональную мобильность профессионалов и позволяют им успешно адаптироваться в разных социальных и профессиональных сообществах. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение разрешать проблемы. Компетенция мастера производственного обучения во многом зависит от наличия психолого-педагогических знаний, владения методикой обучения, умелого использования эффективных технологий, искусством передачи и трансформации опыта, от эффективной оценки своих сильных и слабых сторон, от способности совершенствовать личностные и профессиональные качества. При рассмотрении компетенции мастера производственного обучения следует выделить прежде всего ведущий фактор. Это мотивация мастера производственного обучения к профессиональной деятельности: потребность в самоутверждении, в изучении запросов учащихся, отсутствие удовлетворенности результатами своего труда. Виды профессионально-педагогической деятельности: 1. Учебно-воспитательная - передача ЗУН, гражданское и профессиональное становление, честь 2. Учебно методическая - подготовка, обеспечение и анализ учебно - воспитательного процесса. 3. Организационно-управленческая-организация воспитательного процесса, практики обучающихся,выполнения планов, программ. Мастер Проф.обучения как педагог начального профессионального образования. Основные компоненты модели мастера ПО Модель-образ, результат, идеальная форма отражения предметов и явления Модель выпускника (специалиста)-это характеристика существенных личностных и профессионально-значимых качеств, знаний, умений и навыков необходимых специалисту для выполнения типовых задач после окончания образовательного учреждения. Модель мастера профессионального обучения состоит из 6 блоков 1.Ценностный потенциал- центральный блок модели в котором нашли отражение общечеловеческие ценности. - восприятие человеческой жизни как главной ценности - признание свободы личного выбора - актуализация потребности в самореализации - стремление к саморазвитию и самосовершенствованию - здоровый образ жизни 2.Квалификационная характеристика выпускника- определяется требованиями ГОС к подготовке мастера профессионального обучения -основные виды деятельности -знания (гуманитарные, социальные, специальные, общепрофессиональные) -умения (преподавательские, воспитательные, методические, организационно-управленческие, эксплуатационно-обслуживающие) 3.Личностные качества включает в себя профессионально значимые психофизические свойства, профессионально важные личностные качества, профессионально-важные социально-личностные качества -вежливость, гражданственность, гуманность, деловитость, любовь к детям, отзывчивость, общительность, порядочность, педагогическая эрудиция, педагогическая наблюдательность, педагогическая находчивость, педагогическое мышление, педагогический оптимизм, педагогическое мастерство. 4.Ключевые квалификации- общепрофессиональные знания, умения, навыки, а также способности и качества личности, необходимые для выполнения профессионально-педагогической деятельности 5.Профессионально педагогическая компетентность и компетенция включает требования к профессиональным (отраслевым) и психолого-педагогическим знаниям и умениям, а также компетенциям как совокупности свойств личности, обеспечивающих самостоятельное выполнение педагогической деятельности в конкурентных условиях 6.Требования работодателя и рынка труда- состоит из набора актуальных с точки зрения работодателя и рынка труда компетентностей и компетенций, которые должны быть сформированы у будущего мастера профессионального обучения в условиях современных социально-экономических условиях. Сущность и компоненты процесса Проф.обучения Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в её развитии и саморазвитии. (Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие педагога и обучаемого, направленное на достижение заданной цели по воспитанию обучению, образованию и развитию личности.) Педагогический процесс это: *динамическая система; *система взаимодействия педагога и обучаемого; *система деятельности; *система взаимодействия обучения, воспитания, образования и развития; *система взаимодействия теоретического и производственного обучения. Целостность педагогического процесса проявляется: *в единстве процессов обучения, воспитания, формирования и развития; *в наличии общего и сохранении специфики этих процессов; *в соподчинении всех элементов педагогического процесса (Ц-С-М/С-Р-R). Компоненты педагогического процесса: - педагоги и воспитанники - являются субъектами и главными компонентами - содержание образования (опыт, базовая культура) - педагогические средства - материальные (наглядные, технические, электронные), художественные… Педагогический процесс включает в себя два взаимосвязанных компонента: профессионально-педагогическую деятельность педагогов и познавательную деятельность обучающихся. Профессионально-педагогическая деятельность осуществляется по единому алгоритму, включающему в себя: 1.анализ исходной ситуации, определение и постановку цели обучения; 2.планирование учебно-профессиональной деятельности, отбор содержания и средств подачи (различными способами) новых фрагментов учебного материала; 3.осуществление операций, организующих профессионально-познавательную деятельность обучающихся; 4.организацию обратной связи, контроль и корректирование работы по усвоению содержания материала; 5.анализ и оценку результатов обучения. Познавательная деятельность обучающихся представляет собой единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. В ней могут быть выделены следующие компоненты: *анализ исходного уровня своей общеобразовательной и профессиональной подготовленности; *осознание и принятие цели и задач профессионального обучения; *планирование и организация своей учебной деятельности; *самоанализ и самоконтроль профессионально-познавательной деятельности; *самоанализ и самооценка результатов. Профессионально-педагогическая деятельность является определяющим фактором успешности профессионального обучения. Однако эта успешность зависит также и от активности обучающихся. Процесс обучения не может быть эффективным без применения современных методов и дидактических средств. В свою очередь, методы, формы и средства обучения определяются содержанием образования и уровнем личностного и профессионального развития учащихся. Таким образом, процесс профессионального обучения -- это целостное педагогическое явление. Все его компоненты тесно взаимосвязаны: цели обучения воплощены в содержание образования, которое определяет его методы, формы и средства. В реальной педагогической действительности процесс профессионального обучения носит циклический характер. Каждый его дидактический цикл представляет собой функциональную систему, основанную на совместной деятельности всех субъектов процесса обучения. Педагогический процесс как система включает в себя взаимосвязанные, внедренные друг в друг в компоненты: процесс формирования, процесс развития, процесс воспитания, процесс обучения, сотрудничество (взаимодействие) педагога и обучающегося, систему условий, форм, методов организации педагогического процесса. Сам педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и обучаемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты -- целевой, содержательный, деятельностный, результативный 9 ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 852; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |