КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Реализация общедидактических принципов в организации занятий в ДОО 1 страница
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому такое важное значение имеет оптимальная организация занятий при математической подготовке детей к школе. И родители, и педагоги знают, что математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное – это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны строиться с учетом всех общедидактических принципов, проходить в увлекательной игровой форме. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. Обучение математике, как и любому учебному предмету, может стать эффективным средством формирования личности, достичь непосредственной цели – прочного и сознательного усвоения ее содержания – лишь в случае, если в основу обучения будут положены определенные положения, вытекающие из основных закономерностей дидактики, подтвержденные опытом обучения. [13] Система таких положений, специально ориентированная на особенности математики как учебного предмета, и составляет основное содержание общедидактических принципов, применяемых в организации занятий по РЭМП. Наиболее важные принципы, характеризующие подход к обучению основам математики в детском саду, – принцип наглядности, принцип воспитывающего обучения, принцип научности, принцип сознательности и активности обучения, принцип систематичности и последовательности и др. Владение этими принципами необходимо педагогу для того, чтобы правильно организовать свой труд, грамотно, квалифицированно анализировать различные учебные пособия и методические разработки, которыми ему придется пользоваться в своей работе. [8] А.А. Столяр предлагает систему общедидактических принципов дополнить двумя принципами, характерными для обучения математике: 1) курс математики должен отражать фундаментальные идеи и логику современной математики (в соответствии с уровнем мыслительной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах); 2) процесс обучения математике должен строиться подобно процессу исследования в математике, то есть, он должен имитировать процесс творческого поиска в математике (в определенной мере, в какой это допускает уровень мыслительной деятельности детей дошкольного возраста). Первый принцип относится к построению содержания обучения математике и в определенной степени конкретизирует дидактический принцип научности. Второй принцип относится к построению процесса обучения и конкретизирует дидактический принцип развивающего обучения. [14] В методической литературе по математическому развитию общепризнанной является следующая система дидактических принципов: 1. Принцип воспитания в развитии математических представлений. 2. Принцип научности в обучении математике. 3. Принцип сознательности, активности и самостоятельности в развитии математических представлений. 4. Принцип систематичности и последовательности в развитии математических представлений. 5. Принцип доступности в развитии математических представлений. 6. Принцип наглядности в развитии математических представлений. 7. Принцип индивидуального подхода к учащимся в развитии математических представлений. Принцип воспитания Общей целью воспитания в детском саду является подготовка к всестороннему развитию личности, способной построить и защитить общество. Всестороннее развитие личности предполагает умственное и нравственное развитие, богатую духовную жизнь, физическое и эстетическое развитие. Реализация общей цели воспитания требует поэтому решения более частных задач, которые рассматриваются в качестве составных частей или сторон воспитания: трудовое, нравственное, умственное, эстетическое и физическое воспитание. Выделение составных частей воспитания опирается на объективные требования общества в развитии определенных свойств (качеств) личности. [5] Но воспитание в процессе обучения вообще и математике в частности как принцип обучения имеет и свою содержательную направленность, которая определяется формированием мировоззрения и морали. Чтобы каждый ребенок мог действовать в соответствии с принципами мировоззрения и морали, он должен сформировать у себя такие черты характера, как трудолюбие, сила воли, скромность, честность по отношению к самому себе и другим людям. Мировоззрение, базирующееся на научном знании и практическом жизненном опыте, связывает в единое целое эти свойства личности. Отсюда вытекают возможность и необходимость передачи всем людям знаний о закономерностях развития природы, общества и человеческого мышления, чтобы они могли сознательно осуществлять практическую деятельность. [9] Следовательно, в формировании убеждений возрастает роль процесса усвоения знаний. В связи с этим в развитии математических представлений (как и каждого раздела образовательной программы) необходимо повышать активность детей и возбуждать у них интерес к вопросам, имеющим мировоззренческое значение. Важную роль в этом приобретает освещение в преподавании математики новых идей современной науки. При планировании содержания, средств, методов и форм обучения педагог призван обеспечить решение всего комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач. [5] Принцип научности Требование научности содержания образования было выдвинуто в советской педагогической литературе еще в работах Н. К. Крупской. Статус дидактического принципа требование научности в обучении приобрело с 1950г., когда оно было сформулировано и обосновано М. Н. Скаткиным. В дальнейшем Л.Я. Зорина показала, что под научностью содержания образования следует понимать такую его качественную характеристику, которая удовлетворяет трем признакам: а) соответствие содержания образования уровню современной науки; б) создание верных представлений об общих методах научного познания; в) показ важнейших закономерностей процесса познания. [12] Эти условия взаимосвязаны между собой, ибо реализация каждого из последующих обусловлена выполнением предыдущих; каждое предыдущее условие является необходимой базой для реализации последующего. В организации занятий по развитию математических представлений дошкольников у педагогов имеется много возможностей показать закономерности процесса познания. Именно поэтому в процессе обучения основам математике шире должны внедряться проблемное обучение и разнообразные исследовательские приемы. В процессе реализации принципа научности воспитатель должен соблюдать также принцип доступности, чтобы содержание, формы и методы обучения учитывали реальные возможности воспитанников. При этом необходимо учитывать и то, что принцип доступности предполагает обучение на достаточно высоком уровне трудности. Однако это можно достигнуть лишь при наилучшем сочетании индивидуальных и коллективных форм познавательной деятельности дошкольников в обучении. Принцип систематичности и последовательности Нельзя овладеть наукой, не изучая ее в определенной системе. В такой же мере нельзя успешно развивать познавательные и творческие способности дошкольников без строго продуманной системы их обучения и воспитания. Систематичность в развитии математических представлений предполагает соблюдение определенной последовательности в изучении учебного материала и постепенное овладение основными понятиями дошкольного курса математики. Последовательность в обучении математике означает, что обучение осуществляется в соответствии с правилами обучения: а) от простого к сложному; б) от легкого к трудному; в) от известного к неизвестному; г) от представлений к понятиям; д) от знания к умению, от него к навыку. [7] Принцип доступности Принцип доступности в обучении вытекает из требований учета возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. Он лежит в основе составления учебных планов и программ. Принцип доступности требует, чтобы объем и содержание предлагаемого воспитателем материала были по силам воспитанникам, соответствовали уровню их умственного развития и имеющемуся у них запасу знаний, умений и навыков. Реализация принципа доступности в развитии математических представлений предполагает выполнение следующих дидактических условий: а) следовать в обучении от простого к сложному; б) от легкого к трудному; в) от известного к неизвестному. [16] Отсюда следует, что строгое соблюдение в обучении принципа систематичности и последовательности предопределяет успешную реализацию принципа доступности. Принцип доступности в дошкольном образовании привлекает к себе особое внимание также в связи с проблемой индивидуального подхода к воспитанникам в условиях массового обучения в детском саду. Принцип сознательности, активности и самостоятельности Данный принцип заключается в целенаправленном активном восприятии изучаемых явлений, их осмыслении, творческой переработке и применении. Он вытекает из целей и задач дошкольного образования, а также из особенностей процесса обучения, требующего осмысленного и творческого подхода к изучаемому материалу. Реализация принципа сознательности, активности и самостоятельности в обучении предполагает выполнение следующих условий: а) соответствие познавательной деятельности детей закономерностям процесса учения; б) познавательная активность воспитанников в процессе занятия; в) осознание дошкольниками процесса приобретения знаний, умений и навыков; г) овладение детьми дошкольного возраста методами умственной работы в процессе познания нового. Сознательность понимается в дидактике как овладение учащимися данными науки, учебным материалом, осмысление его, умение пользоваться полученными знаниями на практике в новых условиях, превращение знаний в убеждения, в руководство к действию. [5] Принцип наглядности Теоретическое обоснование принципу наглядности впервые было дано чешским педагогом Я.А. Коменским, который выдвинул требование учить людей познавать самые вещи, а не только чужие свидетельства о них. Принцип наглядности вытекает из сущности процесса восприятия, осмысления и обобщения детьми изучаемого материала. Говоря о значении принципа наглядности и о его роли в процессе учебного познания, дидактика утверждает, что наглядность является исходным моментом обучения основам математических знаний главным образом в дошкольном возрасте и в младших классах. Наглядность применяется и как средство познания нового, и для иллюстрации мысли, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания материала. Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала воспитателем, при закреплении знаний, формировании умений и навыков, при выполнении самостоятельных заданий, при контроле усвоения учебного материала. Принцип наглядности, по выражению Я.А. Коменского, является "золотым правилом дидактики". Он требует сочетания наглядности и мысленных действий, наглядности и слова. [1] Принцип индивидуального подхода Повышение эффективности обучения непосредственно связано с тем, насколько полно учитываются особенности каждого ребенка. Важной индивидуальной особенностью детей, в том числе и дошкольного возраста, является их способность к усвоению знаний. Как показали многочисленные психолого-дидактические исследования, если уровнять многие факторы, влияющие на уровень усвоения новых знаний, а именно: обеспечить одинаковый исходный минимум знаний у всех воспитанников, положительное отношение их к занятию, желание как можно лучше усвоить материал, тщательно разработать методику введения нового материала, то, несмотря на равенство этих условий, новые знания будут усвоены по разному. Следует заметить, что изучение разных сторон мыслительной деятельности позволило психологам сделать предположение о том, что не всякое усвоение знаний означает сдвиг в умственном развитии учащегося. Этот сдвиг происходит тогда, когда обучение обеспечивает овладение не только содержанием знаний, но и методами, способами их приобретения, благодаря чему дети могут самостоятельно приобретать новые знания. [11] Отмеченные выше явления, имеющие место в развитии математических представлений дошкольников, показали невозможность создать в обучении систему, равно оптимальную для каждого воспитанника. Это обстоятельство привело к необходимости реализации в обучении принципа индивидуального подхода к каждому ребенку. Таким образом, с учетом всего вышеперечисленного, уверенно можно говорить о том, что прочное и сознательное усвоение элементарных математических представлений детьми дошкольного возраста возможно лишь в случае применения в организации занятий по развитию математических представлений общедидактических принципов. [13]
11 I. Исторический характер профессионального образования и обучения Для того чтобы совершенствовать настоящее во имя будущего, нужно очень хорошо знать прошлое, что сохранилось в нашей жизни до сих пор, но и то что не выдержало испытания временем. Именно незнание прошлых попыток перестроить модель обучения и образования иногда можно объяснить неустроенные судьбы молодых людей, которые неподготовленные к реальной жизни. Опыт эволюции образования поучителен: многие проблемы обучения и образования, которые общество считает актуальными в современной жизни, существовали и раньше. Сегодня на педагогов ложится огромная ответственность за подготовку учащейся молодёжи, за то, какой тип мышления для нового поколения будет характерен, какая система ценностей является определяющей. История в известной степени повторяется и нужно помнить, знать её уроки. «Молодость всегда должна начинаться издалека и, подобно отдельному человеку, пройти через эпохи мировой культуры» (И.В. Гёте). Содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Это значит, что оно изменяется под влиянием требованием жизни, производства и уровня развития научного знания. Передача профессионального опыта от одного поколения к другому было обычным делом ещё для первобытных людей, потому что от этого зависели их жизни. В рабовладельческий период происходит отделение умственного труда от грубого физического, физический труд стал уделом рабов, свободные граждане рассматривают его как низкий. Рабовладельцы посвящали себя в основном управленческому, умственному труду, занятиям науками и политикой. Интерес к проблемам профессионального обучения, формам его организации и повышению эффективности в 14-17 вв. стало актуальным. Профессиональное обучение начинает влиять на экономическое и социальное развитие общества. Дети вовлекаются в трудовую деятельность на мануфактурах и в ремесленных мастерских. Всё это диктовало объективную и насущную необходимость дальнейшего развития и создания профессиональных школ. Особое значение приобретают теории и проекты профессионального образования и обучения в трудах англичан: экономиста Дж. Беллерса и философа Дж. Локка которые считали, что избавить людей от бедности можно, только приобщая их к профессии, давая хорошее воспитание и широкое образование. В Древней Руси было развито производство различных бытовых предметов, оружие, посуда и украшений. Развитию профессиональных знаний и умений способствовало принятие на Руси в 988 г. христианства. Для сооружения храмов приглашали лучших архитекторов, строителей, плотников и других мастеров. Профессиональное образование и обучение осуществлялось в процессе труда, во взаимодействии мастера и ученика. При В. Мономахе прославились монахи Киево-Печерской лавры, обнаружившие большие познания в иконописи. В 13-15 вв. самыми распространёнными были профессии плотника, столяра, строитель, сапожник, хлебопёк, ткач, но и в наши дни эти профессии востребованы, а процесс и орудие труда усовершенствованы. Во второй половине 17 в. в России открываются профессиональные школы различного направления. Однако до конца столетия ремесленное ученичество оставалось основной формой профессиональной подготовки, отсутствовала и чётко оформленная система профессионального образования. Пётр I с Татищевым и Гениным создали систему государственных горнозаводских школ. Заводские школы предназначались для низшего сословия, а более престижными считались окружные училища, которые давали общее и профессиональное образование, готовили учащихся к практической деятельности в качестве мастеров и техников. Также открываются земледельческие, горные, коммерческие училища, медицинские школы, готовившие уже специалистов определённого уровня. В 1700 г. в Москве была основана знаменитая «школа математических и навигационных наук». Из неё вышли сотни мореходов, топографов и гидрографов и др. Так в конце 19 начале 20 вв. Сен-Симон, Э. Кабе, Ш. Фурье и другие английские и французские философы положили всеобщность труда, гуманное отношение к детям, всесторонне их развитие независимо от сословий. Оуэн впервые на практике осуществил соединение производительного труда подростков с их обучением и дал пример разумной организации профессионального обучения, что имело большое значение для того времени. Я.А. Коменский - основоположник педагогики как науке. Он считал необходимым готовить подрастающее поколение к трудовой жизни. Его учебник «Мир чувственных вещей в картинках» знакомит детей с разнообразными ремеслами, орудиями труда, технологиями производства. Это позволяет говорить о том, что профессиональное обучение с момента образования весьма прогрессирует. II. Сущность содержания профессионального образования и обучения В процессе обучения реализуется содержание образования, которое выступает одним из основных его средств и факторов развития личности. Содержание образования определяется совокупностью знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутые в результате практических работ. Знания - духовное богатство человека, накопленное в процессе поисков и накопления исторического опыта. Знания важные социальные ценности, которые способствуют развитию индивида и вхождению человека в социум. Содержание профессионального образования - это система знаний, навыков и умений, опыт профессиональной деятельности, который позволяет всесторонне развивать личность, которая подготовлена к сохранению и развитию культуры общества (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). В.С. Леднев считает, что содержание профессионального образования - это содержание процесса изменений качеств личности, необходимым условием которого является организованная деятельность, реализованная через усвоение опыта, воспитания и развития. По мнению Б.М. Бим-Бада и А.В. Петровского, подлежащее усвоению учащимися содержание образования определяет развитие личности и является частью социально-культурного опыта. Образование - это опыт тысячелетий, передаваемый и осваиваемый в процессе обучения, включая в себя культуру поведения, общения, чувств, мышления и практической деятельности. «Двигаясь по тому же самому пути, по которому человечество достигает совершенства, должен пройти каждый человек, рано или поздно» - сказал Э. Лессинг об образовании. Содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами развития человека на том или ином этапе. Это означает, что развитие изменяется под влиянием требованием жизни, производства и уровня развития научного знания. Вообще, понятие образования весьма сложное и неоднозначное. В самом общем определении образование - это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. Образованным человеком можно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев. Следовательно, в понятие образования включены не только знания, навыки и умения как результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг как процесс бесконечно развивающийся в деятельности и общении человека с ему же подобными. Достигается это путем включения человека в важнейшие виды деятельности. Тем самым под образованием человека понимают общественно организуемый процесс постоянной передачи предшествующим поколениям социально значимого опыта, представляющий собой становление личности в соответствии в генетической программой. По своей структуре образование, как впрочем, и обучение представляет собой процесс, характеризующийся такими его сторонами, как усвоение опыта, воспитание качеств поведения, физическое и умственное развитие. В современной отечественной педагогической науке, о чем подробно говорится в работах В.В. Краевского, существуют разные концепции содержания образования, корни которых уходят в прошлое. Каждая из них связана с определенной трактовкой места и функций человека в мире и обществе. Истоки противостояния диктатуры, авторитаризма, с одной стороны, и демократии и гуманизма, с другой, в конечном счете восходят к разному пониманию этих функций: человек - одна из концепций содержания образования трактует его как педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в школе, оставляя в стороне остальные качества личности, такие как способность к творчеству, умение реализовать свободу выбора, справедливое отношение к людям и т.п. Данный подход направлен на приобщение школьников к науке и производству, но не к полноценной самостоятельной жизни в демократическом обществе. Фактически человек выступает здесь как фактор производства. Другая концепция рассматривает содержание образования как совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учениками. «Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения» - И.Ф. Харламов. Это определение не раскрывает характер знаний и умений учащихся и не основывается на анализе всей человеческой культуры. Предполагается, что овладение знаниями и умениями позволит человеку адекватно функционировать внутри существующей общественной структуры. В этом случае и требования к образованию соответствующие: необходимо и достаточно передать подрастающему поколению знания и навыки по родному языку, математике, физике и другим учебным предметам. В современных условиях развития Российской общеобразовательной школы всего этого недостаточно. Решение задач, связанных с функционированием отдельных сфер жизни общества, требует от учащихся не только овладения определенным учебным содержанием, но и развития у них таких качеств, как сила воли, ответственность за свои поступки, за судьбы общества и страны, за охрану окружающей среды, нетерпимость к проявлению грубости, бездушия и несправедливости, недостаточного внимания к техническому и общественному прогрессу и т.п. Развитие у воспитанников именно таких качеств, как отмечает Ч. Куписевич, формирование у них ценностно - значимых запросов и приобщение их к самообразованию. В наибольшей степени соответствует этим установкам гуманистического мышления концепция содержания образования как педагогически адаптированного социального опыта во всей его структурной полноте. Помимо знаний и опыта осуществления способов деятельности, данная концепция включает также опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений. Каждый из отмеченных видов социального опыта представляет собой вид содержания образования: - знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности. Усвоение этих знаний обеспечивает формирование в сознании школьника верной картины мира, вооружает его правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности; - опыт осуществления известных способов деятельности, который совмещается вместе со знанием в умениях и навыках личности. Система общих интеллектуальных и практических навыков и умений, составляющая содержание этого опыта, является основой множества конкретных деятельностей и обеспечивает способность подрастающих поколений к сохранению социальной культуры народа. Опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед обществом. Он требует самостоятельного претворения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных. Этот вид социального опыта обеспечивает развитие способностей у молодого поколения к дальнейшему развитию культуры. Разумеется, самостоятельность и инициативность сформировывают у человека умения творчески работать, складываются у каждого ребенка сугубо индивидуально, но программировать их надо уже в содержании образования и обучения. Опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека, его проявление в отношении к окружающему миру, к другим людям в совокупности потребностей, обуславливающих эмоциональное восприятие личностно-определенных объектов, включенных в ее систему ценностей. Этот элемент содержания образования состоит не в знаниях, не в умениях, хотя и предполагает их. Нормы отношения к миру, к самому себе и подобным себе предполагают не только знание мировоззренческих идей, но и убежденность в их истинности, положительное отношение к ним. Это отношение проявляется в поведении человека, в деятельности практического и интеллектуального характера, убеждений и практических действий. Усвоение школьником перечисленных элементов социального опыта направлено на трансформацию его в личный опыт, социального в индивидуальное на основе особым образом организованной деятельности учащихся. Все перечисленные элементы содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Умения без знаний невозможны. Творческая деятельность осуществляется на определенном содержательном материале знаний и умений. Воспитанность предполагает знание о той деятельности, к которой устанавливается то или иное отношение. Предусматривает овладение поведенческими навыками и умениями. Усвоение новых элементов социального опыта позволит человеку не только успешно функционировать в обществе, быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно. Поэтому школьное образование, во-первых, готовит к жизни, какой она есть, к существующему порядку вещей, но готовит таким образом, что, во-вторых, человек оказывается способным вносить собственный вклад в этот порядок, вплоть до его реформирования. Концепция, рассмотренная выше, ориентирует учителя на специальную работу по формированию в сознании школьника системы общечеловеческих ценностей, гуманного отношения к людям. Таким образом, содержание общего образования, с одной стороны, является важнейшим условием учебно-познавательной деятельности учащихся, так как оно отражает текущие и перспективные потребности общества, с другой оно выступает осуществлением учащимися этой деятельности и тем самым является содержанием личностных потребностей индивида в обучении. Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса, обучение в то же время и специфические качественные отличия. «Будучи многогранным и сложным, специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как процесс познания, управляемый педагогом» - В.А. Сластенин, педагогика, 2002 г. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений, развитие их умственных сил и творческих способностей. Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся, а также путём выполнения различных предметно практических действий в учебном процессе. Но только в процессе обучения познание приобретает чёткое оформление в особой, присущей только человеку учебно -познавательской деятельности или учении. Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально- деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности учащихся. Оно тесно связано также с ценностно-ориентационной деятельностью, имеющей своей целью формирование личностных смыслов и осознание социальной значимости предметов, процессов и явлений окружающей действительности. Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному. Это процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и воспитанники: преподавание и обучение. При этом преподавание должно рассматриваться условно, так как учитель не может ограничиться только изложением знаний - он развивает и воспитывает, т.е. осуществляет целостную педагогическую деятельность. Успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к обучению, их стремлением к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний и умений. Ученик не только объект обучающих воздействий, он субъект специально организуемого познания, субъект педагогического процесса.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |